На выезде

     Он приехал в этот город к старшему брату Ивану. Брат Иван работал здесь художником в доме культуры. Теперь дом культуры города Пескоструйска назывался комплексом отдыха и культуры.

     Петруша Шиков всегда предполагал, что отдых важнее культуры. Настолько важнее, что отдых вполне мог бы обходиться без культуры.

     Да, бескультурный, некультурный отдых вполне возможен. Хотя сам Петруша Шиков, актёр, и его брат Иван Шиков, художник, имели отношение именно к культурному отдыху, а не к отдыху без культуры. Пете и Ване Шикову ещё не приходилось отдыхать от культуры.

     Брата Ивана не тяготила его близость к культуре и, как художник, он даже с каким-то свирепым удовольствием срабатывал афиши, декорации, лозунги, объявления и плакаты. Иван жил в Пескоструйске без семьи. Его бывшая жена, дочь и сын жили на Американском континенте, то ли в Канаде, то ли в самих Штатах.

     Петя Шиков не уточнял у брата, где именно живёт его бывшая семья и навсегда его дети, но сам Иван Шиков иногда говорил:

     - Дочь совсем ТАМ осовилась, школу заканчивает, будет в колледж поступать. Сын язык изучил прекрасно, детям в голову иностранщина хорошо укладывается, в школу пошёл учиться.

     В этот приезд Петруши Шикова в Пескоструйск брат Иван сказал ему:

     - К нам тут, в комплекс, на выезд один музыкальный театр приехал, с опереттой. Хочешь посмотреть?

     - Честно, брат, не хочу. Разве что театр из Столицы?

     - Да нет, из соседней области. Правда, все себя ведут со столичным апломбом. Все поют. Надоели репетициями. Сижу в своей бендежке, работаю, а они по сто раз одно и то же поют на своих разминках, репетициях. Вся голова их профессиональным воем забита.

     - Ну и зачем мне идти их смотреть-слушать?

     - У нас тут, при комплексе есть драм-студия Жоры Жмыхова. Он её на общественных началах возглавляет. Очень начитанный и насмотренный, театральными спектаклями, молодой человек. Но есть сомнения в себе. У него. Нет, видишь ли, у него профессионального театрального образования. А у тебя есть! Может сходишь? Посмотришь, а потом обсудишь со студийцами, профессионально, или как сумеешь, спектакль? Очень тебя Жора Жмыхов просит.

     - Ну, раз сам Жора Жмыхов просит, - схожу, посмотрю, обсужу.

     Давали действительно оперетту. "Фиалку Монмартра", что ли? Актёры, которые по словам Ивана Шикова были с апломбом, пели неплохо, но чего-то в спектакле Пете Шикову не хватало.

     Рядом с Петрушей Шиковым сидел Жора Жмыхов, так у тгого лицо, по-видимому из-за оперетты, было угрюмым, даже злым.

     Спектакль обсуждали в каморке папы Карло, то есть Ивана Шикова, тот в ней прибрал так, что можно было, между рамами, банками с краской и прочими, запятнанными, атрибутами, пройти к площадке, на которой, вкруг, стояло несколько стульев.

     Когда все расселись, Петя Шиков увидел, что все мальчики-студийцы одеты в джемперы, застёгнутые до верху, без галстуков, рубашки и тёмные брюки. Девушки были все в платьях и некоторые из них даже были в белых гольфах на ногах.

     И Петя Шиков подумал, что эти девушки, на культурные мероприятия, даже зимой ходят в гольфах. Субкультура такая, и опять же валенки есть, не замёрзнешь в гольфах.

     - Пётр, а вам, профессионалу, театра, понравился сегодняшний спектакль? - спросила Петю Шикова одна бойкая студийка.

     - Поют, я бы сказал неплохо, но в самом спектакле чего-то не хватает, - начал отвечать Петя Шиков.- У меня в Большереченске тоже есть любительская студия. Сейчас комедию ставим. Не музыкальную, но две-три песни в ней будут. Так вот, я сейчас ищу то, чего не хватает увиденной сегодня оперетте.

     Петя Шиков посмотрел на руководителя драм-студии Жору Жмыхова, и увидел, что его, Пети, слова, чем-то понравились Жоре.

