Потаенная страница истории афонской обители

ПОТАЕННАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ РУССКОГО ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ НА АФОНЕ:
во время войны монахи повесили в обители фотопортрет Гитлера.

От автора: версия сайта "Портал-Credo.Ru" (2015 г.). На сайте "proza.ru"  представлено сокращенное название материала. Фотографии  см. здесь - http://portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1805

  В книге жизни каждого человека, будь он мирянин или монах, всегда отыщется пару этаких «неудобных» страниц, о  которых даже не хочется вспоминать, настолько они мучительно противны его душе. Хочется непременно покаяться и немедленно выбросить их на греховную свалку, а потом навсегда забыть о них и избавиться напрочь, забелить в своей памяти книге  или, выражаясь современным российским языком, «зачистить».

В истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне в ХХ веке тоже имеются такие прискорбные страницы, относящиеся к первому году Второй мировой войны. Послевоенным монастырским библиотекарям с учетом победоносных для СССР итогов борьбы с немецким фашизмом, вероятно,  хотелось бы сделать ревизию архивной коллекции 1941 г., чтобы пересмотреть,  далеко спрятать, а, может, и уничтожить или утаить от простых смертных некоторые cрамные документы и фотоматериалы с изображением на территории обители гитлеровских солдат в сопровождении известных и малоизвестных русских монахов, а также фотопортреты Адольфа Гитлера на стенах «Царских покоев» и трапезной. Нам неизвестно, имеeтся ли ныне в архиве монастыря такой, например, документ на греческом или в переводе на русский язык, как «Письмо 20 афонских монастырей Адольфу Гитлеру» от 13/ 26 апреля 1941 г. (6, c.42-43). Cохранена ли летопись монастыря в период с 9 апреля и до конца сентября того же года? Напомним, что в военные годы монастырем управлял схиархимандрит Иустин (Соломатин Иван Семенович; 1878 – 1958; настоятель обители в 1940 – 1958 гг., после войны признал Московскую патриархию).

Драматические события ХХ века, связанные со Второй мировой войной, принесли непредвиденные проблемы Афону и тяжело отразились на судьбе всех русских святогорцев, но особенно – на судьбе высокообразованных и наиболее активных славянских монахoв, в числе которых были иеромонахи Софроний Сахаров и Василий Кривошеин (позже - архиепископ Брюссельский и Бельгийский РПЦ МП) (Cм.: 6). Гитлеровская оккупация Греции началась в апреле 1941-го и продлилась три с половиной года (См.: 10). После нападения на страну германские войска оккупировали Афон, где был назначен немецкий комендант Святой Горы (См.: 2 и 3). Об исторических событиях на Горе в годы войны не найти и строчки в статьях об Афоне в «Православной энциклопедии» (11) и в книгах, изданных до 2013 г. Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем (5).

Тяжелым испытанием в жизни русской обители стал первый год войны. С одной стороны, лишение всякой материальной помощи извне, прекращение какого бы то ни было общения русских насельников с родиной, утрата всякой поддержки своего отечества и связи с Православной Российской Церковью, отсутствие русских паломников и пожертвований – единственного средства существования обители. С другой стороны – «принудительное огречивание и притеснение со стороны властей» (11, c.126), ущемление и попирание прав славянских иноков и непростые отношения их с греками-святогорцами. Все это стало «причиной отдельных случаев коллаборационизма русских афонитов с немцами, оккупировавшим Грецию» (Там же).

