Чудесная рыбалка

Произошла эта история в 1971 году. В пятиэтажном доме небольшого подмосковного городка жили два приятеля, оба 1941 года рождения.
Анатолий, красивый мужчина из тридцать восьмой квартиры: среднего роста, полноватый, с темно-русыми волнистыми волосами, широким высоким лбом, карими глазами, небольшой горбинкой на носу. Была у Анатолия, как положено, семья: жена и двое сыновей. Старшему сыну девять лет, младшему год. Раньше Анатолий был начальником армейской столовой, потом уволился, подал документы на мясокомбинат, но на работу ещё не выходил.
Александр жил этажом ниже, в тридцать четвёртой квартире: сухощавый, с русыми прямыми волосами, голубыми глазами, прямым носом и слегка вытянутым лицом. Он был полной противоположностью товарища, только роста оба были одинакового. Как положено, у Александра тоже была семья: жена и двое детей. Старшей дочери было семь лет, сыну два года. Александр работал фрезеровщиком на РПЗ и как раз в эти дни был свободен – дали отгулы.
Решили приятели отдохнуть, порыбачить: подготовили снасти – леску с прикрепленным на конце крючком, грузило да поплавок. Взяли топор, каждый - по складному походному ножу, а Александр прихватил с собой ещё и складной подъемник полтора на полтора метра, с крупной сеткой. Для приманки рыбы наварили манки со специальными, только одним рыбакам ведомыми, добавками и такую же хитрую кашу из геркулеса. Купили две бутылки водки и батон хлеба.
Встали рано, в три часа ночи, на вокзале купили билеты на электричку, сели и поехали. Около восьми утра уже были в Рязани, там пересели на другую электричку, до Шацка. Проехали больше часа и решили выйти, когда в окно, сквозь лесные насаждения, увидели поблёскивавшую водную гладь каскада озер.
Вышли на платформу, огляделись: метрах в ста - автобусная станция, за ней магазин «СЕЛЬПО», аббревиатура словосочетания «Сельская потребительская кооперация». В таких магазинах продавалось всё, от мотоцикла, до буханки черного хлеба.
Поговорили с двумя местными мужичками, расспросили, где ловится рыба. Те сказали, что если перейти дорогу и идти вдоль леса в обратную сторону, на Рязань, то километров через пять будет ряд озер и прудов. Поинтересовались: чем  отличается озеро от пруда? Ответ получили такой: в озеро впадает речка или ручей и иногда вытекает, в пруд - нет. Приятели, конечно, об этом знали, но понимали, что  в каждой области свои понятия и названия,
Поблагодарили и отправились по указанному маршруту. К полудню пришли на берег небольшого озера. Развернули снасти. Срезали рябину для удилищ и орешник для подъемника. Александр, как более опытный рыболов, закинул удочки с манкой, хлебным мякишем и геркулесом. Анатолий накопал червей, сделали ещё одну удочку и стал ловить рыбу на червя. Сидят, ждут – не клюёт. Ни на манку, ни на червя рыба не идёт.
Перешли на другую сторону озера. Вымазались все в грязи, нацепляли колючек, да всё напрасно. И тут не клюёт рыбка.
Расстроились оба. Решили выпить водки – нервы успокоить. Начали с полстакана, закончили, как водится, всей бутылкой. Разморило на солнышке рыбаков, заснули. Проснулись - уже вечер. Снова закинули удочки, снова рыбка не клюёт.
Пошли дальше искать следующий водоём. Километра через три наткнулись на большой пруд, шириной метров двести, длиной около километра. Но и тут друзей постигла неудача. Ничего не поймали.
Около восьми часов вечера услышали звук приближающегося мопеда. На всякий случай смотали удочки и собрали подъемник, спрятались за кустами и стали наблюдать.
Показался мопед, за рулем сидел мужик в дождевике лет шестидесяти. Остановился у небольшой пристани, которая со всех сторон была закрыта осокой, растущей вдоль берега. Обнаружить такую пристань было сложно, если не знать о её существовании. Вот приятели ее и не заметили.
Слез мужик с мопеда, прошёл до конца пристани. Осмотрелся. Снял со спины вещевой мешок, достал оттуда деревянную лопатку размером с теннисную ракетку, и начал стучать ею по воде. Что тут началось!
Вода в пруду забурлила, со всех сторон, как торпеды, стали прибывать рыбы. Развязал он мешок и высыпал всё содержимое в пруд. Вода ещё больше забурлила. «Прикармливает рыбу» - догадались приятели.
Мужик нагнулся, пошарил рукой под пристанью, достал сачок диаметром около метра на длинной трёхметровой ручке. Окунул это приспособление в гущу бурлящей воды, подтянул к берегу и стал выгребать рыбу, да в мешок складывать. Потом сел на свой мопед и уехал.
Когда звук мотора утих, Анатолий и Александр выбрались из укрытия, подошли к пристани. Большая часть рыбного царства, по всей видимости, уплыла или затаилась. Но кое-где все ещё бурлила вода и было видно, как по поверхности  били хвостами крупные карпы, подбирая оставшийся прикорм.
Приготовили подъемник, Александр достал лопатку и постучал по воде. Всё повторилось: вода снова забурлила и послышались звонкие шлепки рыбьих хвостов о причал пристани. Зеркальные карпы!
