Новое...

        - Меня одолевает страх, – именно с этих слов начал разговор осенью две тысячи семнадцатого года автор произведения о Понтии Пилате Мастер с посетившим его старым знакомым Воландом. Последний уже достаточно давно круто изменил его жизнь.

        - Вы меня удивляете. После всего того, что Вам пришлось вынести ради спокойной семейной жизни с Маргаритой, чувство страха должно быть Вам не ведомо. Кстати, как поживает хозяйка моего весеннего бала в Москве? – поинтересовался Воланд.

        - Она счастлива. Заботится, чтобы мой разум вновь не затуманился, и до сих пор перечитывает моё единственное произведение, восхищаясь им.

        - Вас по-прежнему мучает мысль о том, почему ей нужно было тогда оставить Вас?

        - Уже нет. Только сейчас я понимаю, как она меня любит, и как бы мы страдали друг без друга, если бы она меня тогда послушала, – ответил Мастер.

        - Вы говорили, что Вас мучает страх. Раз у Вас всё хорошо с Маргаритой, то чего же Вы боитесь? – решил узнать Воланд.

        - Понимаете, когда я писал историю про Понтия Пилата у себя в подвале, меня не покидала муза, и я мог записывать свои мысли на бумагу без перерыва на сон и отдых, а тут я провожу много времени за тетрадками, но до сих пор ничего не написал. Я боюсь, что уже никогда не смогу написать новое произведение и, что Маргарита так и будет вынуждена перечитывать мою единственную историю – объяснил Мастер свои переживания.

        - Не вижу в этом ничего страшного. Много на свете было писателей одной книги, например, Маргарет Митчелл, написавшая «Унесенные ветром», Эразм Роттердамский с произведением «Похвала глупости», и все они ничуть не хуже тех писателей, кто создал сотни произведений, – успокоил Воланд Мастера.

        - А я хочу написать хотя бы ещё одно произведение, но не знаю о чём! – возразил Мастер.

        - Вы приложите много усилий ради рассказа, а Вас постигнет та же участь, что и Александра Сергеевича Грибоедова. Он написал много произведений, но большинство людей знают и читают только его комедию «Горе от ума». Оставьте эту затею. Своё главное произведение Вы уже написали.

        - Помогите мне. Маргарита рассказывала, на что Вы способны. Мне неудобно просить, но Вы – моя последняя надежда. Хотя бы намекните, о чём писать, – просил Мастер.

        Во время этого разговора они подошли к дому Волонда, и тот пригласил Мастера войти. Внутри была просторная гостиная, в которой они и сели за стол. На нём стоял глобус, известный Мастеру только из рассказов Маргариты.

        - Я уже говорил Маргарите, что никогда нельзя просить кого-либо сильнее вас о чём-то. Сами предложат. Но Вам в помощи не откажу, ведь для Вас это важно, также как и присутствие на моём балу хозяйки. Тогда мне помогла Маргарита, сейчас я помогу Вам. Взгляните на глобус и найдите Москву, город, в котором мы с Вами впервые встретились. Приглядитесь внимательнее, и Вы увидите, что город, да, впрочем, и вся Россия готовится к празднику, посвященному событию, случившемуся сто лет назад, за тринадцать лет до Весеннего бала в Москве, благодаря которому я познакомился с Маргаритой, а позже и с вами, – сказал Воланд.

        - Вы имеете в виду Октябрьскую революцию? – спросил Мастер, перебив Волонда.

        - Да, именно это событие, я считаю, отлично подойдет в качестве темы вашей новой книги, а мировое значение революции сделает произведение известным, – предложил Воланд.

        - Занимательная идея. Только об этом событии уже написано много книг и в нынешнее время снято немало фильмов. Выходит, что я просто напишу то же самое, что и другие литераторы и сценаристы, писавшие об Октябрьской революции, – высказал свои опасения Мастер.

        - А Вы напишите о революции, полагаясь только на фильмы про неё. Используйте режиссёрское видение и представление данного события, чтобы описать его в своём произведении. Не читайте книги, чтобы не повторять чужие мысли лишний раз. Многие фильмы передают всю суть Октябрьской революции ничуть не хуже любой книги о ней, – посоветовал Воланд.

        - Как? Разве можно писать об историческом событии такой значимости, не опираясь на книги? – изумился Мастер.

        - Конечно! Вам стоит посмотреть фильм «Ленин в Октябре» режиссёра Михаила Ромма, и Вы будете знать о случившихся сто лет назад событиях не меньше человека, прочитавшего с десяток книг о них, – ответил Воланд.

