Междействие 3. Рабочий

База Миротворческого корпуса Федеральных вооруженных сил «Йеллоу Форт-14». 08 мая 2339 г.

Выписка из протокола допроса интернированного местного жителя.

Допрос проводил подполковник Виллисон (Соединенные штаты Северной Америки в составе Федерации; в протоколе обозначен как О1 – прим.)и штатный офицер-психолог Шан (Объединенная Южная Азия в составе Федерации; в протоколе обозначен, как О2 – прим.).

Допрашиваемое лицо – мужчина, 51 год, назвал себя рабочим изремонтной бригады.  Доставлен в числе других эвакуированных жителей из убежища с объекта «Факел», он же «Аэродром». Гражданское лицо, оружия не имел. Из документов – только старый паспорт гражданина Гуэннохорской Империи (В протоколе обозначен как У – прим.)
Допрос проводился с помощью штатного  механизма-переводчика модели CRI-4220|61 на официальном языке Гуэнехор.

О1 - Здравствуйте, сэр. Прежде всего, поздравляю вас со спасением. Вы находитесь на той самой базе пришельцев, о которой много слышали. Будьте добры, назовите свое имя и должность.

У – Пришельцы, значит… Вот оно как… Значит, есть там еще кто-то… (Болхианец показал рукой на потолок – прим.). Конечно-конечно… Буру Квам. Должность, говорите… Да, кем я только не работал… Я ведь сам рабочий с завода…И механиком приходилось быть, и строителем, и даже могильщиком подрабатывал… На скольких объектах работали, сколько домов строили… Зря только… А так… И ремонтник, и механик, и электрик… Даже на железной дороге работал. Недалеко здесь метро строили…

О2 – Все ли в порядке? Вы получили питание? Вас осмотрели врачи? Назначили вам лечение?

У – Да. вроде все слава богу… Давно так не ел. Спасибо вам за всех…

О1 – Не стоит, сэр, разумные существа должны помогать разумным существам. И сохранять жизнь во Вселенной.

У – Если бы все так думали…

О2 – А сколько вам лет?

У – Пятьдесят один… Тридцать четыре года трудового стажа!

О2 – С самой юности работаете?

У – А как же?! Я ведь из простой рабочей семьи… Не из богачей каких-нибудь и не из партийной верхушки… Нам просто так куска хлеба никто не поднесет… Хочешь жить – вкалывай… У меня отец был шахтером, его завалило, когда мне пятнадцать было… А у меня мать и сестры… Я единственным мужчиной остался. Кто семью кормить будет? Вот так- то… Я в свое время неплохо зарабатывал, кстати.

О2 – Вы – настоящий мужчина, это уж точно… Вон, какой здоровенный… И ручищи, как кувалды!

У – Это еще что… Видели бы вы раньше… Я костыль* с одного удара вколачивал!

О2 – Прекрасно! Я думаю, вы наберетесь сил и еще принесете пользу обществу.

У – Было бы хорошо… Вы не подумайте, я не паразит, не нахлебник какой… Меня даром кормить не нужно, я и сейчас работать могу… Что-нибудь починить, что-нибудь отладить… Строить опять же… Я думаю, рабочий человек всегда нужен, верно? Вот только беда, - инструменты-то мои в том убежище остались… А какой я работник без инструментов?

О1 – Скажите, а вот вы говорили, что работали на строительстве метро? До войны еще?

У – И до войны, и после… Я ведь как войну-то пережил… Наша бригада как раз под землей была… Мы на проходческом щите работали… Как сейчас помню, в тот день еще так работа хорошо шла… Думали, за день целый метр пройдем. А потом, в девять тридцать два…началось.

О1 – Вы и время помните?

У – Так многие выжившие запомнили… Как раз на часы посмотрели, и тут как тряхануло… Думали, землетрясение. А тут свет отключился, просадки начались… На станции люди с поверхности хлынули потоком. Обгоревшие, обожженные… Кто в чем…Орут, плачут, крик стоит, как в преисподней. Ну, нам бригадир и сказал, - можете уже, ребята и не торопиться никуда!

О1 – А что было потом?

У – Двое суток сидели на станции, потом появился какой-то хмырь в штатском. Сказал, что из органов… Спросил, кто здесь метростроевец, железнодорожник, буровик… Нашлось нас человек тридцать в общей сложности. Вывели нас через тоннель в какой-то бункер, потом там на мотодрезину посадили, и поехали мы куда-то под землей… Хм, столько работал в метро, а и понятия не имел, что тут за стенкой другое метро есть!.. Вот так и оказались мы в каком-то секретном стройотряде за городом. Ну, опять же, харч есть, крыша над головой есть, работа есть… Только я о семье все думал… Верил, что выжили… Потом только узнал, что ракета прямо … в наш квартал… Одна яма только…

О2 – Квам, вы не курите? Угощайтесь, если хотите?!

