Самородок
( 5 лет назад не стало Юрия Полиэктовича Малозёмова )
29 июня 2021 года я приехал в Вологду, заполночным , заполошным московским поездом, из Сыктывкара; вышел на душный, в блестках редких огней перрон, и покатил свой чемодан-тележку по выбоинам неровной брусчатки. Вошел, через стражей порядка, у которых спросил об искомой своей цели, в вокзальное здание, и потащился в дальний его конец, поднялся на третий этаж. Там, о чем я давно, несколько лет тому назад знал, и куда даже примерялся, но не жил, располагалась гостиница, привлекшая в свое время недорогими ценами совковского сервиса, а оказалась, о чем я и не ведал и не знал, поменяла свой статус и хозяина, и теперь пустовала, отбивая клиентов привычными, как и везде, кабальными ценами, хоть и с улучшенными условиями. Выбрав поначалу 2-местный номер, с храпящим соседом, я, поразмыслив, уставший с дороги и плюнув на экономию, взял роскошный, дорогой и просторный апартамент, заплатил за него втридорога, но теперь блаженствовал, – посредь уютного санузла с душевой кабиной с режимом «Шарко», большого экрана телевизора с ретро-каналами, и плотных штор, закрывающих свет ночной и дневной, а после, не торопясь, перекусил на грядущий сон, и пристроился, уже к середине ночи, – отдыхать, – на широкой двуспальной тахте…
Времени у меня оставалось чуть больше суток и наутро мне предстояла нелёгкая миссия – отдать дань памяти, долг поклонения, и посетить то место упокоения, которое пока оставалось для меня неведомым. Позвонил одному местному литератору, тот о месте не знает, второму – тоже без результата. Наконец, разыскал по телефону одну женщину, которая смогла реально и незамедлительно помочь. И вот уже в духоте жаркого разгорающегося дня, закупив цветы, мы выехали, с ней, и со вдовой, на Козицынское кладбище.
На могиле скромно стоял небольшой, благородного черного мрамора, в аккуратной оградке, обелиск, с датами… И горько стало на душе и тяжко было осознавать, что покоится здесь мой добрый приятель, хороший душевный человек, известный вологодский литератор, писатель, издатель, редактор, коллекционер, библиофил, меценат.
- 1 -
О Юрии Малоземове я впервые узнал летом 2012 года, от мурманской хранительницы музея Есенина, где был и уголок, посвященный Рубцову. Тот ведь служил в Североморске, что рядом с Мурманском, и часто бывал в заполярной столице. Лечился даже в госпитале на проспекте Ленина. Она мне, в списке других рубцововедов, дала телефон Юрия. И вот прибыв из Сыктывкара, впервые в Вологду, на несколько дней, в конце сентября того же года, я ему – позвонил, договорился встретиться, Общение с ним превзошли все мои ожидания. Такого отзывчивого, тактичного, располагающего к себе, человека я узнавал впервые. Юра сам появился у меня на следующий после моего приезда день, прибежал в номер гостиницы, на Советской улице, в которой я поселился. Будто специально было подгадано мое пребывание, недалеко от памятника Рубцову и совсем рядом с домом, на улице Яшина, где русский национальный поэт жил, и безвременно, трагически, – погиб…
Перехваченный тесемками, я передал пришедшему бумажный экземпляр сценария «Рубцов», формата А4, который привез, специально, в надежде получить квалифицированную оценку, рекомендации дальнейшего продвижения. Мы договорились, что получивший эту папку прочитает, составит и передаст свое мнение. В следующую встречу с Юрой мы посетили могилу Михаила Андриановича Рубцова, на старинном Горбачевском кладбище. Отцу Рубцова как раз исполнилось 50 лет со дня кончины.
Писать сценарии для телефильмов я стал не то, чтобы закономерно, но вроде бы даже случайно. Тут нужно пояснить. Выдающийся русский писатель, живший в Мурманске, ответственный секретарь местного отделения Союза писателей России, Николай Александрович Скромный ( есть на Википедии) оставил после себя – роман-эпопею , в четырех книгах, «Перелом», по художественному уровню и объему равный «Тихому Дону» и «Поднятой целине». Скромного даже называли «заполярным Шолоховым». Писался роман 20 лет. Издан он был в полной версии в 2003 году. Критики, местные и столичные, сразу однозначно положительно, оценивали роман: он был отмечен Большой Литературной премией, в 2004 г., а на специально собранном совещании, в Москве, в Союзе писателей России в 2005, был рекомендован для изучения в школах по теме «коллективизация». И вот как-то, в то время, на фоне неудачной итальянской экранизации "Тихого Дона", и с последнего об этом разговора со Скромным, я решился написать по роману телесценарий.