Известно, что в первые месяцы оккупации cтраны Священный Кинот направил германскому руководству и лично рейхсканцлеру Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения и разграбления (2, 3 и 7). По некоторым данным, само это письмо, начинающееся словами (сохранена орфография перевода текста на русский язык. – Примечание А.Х.) «В Святой Горе 13 26 апреля 1941 года Его Превосходительству Канцлеру Славного Германского Государтва Господину Адольфу Гитлеру. В Берлин», было инициировано 9 апреля 1941 г. в Киноте неким германским майором (4, c.40). Он прибыл в Карею в сопровождении пяти офицеров. Представился монахам как «комендант» Афона  (комендатура насчитывала 25 немецких солдат. – Примечание А.Х.), которому германское командование поручило «наблюдать» за Святой Горой. Из уст коменданта в Священном Киноте узнали, что вскоре будет назначен и «военный губернатор Афона». Представители Кинота в свою очередь рассказали непрошеному гостю о Святой Горе и ее истории, а также о ее современных проблемах. Здесь же, вероятно, монахи и обратились к новоявленному коменданту со своими просьбами и пожеланиями относительно сохранности монастырей и их святынь. В ответ майор посоветовал Священному Киноту письменно изложить все свои предложения и просьбы на имя самого канцлера Германии, после чего отправить текст послания в Берлин через возглавляемую им комендатуру.

Письмо было подготовлено быстро, и уже 12 апреля 1941 г. в Карее состоялось Чрезвычайное Двойное Священное Собрание, где было зачитано и утверждено  письмо Адольфу Гитлеру, под текстом которого после 20 подписей антипросопов – представителей всех афонских монастырей была поставлена печать Кинота. В письме подчеркивалась уникальность монашеской жизни на древнем Афоне и мирная жизнь в молитвах и постах обитающих на полуострове отшельников (2,3).  Помимо изложения общей истории Афона, в заключительной части текста письма значились такие важные для монахов строки: «Просим и молим горячо Ваше Превосходительство взять [нас] под свое высокое покровительство и попечение» (6, с. 43).

В написании текста второй части письма принимали участие славянские монахи (4), в том числе и владеющий греческим языком монастырский секретарь (c 1929-го до 1942 г.) иеромонах Василий Кривошенин (1900 – 1985). В 1937 г. отец Василий был избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942–45 гг. он стал антипросопом Cвято-Пантелеимонова монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944–45 гг. –  членом Эпистасии (административного органа Афона). Кстати, более подробно о нем и его деятельности рассказывает изданный на Святой Горе Афон Свято-Пантелеимоновым монастырем том «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах».

С полным текстом письма Гитлеру можно познакомиться в изданной в 2014 г. в Брюсселе книге под редакцией протоиерея Павла Недосекина (Cм.: 4). Заметим, что письмо из Кареи в Берлин было подготовлено и отправлено всего за два месяца до начала войны с СССР, и о полномасштабном вторжении фашистов на советскую землю еще никто на Афоне не подозревал. Из содержания письма афонских монахов на имя Гитлера нельзя сделать поспешного заключения о «сотрудничестве святогорцев с нацистами» (Там же).

Однако вскоре после отправки письма в Берлин на Афон прибыла  дополнительная группа немецких солдат и офицеров с целью упреждения разграбления православных монастырей. Ответ властей Германии касательно  охраны немецким военным контингентом Святой Горы и ее обителей был положительным. Афонским монастырям гарантировалось сохранение прежней автономии и правил управления жизнью обителей. Далее на Афонском полуострове были размещены караульные посты германской армии, а доступ мирянам на Афон перекрыл германский гарнизон (2,3).

Как это в наши дни ни печально констатировать, но уже в первыe три-четыре месяца активной фазы ведения войны на территории СССР в далеком от его границ монастырском дворе Свято-Пантелеимоновой обители, в ее храмах и параклисах ступали не только стопы афонских святых и обыкновенных чернецов, но и немецкие ботинки гитлеровских офицеров и солдат, а также сандалии немецких ученых-искусствоведов из Мюнхена, кинооператоров и фотографов Третьего рейха. По некоторым данным, переводчиками с русского на немецкий язык и наоборот выступали монах Софроний Сахаров и частично монах Василий Кривошеин, которых после окончания войны греческие власти обвинили в  «сотрудничестве c гитлеровцами» и «шпионаже в пользу нацистов».