У – Благодарю, не откажусь, господа… (Допрашиваемый закурил, находясь в состоянии глубокого эмоционального кризиса – прим.). Спасибо, господа пришельцы, дай вам бог здоровья… Умм, какие ароматные… Я уж даже не спрашиваю, какой-то аромат, у вас там наверное, свои ароматы есть… Хорошие у вас папиросы, спасибо… Простите, вы не сочтете за наглость, если…

О1 – С запасом что ли взять хотите? Да, пожалуйста! Только по вопросу курения, - у нас не везде можно! Спросите потом, где и в какое время разрешено.

У – Благодарю… Какой только дряни не курил в последнее время… А это прямо королевское курево.. Вы не подумайте, я и отработать могу! Вот только инструмента жалко…

О1 – А что вы строили? Что за метро секретное.

У – Вы уж извините, но вообще я подписку давал о секретности… Считайте, что слово дал… Простите, сказать не могу.

О1 – Ну и не говорите. Вы только скажите, на восток дорогу строили?

У – Нет, на север. Почти двадцать аха прошли (Аха – местная мера длины, примерно 0,7 миль, - прим.)

О1 – Так там пусто! Нет, нет, не говорите, если не хотите…

У – Говорят, что там пересадочный узел… Дальше дорога на восток, за горы. Ой, я же не должен говорить!

О2 – Нет-нет, молчите, больше ни слова! Сэр, как вам не стыдно, человек же подписку давал о неразглашении!

О1 – О-кей, молчу! Квам! Вы если не хотите, не рассказывайте, мы вас не заставляем. Мы все понимаем… Мы и так знаем, что проход через обычное метро, через станцию «Проспект Процветания». Этого уж точно можете нам не сообщать!

У – Ну, там еще один проход есть через «Аэтсию». «Аэтсия» - конечная станция метро на синей ветке…

О2- Молчите, Квам! Ну что вы, в самом деле?! Я хочу вам добра! Этому господину все интересно, вот он расспрашивает!

У – Все-все, молчу… Я и так на высшую меру уже наговорил…

О1 – Никто никакую высшую меру к вам не применит! Мы вас в обиду не дадим! Здесь действуют законы Федерации. Аэтсия – это, если судить по картам, северо-восточная окраина столицы?

У – Именно так. Туда должна была идти синяя ветка метро. Дальше поля да леса…были раньше. Окраина города, обычные спальный район для рабочих и служащих. Вот только есть две станции «Аэтсия». Одна – обычная,  для простых смертных. Там перед самой войной несколько новых кварталов построили, потом игорный дом для богачей, театр, кинозал. Большой торговый комплекс. А мы работали на закрытой, секретной ветке, которая идет параллельно, на север. Поганое это место…

О1 – Почему? Трудный грунт?

У – Не то слово… Костей там много. Человеческих костей. Наши бригады то и дело на целые залежи натыкались. Город сгорел, никого не осталось… Трупы никто не хоронил, а костей под землей полно. Нам старший бригады говорил, что тут, дескать, древнее кладбище было. Вот только кости там часто попадались…пулями пробитые. Нам и сказали, чтобы глупых вопросов не задавали, если не хотим, чтобы на поверхность выгнали. А я бы и не против был бы на поверхность… Если не жену с сыном, хоть дочку поискал бы… Она у меня старшая, замужем за хорошим человеком… Да и жили не в городе, а в богатом районе. «Шестнадцатый квартал», так это называлось. Там и собственное убежище было, на тысячу человек. Может, и уцелели…  А с другой стороны страшно, да и радиация… Думал, потом, когда на поверхности полегче станет, уйду.

- О1 – Как вы сказали? «Шестнадцатый квартал»?

- Да, там несколько элитных небоскребов построили. Много денег на строительстве своровали, наверное… Господа пришельцы, может, узнаете, жив там еще кто-нибудь?

О1 – …В общем-то мы не планировали туда экспедиции. Есть сведения…

О2 – Там уже была экспедиция… Объект заброшен. Оттуда все ушли, еще лет пять назад. Ни души вокруг…

У – Ну да, ну да… Может, на восток ушли… Там, говорят, не бомбили особо-то… Может и моя дочка тоже … Эх… И инструмента нет…

О2  -Вам так дороги эти инструменты? Вы про них уже в третий раз вспоминаете!

