Пусть кто-то лучше меня. Но я - это я

И пусть кто-то лучше меня. Но я – это я.

   Да, я признаю наличие того факта, что кто-то лучше меня. Если я разумен и честен, то глупо не признавать факты. Очевидность показывает, что не какие-то отдельные индивиды, а множество людей лучше меня по тем или иным параметрам и характеристикам, это объективная картина, возникающая в процессе жизни и общения с людьми. Кто-то на чуть-чуть лучше лишь в одном качестве, а кто-то во многом и во много раз. Да, люди сравнивают себя с другими. И эти механизмы, программы оценивания, сравнения и анализа для чего-то нужны, раз уж они предусмотрены. Делают ли они людей счастливыми? Нет, как раз наоборот. Но фишка в том, что никто и ничто извне не может сделать нас счастливыми, счастье – это не результат деятельности. Есть подсказки, что именно «не-делание» позволяет человеку попадать в «не-состояние» - быть счастливым. Другими словами, чтобы быть счастливым, нужно пребывать в моменте «здесь и сейчас» и быть собой. А что это значит? А то, что внимание фиксируется на текущем моменте, а не на «себе как самости». И тогда человек не отделён от момента в сейчас, а растворён в нём, являясь его частью и таким же текучим процессом. Не «ты и момент», будто внешний наблюдатель, находящийся в стороне от происходящего, а ты в моменте, из момента в момент. Наблюдатель, конечно же, существует, но в том и фокус, что определить его местонахождение не представляется возможным, ибо тогда должен появиться ещё наблюдатель, определяющий место и время для первого наблюдателя. В таком случае понадобится бесконечное множество наблюдателей, определяющих друг друга. Но Наблюдатель в единственном числе и един. Он как бы существует, но Его и не существует, а потому про Него говорят абстрактно «Я Есть». Понять сущность Я Есть концептуально при помощи логических построений невозможно, но в помощь человеку – трансцендентальное сознание. Об этом много пишется в эзотерической и философской литературе, об этом говорят на сатсангах духовные Мастера со своими последователями и духовными искателями. Там же можно услышать фразы о необходимости «быть собой» и даются интерпретации этого понятия.
   В этом и секрет – быть собой. А что это значит, каждому искателю предстоит понять в процессе познания себя. И не обязательно такое «самопознание» является исключительно интеллектуальным. Оно должно быть интегральным, или многообразным. Но даже до начала самопознания, и ещё раньше, до возникновения самосознания человек как существо уже быть по факту биологического рождения в природе. То есть, если нас угораздило родиться на Земле в человеческом теле, то мы относимся к виду человеческих существ, особому виду животных, но в процессе роста и развития нам только предстоит стать человеком. А со многими этого так и не происходит в течение их жизни, что тоже факт, если слишком много животного в их индивидуальной природе. К тому же, наблюдается сходство людей с тем или иным видом животного мира, каждый будто является проекцией какого-нибудь животного или насекомого, только уже в человеческой форме. Видимо отсюда пошли связи с тотемными животными и различные гороскопы, деление на типажи. Но и большинство из тех, кто более успешно прошёл социализацию, подавив в себе животное начало и в ком посеяна была мораль, получившие общие представления о человеческом общежитии и устройстве мира, приобщившиеся к поверхностному слою культуры и истории, так и не становятся в полной мере развившимися людьми, полноценными и гармоничными, потому что превращаются самим социумом в инструменты и функции, образно выражаясь в «винтики и шестерёнки», то есть они уже не животные, а машины в виде людей (или люди в виде машин).
   Тем не менее, все эти люди (а мы вынуждены ко всем применять это название), как с ярко выраженным животным началом, так и механические куклы-зомби, вполне могут в своих качествах и проявлениях оказаться лучше тебя: сильнее; здоровее; красивее; практичнее; умнее; чувствительнее; удачливее. Да и разобраться нужно, куда себя-то отнести: «к умным или к красивым», к животным или к механическим куклам?
   Но разве мне, идущему по пути самопознания следует ориентироваться на «среднюю массу», даже отдавая себе отчёт, что она колыбель и среда обитания для всех человеческих существ? Нет, не следует. Мне претит «быть как все». Может, в таком случае необходимо ориентироваться на тех, кто являются сильными и яркими Личностями и Индивидуальностями? Да, так оно и происходило в период социализации – развития и становления моей личности. Но потом в этом направлении произошла заминка и остановка, пришлось заново переосмысливать происходящее. Существуют общечеловеческие идеальные (идеализированные) примеры для подражания, повторения и следования образцам – титаны человеческой мысли и духа, физической и астральной мощи, добрые и любящие сердца, сострадающие всему живому. Это могут быть мудрецы, маги, герои, праведники, святые и духовные Учителя человечества. С интересом знакомился с такими примерами, черпал в них вдохновение, искал знаний. Не без того, что был замечен в некоторых «духовных сообществах» и некоторое время крутился и тёрся в таких тусовках. Был вытолкнут отовсюду внутренним импульсом, который в определённый момент возникал в виде чувства: да хватит уже, не твоё это. И шёл искать дальше своё. А вот каким должно оно быть понятия не имел. Выучив полагающиеся мне уроки и получив необходимые опыты, поразмышляв крепко, пришёл к пониманию, что «своё» уже находится во мне изначально, и шастал я повсюду лишь за тем, чтобы увидеть это и обрести доверие к себе, а в итоге – принять себя. Обстоятельства, люди, ситуации и отношения были мне в помощь, и посылало их Пространство. Покопавшись в себе обнаруживаешь, что многое из «своего» вовсе и не твоё по природе, а приобретённое в процессе проживания жизни в мире, заимствованно от других добровольно или навязано другими в виде правил, обязательств, представлений, суждений, знаний, да и чужого опыта. Опять же, возникает понимание, что не обязательно от всего багажа и содержания сразу же нужно отказываться и освобождаться, зато необходимо с ним разотождествиться. Признать, что это не «моё» и уж тем более не Я. Пусть себе лежит, разве что можно по сортировать и разложить по полочкам, чтобы было удобнее пользоваться при необходимости.

