Граду и Миру

Сударушкин Борис  Викторович



Граду и Миру





Приблизившись к своему  60-летию, я ощутил необходимость  рассказать "граду и  миру"  нечто, что  однажды случилось со мной  в  реальности, а  не  просто  написать очередной текст в жанре  фикшн.  И  это не потому,  что склонность  к  графомании  победила  меня окончательно  ...  Мне кажется, что тем,  кто   поймёт эту  историю,  она   не только принесёт  спокойствие и  умиротворение в жизни, но и  поможет  без тревог  встретить  однажды  дни и  часы   своего перехода в  мир иной ...


Когда я  был  ребёнком,   была   у меня дальняя пожилая родственница - не  кровная, но достаточно близкая мне старушка с  аристократическим  прошлым .. . Она, в годы моего детства, по  просьбе моей  мамы, когда все  взрослые  были  на
работе,  кормила меня  обедами  и  встречала дома  после  уроков, а иногда помогала  разобраться с нотной грамотой  и  сольфеджио,  так как я  учился ещё и в музыкальной школе по классу скрипки  и  фортепьяно ...

Звали  её  ГалИ  [с ударением  на  последнюю букву]. Родилась   она   в 1899  году, а бабка её была родом княжна  Чавчавадзе ...

Во  время  революции ГалИ  жила  во Врангелевском  Крыму ,где в 18 лет  вышла  замуж за  гражданина  Греции.  Этот грек,  после  эвакуации Белой Армии   в 1920  году, бежал на  свою  Родину, бросив  Гали  с  маленькой   дочкой [которую  в  семье  называли  Гуга]...
На  этом беды не  кончились - в середине  двадцатых годов с   маленькой Гугой  случилось несчастье - она  умерла  в возрасте 7  лет  там же  в  Крыму на руках у матери ...  Данное обстоятельство является центральным  для  понимания  всего  случившегося  позже ...



2



Итак, прошло  много  лет ...

В  1982  году я  уже был студентом и начинал жить отдельно от  родителей.

Однажды  мне позвонили и  сказали, что Гали  тяжело больна и  дни  её сочтены. Ухаживавшие  за ней  люди  должны были  срочно уехать на  пару  дней,  и  меня попросили  помочь - нужно было просто  прийти   к  ней, разогреть  суп, покормить,  да и вообще проведать  немощного человека ... 
Как  сейчас  помню   вопрос  перед ложкой  супа, которую я держал  у  её  рта - "А кем же ты будешь, когда окончишь Университет?" -     "Востоковедом, - ответил я - может переводчиком". - "Ну,  просто  переводчиком? Разве  это работа? - покачала она головой. -  Вот если  бы, например,  врачом,  да  ещё зная  языки тех восточных стран, куда иногда   посылают  лечить местное  население" ...
...




Вскоре она  умерла, и родственники  отдали  мне  её  старенький телевизор -  я ведь  тогда  только что съехал от  родителей - мне  всё было нужно ...

... ...



Прошло ещё 20  лет .  Я окончил Университет, начал работать, женился,  родилась дочь, мы  уехали  в  Канаду, развелись,  я  вернулся  в  Россию ...

Однажды,  уже снова а Питере, в  самом начале  2000-х,  моя  мама, в  очередной  раз  уезжая на  дачу, сообщила, что у  неё дома осталась целая кастрюля  борща в холодильнике - и  его надо съесть. По  таким  поводам меня долго упрашивать не приходилось, и все  ключи я имел  при  себе ...

... ...


Мой  детский  секретер с  массой  бумаг и  книг    со школьных времён оставался  у мамы,  и я любил иногда покопаться  в  старых  фото  и  документах -  чего только не  вспоминается, когда разбираешь  собственный  архив ...

В  тот  день  я  решил обследовать самый дальний  ящик,  до которого  раньше  руки  не  доходили ...




3




Под кипой  старых   журналов  лежала  шкатулка с дореволюционными вензелями. Открыв  крышку, я увидел  стопки почтовых открыток времён Российской  Империи с  Пасхальными  и  Рождественскими  сюжетами .  Все  открытки  были  адресованы в Крым на  имена   ГалИ  и  её  маленькой Гуги ...
На  самом  дне лежала небольшая деревянная  иконка  размером  с ладонь .  Взяв её  в  руки, я обнаружил  на обратной стороне  надпись  карандашом от  руки - "Гугочкин образок" ...