У – А как не вспоминать?! Вы поймите… Жена с сыном сгинули… Дочь с внуком неизвестно, жива ли… Только инструменты у меня и остались, я за них держался. Бывало, станешь что-нибудь починять, и снова человеком себя чувствуешь, вроде как голова делом занята…Набор инструментов мне жена подарила, ну кое-что я сам прикупил потом… Они как связь между мной и тем миром, иногда, кажется, что еще тепло рук их хранят…У меня инструменты-то еще довоенные были, высшего качества! Пойди найди сейчас такой! Двадцать лет, считай, при  мне, и как новые. Память опять же…о том времени, когда можно было запросто в магазин зайти и купить, выбрать, поторговаться… А так вот…сидишь за заднице… руки пустые…и думаешь… Зачем они все пропали, а я вот…живой сижу, здоровый..?! И хоть бы что! Раньше хоть работал…пользу приносил… А сейчас, сижу вот…бесполезный… Я раньше ругался,  мол, работа тяжелая, а другие, мол, сидят в конторах, бумажки перекладывают и деньги рубят ни за что! А сейчас вот… вспоминаю… Какое это было счастье, - идти на работу по утреннему городу! Вокруг люди спешат, в автобусе ругаются, машины по дорогам едут, мамаши детей в садик ведут… А вечером с работы, домой… Вот что человеку надо, на самом деле! Жить, чтобы дома ждали… И работать… Чтобы не за страх, а за совесть… А то вот думал, что всегда так будет… А вот и нет! Оказывается даже та рутина, которой мы всегда занимались…она тоже свою ценность имеет… Чтобы человек не оскотинился…

О2 – Не волнуйтесь, мы что-нибудь попробуем придумать… Тех инструментов уже, конечно, больше не существует… Но что-нибудь найдем, я думаю…

О1 – А что с вами потом было? Метро-то вы достроили?

У – А куда оно денется… Конечно…

О1 – А как вы на объекте «Аэродром» оказались? Это же почти двести аха от столицы?

У – Да уж пришлось помыкаться… Из последнего убежища нас просто выгнали. Сказали, что рабочие больше не нужны в таком количестве, все равно от нас, мол, толку нет… Как же от рабочих толку нет, когда в том убежище нами каждый болтик закручен был. Дай материал, хоть вторичный, тогда и работу спрашивай! С материалом, говорит, каждый дурак сделает! Баба там руководила, любовница одного партийного члена! Сказала, что мы дармоеды, и самые бесполезные люди. Мы, ремонтники! Хорошо, ребята гвардейцы душевные попались! Поделились с нами оружием, РХБЗ, а несколько человек сами договорились драпать от этой дуры! Вот мы вместе всей бригадой и уехали на Аэродром этот, будь он неладен!

О2 – А когда авария случилась, чья была идея атомный заряд взорвать?
У – Главного… Он бы в принципе и прав был, но взрывать-то в шахте надо было! А ее пробурить до определенной глубины не успели!  А потом пришла команда ждать пришельцев. Они, мол, прилетят нас спасать! Мы понять не могли, - как же это? Вы же сами говорили, что пришельцы – злодеи? Ответили только, что мы уже никому ничего не расскажем. Хотели заряд разобрать, но наружу выхода уже не было. Вот так и сидели, ждали вас… Господа пришельцы, вы нас спасли, и я вам хочу добром отплатить! У нас поговаривали, что у вас в вашем бункере наш шпион сидит!

О2 – У нас здесь?

У – Нет, на другой вашей базе… Там, где красный флаг.

О1 – А вы знаете, как он выглядит? Кто он?

У – Кто же нам, простым работягам, это скажет?! Я слыхал только, что его «Низким» называли. Пару раз при обсуждении плана атаки на вас присутствовал, я как раз вентиляционную систему чинил…

О1 – «Низкий» или «низкая»? Человек или машина?

У – Этого уж я не знаю, извините, господа! Человек, наверное… Машина разве говорить умеет?

О1 – Наши умеют… А почему «низкий»?

У – Офицер, который говорил, он хлодар… Уроженец Хлодарии. А я их наречие знаю немного… По-ихнему, «риссирп» - это «низкий». Вот только у них пола в языке нет. Так что, поди знай…

О1 – Пожалуйста, расскажите все, что слышали в этом разговоре, и я вам лично набор инструментов подарю, и еще блок курева в придачу!

У – Ох, боги!.. Надо вспомнить… Вот слышал я еще кое что…

ПОЯСНЕНИЯ И РАСШИФРОВКИ - *

Костыль железнодорожный - огромный гвоздь, предназначен для скрепления рельс и деревянных шпал в железнодорожном полотне.


Рецензии