Находка Крома

Кром осторожно пробирался по каменистой осыпи, ежесекундно ожидая непредсказуемого оползня. Его целью была увиденная накануне щель в скалах, образовавшаяся, видимо, в результате недавнего сдвига горных пластов. Юноша был свободным охотником, в задачу которого входили поиск и сбор артефактов разрушенной в ходе ядерной войны цивилизации. Сам Кром родился гораздо позже военных действий и знал о них совсем немного, только то, что пересказывали старейшины в часы поминальных молитв.

Среди находок, которые разыскивали свободные охотники, особенно ценились книги и оружие. Часто им попадались другие предметы, назначение которых для охотников оставалось тайной. Эти найденные вещи, всё равно, доставлялись в поселение. Старейшины совещались, глядя на них, принимая решение отвезти их на обмен или использовать самим.

Обменять вещи и книги можно было в городе под куполом, который располагался в нескольких десятках километров от поселения охотников. В зависимости от ценности находок поселенцы могли получить от представителей города пищевые концентраты и лекарства, которые использовали все жители общины. Оружие и боеприпасы к нему, найденные в поиске, внимательно изучались и, по возможности, оставались охотникам и защитникам посёлка. Налёты грабителей и хищных мутировавших зверей не были редкостью в этих краях.

Свободным охотником становились с детства. Особого выбора у мальчишек в общине не было: если ты не хиляк, то учись наблюдать, защищаться и убивать. Для этих целей годилось любое оружие и предметы, которыми ученики овладевали в совершенстве. В обязательном порядке подрастающее поколение учили драться руками и ногами, лечить раны и помогать своим соплеменникам.

Кром считался среди охотников смелым и удачливым. Нередко из поиска он возвращался с богатой добычей, которую выгодно обменивали в городе. Любознательный от рождения, юноша научился с помощью одного из старейшин сносно читать старые книги, считать и определять назначения рисунков. Он мог отличить картинку от схемы, комикс от фотографии. Знания, часто, помогали Крому найти ценную книгу в куче всех остальных, что приносило пользу не только всем поселенцам, но и самому охотнику, получающему от старейшин поощрительные подарки.

Сегодня целью охотника было изучение замеченной щели. Она могла быть или входом в подземные помещения с артефактами, или лазом в пустую пещеру, или простой расщелиной в скале. Пока это не будет выяснено, Кром не успокоится.

Тёмный провал всё ближе и ближе. Охотник ступает мягко и настороженно. В любой момент каменная осыпь может поползти или из щели выпрыгнет какой-нибудь зверь. В руке Крома настоящее оружие предков – пистолет (так его называют старейшины). Патронов, правда, маловато – всего 4, но Кром уверен, что этого хватит для меткой стрельбы, которой его, в числе немногих охотников, обучили наставники. Предохранитель снят, палец гладит спусковой крючок.

Кром делает последний шаг к щели, замирает, прислушиваясь к тишине подземелья. Ни звука, ни шороха, ни звериного дыхания. Охотник осторожно проскальзывает внутрь и останавливается справа от входа, прижавшись спиной к стене. Нужно немного времени, чтобы зрение перестроилось на сумерки подземелья. Старейшины учили молодых охотников использовать, как они говорили, полезные послевоенные мутации, связанные с радиационным облучением людей, оставшихся в зонах поражений. Продолжительность жизни у последующих поколений стала меньше, но зато активировалось ночное зрение и звериное обоняние.

Через несколько секунд юноша стал различать размытые силуэты огромных предметов, располагающихся в сферическом скальном бункере. Он медленно пошёл вдоль стены, пристально всматриваясь в окружающее пространство. Через несколько десятков шагов Кром подошёл к подобию широкого стола и большого вертикального приспособления, уходящего высоко под самый потолок бункера. На столе располагались ручки и тумблеры, круглые оконца и непонятные прямоугольники.

