Рукавица сталевара
Я не помню, чтобы кто-то руководил нашей практикой. Контролировалось только присутствие на заводе. Надо было обязательно вовремя прийти и вовремя уйти. А весь день делай, что хочешь.
Сначала мы просто болтались по заводу-гиганту. В нём было двенадцать механических цехов, три тракторных, два сталелитейных, два чугунолитейных, кузнечный цех, инструментальный, ремонтно-механический. Было много лабораторий, специальных участков и всего прочего.
Шесть девушек из нашей группы обосновались в красном уголке завода. А мы, двенадцать парней, возрастом 15-17 лет, приблудились в мастерскую заводского художника.
Это был человек лет пятидесяти, очень весёлый и остроумный. Он так умел искажать слова, что мы непрерывно смеялись.
Вместо «Семь пядей во лбу» он говорил «Семь пятен на лбу».
Заменит в слове одну букву, уберёт букву или добавит букву, и уже очень смешно. Например, слово «афоризмы» он говорил «аферизмы», слово «обед» - «объед», то есть объедание. Столовая по-украински едальня. Он говорил голодальня. Нож из нержавеющей стали он называл ножом из не режущей стали. В 1954 году не было телевизоров, точное время передавали по радио. Диктор говорил: «Передаём бой кремлёвских курантов на Спасской башне». Он говорил: «Бой кремлёвских курантов об Спасскую башню». Слово «секунда» он говорил «писюнда», каскадёр - кошкодёр, гуманоид - гамноед.
В романсе слова
В нежном шорохе ловлю
Слово робкое: Люблю!
Он напевал:
В нежном шорохе ловлю
Слово робкое: Убью!
Песню «Хороши весной в саду цветочки» он пел на украинском языке так:
Моє щастя тут десь недалеко,
Підійду і розіб'ю вікно:
- Віддай мої гроші,
Бо вони хороші,
Я без них нудьгую вже давно.
А ещё от него мы услышали пародии на эту песню.
Хороши Катюша папиросы,
Ещё лучше Север и Прибой.
Если денег нету,
Закурим Ракету,
Сразу жизнь становится иной.
Хорошо, когда дают получку,
Ещё лучше, как дают аванс.
Зайдёшь у пивнушку,
Выпьешь пива кружку,
В голове проносится туман.
Он знал много разных прибауток. Например, он рассказал:
- В водке есть витамин, - сказал Хо Ши Мин*.
- Шикарно! – сказал Сукарно*.
- Да ну? – удивился У Ну*.
- У нас её пьют для аппетита – сказал Иосиф Броз Тито*.
- А у нас пьют досыта, – сказал Хрущёв* Никита.
Или вот ещё.
- Создали международную комиссию по борьбе с пьянством. От России в неё вошёл Иван Рыгалов, от Украины Тарас Спотыкач, от Японии – То та Канава То Така яма, от Грузии Шота Опохмелидзе, от Армении – Вартан Сутрапьян, от Англии Пью Вискин…
Мы к нему обращались на «ты», по имени, без отчества.
Однажды Коля Криворучко сделал открытие. Оказывается, в различных двадцати столовых завода талончики были одинаковые, то есть напечатаны в одной типографии. Например, А-44, В-10, С-13… Разновидностей было столько, чтобы хватило обозначить все блюда во всех столовых.
Коля заметил, что в столовой тракторного цеха стакан киселя стоит 12 копеек по талону Т-28, а в столовой пятого механического цеха по этому же талону Т-28 выдавали котлету с макаронами и с подливой, которая здесь стоила 90 копеек.
Он купил два талона киселя в тракторном цехе и оприходовал их в пятом механическом как котлеты с макаронами.
С тех пор с началом перерыва мы разбегались по цеховым столовым. Каждый записывал «в своей столовой» какие блюда значатся под какими номерами талонов. И по какой цене.
Собирались и решали, в какой столовой что взять, и в какой столовой выгодно реализовать.
После обеда снова приходили к художнику.
Он в это время готовил огромный плакат. На нём был изображён сталевар с кочергой. Руки в рукавицах. Лицо, одежда и руки сталевара были покрыты яркими бликами от огня, исходящего от расплавленной стали мартеновской печи.
