Светящиеся

Мне нравятся люди, общение с которыми никогда не меняется. Вы можете не видеться день, неделю или даже несколько месяцев. И все равно, когда вдруг встречаетесь, начинаете так же смеяться над какой-то ерундой, находить общие темы и думать по-прежнему одинаково. Благодаря этим людям понимаешь, что настоящая дружба не растворяется во времени. Я называю таких сердечных, без тени фальши землян СВЕТОЧАМИ. Да, внутри Германа струилась горячая аура, и она исходила наружу едва заметным светом. В достопамятный 2005-й я много раз встречался с Германом Гудиевым. Судьба нас свела еще в 1981 году во ВГИКе. С тех пор мы достаточно часто общались, делились творческими планами. Вот что рассказывал мне тогда Герман о своей работе над центральной картиной студии:
- «Дневник хроникера» посвящается нескольким поколениям кинематографистов. Это полный метр. Такую масштабную ленту я еще никогда не делал. В чем здесь проблема? Это сотни тысяч метров пленки. Что-то я помню, но все равно надо снова отсмотреть весь этот колоссальный материал, чтобы собрать нужные кадры. Второе. По крупицам собираем фотографии. Люди разъехались, многих вообще давно нет. Многие живут за границей: кто в Америке, кто в Израиле. Другой момент. Даже если нам удастся все собрать и смонтировать, это будет обзорный фильм. А обзорная картина – как проклятье, это неинтересно, монотонно, получается сухой реестр. Еще какая проблема. Многие фильмы лежат десятки лет, пожухла пленка. Надо использовать специальную компьютерную технологию, чтобы восстановить качество. Еще момент. Будет масса микроинтервью, которые я буду брать у нынешних и бывших коллег. Они должны создать объективную картину. Вся эта мозаика, собравшись вместе, должна выглядеть гармонично. Но так как этих людей почти нет, я решил говорить за них: это будет фильм Германа ГУДИЕВА. С первого кадра до последнего я его веду. Я буду рассказывать, потому что пришел на студию в 1957 году. Тогда мне было 16 лет, а сейчас – 66. 50 лет я на студии. Полвека! Это раз. Второе. Я бы не хотел быть необъективным, когда в моих комментариях мелькают одни прилагательные: великолепный, прекрасный, талантливый и т.д. Этого не будет. Третье. Характеристики, которые я буду давать людям, возможно, будут субъективными. Я не собираюсь кого-то хаять или проклинать. Просто каждый из них будет тем, кем он был в моем представлении. Как-то Мариэтта Шагинян написала большую работу о Шостаковиче и прислала текст Виктору Шкловскому с просьбой откомментировать, сказать свое мнение. Ответ был таков: «Да, безусловно, Шостакович великий композитор, талантливый, добрый, внимательный, хороший наш человек, но помимо этого Вам надо было написать, что он был очень желчным, непробиваемым ортодоксом, что в некоторых ситуациях он вел себя как сумасшедший тиран. Вот тогда бы у Вас получился портрет живого человека». То есть не надо наводить глянец, делать из всех Иисуса Христа. Пусть люди будут живыми – со всеми своими достоинствами и недостатками. И вот мне бы хотелось, чтобы все персонажи моего фильма были именно такими!
В СССР было примерно 12 студий кинохроники. Наша студия стояла особняком. В каком смысле? Кинематографическое братство имеет свою специфику и свой менталитет, и отличается от сообществ писателей, журналистов, архитекторов. Эта студия была классическим примером деления не на классы. Киношники – это всегда одна семья. Если у кого-то радость – веселились все. Если у кого-то случалось горе – все помогали ему. Когда я пришел пацаном на эту студию, меня такая доброжелательная атмосфера потрясла до глубины души. В других коллективах подобного единения я никогда не встречал. Еще один момент. Эти люди шли к коммунизму. Многие из них пропахали всю войну, большинство из них не имеют никакого представления о перестройке, ни о том, что в России уже утвердился пещерный капитализм. Мне бы хотелось, чтобы в фильм вошла философская тема – где бы я поразмышлял: как бы те, даже умершие люди, реагировали на сегодняшние изменения социума, которые происходят вот уже два десятилетия?
Завершаться фильм будет кадрами из фильма Вадима Грунина «Уикенд на Каспии». На взгляд обывателя и дурака, это фильм о том, как люди отдыхали на море. Приехали на автобусах, своих машинах, с баранами, поросятами, чтобы делать там шашлыки. Но ближе к концу мы видим, как мальчик в белых шортах бегает босиком по пляжу, а вокруг него валяются консервные банки, шкуры баранов, всякие ошметки, тряпки, самая разнообразная дрянь – все то, что остается от коллективного отдыха. Потом возникает органная тема Баха, и мы видим снежную вершину Эльбруса. Такое ощущение, что с вершины этой горы Зевс посылает свое проклятье человеку и говорит: «Пир у вас Пирров, пир во время чумы! Вас ждут большие неприятности. Скоро случится непоправимое». Чревоугодники напрасно радовались – действительно настали тяжелые смутные времена. Это сделано на грани метафизики, потому что там есть кадры, которые очень символичны. Например, под ударами ветра вдоль моря летит и катится по берегу табуретка… Срывая голоса, кричат чайки… Скоро грянет буря!.. Вот это ощущение не покидает меня.