На иконе была изображена Мадонна  с  Младенцем.  Время не  пощадило краски,  но множество царапин и  потёртостей  лишь придавали образу  вид древности и всё выглядело вполне  гармонично ...  Единственное, что показалось мне "лишним" -   это прилепившееся  прямо рядом  с   правым  виском  Богородицы  нечто  тёмное багрово-красного цвета, похожее на застывшую каплю сургуча [как на опечатанных посылках в прошлом веке] или высохшее  пятно крови, а может въевшийся и потемневший  воск  от  свечи ...  Я попробовал соскоблить нарост ногтем, но пятно не поддавалось ...


Далее  события можно описать как  бесстрастную хронику протокола следователя, потому что в действиях моих не было  ни  мысли, ни  сердечного  волнения относительно того, что  перед этой иконой  молила Бога смертельно больная девочка когда   Душа  её отлетала в  лучший  мир ... Я взял  перочинный  нож и, резким  движением,  отколупнул  пятно - оно отлетело вместе  с  частью  краски, оставив  рядом  с виском Богородицы несколько бОльшую "ранку"  чем можно было ожидать ...

Тем  не  менее, я  был удовлетворён результатом  своей доморощенной "реставрации" и  поставил  икону  за  стекло в книжном шкафу - ведь, как  сказано в Библии:  "Никто, когда зажжёт светильник, не ставит его под перевёрнутый кверху дном сосуд и не прячет его, а ставит на подставку, чтобы входящие видели свет."


Итак, поместив  икону  на видное место в  шкафу, я  пошёл на  кухню есть  мамин борщ...

Выйдя из  спальни в смежную большую  комнату,  и уже  поравнявшись с косяком  двери  в  коридор, я , на ровном месте ... не споткнувшись ... был сбит с  ног и  оказался на полу ...


Нет, у меня не  потемнело в глазах и мне  не  стало дурно - просто на  секунду  ноги перестали  слушаться, и я упал - не  плашмя, и  даже не оседая  вниз , а  как подстреленный боец в  момент атаки - с разворотом  вокруг  своей оси , но  не медленно  со   взглядом в  Небо, как в  фильме  "Летят  Журавли", а в мгновение ока - как подкошенный  ...
С разворотом,  ПРАВЫМ  ВИСКОМ, со  всего  размаха я  ударился о ЛЕВЫЙ  КОСЯК двери из   комнаты в  коридор,  и овладел собой лишь  уже на четвереньках ...


Встав  на  ноги,  и  ещё не  успев  ничего понять, я  подумал, что надо срочно  приложить холодное мокрое полотенце  к ушибу - иначе  шишки  не  миновать ... Начиная  осознавать странность  ситуации, я прошёл  в  ванную, смочил  полотенце  холодной  водой и, приложив  к лицу  справа, уставился  на  себя в  зеркало ... Боль  сразу  прошла - да  и  не  было боли ... Глядя на  себя  в зеркало и разглядывая ушибленный висок, я  вдруг подумал - "Как  вообще возможно удариться  ПРАВЫМ  виском  о ЛЕВЫЙ косяк?" - и  только в  этот  момент меня будто ошпарила  пронзительная мысль - "А какой  висок  иконы был мною только что повреждён?" ...
Уже предчувствуя ответ, я, медленно, пытаясь сдерживать  нарастающее ощущение  нереальности  происходящего, вышел из   ванной  и    пошёл назад в комнату к  книжному  шкафу ...

Икона  стояла за  стеклом - свежее  повреждение  ножом  выделялось  прямо рядом  с  ПРАВЫМ  виском Богородицы ...

Уже  ничего не болело   - эйфория и ощущение  чуда  заглушали даже мысль, что такой удар  мог быть скорее  наказанием, чем благословением ... Но разве  явное наказание, подтверждающее  присутствие  Бога    ЗДЕСЬ  и  СЕЙЧАС  рядом с  тобой - это не  МИЛОСТЬ  Всевышнего?


Я вообще  никогда в жизни не падал в обморок - да и можно ли считать потерей сознания  эту странную потерю равновесия  - будто сбой  мозжечка,  как мгновенный  сдвиг координаты в балансе    в  нужную сторону  и  на  выверенное  по времени мгновение ...




Однажды  двоюродная  сестра моей  бывшей  жены  рассказала мне, как   мать  пыталась  убедить  её  во время  церковной  службы вместе  со  всеми  вставать на  колени,  когда  священник  к этому призывает: "Преклоньше колена, помолимся", а она  категорически,  проявляя  характер подросткового возраста,  раз за разом  оставалась  стоять,  глядя  сверху вниз  на коленопреклонённых бабушек . И  вдруг, в  очередной раз, когда все встали  на  колени, будто волновой  удар  по  спине из  ниоткуда, из  пустоты ,где не было никого, согнул  её  и  бросил  на  пол, приземлив  ровненько на коленки ...  С  тех  пор  её  вера  была абсолютной ...