        - Да? Не смотрел. Может, Вы расскажете подробнее о нём? – попросил Мастер.

        - Слушайте. Фильм начинается с улицы Санкт-Петербурга, где люди разбирают газеты, чтобы узнать о надвигающемся противостоянии Временного правительства и большевиков, а то, что оно обязательно случится, понимали все. Пока Ленин, тайно вернувшийся в Россию, выступает за скорое начало революции, рабочие и солдаты делают всё возможное, чтобы в ней победили именно большевики: собирают оружие, портят технику, отказываются воевать…
        Фильм достаточно хорошо показывает, почему у Временного правительства не было шансов победить: ведь верили не в него, а в Ленина. И эта вера была не безосновательна, потому что пока Владимир Ильич, хоть и тайно для самих рабочих, но общался с ними на равных, Временное правительство называет их восставшими рабами! Именно поэтому в конце фильма Ленин смог благодаря рабочим привести государство к власти Советов.
        Вот и всё что я могу рассказать.
        Да что же я сижу и даже чай Вам не предложу. Гелла! не найдется ли у нас кипятка? Чай нужно подать гостю, - попросил Воланд свою служанку.

        - Спасибо, не надо. Я не голоден. Благодарю за рассказ, а между тем я вспомнил фильм «Человек с ружьём» режиссёра Сергея Юшкевича, в котором главный герой Иван Шадрин подобно Вам просил кипяток для чая и случайно встретился с Лениным, которого не узнал даже во время разговора. Представляете? – удивился Мастер.

        - Ничего удивительного, ведь Владимир Ильич еще в первом фильме скрывал свою личность, из-за чего в народе ходило много версий о его внешности. А фильм этот я знаю. Хороший, – ответил Воланд.

        - Несомненно, хороший! Ведь именно в этом фильме показано самое главное, ради чего всё это было, ради чего люди могли отдать свои жизни. Ради свободы! Да, именно ради неё сражались рабочие, солдаты, крестьяне. Ведь, что ни говорите, а Временное правительство из предыдущего фильма, назвавшее всех их восставшими рабами, сказали правду. Ведь в определенной степени они действительно ими являлись, что доказывает случай, когда Шадрин в Царском селе берёт в плен генерала, а тот кричит на главного героя так, что он с испугу отдает ему честь. Разве свободный человек сделал бы такое? Никогда! И Ленин против этого. Ведь недаром он говорил, что «в следующий раз солдат перед генералом не оробеет!» – закончил Мастер.

        - Чтобы увидеть Октябрьскую революцию в цвете, я напоследок хочу посоветовать Вам один цветной фильм. Это кинолента режиссёра Сергея Васильева «В дни Октября», – сказал Воланд.

        - Я знаю этот фильм. Маргарита рассказывала о нём. Она говорила, что в этом фильме Ленин предстаёт не только как вождь революции, но и как любящий муж, заботящийся о своей жене Надежде Константиновне Крупской, – сказал Мастер.

        - Да. Именно этот фильм. Именно в нём впервые мы видим Троцкого, Каменева и Сталина, которые имели огромное значение для революции, но из-за запрета на их показ всегда оставались за кадром. Именно этот фильм озвучил народную идею о том, что Ленин – это зло, посланное с Запада с целью вывести Россию из войны посредством революции. Но она была высмеяна верящими во Владимира Ильича солдатами. Теперь, я полагаю, Вам хватит знаний и представлений советских кинорежиссёров, чтобы написать новую книгу к столетию Октябрьской революции.
А сейчас Вам уже пора. Засиделись мы, за окном темно, - заметил Воланд.

        - Вы совершенно правы! Я вам благодарен за помощь. Мне действительно пора. Маргарита уже наверняка переживает. Спасибо большое. Прощайте! Прощайте! – простился Мастер с Воландом.

        - До свидания, - ответил Воланд.

        Но мастер уже не слышал его. Он бежал домой. А, добравшись, извинился перед Маргаритой за то, что пришел так поздно, и сел писать. Так он просидел всю ночь. Давно Маргарита не видела, чтобы Мастер столько писал. Казалось, что муза вернулась к нему. Но это было не так. Сколько он ни писал и ни переписывал - ничего не выходило. С большим трудом Мастер смог написать своё новое произведение. Но всё, что он в нём написал, был лишь пересказ его недавней беседы с Воландом, свидетелем которой стали и Вы, мой дорогой друг.


Рецензии