Рукавица сталевара была размером с табуретку.
Я попросил художника разрешить мне закрасить масляными красками рукавицу.
- А зачем? – спросил художник.
- Вот буду я с кем-то знакомым идти мимо первой проходной завода. И я ему скажу:
«А ведь рукавицу сталевара рисовал я!».
- Причина уважительная, - сказал художник. - Особенно если будешь идти с девушкой. Валяй!
- А не боишься, что испорчу?
- Не боюсь. Что испортишь, исправлю.
Я закрасил рукавицу с яркими бликами от огня мартена. Да так, что художник ничего не подправлял.
Потом этот плакат много лет был укреплён на тросах-растяжках над воротами первой проходной ХТЗ.
Я несколько раз проходил потом мимо. И всегда вспоминал: «А ведь рукавицу сталевара рисовал я!». Но никому из знакомых не пришлось показать.
*В 1954 году правителями своих стран были:
Хо Ши Мин – Вьетнама; Сукарно – Индонезии, У Ну – Бирмы; Иосиф Броз Тито – Югославии; Хрущёв – СССР.
Свидетельство о публикации №221100901258
Где же была тогда ваша пролетарская солидарность, коллега?-))
Игорь Наровлянский 12.11.2021 23:45 Заявить о нарушении
Благодарю за участие в обсуждении. Время было голодное. Страна отстраивалась после войны. Мы, учащиеся, обкрадывали не рабочих (пролетариев), а государство в лице завода. А воровать у государства, например, в колхозе, не считалось аморальным, потому что сколько у государства не укради, своего не вернёшь.
Опит Коли Криворучко не мог быть распространён на другие заводы. Это держалось в секрете. Я это обнародовал только через 87 лет.
Эсхаровец 13.11.2021 05:58 Заявить о нарушении
Но вариантов же нет. Вы слишком серьёзно отреагировали на мой иронический отзыв.
Я ваш современник и нюансах взаимоотношений с той властью мог бы рассказать Вам не мало. Но предпочёл тогда и сейчас смотреть на всё, что со мной и вокруг иронично.
Замечать лишь бардак, что вокруг, на надрыве - помрёшь в одночасье.-)
Вы считаете - приглашать к чтению на своей странице неприлично.
Далеко не бесспорно.
Мне вовсе не обязателен отзыв.
Но если в процессе общения, желаешь познакомить коллегу с тем, что родственно теме и может быть интересно обоим, то приглашение никак не зазорно. Так думаю.
Мой "Гимн металлурга монтажника" в аккурат. тому подтверждение. Приглашаю
Игорь Наровлянский 13.11.2021 11:29 Заявить о нарушении
Вы пишете, что Вы мой современник. Современники могут отличаться по возрасту на 60 лет. Другое дело ровесники.
Полагаю, что и Вас уже пора называть по отчеству.
Во-первых, в моём ответе Вам случилась опечатка. Спустя не 87, а 67 лет. Мне сейчас 85 лет.
Были у меня на Прозе и подлинная фамилия, и имя, и отчество.
Но сопливые рецензенты обращались ко мне на «ты» и по имени типа Вася, Толя, Вова. А я человек старый. У нас на Украине старых всегда уважали. Обращались на «вы». Даже к ковиньке. «Ковинька Ивана Петровича стояли кутку».
И я решил взять псевдоним.
Ваша рецензия вполне серьёзная. Иронии я не усмотрел.
Я считаю, что предлагать читать свои произведения так же неприлично, как предлагать:
- Купите у меня пиджак.
Принцип чтения на Прозе состоит в одном: если произведения интересны и написаны грамотно, без орфографических ошибок, то такие произведения читаются без просьбы автора.
Я могу назвать несколько авторов, которые читают все мои сочинения без моей просьбы. Это Михаил Харитонов, Николай Нефёдов, Олег Шах-Гусейнов, Борис Гатауллин, Татьяна Герасимова…
Желаю Вам добра.
Эсхаровец 13.11.2021 14:09 Заявить о нарушении