Я вспомнил  этот  рассказ  тогда в маминой  квартире,  но,  в состоянии  эйфории, никаких  мыслей  о смысле    случившегося    мне в  голову не  приходило  ...




4




Мысли  появились  гораздо позже ... И  первая  естественная мысль была о том, что множество случаев явного надругательства над иконами  оставались  не  наказанными - иконы  похищались из  церквей и  благополучно перепродавались злоумышленниками, советские  богоборцы рубили  их топорами и даже церкви  разрушали - а вот  моя дерзкая  попытка "улучшить" икону  с самыми  благородными  целями  вдруг повлекла после себя  такое  последствие ?... Может это был просто повод для Бога продемонстрировать Своё присутствие  рядом,  и тем  самым  укрепить  меня  в  вере? - ну, как ответ  на просьбу в  Евангелии,  которую  иллюстрирует вот  этот  эпизод : "Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами :верую, Господи! помоги моему неверию”.

Но  почему тогда  не  мягким  чудом типа  мироточения  была мне явлена  милость Всевышнего?  Такая  мелкая оплошность   как  мои  действия  с иконой , да ещё с хорошими  целями,  просто не могла оскорбить Бога - я совершал гораздо более  тяжкие  грехи  в  своей  жизни и, следовательно,  смысл произошедшего  был  в  чём-то другом ...




5



Прошло ещё  несколько лет,  и однажды, после службы в Церкви,  я услышал проповедь священника, суть которой была в следующем  - "Не пытайтесь подвергать веру  и слова  Божьи  интеллектуальному  разбору  нашего неосведомлённого ума - воспринимайте  Слово Божье  как  дети, непосредственно и  без  зауми, ведь  сам Христос  сказал  "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" " ...


Но  легко сказать - труднее  сделать ... Окончательного ответа  не  было ...


Сейчас я  почти  уверен, что всё это  было следствием целой  цепочки моих действий   - в   своих "теологических"  изысканиях  я зашёл слишком далеко: в  Университете  писал диплом о влиянии  Ислама и традиционных анимистических верований на  культуру  восточной  Африки, потом несколько лет  общался с квакерами  и  изучал их богословские концепции  и  попытки "осовременить"  христианство слабым  человеческим  умом, прочитал множество книг  на  религиозные  темы,  и вот   теперь, как  венец  всему, сам  попытался дерзко "улучшить" Святой  Образ, окроплённый слезами  умирающего ребёнка...
Меня  почему-то особенно  поразила мысль - "а вдруг  я  соскоблил  её  КРОВЬ  c  тела  иконы?"


Мне  кажется  смысл случившегося  в  том,  что  доставшиеся  нам  от древних времён реликвии  и  заветы  Всевышнего не  надо пытаться самонадеянно "совершенствовать"  - они  даны  нам  как  есть,  и в них  залог нашего Спасения ... 

Как  написано в  Псалмах: "Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом"  и  там же ещё:  "Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его."


.




.



.


Рецензии
Всё пропитано энергией и начало действий в энергии, если сказать, что Любовь – это энергия. Энергия – непонятная вещь – людям легче всё объяснять через психологию. Например, входит к больному ребёнку мама – и ему сразу становится лучше: обычно, этот феномен объясняют через психологию, но я замечал, что ребёнку становится лучше даже в беспамятстве. Не думаю, что хорошо что-то иррациональное объяснять, но икона была напитана энергией. Есть ещё фактор устройства мира: мера за меру – вот и результат. Энергия – плюс – мера за меру – удар в висок. Неважно, прав я в своей гипотезе, или нет: рассказ хорош тем, что показывает, что любые наши действия судятся – приводят к каким-то, обусловленными определёнными законами, последствиям.
Причем, бывает не важно, осознанными были наши действия, или нет. По еврейским религиозным законом, если ты убил кого-то случайно – всё равно на тебе лежит определённая вина, потому что ничего случайного не бывает. Например, сыновья Аарона умерли, потому что внесли чужой огонь и т. д.
Вывод: всё вокруг живое и надо к этому относиться уважительно, не позволять себе грубости.

Александр Машковский   30.05.2023 15:45     Заявить о нарушении
Спасибо,хочу только добавить, что это даже не рассказ - это реальная история ...

Борис Сударушкин   30.05.2023 16:13   Заявить о нарушении
Написано хорошо и спокойно. Большая редкость...

Геннадий Атаманов   30.09.2023 08:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.