Режиссер Вадим Грунин, режиссер от Бога, давно живет в США. Его оператор Борис Насимов, тоже бесконечно талантливый мастер, уехал в Израиль. Когда я делал вечера кино в Домах культуры разных городов, я обязательно брал с собой «Уикенд на Каспии». Я показывал фильм своим студентам, сам комментировал его.
Вот такая задача. «Дневник хроникера» - полнометражный. Должен быть готов в конце октября. Работаю я очень напряженно, просыпаюсь ночью и думаю, как сделать тот или иной кадр. Фильм создается в условиях полного развала студии. У нас имеется одна камера на три группы. Не хватает осветительной аппаратуры и т.п. Полный хаос в фильмотеке, но картину я сделаю в срок и, надеюсь, без существенных художественных потерь.
От себя в монолог Германа Гудиева я не добавил ни слова. Именно парадоксальным и гениальным рассказчиком запомнился мне замечательный кинорежиссер Герман Гудиев…
Герман Гудиев (10.04.1939–30.07.2007)
Поэт, прозаик, публицист, кинорежиссер, киносценарист, член Союза кинематографистов, писателей и журналистов России, почетный кинематографист России, заслуженный деятель искусств РСО–Алания, лауреат Государственной премии им. К.Л. Хетагурова (2003).
Герман Гудиев родился в г. Владикавказе. Окончил ВГИК (1976). Учился у лучших мастеров кино Советского Союза. Среди его учителей – Роман Кармен. После учебы в Москве вернулся в Осетию, где работал на студии телевидения и студии кинохроники г. Владикавказа.
Герман Гудиев – автор сценариев всех своих фильмов, среди которых : «Еще шаг назад» (1976), «Коста Хетагуров» (1978), «Поиск» (1981), «Композиция» (1987), «Кайсын» (1987), «Сон» (1991), «Притча» (1992), «Ярость и мольба» (1993), «Портрет на фоне гор» (1994). Уже его первая дипломная лента о строительстве Транскама стала призером всесоюзного кинофестиваля в Ереване. Он снял первый в Осетии полнометражный документальный фильм о Коста. Автор четырех поэтических сборников: «Молчание», «Горы в Коби», «Клятва вершин», «Бездна». Его книга «Вершины», удостоенная премии Великого Коста, его киноработы, очерки о знаменитых людях республики – лишь часть того большого творческого процесса, в котором проходила вся его жизнь.
О сборнике-эссе «Вершины», наверное, лучше всех сказал журналист, автор десятка сценариев документальных фильмов Евгений Пантелеев : «То, что издал Герман Гудиев, то, что явилось плодом его многолетних трудов, – это Книга с большой буквы. Это явление не только осетинской, но и российской литературы». Герман Гудиев, возможно, создал новый литературный жанр – философский портрет. Эссе «Вершины» является ярким отражением мира Гудиева – осетина и европейца, горца и человека утонченной городской культуры, патриота и гражданина мира. В его мироощущении простые песни горцев вплетались в фуги Баха, которого он считал номером один на все времена.
В творчестве Германа Гудиева, одаренного человека, художника в истинном смысле этого слова, счастливо сочетались поэзия и кинематограф, публицистика и художественная проза. О чем бы он ни рассказывал, это всегда был голос талантливого, неравнодушного мастера. Лаконизм, возведенный в творческий принцип, богатая эрудиция и особый взгляд на мир выгодно отличали его художественный почерк.
Герман был для многих поколений, начинающих свой творческий путь, современником и мэтром. Его емкий, образный художественный мир завораживал и не отпускал.
Герман Георгиевич является автором более двух десятков документальных фильмов, дикторских текстов к кинофильмам, сотен киножурналов, спецвыпусков, радио- и телепередач, многих газетных публикаций, статей, рецензий.
Он – автор и режиссер первой в Осетии документальной ленты о жизни и творчестве К.Л. Хетагурова, которая и по сей день является хрестоматийной.
В кинофильме «Хроникер», который Герман снял в 2005 г. на Северо-Кавказской студии кинохроники, он рассказал о своих товарищах-документалистах и о себе.
Фильм о классике кабардинской литературы Али Шогенцукове должен был снимать наш прославленный осетинский режиссер Герман Гудиев. Однако Герман успел лишь написать режиссерскую экспликацию к картине. Режиссер Мадина Тезиева практически создала с нуля свое совершенно оригинальное кинопроизведение.
Я принял некоторое участие. Говорю, конечно, не с целью примазаться. Герман был моим другом еще с периода студенческой жизни в Москве, мудрым коллегой, старшим товарищем. Я посчитал своим долгом внести в работу над лентой какой-то вклад. Тем более, что у нас был короткий разговор на эту тему. Герман с лукавым подмигом, с уморительной серьезной миной на лице, как бы в шутку однажды заметил: «Будрайтис, если что, подставишь плечо!» Герман упорно называл меня Будрайтисом еще со времен ВГИКа.
