Такой характер

Земля была рыхлая, ухоженная. Когда Валентина, легко выворачивала  очередное гнездо картошки, земля рассыпалась, оставляя на поверхности крупные розовые картофелины. Три гнезда, и ведро полно . С трудом разгибаясь, Валентина несла его в сарай. Там на старом брезенте была насыпана изрядная картофельная гора.
-Вот, старая дура! Зачем опять насадила столько! Куда ее сейчас! Раньше, хоть дешево, но сдавали в потребкооперацию, а сейчас, все это куда- то исчезло. Никому, наша картошечка не нужна. Оставить на огороде, что ли…
Повздыхав и отдохнув минут десять, все -таки пошла снова на огород. Дул холодный ветер. Небо грозило дождем. Рваные тучи так и стремились зацепиться за ветви тополей.
-Запоздала маленько. Люди то уж все управились! Надеялась на Шурика. А на него надеяться нельзя. Только языком обещает. Ботало. Как бы одолеть эти пять рядков! Вот раньше, за час бы управилась с этими рядками, а,  Николай , всю бы картошку в подпол  убрал.
Только оставшись в одиночестве, она вдруг поняла, что, в сущности, жила она не так уж и плохо! И муж был хороший, работящий. А то, что скандалили-она чаще всего виновата была. Такой уж у нее стервозный характер.
-Вот что же я раньше то это не понимала!
В дело, и не в дело-ворчать любила.Всех поучала.Свекровушка,царство небесное, часто ей говорила-
-Не лезь со своими советами да поучениями!  На себя оглядывайся. Бодливой корове, Бог рогов не дает!
 Права была матушка-свекровушка! Права! Николай в шутку называл ее «пилой.»  С утра до вечера зудела над ушами близких.
От  сварливого нрава и дочка уехала, нос не показывает. Знает она за собой такую привычку, а совладать с собой не может. И мать у нее была такая же ворчливая. Доставалось Валентине от матери! Жили они в маленьком поселке, которого сейчас нет и на карте. Мать работала мойщицей бидонов на маслозаводе.  Директор маслозавода терпел ее несносный характер. Мать приносила с маслозавода обрат и пахту, иногда сливки. Сливки с жареной картошкой, или с сдобные булочки были на столе ежедневно. Потом к матери стал приходить дядя Витя-муж тети Фени. Мать ставила на стол пироги, бражку в чайнике, надевала нарядное крепдешиновое платье, а Валентину отпускала погулять. Зимой, приходилось идти к соседской девчонке Светке, завистливой и жадной. Валя всегда  приносила ей пирожки или булочки, и   тогда можно было долго быть там, смотреть телевизор, О котором давно мечтала Валя. Валя.   Однажды, Светки не оказалось дома, и Валя вернулась домой рано. То, что она увидела, напугало ее, и она громко заревела. Ей показалось, что дядя Витя душит маму. Мать с дядей Витей, долго успокаивали ее, уверяя, что это они так играли. Просили никому об этом не говорить.
Потом дядя Витя перестал приходить в гости, а у мамы родился Сережка. Крикливый   и мордастенький. Валя нянчилась с ним, меняла пеленки. Мать стала работать на свиноферме. В доме поселился едкий запах свинячьего навоза. Уже не пеклись булочки и пирожки на пахте. Мать с фермы приносила обрат, которым выпаивали маленьких поросят. На этом обрате варили кашу или картофельную толченку. Стала часто забегать тетя Маша, с которой мама работала. Они сидели вечерами, обсуждая рабочие дела, своих подруг и разных жителей поселка. Мать ругала всех, говорила про них гадости…Между делом, подруги опорожняли два, а то и три чайника браги. Когда Валя училась в восьмом классе, а Сережке было шесть лет, мать, возвращаясь с работы, упала в сугроб и замерзла. Сережу забрали в детский дом, а Валя поехала учиться на бухгалтера.
Учиться ей нравилось. Все предметы давались ей легко. И жизнь в общежитии нравилась. Ее выбрали старостой комнаты, и она проверяла у подруг, порядок в тумбочках и шкафу. Это ей очень нравилось, хотя девчонки обижались, когда она делала им замечания. Как сироту-ее одевали и кормили бесплатно. После окончания училища, по распределению попала в совхоз, счетоводом. Дали комнатку, маленькую, но уютную. С первой зарплаты Валя купила ковер на стену, и большой пакет различных конфет. Много конфет-это была ее детская мечта, а ковер-дань моде. Жизнь налаживалась.
Весной из армии пришел сосед-Николай. Симпатичный, веселый. В первую же неделю приметил он Валю. Вечером дождался ее возле дома. Поговорили. Неделю встречались. Ходили на танцы, гуляли по тропинке, у реки. Целовались. От Николая исходила какая- то сила, уверенность. Валя впервые почувствовала себя защищенной, не одинокой на этом свете. На Пасху, пришли сваты. Отец и мать Николая, сам Николай.
