Исполнение пророчеств Христа. Доказательства

В Деяниях святых Апостолов 3:22-23 сказано: "Моисей сказал отцам: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня; слушайтесь Его во всём, что Он ни будет говорить вам[1]; И будет,что всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа»". Христос сказал Иудеям (указывая в том числе на Второзаконие 18:15-19, частично цитируемое в Деян.3:22-23): «Не думайте,что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что Он писал о Мне. Если же его писаниям не верите,- как поверите Моим словам?» (Иоан.5:45-47). В своей жизни и деятельности Моисей как пророк, законодатель и вождь ветхозаветной церкви был прообразом[2] великого Пророка, Законодателя и Главы Церкви новозаветной- Господа нашего Иисуса Христа; Моисей провидел Мессию, Который установит новый Союз- Завет, скреплённый Его кровью.
"Использование евреями во времена Христа слова "пророк"[3],- отмечает Клигерман,- показывает не только то, что они, согласно Второзаконию, гл.18, ожидали, что Мессия будет пророком, но и то, что Тот, Кто совершит те чудеса, будет самым Обетованным Пророком." "(...) закон дан чрез Моисея,благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Иоан.1:17). Христос действительно Тот Самый Обетованный Пророк (в Деян.3:26 в словах "воскресив Сына Своего Иисуса" в греч.подлиннике употреблён тот же глагол ;;;;;;;;; (воскрешать и воздвигать), как и в ст.3:22: "Моисей сказал отцам: «Господь (...) воздвигнет вам (...) Пророка (...)»"- этим подчёркивается, что обетование Божие, возвещённое Моисеем, осуществилось). Для доказательств рассмотрим несколько пророчеств Обетованного Христа; во-первых,приведенное у Матфея (11:20-24) и частично у Луки (10:13-15).
Приведу для начала цитату из Джорджа Дейвиса: "В Новом Завете упоминаются четыре древних города, живописно лежавших у берегов Галилейского моря. Это Капернаум, Хоразин, Вифсаида и Тивериада. Из них лишь последний сохранился до наших дней." (Большинство знатоков Библии считает, что Евангелие от Матфея было составлено между 58-65 гг. н.э. Очень вероятно, что оно было написано в Палестине, во всяком случае однако до разрушения Иерусалима (в 70 году), так как в противном случае писавший его упомянул бы об этом громадном событии в еврейской истории. В 1996 году обнаружен папирус, содержащий отрывок из Евангелия от Матфея, датируемый 60-65 гг. н.э.) А теперь фрагмент из Матф.(11:20-24), с пророчеством Христа:
"Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись.
«Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись; Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.»" В этом пророчестве нет конкретных указаний на то, как именно погибнут эти три города.Тем не менее, гнев Господа и Его суд роковой тенью лёг на их участь. Обратимся к истории.
Джоржд Дейвис в своей книге "Исполнение библейских пророчеств в наши дни" пишет, что Капернаум был разрушен землетрясением в 400 году. По всей видимости, тогда же погибли Хоразин и Вифсаида.
В конце XIX-го века архимандрит Никифор в своей "Полной популярной Библейской энциклопедии" (М.,1891) пишет, комментируя пророчество в Матф.11:23: "И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов. Ныне остаётся здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым по причине дикости означенного пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, можно пробраться только с большим трудом. По словам путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящериц, или змей, гнездящихся в бурьяне, покрывающем развалины, которые известны в настоящее время под названием Тель-Гум, как то полагает и И.Флавий".
"Британская энциклопедия"- о Капернауме: "Несмотря на всю свою славу, город полностью исчез, и даже его местонахождение было предметом долгих споров."
Местоположение Капернаума было установлено сравнительно недавно. Это не Хан-Минье, как предполагали учёные XIX-го века, который оказался руинами замка Омейядского времени, а Кефар Наум (евр.Кфар-Нахум) (или Талхум,как его называют арабы. Последнее название образовано от искажённого имени похороненного неподалёку рабби Танхума - его иногда ошибочно интерпретируют как Телль-Хум, "Холм-Горшок") на северо-западном берегу озера Киннерет в Галилее, примерно в 16 км от Тивериады и в 5 км на юго-запад от места впадения в озеро Киннерет реки Иордан.
Первоначальное название «Капернаум» теперь подтверждено на основании арамейской надписи, обнаруженной профессором Е.Л.Сукеником в ходе раскопок, которые проводились в древней синагоге, в Хамат Гедер, вблизи устья реки Ярмук. В этой надписи говорится о людях, приносящих дары. Среди них упоминается некий Досифей из Капернаума (Кефар Наум)[4].
Что касается Вифсаиды, то здесь есть несколько версий.
Вифсаиды было две: одна Галилейская, родина Апостолов Андрея, Петра и Филиппа (см. Мк.14:70; Иоан.1:44;12:21), другая располагалась на берегу Иордана (Вифсаида-Юлия): здесь Господь исцелил слепого (см. Мк.8:22) и напитал пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (см. Мф.15:17-21).