…В 2007 году Николая Александровича не стало. Получив это страшное известие, в рейсе, сценарий, в необычайном порыве вдохновения, я смог дописать, а потом (как советовал Скромный) в том же году, в конце, еще успел его издать, и был уверен в успехе реализации. Но ничего не получалось, не воплощалось… Тогда я, не без влияния и поддержки друзей из вновь созданного Фонда писателя, решил вещи Скромного обратить в сценическте версию, и не только сам роман, но и повесть о Лермонтове («Машук»), которую Н.А. не успел до конца дописать (повесть была дописана друзьями, единомышленниками и тоже выставлена в Интернет на «прозе.ру») Работа над сценариями так захватила и увлекла меня, что я, в очередном рейсе, набрав материала, взялся сначала за «Лермонтова», где использовал мотивы повести «Машук», а потом, сознавая творческий укор, что пишу подражая, по готовым материалам, сумел приноровиться, и к следующему выходу в море, задумал и потом сделал, полностью оригинальный, на основе собранных проработанных книг и сведений Инета, телесценарий «Рубцов» Так я осваивал новый для себя жанр, видеоряда и диалога эпизодов, с пояснениями текста.
Когда я уже уехал, Юра, через некоторое время, прочитав сценарий, сделал мне несколько ценных замечаний. В частности, бомбили ли Вологду за время войны, было ли действительно «кадуйское» вино, и другое кое-что, по мелочи. Позднее, уже в следующем, 13 году, он мне предложил, «Рубцова», – издать, в своем издательстве. Я, конечно, откликнулся положительно. Предложенный расход был невелик, а качество – отменное…
После кладбища, с машины, мы вышли в центр города. Юра провел для меня экскурсию. Мы побывали по той самой Площади Революции, где разворачивались и происходили драматические события последней серии «Рубцова». Потом Юра пригласил меня к себе, показал свою уникальную коллекцию, подарил открытку с автографом Рубцова, которая ему досталась от частного, ушедшего с молотка музея Старичковой. Подарил и недавно вышедшую, свою книгу, с оригинальным названием «Юреверю». Очень добротный аккуратный сборничек его поразительной малой и даже завораживающей прозы, жизненных наблюдений, случаев, в малоформатный, но в твердой обложке, с прошитыми тетрадками. Известная вологодская критикесса Писарчук написала исчерпывающую и благожелательную рецензию на это издание, поэтому я не буду повторяться.
Назавтра Юра проводил меня на мурманский поезд. Мы обнялись…
Так прикоснулся я к этому удивительному, доброму и деликатному человеку. Я даже не постеснялся бы написать, что это была совесть Вологды, – тактичный, знающий литературу, историю своего края; истинный подвижник, собиратель, сберегатель ценнейших атрибутов, знаков культуры северной культурной столицы. Он единственный, фактически поддержавший меня в яростной и резкой, отрицательной и уничижительной, с подачи, без моего ведома, одного «рубцововеда», – уничтожающей критике, вологодскими «знатоками» Рубцова, "ценителями" выдающегося их земляка, певца российской земли (некоторыми даже не читавшими моего произведения), губителями, не постесняюсь слова, моего сценария "Рубцов". Обрушились прямо-таки навалом, злопыхательски, общим хором. Самая разнузданная против меня кампания развернулась не только в «Тихой моей Родине» аккаунта ВК, но и на других ресурсах, вплоть до столичных ревнителей, из музея Москвы. Раздавались даже голоса привлечь меня к «уголовке», за то, если сценарий реализуется… Не понимая, и не разбираясь в природе художественного текста, особенностей драматургии видеоряда, не зная точно, а лишь приблизительно биографию поэта, путаясь в хронологии его жизни, не принимая его страданий, терзаний, невзгод и лишений, не признавая тягот его сиротства, потерь, скитаний, все осуждающие скопом и разом меня ругали, поносили, гнобили... Поистине седые волосы повылезали у меня, и трепетало истерзанное рубцами сердце, зашкаливал сахар в крови, «скакало» давление. И все хоть это и позади , всё "успокоились", (меня удалили из группы ВК), но горечь несправедливой обиды так и сидит у меня еще внутри , и гложет, и мучает... В один прекрасный момент меня удалили из группы, изгнали. Я недавно туда заглянул пиратским способом – обсуждение сценария телефильма тоже удалено. Кончилось всё – будто бы не было ничего.
