Метро-2033-35

Кто читал роман "Метро..."?
Там придумано хитрО:
После ядерной войны
Уцелела часть страны.

Там народ в метро живёт,
Горе полной чашей пьёт.
Там в Метро все эти годы
Правят полные уроды:
Заставляют всех опять
Меж собою воевать.

Наверху ещё страшней,
Ты ходить туда не смей:
Аномалии крутые,
И живут мутанты злые.
Враз поймает и сожрёт,
Не спасёт и пулемёт.

Кто Глуховского читал,
С облегчением вздыхал:
"Нам, пока что, можно жить,
Много хуже может быть".

Но сегодня нам грозит
Горе страшное: ковид,
И по улицам пора
Нам ходить, как сталкерА.
Так Глуховский ненароком
Оказался злым пророком.

До чего же мне обрыдло
Это самое ковидло!
Верю я, ковид пройдёт,
Мир спасение найдёт,
Всё вернётся, а пока
Надевайте ОЗК.

(СВ 2021)


Рецензии
Мы не имеем не малейшего представления о том, что нас ждет после нажатия кнопок ядерных чемоданчиков лидерами мировых держав! К счастью, нам остается на эту тему лишь фантазировать, создавая ужасные образы постапокалиптического мира в литературных произведениях, кинофильмах и видеоиграх. Однако в последнее время угроза третьей мировой войны с её ядерным потенциалом всё ближе и ближе приближается к границам нашего относительно мирного существования. Кто знает, может быть, именно мы с вами станем свидетелями страшных событий на фоне атомных грибов. И, может быть, кому-то из нас посчастливиться выжить в подземных катакомбах метрополитена.
Но будут ли эти люди счастливы, превратясь в самых настоящих уэллсовских морлоков?

По мотивам фантастического романа
Дмитрия Глуховского "Метро 2033".

Обитель человеческого тлена
В пещерах чёрных метрополитена

В постядерном пространстве подземелий,
где поезда уже давно стоят,
где вой ужасный слышен из туннелей
и где витает разложения смрад,
воздвигли люди свой мирочек скромный,
там станции - их дом и скотный двор,
а сверху ад с мутантами огромный,
и отделяет от него гермозатвор.

Объединившись, станции создали
в подземке независимые страны,
на теле коих вскоре зазияли
междуусобные гноящиеся раны:
конфликты, санкции и даже злые войны,
с чем хлынули в подземку реки крови,
что сделали мир новый неспокойным,
всегда держащим ружья наготове!

Спустя года, у царственных верхушек,
к кому приходят люди за советом,
помимо мощных смертоносных пушек,
найдутся чемоданчики с секретом,
хранящие плутоний в своём чреве,
и можно будет вновь мир бросить в топку,
останется кому-то только в гневе
нажать всего одну лишь будет кнопку...

Душой ведь слабый человек - его три друга:
гордыня, зависть, алчность - эти страсти,
лишь человечиной набив желудки туго,
поганые захлопнуть смогут пасти.
Поэтому, увы, нигде не будет рая,
а воцарятся лишь грехи в округе эти,
пока есть человек - я точно знаю,
на этом позабытом Богом свете!

А что мутанты? Так все мы Божьи твари,
отнюдь, однако, видом - не атланты.
Взгляните в зеркало, народ, на свои хари -
мы сами с вами те еще мутанты!
Уэллсовские морлоки -
любви и мира дилетанты!

Алексей Доцент   03.11.2025 08:39     Заявить о нарушении
Вот Вам еще одна иллюстрация к тому, что Вы написали:

По поводу трилогии Марии Стреловой "Нас больше нет".

Эта заметка - для тех, кто "в теме" Вселенной "Метро-2033-35".

Трилогия Марии Стреловой заканчивается, как и большинство произведений из серии "Метро...": порок торжествует, добродетель наказан, унижен и уничтожен. Более или менее нормальные люди или хотя бы полузлодеи уничтожены или полностью подчинены, выживает и побеждает не просто злодей и моральный урод, а злодей из злодеев, урод из уродов, циник из циников.

Из примерно тысячи человек, проживающий в районе постядерных Мытищ в 2033 году, к началу 2034 года в живых остается менее трехсот, а из шести убежищ остается только одно: в воинской части в поселке Загорянский.

В этом убежище, устранив всех реальных и даже потенциальных противников, неограниченную власть захватывает сумасшедший ученый Вязников с характерным прозвищем "Доктор Менгеле", садист и маньяк, превративший убежище в концлагерь и проводящий изуверские опыты на людях.

А вот что будет дальше?

Прежде всего: в каждом отдельном столкновении добра и зла чаще всего побеждает именно зло. Просто потому, что у зла больше арсенал средств. Как писал Мартин Лютер Кинг:

"Борьба добра со злом чаще всего приобретает характер откровенной травли добра злом, потому что высокие принципы добра не позволяют опуститься до грязных методов зла; в противном случае существует опасность, еще большая, чем поражение: перерождение".

