Ч. 241 Без грохота выстрелов
Не хотелось, но пришлось доложить царю историю с «Наварином». Подняли бумаги, чтобы выяснить, кто принимал после ремонта корвет. Выяснили. Великий князь объявил «строжайший выговор с занесением в формуляр:
генерал-майору Гринвальду, генерал-майору Амосову, полковнику Бурачеку, полковнику Лемуану, командиру корвета «Наварин» капитан-лейтенанту Истомину за неосновательное удостоверение в благонадёжности корвета».
Корвет там же, в Голландии, продали на дрова. Когда Константин Николаевич разобрался с состоянием флота, он схватился за голову. Но поскольку великий князь понимал, что он ещё только возглавил флот, а за сложившееся положение отвечал адмирал Меншиков,
то резал своему венценосному папаше правду-матку: «"Суда Балтийского флота были большей частью сосновые, из сырого леса, слабой постройки и весьма посредственного вооружения, и при каждом учебном плавании по портам Финского залива весьма многие из них подвергались разнообразным повреждениям.
Не было возможности составить из них эскадры для продолжительного плавания в дальние моря, и с большим трудом можно было отыскать несколько отдельных судов, которые почитались способными совершить переход из Кронштадта к берегам Восточной Сибири...
Из всего числа линейных кораблей Балтийского флота нет ни одного благонадежного для продолжительного плавания в отдаленных морях. Совершить переход из Балтийского моря в Средиземное могут 11 кораблей. Остальные в состоянии плавать не далее Немецкого моря, вблизи своих портов».
Николай I ознакомился с донесениями морских агентов из Англии, расстроился и написал записку адмиралу Меншикову: «Очень жалею, что мы ещё ни одного корабля не снабдили винтом; очень бы пора, и не полагаю, чтобы и трудно было. Прошу мне представить ваши соображения безотлагательно».
Нехватка судов вынудила Морское министерство принять предложение князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского, основателя и первого командора императорского российского яхт-клуба, использовать его большую яхту «Рогнеда» в качестве посыльного судна.
Князь был моряком-любителем, собирал и издавал карты, лоции. Он был несметно богат, женат на ещё более богатой Клеопатре Ильиничне Безбородко. Эта парочка тратила деньги направо и налево, но так и не смогла размотать при жизни свои состояния.
Неизвестно, был бы толк на службе от князя с его независимостью и замашками кутилы. Ему присвоили звание капитан-лейтенанта, команду яхты укомплектовали военными моряками. Яхта дошла до Рио-де-Жанейро, где её пришлось продать, чтобы она не была взята англичанами в виде военного приза.
Поэтому можно себе представить «радость» в морском министерстве, когда там с донесением от Путятина появился Иван Иванович Бутаков в роли гонца, которому за плохую весть отрубают голову.
Выяснив обстановку у Бутакова, великий князь Константин доложил царю о донесении Путятина, и тот согласился заменить дряхлый фрегат «Паллада» новенькой «Дианой».
Но царь, раздражённый потерей кораблей, не доверяя балтийцам, приказал своему сыну командование фрегатом поручить лучшему командиру фрегата Черноморского флота и оттуда же набрать офицерский состав.
Константин Николаевич немедленно отправил соответствующий запрос Меншикову и Владимиру Алексеевичу Корнилову. На счету была каждая минута, а «Диану» ещё следовало подготовить к кругосветному плаванию, и фрегат должен был успеть до начала войны с Англией и Францией выйти из Балтийского моря.
После бешеной скачки фельдъегерей в Николаев и снова в Петербург великий князь узнал фамилию такого командира – Степан Степанович Лесовский. Меншиков сообщил Константину:
«В ответ на записку вашего императорского высочества от 28 июля о назначении командира на фрегат Диана, поспешаю уведомить, что капитан-лейтенант Лесовский признаётся в здешнем флоте во всех отношениях достойным упомянутого назначения,
и так как для начальствования судном собственно в Чёрном море он может быть заменён другим офицером, то я вызываю его из Севастополя для немедленного отправления по назначению в Санкт-Петербург.
Кинбурн 7 августа 1853».
Старшим офицером генерал-адмирал решил назначить Ивана Бутакова и до приезда Лесовского поручил ему готовить фрегат.
Царь находился в то время в Москве, поэтому проект приказа фельдъегерская служба повезла в старую столицу. Там Николай I и подписал приказ о назначении капитан-лейтенанта Лесовского командиром фрегата «Диана».
В советское время об этом человеке знали только те, кто глубоко интересовался историей отечественного флота. Широкой публике, даже большинству военных моряков, это имя ничего не говорило.
А между тем, если сравнить победу при Синопе, одержанную учителем Лесовского, Нахимовым, с походом эскадры его ученика в Америку в 1863 году, то сравнение будет в пользу последнего.
Кровавая победа при Синопе не оказала никакого военного влияния в Крымской войне, а лишь ускорила вступление в войну на стороне Турции европейских держав. Зато бескровный американский поход Лесовского предотвратил новую войну с европейскими державами, ничего хорошего России не сулившую.
Поэтому я назвал свою статью о том походе «Победой без сражения», когда отправил её в редакцию «Военно-исторического журнала». Статью опубликовали в 4–ом номере журнала за 1977 год, правда, изменив название на «Визит дружбы русских кораблей к берегам Америки», ну, и как тогда было положено, вставили цитату, что сказал Генсек на 25 съезде КПСС.
На мой взгляд, во второй половине девятнадцатого века случились два наиболее выдающихся события в истории операций русского флота:
Синопское сражение - неважно, что оно не имело военного значения в Крымской войне, зато навсегда осталось в народной памяти, как символ военного умения и отваги русских моряков -
и американский поход эскадр контр-адмиралов Лесовского и Андрея Александровича Попова, в котором без грохота выстрелов и порохового дыма решили важнейшую стратегическую задачу.
Но об американском походе русского флота упоминали только тогда, когда наступало короткое просветление в отношениях между СССР и США.
Продолжение http://proza.ru/2021/10/10/784
На рисунке: фельдъегерь.
Свидетельство о публикации №221100700973