Батя я полсотни пять Глава 3

       Первым строевым полком, начавшим осваивать Су-27, стал 60 иап, который «делил» ВПП с заводом им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. В июне одна тысяча девятьсот восемьдесят пятом году они начали получать самолеты восьмой серии с завода. Вторыми стали получать «миргородцы» - ВВСовский 831 иап. Потом переучился 941 иап. И так один за другим иап получали самолеты Су-27. Еще поступали и в разные испытательные и учебные Центры – Ахтубинск, Саваслейка, Липецк и им подобные.

Сергей впервые услышал звуки двигателей Су-27 на своем аэродроме. На посадке, конечно, слабый свистящий гул, но вот на взлете, при включении форсажа слышатся, словно раскаты грома. А потом медленно уходящий, сначала по полосе, а потом куда-то ввысь протяжный могучий рокот. Самолета уже и невидно, но еще долго слышны мощные звуки форсажа, пока самолет не наберет заданную высоту и летчик не выключит форсаж. Каждый самолет звучит по - своему и даже можно определить  его тип. Но двигатели Су-27, при взлете на форсаже, производят особый звук, не похожий ни на один другой двигатель. И это можно сравнить со звучанием величественного органа по сравнению даже с самыми именитыми роялями.

После переучивания Сергей с нетерпением ждал, когда же «подпустят» к Су-27. Сдал зачеты на допуск к полетам, провел тренажи на самолете, стал изучать кабину «вживую», осматривал, ощупывал все, что видел. Все сильно отличалось от Яка. И по высоте, и по шикарному обзору, казалось, сидишь на балконе второго этажа. Кресло по высоте двигается от тумблера, можно подгонять под рост летчика.

Вначале отрабатывали запуск и опробование двигателей. «Попробовал» самолетное оборудование. Следующим этапом была «пробежка». Надо было вырулить на ВПП, начать взлет, достичь скорости подъема носового колеса, поднять его, создать взлетный угол и тут же сбросить обороты. Выпуск тормозного парашюта, торможение и на стоянку.

А в это время на аэродроме в Килп-Явр, что под Мурманском, было «соприкосновение» Су-27 с НАТОвским самолетом-разведчиком «Орионом». На Су-27 летчик «отгонял» «Орион», держался, конечно, близко. И тот и другой «пугали» друг друга. Летчик на СУ-27 сливал на «Орион» топливо, выходил вперед – «давил» спутной струей, попав в которую, самолет мог ощутить сильную турбулентность.  "Орион" пытался завалить Су-27, уменьшая скорость до минимальной. Не получилось. В результате «Орион» зацепил своим винтом киль Су-27, двигатель выключил, оторвавшаяся лопасть пробила свой же фюзеляж, после этого он убрался восвояси.

Сергей приехал на аэродром, сегодня «пробежка». Самолеты стоят на ЦЗ. Как и на полеты, составлена плановая таблица, руководитель полета занял свое место на СКП. Подошла очередь Сергея. Осмотрев самолет, сел в кабину, закрыл фонарь. Связался с РП и по его команде запустил двигатели. Включено все оборудование. Проверяет его, пробует рули – на это все уходит времени больше, чем на Яке. Но здесь прогресс – есть проводная связь с техником не надо «махать» руками.

Все, можно выруливать. И сразу появляются «необычности» Су-27 – чтобы стронуть немалую массу самолета, а это больше двадцати тонн, надо прилично увеличить обороты, и как только самолет начнет движение – тут же их сбросить, чтобы не выскочить за пределы стоянки. К тому же надо развернуться на девяносто градусов.

 Передняя стойка находится не впереди, как обычно на большинстве истребителей, а позади летчика. Сидит он можно сказать, в самом носу. Впереди только нос-конус с антенной БРЛС (Бортовая Радиолокационная Станция). Чтобы передняя стойка рулила по линии движения по центру рулежки, надо так ему вырулить, чтобы нос самолета вышел за пределы стоянки. Сергей дает полностью левую педаль и вместе с носом самолета сам описывает дугу большого радиуса.

 Ему странно ощущать носовое колесо позади себя. Самолет резво разворачивается. Приходиться пользоваться тормозами. Практически на всех истребителях, летчик управляет тормозами колес, нажимая рукоятку на РУС (Ручка Управления Самолетом). А, нажимая ногой на левую или правую педаль, определяет, какое колесо будет затормаживаться – так происходит разворот самолета при рулении на земле. Точно, как на танке. На Су- 27 тормоза  отличаются от тормозной системы на гражданских самолетах. На концах педалей есть планки – подножки, нажимая носком ноги на которые, и включаешь тормоз, отдельно левый и правый. Есть схожесть с Яком – педалями, также управляется разворот передней стойки. Самолет резво бежит по рулевке, приходится притормаживать.

Сергей выруливает на ВПП, останавливается, включает стартовый тормоз, запрашивает РП. Тот дает добро на пробежку, загорается зеленый фонарь, разрешения взлета - но, это пока рано. Сергей дает полные обороты, двигатели взревели, нос прижимается к бетону, бросает взгляд на приборную доску – все нормально.

 Отпускает тормоза и, самолет, резво вскидывая нос, начинает энергичный разбег. Да, начало многообещающее, Сергея вдавливает в спинку кресла и несет с нарастающим ускорением. Смотрит на скорость, на ИЛС (Индикация на лобовом стекле) – непривычно прямо на фоне лобового стекла мелькают цифры. Стрелка проскочила сто пятьдесят и приближается к цифре двести.

 Пора! Он берет ручку плавно на себя, нос послушно поднимается. Все, хватит. Убирает РУДы (Рулевое Управление Двигателем) на малый газ, отпускает нос и нажимает кнопку выпуска тормозного парашюта. Два купола дергают самолет и удерживают как вожжи скакуна. Скорость сразу падает, Сергей начинает притормаживать. Еще нет и середины полосы. Добавил обороты, чтобы докатиться до места сруливания с полосы. Освобождает полосу, сбрасывает тормозной парашют и докладывает РП.

 На рулении обзор из кабины шикарный, как в сказке – «высоко сижу, далеко гляжу». Осторожно заруливает на стоянку – ему надо привыкнуть к габаритам. Выключает двигатели.

Сегодня пятница, Сергей будет вылетать на Су-27. Поскольку спарки нет, тренажёра тоже – будет обходиться без этих «прибамбасов».  Сразу на боевом.  Пробежку уже сделал, самолёт почувствовал. Теоретически всё вроде понятно, режимы на всех этапах полёта выучены. Как говорится – «вперёд и с песней»!   План такой – делает три круга с уходом на второй круг с высоты выравнивания, а четвёртый с посадкой. Всё предельно просто!

     Запуск двигателей, опробование – уже становиться почти привычно. Перед выруливанием выпускает закрылки – флапероны, ставит на «автомат»  Носки – это, можно сказать, предкрылки, и они выходят во взлетное положение. В режиме «автомат» Носки будут сами убираться и выпускаться в зависимости от положения шасси, а так же на малых скоростях будут отклоняться в зависимости от угла атаки. В наушниках бесстрастный женский голос  выдает фразу:
 - Предельный угол атаки. Скорость предельная.

В эфире странно слышать женский голос, тоже надо привыкать.  И, эта фраза будет звучать довольно часто. Надо и не надо. Это Сергею  не нравится – может произойти как в сказке, про нападение волков. К этой фразе привыкаешь, а когда действительно наступит «Предельный угол атаки…», не обратишь на нее внимания.



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


 


Рецензии