Подробный рассказ о Вифсаиде Галилейской находим у Джорджа Дейвиса: "Древняя Вифсаида располагалась на таком живописном месте побережья Моря Галилейского, что примерно в 700 году эмир Дамаска Альбалид I решил выстроить на её развалинах великолепный зимний дворец. Рабочие трудились над этим дворцом в течение 15 лет. Потом эмир умер, и строительство так и не было завершено. С течением веков недостроенный дворец превратился в развалины. Всё, что сохранилось от него сегодня- это несколько камней основания, да участки мозаики на полах. Археологи засыпали эту мозаику песком, чтобы её не расхитили хулиганы и не исчезли все следы древнего дворца."
Архимандрит Никифор о Вифсаиде Галилейской: "По Робинсону, в настоящее время на месте города - одни развалины, груды камней поросших травою и бедное селение Айн-Эт-Табигах".
До 1987 года считалось, что древняя Вифсаида-Юлия располагалась напротив современного Хирбет-Эль-Арадж, который находится на холмах Галилеи. Однако в конце октября 1987 г. пришло сообщение о том, что немецкий учёный патер Пикснер локализовал местонахождение древней Вифсаиды на территории современного Эт-Тэлло,расположенного в трёх километрах севернее Хирбет-Эль-Арадж. Группа археологов из университета в Хайфе, проведя раскопки в данном месте, поддержала точку зрения Пикснера. Доктор Рами Арав, один из израильских археологов, сказал:
 "Мы пришли к заключению, что город процветал в эпоху, близкую к той, когда жил Иисус и что он был разрушен в результате восстания против римлян"[5].
Марк Твен в своей книге "Простаки за границей" пишет о том, как унылы в последнее время окрестности Капернаума и побережье Моря Галилейского. Он сравнивает его с американским озером Тахо: "На озере Тахо одиноко, ибо кроме птиц и белок на берегу и рыб в воде, здесь нет ни души. Но это не то одиночество, что гнетёт. То ищите в Галилее. Безлюдные пустыни, угрюмые, безплодные горы, которым никогда, никогда до скончания века не стряхнуть с угловатых плеч блеск палящего солнца, не окутаться мягкой дымкой, не растаять в тумане; унылые развалины Капернаума, оцепеневшая Тивериада..."
"В течение долгих веков синагога в Капернауме была погребена под землёй, как и остальные развалины города,- пишет Дейвис. -Кому-то пришла в голову идея восстановить древнее святилище. Со временем были частично отстроены его стены и вновь поставлены некоторые колонны. И тут случилось неожиданное:  архитектор,р уководивший работами, вдруг скончался - точь-в-точь, как эмир Альбалид за несколько веков до него умер, не дождавшись строительства своего дворца в Вифсаиде."
Архимандрит Никифор о Хоразине: "По всей вероятности, Хоразин в настоящее время ничто иное как большая груда развалин, называемая Керазе, и лежащая в расстоянии 3-х англ. миль на с.-з. от Телль-Хума."
Итоги судеб этих трёх обречённых городов подводятся в "Библейском словаре Унгера":
" Пророчество о судьбе Капернаума и других неверящих городов полностью сбылось."
Джордж Дейвис отмечает, что Христос не произнёс ни одного слова о судьбе Тивериады. И действительно, этот город "не раз частично разрушался, но всегда отстраивался заново."
"Всякий раз, когда мы приезжали в Тивериаду и в окрестности Моря Галилейского,-добавляет Дейвис,- нас вновь поражала истинность и сверхъестественная вдохновенность Слова Господня. Перед нами лежали руины трёх городов, разрушенных согласно пророчеству Господа нашего, а четвёртый город, Тивериада, над которым не было Его суда, до сих пор цвёл после девятнадцати долгих веков."
Рассмотрим теперь, что Христос пророчествовал о самом Иерусалиме (согласно со словами Моисея о Мессии: «И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка Того,истребится из народа.»).Более чем за несколько десятилетий Иисус пророчествовал что для Иерусалима наступит почти невероятно трудное время. Особенно обратите внимание на Его слова, записанные в Евангелии от Луки[6] 21:20-22: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное.» Но если Иерусалим будет окружён войсками, как же те, «кто в городе» смогут "выйти из него”, следуя указанию Иисуса?Понятно, Иисус подразумевал, что для этого предоставится возможность. Что же произошло на самом деле?
В 66 году н.э. иудеи начали войну против Рима. Они не хотели платить дань, уничтожили римский гарнизон в Иерусалиме и некоторых иудейских начальников, которые имели связь с римлянами. Римская армия под командованием пропреторского легата провинции Сирия Цестия Галла вынудила иудейских повстанцев вернуться в Иерусалим и осадила город. Римляне даже предприняли попытку захватить город и добрались до стены храма. Но вдруг воины получили от Галла поистине неожиданный приказ. Он дал команду отступить! Очевидец Иосиф Флавий пишет: "Он отошёл от города по совершенно непонятным причинам"[7] Ликующие повстанцы погнались за римлянами, нанося удары бегущему врагу. Так предоставилась возможность бежать, пророчески изречённая Иисусом. Истинные христиане послушались предупреждения и покинули Иерусалим,- за Иордан, в Пеллу[8]. И они поступили мудро, потому что всего менее четырёх лет спустя римляне вернулись под командованием генерала Тита. На этот раз возможности бежать не было.
