Центон

               

    Можно ли стать автором, не написав ни одной своей строчки? Как ни странно – да.  Для подобных экспериментов даже придуман термин — «комбинаторная поэзия», которая создаётся из готовых блоков. Одним из самых старых приёмов комбинаторики является центон – своеобразный «гибрид» из строк известных стихотворений.
   
  Составление центонов – стихов, целиком составленных из известных строк других произведений – это особый род литературной игры. При этом строки подбирают таким образом, чтобы центон имел стройное ритмическое построение и вид законченного произведения.

  В основном авторы этих «гибридов» ставят целью рассмешить слушателя, играя на неожиданном совпадении или контрасте «исходников». Если исходный материал хорошо известен читателю или слушателю,  произведение может иметь широкий успех.
 
    Первоначальное значение  слова «центон» — «лоскут, платье, покрывало из лоскутьев» или стихотворное попурри.
Центоны были популярны в Древней Греции и Риме и средневековой поэзии. Позднее ими увлекались и русские авторы.   

  Для примера можно взять следующее восьмистишие, составленной из строчек стихотворения «Узник» А.С. Пушкина и  поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»
 
Однажды, в студёную зимнюю пору
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюёт под окном.          (автор неивестен)


Из С. Есенина и А. Пушкина (составитель — А. Бубнов):

  «Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Так выпьем! Где же кружка?»

***
   Считается, что центоны хороши для школы, потому что составлены по произведениям русской классики, и задание самому школьнику придумать центон имеет немалую обучающую ценность, развивает поэтический слух.
Замечательные центоны могут получиться на материале басен.
 
Голодная Лиса залезла в сад,
В нём винограду кисти рделись,
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
Отколь и как она к ним ни зайдёт,
То к темю их прижмёт,
То их понюхает, то их полижет.
Вдруг сырный дух Лису остановил…   (А.И. Коссаковская)
***
Некоторые центоны отличает высокая степень участия автора-составителя, когда это не просто набор известных поэтических строк,  а новый художественный смысл. Основа конструкции такого центона – строки самого автора, в которые встраиваются структурные части и частички из других известных произведений.  В качестве примера можно привести следующий центон.
 
Снова утро туманное, хмурое утро седое,
Дождь по крышам стучит, отцвели хризантемы в саду,
Журавли улетают, трубя, и грозят нам бедою,
И летят снегири (не сочтите, что это в бреду),
 
Облетают последние маки в саду дяди Вани,
И сударыня-речка швыряет мой маленький плот,
И дубы-колдуны что-то шепчут, как ежик в тумане,
И встают тени прошлого вновь из поганых болот.
 
И тревожно в груди, словно тигры у ног моих сели,
И звучат, и звучат, и умолкнуть никак не хотят
То мелодия вальса, то песня рабочей артели,
И неясные думы, как в обруч горящий, летят.
 
И схожу я с ума, но к врачам обращаться не стану,
Лучше лягу-прилягу – меня на заре не буди
И не сыпь, умоляю, ты горькую соль мне на рану:
Просто кончилось лето, и юный октябрь впереди.
 
Помнишь, вел я когда-то безумные, страстные речи
С ненаглядной певуньей – и тень наводил на плетень…
Если б снова начать!.. Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский платок, кружева на головку надень –
 
И открой мне калитку, прими же меня, как родного,
Вот уж окна зажглись – не томи же меня, уступи!
Я вернулся домой. Я люблю тебя снова и снова.
Что мне снег, что мне зной? Пусть хоть пули свистят по степи!
                (автор неизвестен)
 
 Центон предваряется таким замечанием: «Надо родиться и вырасти в стране и её культуре, чтобы оценить такое стихотворение».

***

Ярким примером такой комбинаторной поэзии или прозы может являться «пособие» Остапа Бендера, которое он предложил Ухудшанскому. 
 Вспомните у И. Ильфа, и Е. Петрова в  книге «Золотой теленок»:
 
      «– Специально для вас, – ответил великий комбинатор. – Вы, я замечаю, все время терзаетесь муками творчества. Писать, конечно, очень трудно. Я, как старый передовик и ваш собрат по перу, могу это засвидетельствовать. Но я изобрел такую штуку, которая избавляет от необходимости ждать, покуда вас окатит потный вал вдохновения. Вот. Извольте посмотреть».
 
   И Остап протянул Ухудшанскому лист, на котором было написано: ТОРЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКТ НЕЗАМЕНИМОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ЮБИЛЕЙНЫХ СТАТЕЙ, ТАБЕЛЬНЫХ ФЕЛЬЕТОНОВ, А ТАКЖЕ ПАРАДНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ. ОД И ТРОПАРЕЙ.

   А в нём был словарь наиболее употребляемых «революционных» существительных, прилагательных,  глаголов, художественных эпитетов и других частей речи, из которых можно было «скомбинировать» текст любого содержания и формы: хоть передовую статью, хоть очерк-фельетон, хоть стих. 
   Для восточного варианта был предложен азиатский орнамент.

УРЮК (абрикосы)
АРЫК (канал)
ИШАК (осел)
ПЛОВ (пища)
БАЙ (нехороший человек)
ШАЙТАН (черт)
ТВОЯ-МОЯ НЕ ПОНИМАЙ и др.

   Предлагалось с помощью данных слов и выражений  сочинять «романы, повести, поэмы в прозе, рассказы, бытовые зарисовки, художеств, репортаж, хроника, эпопея, пьесы, политобозрения, игра в политфанты, радиооратории и т. д.»

   «…Когда Ухудшанский ознакомился с содержанием документа, глаза его, доселе мутные, оживились. Ему, пробавлявшемуся до сих пор отчетами о заседаниях, внезапно открылись сверкающие стилистические высоты».
    – И за всё – двадцать пять тугриков, двадцать пять монгольских рублей, – нетерпеливо сказал великий комбинатор, томимый голодом».

***
Возможно кто-то из читателей и попробует создать свой шедевр в стиле центона.
 
 
 
 


Рецензии
Саша Башлачёв был любитель этого приёма.

Не позволяй душе лениться,
Лупи чертовку сгоряча.
Душа обязана трудиться
На производстве кирпича.

Ликует люд в трамвае тесном.
Танцует трудовой народ.
Мороз и солнце — день чудесный
Для фрезеровочных работ.

В огне тревог и в дни ненастья
Гори, гори, моя звезда!
Звезда пленительного счастья —
Звезда Героя соцтруда!

Решил партком единогласно
Воспламениться и гореть.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не мореплаватель, не плотник,
Не академик, не герой, —
Иван Кузьмич — ответственный работник,
Он заслужил почетный геморрой.

Его пример — другим наука:
Век при дворе, и сам немного царь.*
Так, черт возьми, всегда к твоим услугам
Аптека, улица, фонарь.

Как славно выйти в чисто поле
И крикнуть там: — Е… на мать!**
Мы кузнецы. Чего же боле?
Что можем мы еще сказать?***

Когда душа мокра от пота,
Ей некогда ни думать, ни страдать.
Но у народа нет плохой работы,****
И каждая работа — благодать.*****

Он был глашатай поколений.
Куда бы он ни убегал,
За ним повсюду бедный Ленин
С тяжелой кепкою шагал.

Не позволяй душе лениться
В республике свободного труда.
Твоя душа всегда обязана трудиться,
А паразиты — никогда!

Марина Ильяшевич   24.08.2023 09:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина. Данное стихотворение мне понравилось.
Встречаю подобный приём не так часто.
Всего доброго Вам.

Валентина Колбина   04.09.2023 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.