Герман никогда не жаловался на боли, был хроническим хохмачем, не хотел, чтобы его жалели, но я видел, как трудно ему просто жить. Герман был в первую очередь поэтом, а потом уже маститым режиссером. Судьбы двух талантливых творцов в огненных колючих терниях – Гудиева и Шогенцукова – оказались мистически созвучны.
Короче, так получилось само собой. Я помогал немного Мадине как режиссеру. Мы вместе устраивали своеобразные мозговые атаки, считали варианты, придумывали разные постановочные конструкции. Остановились на задумке, которая показалась нам наиболее стоящей. Решили ввести в фабулу игровые сцены. Прием не новый, но подзабытый. С моей подачи были введены эти игровые эпизоды, они придали повествованию философское звучание. В кинофильме роль поэта Али Шогенцукова сыграл доктор исторических наук Ислам-Бек Марзоев.
Смотрите фильм «Али Шогенцуков. Жизнь и трагическая гибель поэта» здесь: http://www.youtube.com/watch?v=WYmI1BIC5SU
Еще с одним СВЕТОЧЕМ я познакомился в процессе съемок фильма «Герой в героическом городе». Это рассказ о легендарном разведчике Великой Отечественной, полном кавалере орденов Славы Викторе Михайловиче Коняеве.
Общественность города Владикавказа и всей республики Северная Осетия-Алания понесла невосполнимую утрату. На 91 году жизни скончался ветеран Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы, кавалер ордена Красной звезды, фронтовой разведчик 302-ой стрелковой Тернопольской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии, передовик производства завода «Электроцинк», почетный металлург СССР КОНЯЕВ Виктор Михайлович.
Трудно поверить, что теперь с нами нет этого замечательного человека и общественного деятеля. Весь жизненный путь Виктора Михайловича – свидетельство народного подвига в годы Великой Отечественной войны. На фронтовых рассказах о мужестве и героизме советского разведчика воспитывались поколения наших земляков.
В 2011 году ваш покорный слуга написал сценарий документального фильма «Герой в героическом городе» для Северо-Кавказской студии кинохроники. Это теплый, по-человечески добрый рассказ о легендарном разведчике Великой Отечественной, полном кавалере орденов Славы Викторе Михайловиче Коняеве. Съемки начались в октябре 2011 года. В марте 2012 г. фильм сдан Агентству по кинематографии РФ. Премьера состоялась 9 мая 2012 г. в телеэфире ГТРК «Алания».
«Герой в героическом городе», Северо-Кавказская студия кинохроники, 2012 год.
Режиссер Мадина Тезиева, автор сценария Виктор Буйвидас.
Первая часть: http://www.youtube.com/watch?v=X03aJrSkoLE
Часть вторая: http://www.youtube.com/watch?v=-NmKqtkO-eA
Третий сияющий СВЕТОЧ пришел в мою жизнь из глубокого прошлого нашей Родины. История закадычного друга Лермонтова князя Гагарина позволяет считать его бунтарем в искусстве. Писательница Алла Жданова похвалила наш фильм о князе-живописце Григории Гагарине.
НИЗКИЙ ПОКЛОН ВСЕМ СОЗДАТЕЛЯМ ЭТОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ФИЛЬМА - В ТОМ ЧИСЛЕ ПОКЛОН С БЕРЕГОВ ВОЛГИ, ГДЕ КНЯЗЬ-ХУДОЖНИК НАШЕЛ ВЕЧНОЕ УПОКОЕНИЕ... СОВРЕМЕННЫЕ ПОТОМКИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЦЕНЯТ ЕГО ПО ДОСТОИНСТВУ. ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ РЕЖИССЕРУ ФИЛЬМА МАДИНЕ ТЕЗИЕВОЙ и АВТОРУ ТЕКСТА ВИКТОРУ БУЙВИДАСУ. Смотреть:
Сегодня об этом говорит каждый психолог, а Фридрих Ницше сформулировал этот принцип еще в 1885-м году в трактате «Злая мудрость». Любовь к людям - это не навязчивые советы и помощь, это, в первую очередь, предоставление им свободы - совершать ошибки, выбирать свой собственный путь...
Книги Виктора Буйвидаса
Блог Буйвидаса: https://buividas93.livejournal.com/
Итальянское убийство: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/italyanskoe-ubiystvo/
Пробивка: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/probivka/
Пьеса для шпионки: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/
Тройной капкан: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/troynoy-kapkan/
Угол смерти: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/ugol-smerti/
Формула удачи: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/formula-udachi/
Сумасшедшее рандеву: «Герой в героическом городе», Северо-Кавказская студия кинохроники, 2012 год.
Режиссер Мадина Тезиева, автор сценария Виктор Буйвидас.
Первая часть: http://www.youtube.com/watch?v=X03aJrSkoLE
Часть вторая: http://www.youtube.com/watch?v=-NmKqtkO-eA
Книги на всемирном Amazon: https://www.amazon.com/
 


Рецензии