Русские монахи не только не оказывали никакого сопротивления и допускали   нацистов на монастырский двор, но даже покорно оказывали им в обители  определенные почести, гостеприимно угощали стопкой ракии, кусочками рахат-лукума и монастырским хлебом. Некоторые из них участвовали в совместных с немцами беседах и дискуссиях, в трапезах на деревянных балконах одного из монастырских корпусов, где хозяева и гости провозглашали тосты и чокались друг с другом стаканчиками с красным вином, о чем cвидетельствуют несколько  фотографий (всего их 183), опубликованных в изданной в 1943 г. в Мюнхене объемной книге (4, 1).

В августе-сентябре 1941 г. Баварская Академия наук (Мюнхен) организовала научную экспедицию на Святую Гору во главе с профессором Мюнхенского университета, руководителем Мюнхенского византиноведческого общества Францем Дёльгером (1891 ? 1968), результаты которой позже были опубликованы в специальном издании (4). Экспедиция Дёльгера привезла в Германию 1800 черно-белых фотографий с Афона. Научные статьи об Афоне и русской обители  были вполне корректны. Кстати, тот же Дёльгер в материалах об Афоне первым  ввел в немецкий язык термин «Rossikon» („Россикон“, или Русик) – «так называемый Пантелеимонов монастырь» (4, c. 302).

В немецких источниках имеется краткая информация о том, что Василий Кривошеин по окончании в 1924 г. учебы в Сорбонском университете несколько месяцев пребывал в Мюнхене, где слушал лекции на немецком языке в местном университете. Монах Василий Кривошеин одно время выполнял послушания в библиотеке Россикона. И это не без его участия и консультаций немецкие ученые сделали много фотоснимков самых ценных манускриптов из монашеской библиотеки: например, oрнамент и титульный лист «Евангелия от Иоанна» (вероятно, имеется в виду «Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна», XI в.; № 57/5563 Л. – Примечание  А.Х.) и др. Некоторые фото из архива германской научной экспедиции летом 1941 г. (4, cс. 186 – 187), где изображены русские безымянные монахи в Пантелеимоновом монастыре, а такжsе запечатлены оклады и страницы редких рукописей из книжного хранилища библиотеки, можно посмотреть здесь (Cм.: 8 и 9).

Мало того, в «Царских покоях» (также – «Царский архондарик») и в расписанной на религиозные темы трапезной (1,7), как, впрочем, во многих других греческих монастырях того времени, на самом видном месте были вывешены портреты Адольфа Гитлера.

Не только в Пантелеимоновой обители, но и во многих афонских монастырях были вывешены фотографии или рисованные портреты Гитлера. Большой портрет в виде картины висел в монастыре Ксиропотам, его фото представлено в книге, подготовленной членами немецкой экспедиции (4). В греческих монастырях изображения Гитлера даже сопровождались такой надписью: «О Адольф о мегас василиас» («Адольф-великий царь»). Греки-афониты, да и не только они, cчитали фюрера своеобразным «борцом-рыцарем» с «безбожием и большевизмом».

В Пантелеимоновом монастыре портрет Гитлера висел, вероятно, непродолжительное время: в 1942 г. его уже не видать на фотографии того же «Царского архондарика».

Сохранились и кадры кинохроники 1941 г. (см.: «Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне… (Уникальное видео)» на странице сайта «Cвятая Гора Афон») (7). Кадры запечатлели настоятеля монастыря великомученика Пантелеимона архимадрита Иустина, встречающего немецких офицеров, а также иеромонаха Софрония (Сахарова), сопровождающего немцев по территории монастыря. Отчетливо видно, как в «Царском архондарике» отец Софроний приглашает гитлеровцев к стене с висящими на ней портретами русских царей и иерархов и показывает рукой на портрет Адольфа Гитлера...