Забегая вперед, я в той же Вологде, в 18-м году, получил за «Рубцова» диплом победителя конкурса сценариев фестиваля «Свидание с Россией», подписанным продюсером Первого канала …
- 2 -
Следующая наша встреча состоялась в памятном и знаковом 2014 году. Я приехал попутно, в июле, из Петербурга, где меня прооперировали, на сердце. У Юрия также и там же, была операция, в январе, но более сложная, ибо инфаркт, его поразивший, был тяжелее. И случился он у него в октябре 2013-го. Я был в рейсе, и узнал о том лишь в ноябре. Меня же тряхануло позже, в том же январе 14-го. И выкарабкивался я из немощи не без труда. Правда, основную работу судового врача пришлось оставить, и далее я уже перебивался разовыми контрактами, которые не всегда были надежными и стабильными… Но вернемся в лето 14-го. Мы увиделись только раз, я был опять занят, крутил свою вечную тему заочниц. Но главную тему, конечно, обсудили. Я издавал уже вторую свою книгу, про Лермонтова. Расстались на автобусной остановке , Юра куда-то срочно уезжал. Мы опять обнялись, похлопали друг друга по плечам. Не думал я тогда, что вижу его в последний раз…
А Юра как раз отмечал в то время день рождения. Я долго размышлял и прикидывал, что же ему, заядлому коллекционеру, подарить. И купил набор монет по теме войны 1812. Мне кажется, он был доволен.
Юра знал о своей пагубной слабости. Он и сам за то переживал. Делился со мной своими мыслями. Вот что он написал мне 15 мая 2015 года. «Здравствуй, Николай. И тебя с Великим праздником! А я, дурак старый, отмечать начал еще с 30 апреля, Дня пожарной охраны, и вот только начал выравниваться. Но на парад Бессмертного полка поднялся, прошел с портретом деда, хоть и трудно было, потом с чувством выполненного долга продолжил. Сейчас прекратил, прихожу в себя. Теперь буду на связи…»
В его книге «Юреверю» есть уникальные зарисовки, рассказики на эту "злободневную" тему. Вряд ли в русской литературе есть такие откровенные сцены и эпизоды, реального и натурального злоупотребления зелья нашим народом, – его «элитой страны», русским бесшабашным мужиком… Наверное, даже Веничка Ерофеев не может приблизиться к уровню Малоземова по описаниям…
Он ушел очень рано от нас, до обидного и безвозвратного сожаления. Таких издателей как он, не было и не будет больше в Вологде. Более тысячи книжек , брошюрок за его плечами: сотни авторов ему благодарны за открытия их. И будут его помнить. Всегда.
Самая лучшая фотография Юры – на фоне его домашней библиотеки. Вот он, плотный, кряжистый, со скрещенными на груди руками, твердо стоящий, прочно и основательно, со взглядом своих удивительно добрых, с хитринкой, глаз. А за спиной его собранные книги; понятно, на первом месте классики: самое полное собрание Бунина, в девяти томах. И в том же ряду, на другой полке, опять, с полным шеститомннком Блока рядом, узнается книга… Булгарина! Вот оно что! Ведь Фаддей Венедиктович основал, издавал в России, впервые, – частные газету, альманахи. Ведь это он поддержал приехавшего и нуждающегося, в Петербурге, – Николая Гоголя. И это он спас, буквально оградил от каторги, великого драматурга Александра Грибоедова, уничтожив всю его переписку, с бунтовщиками 14 декабря…
Николай Рогожин.
Член Союза Российских писателей. Член ВСПК.
Вице-Президент Фонда писателя Николая Скромного.
Дипломант Фестиваля фильмов «Свидание с Россией» ( Вологда,2018).
19 сентября 2021г. г. Мурманск
Свидетельство о публикации №221100801321