Любила ли она его тогда?  Сейчас она точно знает-нет. Обошло стороной ее это чувство. А тогда-была счастлива. Все, как у людей. И сваты, и свадьба, и белое платье с фатой. Николай был старательный, серьезный. На работе его хвалили. Вечером бежал домой, чтобы помочь Валентине. Ей бы, дуре, радоваться, а она все к нему цеплялась-то одно, то другое. Кому понравится…И стал Николай к родителям убегать. Приходил только спать. Часто стал говорить о ребеночке. Мечтал о сыне. Даже имя придумал-Евгений. Только мечты не торопились сбываться. Валентина съездила в город, к гинекологу. Та успокоила.
-Ничего страшного. Вот попьешь таблеточки, потом повторно приедешь.
Рождением детей только Господь Бог командует. Кому дать ребеночка, кому-погодить.
Все инструкции гинеколога Валя выполнила, все таблетки приняла. По совету свекрови, в монастырь съездила, к мощам какого -то святого приложилась. А видно, мало верила в эти дела, вот даже имени святого не запомнила…Беременность так и не наступила.
Валя чувствовала себя виноватой. Но характер не давал молчать. Заводилась по каждому поводу. Сколько раз свекровь делала ей замечания, говорила-
-Никола у нас вырос спокойным, потому что у нас сроду никто не ругался. А ты на него матом. Женщина ведь ты, вести себя по- женски, надо. Лаской да любовью. Первый раз, в ответ на замечание свекровушки, промолчала. А на второй раз, не сдержалась наорала. Ушла свекровушка в слезах, зато прибежал Николай. В общем, впервые поругались серьезно. Валя считала, что виновата свекровь. Нечего ей лезть в чужую семью. Потом, правда, просила у свекрови прощения, но поняла-тех нежных и теплых отношений не будет. Так прошло пять лет. Николай работал шофером, Валя в бухгалтерии.
Обычная семья. Бывали и ссоры, и примирения. Чаще всего ссору затевала Валя. Поругаются, выплеснут друг на друга эмоции, потом помирятся, и воркуют, как голубки. Николай всегда ей уступал, первый подходил с примирением. Просил прощения, даже, если была виновата она.
В совхоз приехал агроном. Молодой, холостой. Интересный парень-чуб светлый, волнистый, голубые веселые глаза. Когда заходил в бухгалтерию, все оживлялись, улыбались. Даже шестидесятилетняя тетя Соня, и та шутила с Андреем, поправляя рукой седенькие волосы. Как то, на праздник Сельского хозяйства, бухгалтерия, и вся администрация совхоза организовали корпоратив. Было весело. Много шутили, смеялись, танцевали. Валя танцевала с Андреем. Кружилась голова от вина, и от того, что рядом этот синеглазый человек-красавец и душа компании. И закрутилось! Он поджидал ее где ни будь за поселком, и они ехали в поля. В деревне такие вещи не скроешь. Кто- то донес свекрови Она пришла, когда Николая не было. Решила усовестить невестку. Только Валентина заявила, что хочет развестись с Николаем. Свекрови этого совсем не хотелось, и она махнув рукой, сказала-
-Разбирайтесь сами.  Колька такой мягкий, от того, что любит. Но не дай Бог под его горячую руку попасть! Весь в отца. ПО себе знаю Сазоновскую породу. Через день или два, узнал обо всем Николай. Примчался прямо к Валентине на работу. Вся бухгалтерия спасала агронома от разъярённого Отелло. Дома состоялся крупный разговор с Валентиной, после которого она ушла жить к знакомой. Через некоторое время Валя вдруг почувствовала странные в организме изменения. Грудь стала наливаться, а по утрам стала с удовольствием уплетать ненавистную когда- то гречку.
-Да я, похоже, беременна! От кого???По срокам выходило-от Андрея.
Чтобы убедиться в этом, сразу же поехала к гинекологу. Та подтвердила.
-Вот, матушка, и дождалась! Я же говорила, что не безнадежно! Пять недель уж. А и ты, как расцвела! Парень будет. Поздравляю!
 Валентина сообщила о своей беременности Андрею. Тот промолчал, хотя Валентина втайне надеялась, что Андрей позовет ее замуж.
Любила ли она Андрея?  Нет.  Она даже не очень расстроилась, когда узнала, что Андрей уехал. Просто сбежал, даже не попрощался.  Тетя Соня сказала-
-И правильно, от греха подальше. Сейчас с Николаем помиритесь. Зачем тебе такой несамостоятельный. Он бы все равно на тебе не женился!
