Возвышение Москвы

Наиболее крупными княжествами на Руси в начале 14 века были Московское, Тверское, Рязанское и Суздальско-Нижегородское. Главой Северо-Восточной Руси являлся князь, получивший от золотоордынского хана право занятия Владимирского княжения. Великие князья заключали между собой договоры, устанавливающие границы княжеств, торговые обязательства и определяющие общую политику и дипломатию. Удельные князья, которые были самостоятельными властителями в своих уделах, подчинялись великому князю. они обязаны были собирать для него дань со своих земель и по его приказу выступить в поход или послать на помощь боевые отряды. Правом сношений с Золотой Ордой пользовался только великий князь, который отправлял туда дань.
  На протяжении 14 - 15 веков центром объединения русских земель стала Москва. Возвышение Москвы объясняется рядом причин. Это был центр развитого земледелия с одной стороны, а с другой - это рост значительного торгово-ремесленного посада. Население отдавало предпочтение сильной княжеской власти перед боярством. К тому же, Москва располагалась на пересечении важных торговых путей, а её удалённость от восточных и западных границ способствовала уменьшению вероятности опустошительных набегов как золотоордынцев, так и литовских князей. Москва находилась в центре формирующейся великорусской народности.
  Возвышение Москвы началось при сыне Александра Невского Данииле (1276 - 1303). Младший сын, он получил маленькое Московское княжество в 1276 году. Летопись говорит, что он был "разумен и досуж". Воевал мало, больше занимался строительством Москвы, развитием ремёсел и землепашества. Он присоединил к своему уделу Коломну и Переславль-Залесский, укрепил и расширил княжество. Умер в 1303 году, приняв перед смертью схиму. Начиная со святого князя Даниила, Москва становится стольным городом с наследственным княжением.Именно Даниил стал родоначальником Московского княжеского дома. В память о нём его сын Юрий возвёл в Москве Даниилов монастырь.
  Расширение Московского княжества шло за счёт подчинения соседних княжеств - Рязанского, Смоленского и других. В 1318 году московский князь Юрий Данилович после борьбы с тверским князем добился великого Владимирского княжения. Великокняжеская власть сосредоточила сбор золотоордынской дани в своих руках. Но во время междуусобиц московских и тверских князей Юрий Данилович был убит, а ярлык на великое княжение получил тверской князь Александр Михайлович.
  Концентрация русских земель вокруг Москвы превратило её в сильное княжество, чему немало способствовало правление брата Юрия Даниловича Ивана Калиты. Итак, после смерти Юрия в Москве с 1325 по 1340 годы правил его брат Иван Данилович Калита. Калита - прозвище, то есть - копилка, собиратель... Для укрепления своей власти он использовал интересы Золотой Орды. Для подавления восстания против татаро-монгольского ига в Твери в 1327 году, Иван Калита привёл туда войско из Орды. Восстание было подавлено. а основной соперник, тверской князь Александр Михайлович, бежал.
  После получения Иваном Калитой в 1328 году ярлыка на великое княжение, борьба между Москвой и Тверью закончилась и великое Владимирское княжество теперь, как правило, занимали московские князья. Большое значение для расширения влияния Москвы имело перенесение туда из Владимира митрополичьей кафедры. Москва становится и духовным центром нарождающегося государства. Глава Русской Православной Церкви митрополит Пётр в 1326 году перенёс в Москву, тихо и естественно, свою кафедру.
  Между московскими князьями и РПЦ складывается прочный союз. Город в котором жил  глава русской церкви, автоматически считался столицей Руси. В Московском княжестве существовал принцип этнической терпимости, но для получения государственной службы необходимым было принятие православия. Крещёные татары, литвины и другие народы имели те же права, что и русские. Православие стало той силой, которая объединяла весь народ.
  Ещё до перенесения в Москву митрополичьей кафедры митрополит Пётр близко сошёлся с Иваном Даниловичем и подолгу жил в радушной Москве. Вместе с князем в 1325 году они заложили первую в Москве каменную церковь Успения Богородицы. Ныне на её месте в Кремле высится Успенский собор. Уже после смерти митрополита Иван Калита построил церковь Архангела Михаила, ставшую местом погребения московских князей и царей, церковь Иоанна Лествичника ( на её месте высится сейчас колокольня Ивана Великого), основал Свято-Преображенский монастырь.
  По преданию, умирая, митрополит Пётр наставлял Ивана Даниловича так: "Бог благословит тебя и поставит выше других князей и распространит город этот паче всех других городов". Иван Калита был истинным собирателем Земли Русской. Он возвысил и отстроил Москву. При нём Московское княжество смогло отдохнуть от "истомы и многия тягости" и "наступила тишина во всей земле". Церковь была первой помощницей князя в его деятельности по объединению Руси. Так, после разорения Твери, с которой Иван Калита вёл борьбу за старшинство на Руси, как уже было сказано выше, тверской князь Александр укрылся в Пскове. Иван Данилович потребовал его выдачи, псковичи отказались. Тогда митрополит Феогност, преемник святителя Петра, отлучил их от церкви. Псковичи подчинились, князь Александр бежал в Литву (а, что ему ещё было делать?), и проклятие с Пскова было снято.


Рецензии