Чувство самосохранения шепнуло разуму, что за спиной притаилась опасность. Кром присел и быстро обернулся, готовый отразить нападение. Недалеко от найденного стола юноша различил массивное кресло на колёсиках, в котором сидел скелет в лохмотьях. Его пустые глазницы, казалось, смотрели в упор на охотника. Переведя дух, Кром сделал шаг к мертвецу. На поясе скелета были обрывки ремня и какой-то предмет. Парень протянул руку и ощутил холод металла. Предмет оказался пистолетом.

Осторожно взяв его (были случаи, когда оружие самопроизвольно стреляло), Кром в тусклом свете подземелья осмотрел находку: предохранитель замкнут, обойма с патронами в рукоятке. Уверенным движением охотник отщелкнул магазин. Удача, тот оказался полным. Правда, использовать сразу найденные патроны, даже если они подходили к оружия охотника, старейшины не рекомендовали. В поселении был свой оружейник, который разбирался в тонкостях добытого оружия и боеприпасов. Это умение передавалось из поколения в поколение и ценилось очень дорого. Только после проверки разрешалось использовать найденное.

Юноша положил находку в рюкзак и продолжил изучение подземелья. Медленно продвигаясь по кругу вдоль нескольких столов, он осматривал и обшаривал все установки, в надежде отыскать отдельные артефакты. Пока попадались только обрывки каких-то книг, то толстых, то тонких, которые рассыпались в руках.

Внезапно, после неловкого движения руки, которая сдвинула какой-то рычаг, в недрах бункера что-то заурчало и пришло в движение. Кром уловил вибрации пола, на стене засветился прямоугольник, в глубине его возникло изображение. Юноша никогда не видел работающий телевизионный экран и застыл в изумлении. Из гигантского монитора на него глядел седовласый старик в потёртой годами форме. Он сидел в большом кресле и устало смотрел, казалось, на юношу.

Из скрытых в недрах ожившей аппаратуры динамиков раздался надтреснутый голос. Старик говорил о страшной трагедии, унёсшей жизнь миллионов жителей планеты, о своей вине перед погибшими, о совершённых им и властями ошибках, приведших к катастрофе ответного удара, о тщетной надежде выжить после войны на уничтожение. Старик устал, он потерял всех, кто оставался в этом бункере, он потерял смысл жизни, он хотел покинуть мир, который разрушил своими руками (вернее, ракетами, пущенными в противника по его приказу). В конце своего монолога старик достал пилюлю и, с видимым облегчением, проглотил её. Через пару секунд его тело свело судорогой, и он затих в своём кресле. Экран потух.

Следом засветился небольшой прямоугольник, в котором замельтешили цифры, ожила красная лампочка, которая стала вращаться, отбрасывая кровавые отсветы на стены бункера. Старейшины во время обучения предупреждали молодых охотников, что некоторые найденные старые бункеры могут быть заминированы. Замелькали цифры, включился красный фонарь – беги скорее подальше. Кром не стал испытывать судьбу – рванул со всех ног по кратчайшему маршруту к щели в стене.

Выскочив наружу, он с разбегу прыгнул на каменистую осыпь и покатился вниз. Годы тренировок не прошли даром: охотник удержался на ногах, скользя в потоке камней. На пути возник плоский камень, напоминавший большую ступень. Ловко перебирая ногами, Кром впрыгнул на него, присел и обернулся назад. Из щели, уже высоко над головой, вырвался язык пламени, гора ощутимо вздрогнула, донёсся утробный гул подземного взрыва. На склоне сорвало несколько крупных камней, которые с грохотом покатились вниз, к счастью, мимо юноши.

Вернувшись в поселение и сдав находку оружейнику, Кром поспешил к старейшинам. Его рассказ о найденном бункере и монологе старика с экрана закрыл очередное «белое пятно» новейшей истории о первопричине начала минувшей войны и виновнике, нажавшем первым «красную кнопку» взаимного уничтожения. Безумный генерал был давно мёртв, а его далёкие потомки пытались жить на земле, которую он испоганил движением одного пальца!


Рецензии