Однако, по-моему, это видео вряд ли отражает благосклонное отношение русских монахов на Афоне к нацистам и уж никак не свидетельствует о позиции оо. Софрония (Сахарова) и Василия (Кривошеина) в вопросе о фашизме. Но с учетом разницы во времени и с высоты сегодняшнего дня некоторые читатели, возможно, думают иначе.

Портрет Адольфа Гитлера в русском православном монастыре на Афоне… Конечно, это прискорбное событие первых месяцев начала Второй мировой войны и ожесточенных боев на советской земле. Об этом не прочитаешь на страницах «Православной энцикопедии», где одна статья, посвященная Гитлеру, насчитывает целых пять страниц (12, сс. 523–528), тогда как о Владимире Дале (1801–1872) в 11-м томе нет ни строчки (13).

Вместо заключения

Ни один из афонских монастырей во время немецкой оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления. Приведем цитату из труда протоиерея Павла Недосекина: «В результате Афон был спасен…» (6).

В 1945 г., по окончании войны, в Греции состоялся так назывaемый «Салоникийский трибунал», постановивший «поразить в греческих правах» нескольких болгарских и русских святогорцев, в том числе и двух упоминаемых в этом материале монахов, противостоявших в своей деятельности политике эллинизации Афона. А после решения греческого суда от 25 сентября 1947 г., в котором говорилось о «сотрудничестве с нацистами» и «об удалении с Афона группы активных славянских монахов», нашим героям пришлось навсегда покинуть «монашескую республику»… Последний процесс эксперты считают тоже инструментом политики эллинизации на Афоне.

Спустя два десятилетия (1967) в этой стране к власти пришла военная хунта. В ноябре 1968 г. «Царские покои», где висел портрет Гитлера, сгорели, «по одной версии, при пожаре, а по другой версии, при ограблении и поджоге». В одной греческой газете появился небольшой фотоснимок этого таинственного пожара (10). Несмотря на некоторые догадки афонских монахов, историческая правда об этом страшном пожаре нам пока неизвестна. И это еще одна потаенная страница в истории Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Athos Agion Oros. Pictures and stories about the Holy Mountain. – Электронный ресурс: http://athosweblog.com

2. Шкаровский М. Православная Церковь и русские приходы Греции в годы Второй мировой войны. – См.:
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской
Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25), c. 96–134.

3. Шкаровский М. История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Cерия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», Том IV. – 2015 ( Электронная версия).

4. Monchsland Athos. Mit beitragen von Pr. Dr. F.Dolger (Munchen); Pr.Dr. E.Weigend (Prag) und Reichhauptsleiter A. Deindl. Mit 183 Abbildungen und 1 Karte. –Munchen: Verlag F.Bruckmann,1943

5. Афон. Составители: Горбачева Н., Пригорина Н. –Издание Русского на Афоне Свято– Пантелеимонова монастыря. – Москва, 2002.

6. Афонский архив ХХ века. Документы Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. 1917- 1941. / гл. ред. протоиерей Павел Недосекин; ред.-коммент. Е.Н. Егорова —Брюссель, 2014. -- 352 с.

7. «Иеромонах Софроний (Сахаров) встречает немецких офицеров на Афоне в 1940-м году (Уникальное видео)».—См. Электронный ресурс: Святая Гора Афон.

8. Холодюк А. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 7.- Электронный ресурс: www.agionoros.ru/docs/1817.html

9.Холодюк А. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Россикон) в редких и малоизвестных фотографиях и изображениях. Часть 5-я. фото монахов Электронный ресурс: www.agionoros.ru.

10. Онойко П. «Немцы забрали у греков даже шнурки». - См.: РУССКИЕ АФИНЫ“ (07.05).
11. Православная энциклопедия.T.IV.—M., 2002

12. Православная энциклопедия. T. IX.—M., 2006

13. Православная энциклопедия. T. XI.—M., 2006


Рецензии
Анатолий, спасибо за интересную информацию. Ничего не знал об этом.

Александр Туранский   09.10.2021 06:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.