От жадности приятели наловили столько, что заполнили под завязку два рюкзака. Потом трезвый ум взял вверх над жадностью. Что делать с таким уловом? Анатолий высыпал содержимое своего рюкзака в воду. Рыба моментально ушла на глубину. Пересчитали, сколько осталось рыбы в рюкзаке у Александра. Получилось шестьдесят карпов, каждый из них, примерно, килограмма три. Вот это улов - почти 90 килограммов!!! Решили поделить добычу так: каждому по тридцать штук для засолки, по две – съесть и одну оставить про запас. На всякий случай.
Время было позднее, почти девять, и магазин «СЕЛЬПО» могли закрыть. Быстрый на подъем Александр решил бежать в магазин за солью. Необходимо было взять по две пачки соли, но что сказать продавщице? Решили соврать про грибы, якобы засолить, «а то до Москвы не довезем».
Скинулись по три рубля, Анатолий взвалил на себя рыбу и снасти, а Александр побежал налегке в магазин. Договорились встретиться у родника, который приметили в глубине леса, километрах в трёх от платформы, когда искали озёра.
Крупная соль в те времена стоила шесть копеек за килограмм, мелкая – десять, а водка стоила три рубля шестьдесят две копейки. Понятно было, что в такой поздний час только соль продавать не станут. Нет интереса продавцу. Надо брать водку, если денег хватит: неизвестно, сколько запросит перед закрытием магазина продавец. Но приятелям повезло. Продавщица оказалась отзывчивой, жила рядом с работой, магазин не закрыла и согласилась продать соль в нагрузку к водке. Удалось даже выпросить у неё котелок с крышкой, на восемь литров, для ухи.
Александр вернулся с покупками. Развели костёр, поставили кипятить воду, а сами стали солить рыбу: раздвинули животы палочками и сделали специальные надрезы, в которые тоже насыпали крупной соли. Из прутиков смастерили куканы и повесели по пять штук на каждое дерево, как можно выше, что бы не достал зверь и не сразу заметил человек.
Для ухи Александр с собой из дома прихватил два лавровых листа и немного пшена, Анатолий - четыре картофелины и одну луковицу. В кипящую воду бросили порезанную луковицу, лавр, пшено и картошку, затем рыбьи головы и саму рыбу, порезанную на крупные куски. Когда уха второй раз закипела, подождали минут десять. Анатолий достал берёзовую головню из костра и сунул в уху. Бульон забурлил и сразу стал прозрачным. Котелок сняли с огня, поставили на землю и влили в бульон сто граммов водки.
В эту минуту из-за кустов на поляну вышли двое.
Конечно, никого в такое время приятели не ожидали увидеть: время близилось уже к полуночи. Насторожено пригляделись к ночным гостям.
Две женщины, красиво и практично одеты в недорогие, но новые плащи, удобные юбки, короткие резиновые сапожки. На вид им было лет по тридцать – тридцать пять. Обе шатенки, среднего роста, крепкого телосложения, бюст деревенский, где-то пятого размера. Обе круглолицые, на щёчках ямочки, глазки карие, с хитринкой. Отзывчивую продавщицу из магазина  Александр узнал сразу. Познакомились. Толя - Вера, Саша - Наташа.
Объяснили гостьи своё появление просто: пошли на родник за водой, услышали голоса и пришли к костру. Все случайно получилось. Также «случайно» у женщин с собой оказались: бутылка водки, четыре стаканчика, четыре металлические тарелки, четыре ложки. 
У приятелей не было ложек, но в походных ножах, которые взяли с собой на рыбалку, были ложка и вилка. Однако, подаркам гостей они обрадовались, объяснений требовать не стали, пригласили к костру.
Налили всем по тарелке ухи. Сначала ели молча, оценивая и наслаждаясь вкусом. Уха была сытной, наваристой и немного пьянящей. Показалось мало, налили по второй. Развеселились, разговорились, чаще стал раздаваться смех, дружно запели песню, потом – ещё одну и ещё. На душе у приятелей стало так тепло и хорошо, будто они сто лет были знакомы с гостьями. Под утро так и уснули, сидя на брёвнах у костра, в обнимку: Анатолий с Верой, Александр с Наташей.
Женщины проснулись первыми, засобирались на работу: Наташе пора на станцию - билеты продавать, Вере - магазин открывать. Тут Анатолий вспомнил, что сегодня воскресенье и никуда  спешить не надо.
Решили продолжить столь приятное «случайное» знакомство. Мужчины  поддержали идею материально, женщины сбегали в магазин и принесли  всё необходимое. Анатолий пожарил рыбу, запек на костре молодую картошку, которую Вера принесла со своего огорода, потом насобирал  брусники, малины, зверобоя, шалфея и угостил всех лесным ароматным чаем.
Весь день до позднего вечера провели приятели в компании двух весёлых молодух: вели не к чему не обязывающие разговоры, играли в карты, купались и загорали. На самой последней электричке, довольные, с богатым уловом и яркими впечатлениями, Александр и Анатолий отправились домой.
Через положенное время в лесном посёлке прибавились двое жителей: голубоглазый паренёк и кареглазая круглолицая девчушка. Сегодня им, Александру и Антонине, почти пятьдесят, оба они страстные любители рыбалки, ночных костров и печёной картошки.
На фото: Кутырев Анатолий Алексеевич


Рецензии