Добрая душа

            Золотая осень. Под ногами пестрят разноцветным ковром листья. Солнышко ярко светит, но уже нет  былого летнего тепла. Оно лишь только радует последними яркими и, почему-то кажется мне сегодня,  рыжими лучами. Прекрасный сентябрьский день.
            Школьники веселой гурьбой рассыпаются из школьных дверей в разные стороны… Взгляд остановился на трех мальчиках. Вроде ничего особенного, но один очень рослый, а два других – совсем юные первоклашки. Милая беседа. Привлекло то, что старший очень активно что-то рассказывал малышам.
             Обычно старшеклассники не останавливаются поддержать беседу с маленькими. А этот, похоже, был рад. Прислушалась.  Меня удивила тема, которую они обсуждали, – строение глаза. По возрасту сложна даже для того, который постарше… Странно. Почему? Но разговор активно углубился в науку, и было видно, что ребята никого не замечают. Неужели они не устали на занятиях?! Или школьник занимается самообразованием и решил поделиться своими интересными открытиями с друзьями? Нет, что-то не так. Похоже, дети совсем даже не приятели. Они не обращались по именам. И задавали какие-то вопросы самому старшему…
             Я ждала первоклассника, у которого была в няньках, и разворачивающийся сюжет привлек меня. Подошла чуть ближе. И присоединилась незаметно к слушателям.
   – Вы понимаете, ну это совсем просто. Строение глаза уникально. Можно поменять роговицу… Как? Да просто! Это проводят специальные операции… Посмотрите друг на друга, у вас есть еще белок, зрачок, которым вы видите… Как понять?  У вас есть Интернет? Так вот наберите в поисковике «строение глаза» и вам откроется множество видео. Где все понятно показывают и объясняют…
 Наверное, они бы так стояли еще долго, но тут вмешалась я:
   – Эти мальчики еще совсем малы и им очень сложно все то, что ты пытаешься им объяснить.
              Старший повернулся ко мне, и я заметила, что у четвероклассника проблемы с глазом. И эти малыши-глупыши стали расспрашивать о его проблеме… Сердце мое сжалось. Ребенок с очень открытым сердцем, даже не смутился, не обиделся. Просто стал рассказывать, что такое бывает…
   – Вы не думайте, я все говорю точно.
   – Откуда ты столько знаешь?
    – Мне рассказал мой доктор… Он знаете какой! Он много знает….
       И мальчик начал говорить о живом человеке как о волшебнике, который творит просто сказочные чудеса не понаслышке. И была видна гордость за то, что у него есть возможность поговорить с этим удивительным врачом. Видно, этому ребенку не хватает общения, друзей. Наверное, сверстники стесняются или сторонятся общения с ним. Мы не заметили, как первоклашки куда-то умчались. Стояли и разговаривали. И вдруг мой собеседник решил поделиться своими переживаниями. Такое чувство, что меня посвятили в самую заветную тайну, и я открыла для себя в этом ребенке удивительного человека!
  – Вы знаете, мне однажды очень повезло! Я нашел 100 рублей.
  – Да это точно повезло, – улыбнулась я.
 – Когда я нашел эти сто рублей, сразу отложил их на всякий случай. И как раз в нашей школе объявили дискотеку. У меня есть лучшая подруга, которую пригласил сходить. Билет стоил 50 рублей, и 100 хватало, чтобы заплатить за нее и за себя! Когда мы пришли… Охранник сказал, что дискотека только для тех, кому есть 14 лет. Но почему так не справедливо! Вы представляете, надо чтобы обязательно был паспорт! Нас не пустили, – грустная нотка была слышна даже сейчас, хотя прошло, как я успела понять, уже несколько месяцев… – Мне всего десять, а подруге 13… Хотя она и старше меня, но нам все равно не 14. А я так хотел сделать ей приятное.
            Возникла невольная пауза. Казалось, этот ученик четвертого класса снова переживает те минуты разочарования. В какой-то миг он собрался с мыслями.
    – Знаете, а мне мама сказала, что в моей жизни эта дискотека не одна и их будет еще много. А эти сто рублей до сих пор ношу! – Он похлопал себя по карману.
    – И не боишься потерять?
    – Нет! Карман у меня глубокий и даже не дырявый! – сказал он. А потом с надеждой в глазах добавил: – Жду, когда снова будет дискотека!
   – А ты не можешь потратить эту денежку на что-то другое? Например, на конфеты.
   – Нет, что вы! Я обещал пригласить свою подругу. Она будет ждать. Надеюсь, что в этот раз наш возраст подойдет…
Много общаюсь на своих уроках с детьми разного возраста, но первый раз встретила такого ребенка, способного тоньше, чем другие, чувствовать, ценить дружбу и как-то по-своему чувствовать окружающий мир.
           Разговор наш внезапно прервался радостным возгласом подопечного первоклассника… Мой собеседник попрощался и пошел дальше, пытаясь еще с кем-нибудь пообщаться… Но дети пробегали мимо, сторонясь и избегая любых диалогов.
           Мальчик шел не спеша легкой походкой домой. Слегка, словно играя, размахивал кожаным портфелем с учебниками, а под его ногами шуршали осенние листья, которые лениво отлетали от запылившихся школьных туфель. Солнце щекотало его курносый нос, когда мальчик поднимал голову,  рассматривая кружево разноцветных листьев на ветках деревьев и придумывая, возможно, новую мечту, глядя на проплывавшие облака.
        Это был прекрасный осенний день с рыжими лучами солнца и  плывущими белыми облаками, которые хранили детские чистые и вместе с тем добрые мечты.
Отнимите у нашего сердца любовь к добру –
Вы отнимите всю прелесть жизни.
Ж.-Ж. Руссо


Рецензии