     - А по-моему, всё, что в спектакле привлекает внимание зрителей, в сегодняшнем зрелище было, - сердито произнёс один студиец. - Привлекательные декорации, яркие красивые костюмы, да ещё пение.

     - Да, костюмы очень хорошие, пышные такие, цветные, - сказала ещё одна студийка, не та, что начала обсуждение. - А чего Вам не хватает, Пётр, в увиденном Вами спектакле? Или вы не поняли ещё?

     - Почему же не понял? Вот сейчас вы меня спросили, и мне неожиданно впорхнула в голову мысль, - чуть было не обиделся на вторую студийку Петя Шиков. - ПСИХОЛОГИЗМА мне не хватило.

     - Некоторые профессионалы утверждают, что, - вступил в обсуждение сам студийный руководитель Жора Жмыхов, - есть спектакли и шоу таких жанров, что в них психологизм совсем не нужен.

     - А что такое психологизм, Георгий Иванович? - спросила первая, та самая студийка, которая начала обсуждение.

     - Я думаю, Сидорова, что психологизм - это правда характеров, - ответил худрук студии Жора Жмыхов.

     - Да какая правда характеров в оперетте может быть? - как ему самому показалось, довольно резко, выступил первый студиец. - В оперетте, главное, - сюжет, ну и, конечно, качество пения.

     - Ну, не скажи Васин! - проявил задумчивость худрук Жмыхов. - Правда характеров нужна и в оперетте, даже в водевиле и фарсе, в таких вот грубо-демонстративных жанрах. Вот только как вам всем, и самому себе, объяснить, что такое, - правда характеров?

     - Разрешите, я попробую объяснить, - снова влез в обсуждение Петруша Шиков. - Вы, наверное, все видели, на бумаге или в Интернете, такие рисунки. Карикатуры. И какие Вам карикатуры больше нравятся, - плоские или объёмные, в которых чувствуется и ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ, а не только те два измерения, что есть у плоскиъ изображений?

     - Мне больше нравятся ОБЪЁМНЫЕ карикатуры, с ТРЕТЬИМ измерением! - радостно воскликнула студийка Сидорова. - Я поняла, что такое ПРАВДА ХАРАКТЕРОВ. Это когда ОБРАЗ получается не плоский, а ОБЪЁМНЫЙ, с ТРЕТЬИМ ИЗМЕРЕНИЕМ.

     - Ну, ты дала, то есть сказала, Сидорова, - стал уточнять студиец Васин. -Понимаешь ли ты, что сама раскритиковала своё студийное любительское творчество?

     - Почему это? - удивилась Сидорова.

     - Да потому, извините, дурочка, что для того чтобы в твоих образах появился ОБЪЁМ, появилось ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ, ты на это ВСЮ свою ЖИЗНЬ должна ТРАТИТЬ, а не только свой досуг, - разразился речью студиец Васин. - Для актёра-любителя есть только два измерения: ЗНАНИЕ ТЕКСТА ролей, песен и СПОСОБНОСТЬ не перепутать свои МИЗАНСЦЕНЫ, которые нужно занимать, на сцене, в соответствии с СЮЖЕТОМ спектакля.

     Услышав речь студийца Васина, Жора Жмыхов и Петруша Шиков переглянулись. А Петруша, услышав слова Васина, ещё и вспомнил о своих отношениях с Сократовым, своим худруком по БДТ, только не имени Товстоногова, а Большереченского Драматического Театра.

      -Ну, что же, Васин! Ты поставил перед  нами трудную задачу. И хотя у нас мало времени, не вся жизнь, кончено, а только досуг, мы будем искать ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ для каждого участника наших, хотя и любительских, но спектаклей, - подытожил обсуждение Жора Жмыхов. - И все мы, за этот вывод Васина, должны быть благодарны нашему гостю - Петру Шикову.

    Все захлопали в ладоши, а вторая студийка, не Сидорова, сбегала за букетом.

    Возвращаясь домой, к брату Ивану, так, как возвращается после спектакля актёр-премьер, которым ещё не был Петя Шиков, - с букетом цветов, Петруша не мог ни о чём думать, как только о своём ТРЕТЬЕМ ИЗМЕРЕНИИ.


Рецензии