Бхагавад-гита. Глава 13. Стихотворный перевод
Йога различения Поля и Знающего Поле
Арджуна сказал:
Про Пракрити и Пурушу,
Поле, Знающего Поле,
Знание и Цель познанья
ведать я хочу, Кешава.
Шри Бхагаван сказал:
Это тело, Каунтейя,
называют кшетра – Поле.
Кто познал его, зовётся
мудрыми Познавшим Поле.
Знай Меня Познавшим Поле,
что во всех Полях, Бхарата.
Знать Познавшего и Поле –
знаньем истинным считаю.
Поле то в своей природе,
измененья в нём; откуда,
что оно, что в нём за сила,
кратко от Меня услышишь.
Прозорливцами воспето
много раз в различных гимнах,
и в разделах Брахма-сутры
то доказано бесспорно.
Первоэлементы, личность
разум и непроявлённость,
десять индрий и один ум,
пастбищ пять, где все пасутся ;
что желанно и отвратно ,
счастье-боль, сознанья сила ,
убеждённость, измененья –
в кшетре – всё, как говорится.
Скромность, искренность и честность,
ненасилие, терпенье,
чистота, служенье гуру ,
стойкость, самообладанье;
к чувств объектам беспристрастность,
себялюбия лишённость,
видение причин рожденья,
смерти, старости, болезни;
отрешённость, отстранённость
от привязанности к детям,
к жёнам, к дому, к прочим; ровность
к вожделенному, к плохому;
связанность со Мною только
бхакти-йогой неизменно,
предпочтя уединенье,
а не общество людское;
размышлять о своей сути,
видеть Бога высшим знаньем –
это Знаньем называют,
а Неведеньем – иное.
То, что должно знать, скажу Я.
Зная то, в бессмертье входят:
Высший, безначальный Брахман –
Он и Сущий, и не-Сущий.
Повсеместно стопы, руки,
очи, головы и лица,
уши. Он во всей вселенной,
всё объемля, существует.
Сквозь игру всех гун сияет
в индриях, но их лишённый.
Не касаясь, Он всё держит.
Вне гун, наслаждаясь ими.
Он внутри и вне живущих,
Он подвижен и недвижен,
слишком тонок для познанья,
Он – Тот, что далёк и близок.
Неделимый, но в живущих
Он есть как бы разделённый.
Знай Его: Он – Вседержитель,
Поглотитель, Прабхавишну .
То есть Свет светов. Он выше,
запределен Тьме, считают.
Знанье, цель, объект познанья;
в сердце каждом пребывает.
Это кратко всё о Поле,
знаньи и объекте знанья.
Преданный Мне, то познавши,
в Бытие Моё приходит.
Про Пракрити и Пурушу знай,
что оба безначальны.
Изменения и гуны,
знай, исходят от Пракрити.
Следствие – причина – действо –
от Пракрити, так считают.
А Пуруша – счастья-горя
даёт опыт, так считают.
Пуруша внутри Пракрити,
наслаждаясь в её гунах,
обретает воплощенье
в радости или в страданьи.
Он – Свидетель, позволяет ,
Он – Поддержка, Он вкушает ,
Махешвара , Параматман
в теле Он – Высший Пуруша.
Кто познал Того Пурушу
и Пракрити, её гуны,
где бы и каким бы ни был ,
вновь рождён уже не будет.
Кто-то сосредоточеньем
в себе Атман постигает,
кто-то – через размышленье,
а иные – йогой действий.
Есть и те, кто в том несведущ,
только слушая ученье
от других, одолевают
смерть, вовлекшись в то, что слышат.
Где бы кто ни зарождался
средь подвижных и недвижных, –
кшетры–кшетраджны единство
это – знай, о тур-Бхарата.
Равно в каждом из живущих
Парамешвару кто видит –
неизбывного в конечном,
видя То – воспринимают .
Равно кто повсюду видит
всеприсутствие Ишвары,
станет сам неразрушимым
и достигнет Высшей Цели .
Те, кто видят, что Пракрити
действия все совершает,
видят Атман вне деяний,
видя То – воспринимают.
Когда видят всё живое
как раздельное в Едином,
от Него происходящим,
в Брахмана тогда и входят.
Безначальный и без качеств
неизбывный Параматман,
хоть Он в теле, о сын Кунти,
но без действий, не запятнан.
Как пространство, что повсюду
тонко и не загрязнённо,
пребывая в каждом теле,
так же Атман не запятнан.
Как весь этот мир лучами
Солнце озаряет, так же
Поле – кшетру – Тот, Кто в Поле
озаряет всё, Бхарата.
Поле, Знающего Поле
различит кто мудрым взглядом,
знает выход из Пракрити,
Запредельного достигнет.
Свидетельство о публикации №221100701781