   Но во мне возникает всё тот же вопрос: должен ли я следовать за кем-то, даже если другой лучше меня, стремиться стать лучше его, соревнуясь с ним и тренируясь ради достижений или быть самим собой? Да, я не стал следовать за массой, за вождями и лидерами мнений, но почему в таком случае следовать за личностью, привлекающей тебя? «Не сотвори себе кумира». Ведь одно дело, когда тебе кто-то нравится и даже восхищает, но совсем другое дело, когда ты начинаешь следовать за кем-то и подражать.

   Нет, всё-таки, следует вернуться к себе и начать с себя. Я-то кто? Кто судит, оценивает, сравнивает, решает? Это я как индивидуальность и личность. В мире заложено соревнование. Если не соревноваться, то как выяснить, кто лучше в действительности? Соревнование способствует проявлению наших качеств и их раскрытия в максимальной степени. Соревнование – это объективация наших характеристик. Мало ли, что мы о себе думаем и кого из себя представляем, нужно на деле, а не на словах или в своих фантазиях, продемонстрировать свои способности, знания, умения.
   И тут в своих размышлениях я выхожу к уже знакомым ориентирам. Стараться стать лучше можно из двух мотиваций. Личностная мотивация и сущностная. Первая подразумевает соревнование с другими за право считаться «лучшим среди многих», когда хочется доказать себе и другим свои способности, умения, навыки, талант, а также демонстрацию некоторых качеств ради саморекламы и самоутверждения в мире, чтобы конвертировать эти качества в материальное положение и статус, получить личную выгоду. А вторая мотивация служит самораскрытию, саморазвитию и самореализации, когда ты не соревнуешься ни с кем, даже с собой, но действуешь в направлении улучшения себя, чтобы в будущем стать лучше себя в прошлом. Правда, и тут тонкий самообман – где этот «ты» в прошлом и в будущем? Ведь этот «ты» - это уже образы тебя. В настоящем моменте только Я. Вот такой я сейчас в этих условиях и обстоятельствах, и я действую соответственно своим программам в виде реакций, чувств, мыслей. Это естественность, спонтанность, честность и искренность. Сущность толкает тебя изнутри изменяться, в направлении твоего предназначения, но будет ли результат лучше или хуже не известно. Понятно одно – всё что быть - это хорошо, и всё происходящее во благо.
   Правда, приходиться признать, очень часто теряется это мудрое понимание, что означает лишь то, что ты руководим и ведом уже не внутренней сущностью, а своей личностью. И тогда снова возникает оценивание и соперничество: или сравнения в твою пользу (чувство превосходства над другими), или не в твою пользу (чувство неполноценности, ущербности, не успешности и несостоятельности).
   Кто мной движет: внутренняя сущность или личность? Мной – это кем? Организмом, телом-умом, индивидом? Я – это инструмент кого-то, или я – это те самые сущность и личность? Так сущность внутри меня или Я внутри телесной оболочки? Не разобравшись с этими вопросами, о каком улучшении можно вести речь, и кто будет улучшаться?
   Я становлюсь лучше. Тпрууу! Опять и снова, по сотому кругу – кто я? Если есть понимание, что Я – это «метка на Потоке», то как она может становиться лучше или хуже? Я Есть – это присутствие в Моменте Сейчас. Где в Моменте Сейчас лучше: внизу или вверху, вчера или завтра, впереди или сзади? А если есть система координат, параметры и тело, как объект с заданными характеристиками, то это находится в уме, и там же моё «я» - мнящее о себе и вякающее чёрт знает что. В мире существует соревнование, борьба, конкуренция, и это существует между различными «эго», тогда только и допустимо деление на лучшее и худшее.
   Контрольный выстрел в сознание: внимание твоё, ты управляешь своим вниманием, контролируешь его? Или же – внимание ничьё и возникает в нигде и везде одновременно, а уже из него формируется образ тебя и картина мира под этот образ?
   Я не знаю!
   Но есть проблески в сознании – вспышки, разрывы. Импульс вынуждает умолкнуть и обозначает Присутствие в Моменте.


Рецензии