Но зло, тем не менее, никогда не победит окончательно, потому что, всилу присущих ему свойств, неизбежно съедает само себя.

Рассмотрим шесть возможных сценариев дальнейшего развития сюжета.

Первый. Генерал Леушевский, попавший под полное влияние "доктора Менгеле", обещал обеспечить его "человеческим материалом" для опытов. А откуда ему взять "человеческий материал", если все ближайшие поселения уже уничтожены? Только из числа жителей своего же убежища.

Так что через 3-4 года в убежище поселка "Загорянский" без всяких монстров, болезней и аномалий останутся в живых сам "доктор Менгеле", его дочка, генерал Леушевский, и еще 3-4 десятка слуг, дрожащих от страха и боящихся пальцем пошевелить, чтобы не совершить ошибку, за которую их отправят в клетку для подопытных. В какой-то момент в убежище просто не останется людей, способных обеспечить охрану убежища и функционирование систем жизнеобеспечения. После чего оставшихся в живых лютые звери и съедят.

Второй. Какой-нибудь часовой, у которого близкого человека забрали в клетку для подопытных, в отчаянии выстрелит в спину профессору и его кровожадной дочке, после чего убежище начнет функционировать в нормальном режиме выживания, когда каждый перестает быть "расходным материалом".

Третий. С целью обеспечения "доктора Менгеле" "человеческим материалом", генерал Леушевский организует набеги на ближайшие поселения. Ближайшие поселения - это станция метро ВДНХ и "Черкизон" в Москве, а также "княжества" в Красногорске, Зеленограде и Истре в Подмосковье. Это приведет, скорее всего, к войне с ближайшими "квазигосударствами", и не факт, что небольшой бункер в этой войне выйдет победителем, тем более, что соседи тоже могут позариться на его ресурсы.

Четвертый. "Доктор Менгеле" предлагает соседним "квазигосударствам" обмен: "человеческий материал" в обмен на результаты научных исследований: лекарства, противоядия, радиопротекторы, стимуляторы, новые сорта, породы, штаммы.

В случае ВДНХ - скорее всего, нет, но в случае Черкизоны, княжеств (и в случае Ганзы, Москвина, Рейха, да и самого Бессолова) это, весьма вероятно, "прокатит".

В этом случае бункер в "Загорянском" превратится в концлагерь надолго, но и здесь есть своя "закавыка".

Злодеи обычно побеждают в борьбе с добром, но уязвимые точки есть и у них.

Одна из них - тщеславие. Им мало тешиться властью над людишками, им надо, чтобы это оценили на стороне, им нужна слава, признание. Они все позёры.

Вязникову надоедает сидеть в "провинциальной дыре". Ему нужны слава, аплодисменты. Вязников едет в Москву. В Полис, на Ганзу, к Москвину, в Райх. А в идеале - в закрытые научные центры: Изумрудный Город или Курчатовский институт.

И тут мы плавно переходим к пятому и шестому сценариям.

Пятый сценарий. Вязников и его дочка занимают место недавно убитых Корбута и его сына, ничем, в принципе от них не отличаясь, вызывая у окружающих такой же страх и ненависть. А дальше... помните, как кончил Корбут? А Томский ведь ещё жив. И отряд Русакова тоже. Они коммунисты настоящие, их, в отличие от Москвина, за патроны не купишь. А метро большое, тоннели тёмные... всё метро даже Бессолов не контролирует. А спецназы "Ганзы", "Красной ветки", Рейха, и даже "Спарта", отнюдь не всесильны... Так что сколько проживет этот урод?

Но мне более вероятным кажется шестой сценарий.

В жизни злодеи и моральные уроды часто становятся жертвами ещё больших злодеев и моральных уродов.

Заявляется "Доктор Менгеле" в "Изумрудный Город", в МГУ: "я великий учёный, сделал великие открытия, признайте меня, жду ваших аплодисментов".

А у него сначала забирают его результаты, потом пытками выбивают всё, что он держит в голове, а потом отправляют в клетку для подопытных.

PS. Во второй повести трилогии: "Нас больше нет", Марина Алексеева говорит полковнику Рябушеву, превратившему вместе с "доктором Менгеле" свое убежище в фашистский концлагерь: "Ваша система губительна и для вас самих. Ведь стоит вам ошибиться, и вас с'едят ваши же подчиненные".

"А я не ошибусь!" - высокомерно отвечает Рябушев.

Ну, и где этот Рябушев оказался через 2 дня, когда доведенная до отчаяния Алексеева взорвала убежище вместе со всеми его обитателями? "Не ошибся?"