Как в воду глядела тетя Соня- Николай стал уговаривать Валю, вернуться. Обещал все забыть и простить. Говорил, что любит, Жить без Вали не может! Вся бухгалтерия была на стороне Николая. Месяца два тянулись эти суды-пересуды. Николай настойчиво звал блудную жену вернуться, и она сдалась, и Валя сдалась.
 Муж сдержал свое слово. Не упрекал ее за измену, а был внимателен и нежен.
Когда Валя отяжелела, и с трудом стала наклоняться, он мыл полы, и надевал ей на ноги сапоги.
Родился мальчик-синеглазый и беленький, весь в агронома. Но Николай с гордостью кричал всем-
-У меня сын родился! Евгений! Я отец!
Ну, отец так отец. Кому какое дело до этого. Свекор-батюшка ясно сказал-
-Есть пословица-«Чей бы бык не был, а теленочек-наш.»
На том и разговоры закончились.
С любовью смотрел Николай, как Валя кормит малыша, как меняет пеленки. А, как подрос Женя, то стал с отцом больше проводить времени, чем с матерью. В деревне поговорили-поговорили, да перестали. Все шло своим чередом.
 Родились еще двойняшки Машенька и Шурик. Валентина-только поворачивайся! Все надо успеть-и со скотиной управиться ,и детей накормить…
Свекровь все обиды давно забыла. Помогала, чем могла. И свекор, не отставал. Вдвоем с Николаем, новый дом построили. Живи да радуйся. Только ворчливый характер все равно проявляется. Разойдется не на шутку-и Николаю, и Жене, и Машеньке с Шуриком-всем попадет. Николай, только рукой махнет-
-Ну, пила опять завелась…
В тот год Женя школу закончил.
Отец, ещё в восьмом классе сказал сыну-без троек школу закончишь-мотоцикл подарю! И парень старался. Принес аттестат зрелости, с гордостью подал-
-На, батя, смотри! Я свое обещание выполнил!
Ох и гордился, радовался Николай успехам сына. Мечтал, что сын инженером будет. Умный да башковитый!
Ну что, мать, обещал парню, куплю. Съездил в райцентр, привез мотоцикл. Целую неделю Николай с Женей возились в гараже. Что –то проверяли, смазывали…
Прокатились пару раз по деревне-Женька за рулем, отец сзади. И непонятно было, кто рад больше! .
Лето в тот год жаркое было. Женька с подругой Катей поехали купаться, ну и, под самосвал, что с карьера песок возят, попали. Женька насмерть, а Катя переломом ключицы отделалась. Схоронили Женьку. Будто радость из дому вынесли. Валентина день и ночь рыдает, да Николая пилит за злополучный подарок. А Николай и так себя виноватым считает. Болит душа, да так, что терпеть нельзя. Стал он выпивать. А Валентина его еще больше ругает, проклинает. Сейчас вот думает -это ее проклятья, свели Николая в могилу. Тромб оторвался. Был муж-нету мужа. Осиротела изба, где всем было место. Свёкор со свекровью тихо, незаметно, скончались. Машенька уехала учиться, а там и замуж вышла. Обидела она Валентину, хотя, в сущности, права.
- Я, мама, конечно тебя люблю, но не хочу, говорит, твою ругань с утра до вечера слушать!
Остался с Валентиной только Шурик. Вроде бы, хорошо-сын рядом Только не в отца он . Лентяй. Для дома-ничего сделать не хочет. На работе, тоже не хвалят. Да еще и характер Валентины ему по наследству перешел. Чуть что-такой крик поднимет-хоть святых выноси! Лучше не трогать его. Весной соседи помогли картошку посадить. Садить то, быстрее, чем копать. Вот   и роется Валентина третий день на огороде одна. А сыночек, не рядочка не выкопал, ни ведерка не унес. Обидно Валентине, да на кого обижаться. Был бы Николай, помог бы…Вот последние гнезда картошки остались. Это гнездо оставлю-Николаю Угоднику на бородку-так говорила свекровь. Добрая женщина, царство ей небесное. В хорошую семью попала она, Валентина только поздно поняла это. Сейчас бы все вернуть…Только не бывать уж этому. Не разглядела своего счастья, и любимым людям жизнь портила. –
-Надо сходить в церковь, помолиться, да свечки всем поставить. Пусть знают, что помню. Пусть не держат на меня зла. Ведь не со зла ругалась, а такой уж характер.


Рецензии
Вся жизнь в небольшом рассказе пролетела!
Да, бывают такие характеры, что и сами не рады.
Поздно спохватилась Валентина,близких не вернешь.
Спасибо, Ниночка!

Ирина Черезова 2   13.03.2022 14:09     Заявить о нарушении