Енот Листик, барсук Храпун и статьи на букву О

                ***

«Ну вот, - все, как ты хотел» - говорил барсук еноту, когда оба сидели на стволе дуба, намедни сраженного молнией. «И октябрь уже, - продолжал свою мысль барсук, - и почти что золотая осень, пусть и не везде, и дождей уже вторую неделю нет». Енот Листик ничего не ответил. Он, казалось, и не слышал этих слов, а сидел и читал какую-то большую книгу. Похожие книги лежали рядом на траве. «И что там все читаешь, не обращая никакого внимания на то, что я говорю?» - не выдержал барсук.
- Тома всемирной энциклопедии, – наконец-то ответил Листик.
- И где ты их взял? Что-то я  не припомню у тебя такого..
- Нашел не так давно в дупле одной большой липы – там, у реки. Часть томов все еще там.
- И что ты так внимательно просматриваешь?
- Это том энциклопедии на букву «О».
- И в нем есть что-то интересное?
- Да, как и у всех томов. Безумное соседство несовместимых понятий.
- Например?
- Можно привести, какие угодно примеры. Взять хотя бы этот том. Вот, допустим: что общего у Одеона и одержимых?
- А что такое Одеон?
- Здание, в котором проводились музыкальные состязание в древности.
- Может, там соревновались одержимые?
- Поющие одержимые.. Одержимые пением.. Любопытно.. Но одно меня все-таки поразило в этом томе.
- Так говори же.
- В нем есть иллюстрации к статьям - обезьяны, облака, обсерватория, овощи, овцы, олени, орлы. Но самих статей нет.
- Куда же они подевались? Вырвал кто-то?
- Да, непохоже. Сам посмотри. И нумерация страниц обычная, не видно пропусков.
- И как же все это понимать?
- Не знаю. Но одна догадка у меня есть. Впрочем, ты скажешь, что это очередная фантастика.
- Ладно, рассказывай..
- Я вдруг решил, что вот в нашем лесу нет, и никогда не было, - обезьян, обсерваторий, овощей, овец, оленей. Да и орлов я тоже что-то не видел.
- И я не видел. И, смотри, вторую неделю ясно – облаков на небе тоже нет.
- К чему ты клонишь, я что-то не совсем..
- А к тому. Может, в нашем лесу нет этого всего – потому что этого нет во всемирной энциклопедии?
- Ну, это что-то уж совершенно несуразное придумал, Листик! Хорошо, допустим, у нас нет того, чего нет в этой энциклопедии, но у нас ведь нет и многое из того, что в ней есть! Ты же сам упомянул про Одеон и одержимых – так у нас и этого нет!
- Одеона нет точно, а одержимые -  если только мы с тобой..
- Вот видишь.
- Но я говорил только об отсутствующих статьях. О том, что могло бы быть у нас, но нет.
- И обсерватория?
- Почему нет? Я люблю наблюдать за звездами..
- Скажи, а в остальных томах ты находил что-то подобное?
- Вообще-то да. В томе на букву «П» - есть иллюстрации, но нет двух статей: птицы домашние и пытка.
- Конечно, домашних птиц у нас нет. А насчет пытки – даже не знаю..
- Если только пытка золотой осенью. Но это ведь и не пытка в обычном смысле слова..
- Кстати, а статья «Осень» в тому на букву «о» - есть?
- Да, есть. Она идет вскоре после статьи про орлов. Сейчас, я даже помню: страница 587я. Так, вот.. Где же она? Смотри-ка: иллюстрация есть. А статья куда-то делась: что такое тут творится?! Посмотри сам: сохранилась же статья «осенняя окраска листьев», затем должна быть осень, - но тут дальше осетры и осина. Что же это такое?
- Но не может же статья куда-то перекочевать, если все остальные на месте! Будь и соседние статьи не на месте, - тогда бы я еще подумал, что какие-то листы выпали. Листы выпали с осенью – как символично получилось бы!
- Перекочевали? Неужели.. Сейчас.. Я поищу здесь.. Вот же! Вот! Смотри! Она здесь!
- Листик, ты чего? С ума сошел!
- Нет! Вот она, осень! Только теперь страница 620, и она между статьями «Осы» и «Осязание».
- Но это не по алфавиту!
- Да, но тут, видимо, какой-то свой алфавит?
- Что за ерунда!
- И все-таки какой-то смысл в этом есть. Оса и осязание. Да, осень сейчас желтая как оса, и она кусает нас.. Осязание меняется.. Мы становимся другими..
- Похоже, не только мы. Энциклопедия твоя, как видишь, тоже становится другой. Кочующая статья – кошмар какой!
- Ага. Хотя кошмара особенного нет. Я теперь начинаю сомневаться – а найдем ли мы ее на прежнем месте, если заглянем в энциклопедию завтра?
- Теперь уж и не знаю..
На следующее утро друзья снова сидели на стволе дуба. И енот Листик снова листал тома энциклопедии. Теперь он просто кричал: снова! Снова статьи нет на прежнем месте!
- Может она вернулась туда, где была раньше? – осторожно предположил барсук.
- Нет, я проверил. ЕЕ там нет. Но я нашел ее в другом месте. Теперь она в томе на букву «П», страница 460 – между статьями «попугай» и «попугай-рыба».
- Еще хуже! Что теперь делать нам?
- Да ничего. Ну да, попугаи разноцветные, и попугай-рыбы – тоже. Хотя ни те, ни другие у нас не водятся. Метафоры осени, - а как же.. Она ведь тоже разноцветная..
- Ты о чем, Листик?
- Я, кажется, понял, почему осень в энциклопедии стала перебегать из одного места в другое. Это же золотая осень теперь у нас – и она скрывается под разными метафорами! Она не желает показываться без метафор, ибо этого мы не выдержим..
- Как-то уж слишком мудрено..
Но когда на следующий день статья «осень» оказалось уже на 275й странице тома на букву «С» - между статьями «сенсуализм» и «сентиментализм», - ни енот, ни барсук не были удивлены. Они просто сидели на стволе дуба и глазели на чудо осени, постоянно скрывающееся в одном месте и открывающееся в другом..


Рецензии
А я вспомнила, как в детстве любила листать родительский Советский энциклопедический словарь и дедову военную энциклопедию... Хорошая сказка...

Ольга Туроверова   08.10.2021 01:46     Заявить о нарушении
Да, листание энциклопедии - почти мистический жанр

Боб Жмуркин   08.10.2021 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.