Сергей Столбун   03.11.2025 09:56   Заявить о нарушении
А еще мои соображения на эту тему - вот:

Третий роман Дмитрия Глуховского «Метро-2035», по сути, убил проект «Метро». Думаю, что это и было целью автора.
Согласно третьему роману, под московским метро, как и под питерским, есть «Эдем» - обширная сеть комфортабельных убежищ, населённая представителями уцелевшей после Катастрофы правящей элиты и их слугами. Но, в отличие от Питера, где обитатели «Эдема» вмешиваются в дела Метро лишь изредка, хотя и весьма «круто» (через «чёрного санитара»), в московском Метро элита полностью контролирует всё, что происходит. Поэтому нет в московском Метро ни «государств», ни героев, а есть лишь фигуры на шахматной доске, которыми циничная до изуверства элита просто играет от скуки. По принципу Михал Лукича Кафтанова из «Вечного Зова»: «Я и сам всласть пожил, и властью над людишками потешился…». Герои предыдущих книг и компьютерных игр, такие как Мельников со своей «Спартой», оказались всего лишь глупыми и жестокими пешками в руках Бессолова и ему подобных. И, хотя люди выжили не только в Москве, да и в самой Москве есть места, не подвластные «Эдему» (станция «Имени Че Гевары», бункер «санитаров» в Печатниках, станции скавенов на Алтуфьевской ветке), Мир Метро третей книгой Глуховского дискредитирован и утратил свою эскепистскую привлекательность.
Но Глуховскому этого мало. В «Метро-2035» уже нет ни монстров, ни аномалий, а, значит, нет уже и героических сталкеров, а это окончательно снимает с Мира Метро последние остатки романтического флёра. Теперь в этот Мир погружаться уже не хочется, и читать книги из этой серии становится неинтересно.
А теперь – зачем Глуховскому это понадобилось? Зачем понадобилось губить «франшизу», с помощью которой он, по сути, стал знаменитым? Думаю, здесь дело в личном мировоззрении автора, а также в тех событиях, которые произошли в Мире за последние полтора года.
Глуховский живёт на «Рублёвке», учился в Израиле. Само по себе это ещё ничего не значит, но он открыто говорит, что он не «ватник». Значит – антикоммунист, социальный дарвинист и русофоб. И принимать в свою «игру» людей патриотических, а, тем более, коммунистических взглядов он категорически не собирался. Но процесс вышел из под его контроля. И вот уже полковник спецназа ГРУ Родионов в повести Дениса Шабалова «Право на жизнь» говорит, что России в случае её поражения Запад готовил такую участь, что даже смерть в атомном пламени была бы предпочтительнее.
А, самое главное, Мир Метро сходит со страниц книг и с мониторов компьютеров в реальную жизнь, причём совсем не так, как хотелось бы автору. И соратник Стрелкова, легендарный герой Новороссии Арсений «Моторола» Павлов назвал свой батальон «Спарта», а за основу эмблемы батальона взял символику мельниковского «Ордена». А Глуховский однозначно на противоположной стороне баррикад. И Глуховский хочет, с одной стороны, отмежеваться от «ватников» и «колорадов», с другой стороны, лишить ополченцев того героико-романтического «флёра», который он сам же своими книгами создал, тогда даже не подозревая об этом. Потому что это как раз тот случай, когда талант писателя оказался умнее и честнее, чем сам писатель.
Наверное, книги «Метро» ещё будут выходить. Но читаться они не будут ещё по одной причине. Реальность стала «круче». В руинах Донецка и Горловки люди выбираются из убежищ и крадутся, как сталкеры, между воронками, чтобы успеть запастись водой и продуктами в перерывах между обстрелами. И ещё, говорят, когда идёшь по Донецку, в разрушенных районах, надо брать с собой железную трубу, чтобы отбиваться от одичавших собак… Куда там Глуховскому!
Да, в романе Глуховского есть предупреждение, в том числе, «Мотороле», «Гиви» и им подобным: вами манипулируют! Но они это и так знают. «Моторола» говорил: «У меня такое ощущение, что меня всё время покупают и продают». Но это их не остановит, не заставит изменить цвет знамени и сторону баррикад. Мозговой и «Бэтмен» знали, что их убьют «свои», но не сдались и не «слились». На моей вере (в моём случае это коммунистическая вера) спекулируют негодяи, но для меня-то она всё равно остаётся святой. А что вы предлагаете? Сидеть и питаться «глистой»? Занять место Бессолова? Артём хоть уехать смог, а мне куда ехать? В Америку, чтобы служить там «Империи Зла»? Идите вы к чёрту со своими советами.
Проект «Метро» закрыт Глуховским. Некрасиво, грязно. В отличие от проекта «Сталкер», который как раз был закрыт красиво (хотя книги на эту тему выходят до сих пор): заваренная железная дверь в стене, за которой виртуальные сталкеры продолжают ходить в свои виртуальные ходки в Припять и на Агропром, «но нам с тобой отныне туда дороги нет…».
Глуховский, по сути, обосрал свой собственный проект. Он так ненавидит «совков» и «ватников», что, чтобы насолить им, предпочёл уничтожить то, что принесло ему славу и успех. По сути, сам себя наказал.
Он, конечно, будет писать дальше. Но я его книги больше в руки не возьму. Как другие – не знаю.

Сентябрь 2015.


Сергей Столбун   03.11.2025 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.