В 70 году н.э. на Елеонской горе, в числе осадивших Иерусалим одиннадцати имперских легионов, стоял готовый к штурму десятый легион римской армии.[9] Не помогло и то, что Иерусалим был сильной крепостью со сложной фортификационной системой, состоящей из трёх рядов стен, и что он оборонялся тремя армиями. Не помогло даже то, что сам ветхозаветный храм и его дворы были превращены в крепость, а на стенах были установлены метательные машины, баллисты и катапульты[10].
Вокруг города римляне построили укрепления из заострённых кольев. Иисус пророчествовал об Иерусалиме: «Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами [«и воздвигнут враги твои частокол[11] против тебя, и стеснят тебя отовсюду» (Луки 19:43). Последствия Иосиф Флавий описывает так: "Теперь все надежды иудеев совершить побег рухнули"[12]. Страдания осады привели к тому, что "бедствия Иерусалима с каждым днём становились ужаснее..."[13] По словам Иосифа, спустя почти пять месяцев осады, то, что осталось, за исключением трёх башен и части стены, "было настолько сровнено с землёй, что посетителям той местности не приходило и в голову, что она была когда-то обитаемой."[14] Во время осады погибло около 1100000 человек и 97000 человек попало в плен.[15] Множество евреев были частично убиты на гладиаторских "играх"[16], данных в честь празднования Титом дней рождения своих брата (Домициана) и отца (Императора Веспасиана Цезаря Августа), а частично проданы в рабство. До сего дня в Риме стоит памятник, свидетельствующий об исполнении пророчеств Иисуса. Речь идёт о гигантской триумфальной Арке Тита, сооружённой римлянами в 81 году н.э. в ознаменование успешного взятия Иерусалима. Эта Арка[17] молча напоминает нам о том факте, что игнорирование пророческих предупреждений Библии может иметь катастрофические последствия.
Кстати, пророчество Христа о Его Втором Пришествии из Евангелия от Луки (17:34-36) свидетельствует: Иисус знал, что Земля кругла. Он говорил, что у разных людей на Земле в одно и то же время будет ночь, утро и день. Это возможно, потому что сфероидальная Земля вращается вокруг своей оси, и солнце в разное время освещает разные её части. Но если бы Земля была плоской, пророчество Иисуса было бы необъяснимым.

Примечания автора:
[1] Ср.с Матф.17:5.
[2] Прообраз- это Богом данная иллюстрация каждой Его истины. Это может быть: 1)человек (Рим.5:14); 2)событие (1 Кор.10:11); 3)вещь (Евр.10:20); 4) учреждение (Евр.9:11); 5)церемония (1 Кор.5:7). Осуществление того, что было символом (прообразом) чаще встречается в Новом Завете.
[3] "Народ же говорил: Сей есть Иисус,Пророк из Назарета Галилейского"(Матф.21:11; ср.Луки 7:16; Иоан.:4:19;6:14;7:40).
[4] Kraeling E.G.Bible Atlas.1956,p.377.
[5] ';;;;;,27';;;.,1987.;.4.
[6] Святитель Ириней, епископ Лионский (II в.) сообщает: "Лука, спутник Павла, изложил преподанное Апостолом Евангелие в отдельной книге" ("Против ересей",3.1). По словам Оригена, "третье Евангелие - от Луки" (см.: Евсевий,"Церковная история",VI,25).
[7] "Иудейская война" II,19:7.
[8] Так сообщает Евсевий Кесарийский в "Церковной истории".
[9] "Иудейская война" V,3:5. Иерусалим штурмовали одиннадцать легионов регулярных войск. Полностью, сводная армия, брошенная на подавление мятежной провинции и осаду древней столицы Иудеи, вместе с войсками союзных царей достигала 80-ти тысяч человек (пехота и конница). На то время это было больше половины всех войск Римской империи, которые насчитывали тогда около 150 тысяч солдат. [Иосиф Флавий.Иудейская война.Мн.:Беларусь,1991,примечания,стр.484,489].
[10] "Иудейская война" V,4:1;VII,2:3.
[11] "осадную стену" (;;;;;;= лат. vallum)- Н.С.
[12] "Иудейская война" V,12:3.
[13] "Иудейская война" VI,1:1.
[14] Там же VII,1:1; ср. пророчества Христа в Мар.13:1-2 и в Луки 19:44.
[15] Там же VI,9:3; ср. пророчество Христа в Луки 19:44.
[16] Там же VII,3:1. Члены императорского дома любили устраивать гладиаторские "игры".
[17] Арка-лат. аркус-дуга; строение в виде ворот, завершённое дугообразным перекрытием.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.