Не отправленные письма... 13

Не отправленные  письма  / 13
(1971 – 2011)
(Из личного архива В. Леф)
________________________________

(2005 – 2006)
_________________________________________

68
Здравствуй, Дина!
Чувствую, что пора тебе что-то написать, а писать просто нечего. Два письма написала, но не отправила – нет в них ничего нового. Сергей работает, учёба зависла, как будет сдавать сессию зимой – не представляю. Но бросить завод не хочет. За 7 тыс. рублей и за доброе к нему, добросовестному парню, отношение.
Дина, я совершенно потеряла интерес к письмам, просто не могу и не хочу их писать. Всё – никак, полудепрессия, о чём тут писать? Поэтому прошу – если будет что новое (об Ак-ке) – пиши. Недели через две вышлю журнал №13.
Мне просто всё надоело до нуля. Одно и то же каждый день, всё ещё нянька. Серёгу всегда жаль, он и загружен, слишком умён и порядочен для этой жизни. И страшно одинок. Случись что со мной – я не представляю его жизни.
Передышки нет ни у него, ни у меня. Без денег – как, куда? Сидим без отдыха и т.п.
Он лето пахал, а я на огороде – ягоды. Да жара. Всё безотрадно, но журнал делаем, хотя и на него денег пока 1 т.р. Арбуз не покупали ни разу. Оттого, может, и дурь в голове, что пищу потребляем дрянь.
Всё, привет Лене, и что знаете об Ак-ке – пишите. Пока. В –на.
13.09.05.

69
Здравствуй, Дина!
Уже написала тебе три письма, но всё не отправляю, т.к. два успели устареть (а новости всё незначительные), а третье не отправила, т.к. на почте выросли тарифы: заказное /п. теперь 53 рубля, простое – 16 с копейками, при том – они давно уже не доходят. Думаю, будем переписываться по эл. почте.
Поверь, мне писать не о чем, да и я после 50 лет резко поменялась, стала равнодушна к очень многим вещам (как, например, наша мать всю жизнь была такой). Т.е., стала значительно менее чувствительной, и потому письмо и т.п. сочинения даются с большими усилиями.
Если у вас будут новости (в т.ч. об Ак-ке), желание и возможность что-то написать нам – присылайте без нашего ответа; Серёжа очень занят сейчас, очень устаёт, у него столько проблем, обязанностей и т.п., что он тоже не всегда сможет своевременно откликнуться.
В Ак-ку я из приличия написала одно письмо, и надо бы мать морально поддерживать, да душа моя к ним так одеревенела, что не могу перешагнуть. Стара я стала, что-то во мне очень щёлкнуло – выключилось. Я ведь о журнале когда им писала (сначала), думала Юля, Лена, Аня откликнутся, найдут отдушину для себя, что-то напишут. Оказалось, самая созвучная мне душа был Юра (я не знала о его метаморфозах, не догадывалась и не угадывала их, думала, что его увлечение языками – блажь, а это в нём, вероятно, наконец-то, главное проснулось). Как жаль его. Почему не сбежал оттуда вообще?  Какая дикость – жизнь там по сравнению с нашей (всё-таки!) здесь. Да и обогнали мы Украину лет на 10 в политических и прочих преобразованиях, которые у вас только начнутся. (У нас это 91 -92 годы).
Пожалуйста, в твоих связях с матерью – передавай ей наши приветы, без всего прочего, а мне сообщай о ней: как здоровье, есть ли обиды на меня, как её самочувствие?
Правильнее было бы Анне слать деньги на (и за) присмотр за матерью, но и денег нет, неустойчивость материальная. Да, по правде сказать, даже в наши приезды к ней 13 (!) лет назад она с трудом выносила нас с Сергеем даже десяток дней, как-то, кажется, упрекнула, - зачем ежегодно ездить? Помнится, и Юру настроила так же, - так за что мне быть сильно расположенной к ней?
Разве из уважения к старости, но её натура мне просто антагонистична, даже и по тому немногому, что успела сказать она в этом январе.
Об отношении к Ане я уже писала (при всём моём сочувствии к обстоятельствам её жизни). В Юлю ещё хочется верить, всё же ещё очень молода, надо бы ей очень меняться. Пока я увидела какой-то эгоистичный кремень, а не девицу.  (Вот уж где еврейские корешки её папаши, кажется, откровенно повылезли!)
Словом, так же как всю жизнь избегала, чтобы её тревожили, я теперь тоже не желаю распыляться на кого-то. У меня уже едва хватает сил на сына, я давно многое делаю «через силу», пока ещё стараясь хоть чуть-чуть облегчить Сергеево бытие, как могу (пока, или хотя бы – только в быту). А ему достаётся…
Зато не обременённым князем прожил всю жизнь наш Жорик, и теперь кум королю, я запомнила его у ТВ в последние дни в январе. Утешился быстро – футбольный-хоккейный матч – и счастлив. К сожалению, Бог никогда не даёт мне такого сильного чувства, как ненависть, но его надо бы ненавидеть. Я это компенсирую всегда презрением.
Кстати, Валюша Кирова мне сказала, что он как-то признался в банковской очереди её отцу, что в 90-е потерял 40 тысяч рублей. Это при том, что родным детям никогда не дал ни одной копейки! Классический портрет нашего «папы»! Уж бабушка Маня и то, бывало, скажет: - В могилу, что ли, думает, заберёт с собой своё богатство? – Отольются ему ещё трудности наших деток, помянешь моё слово…
Пиши. Привет Лене. Через две недели будет новый журнал, пришлю. Если почтовые расходы будут оч. велики – не знаю. Пока! В –на.
18.09.2005.

70
Здравствуй, Валя! С приветом к тебе коллега из Протвино. Извини, что беспокою, но «с оказией» решила черкнуть несколько строк. Год назад, конечно, в суете, я ничего не написала, что обещала тебе, да, может быть, и редактор не пропустил бы: к чему ему слава Леф-й? Статью о брате, как я поняла, он не дал. Я, впрочем, так и думала. Хотя – чего проще? Но эта внутренняя политика зависимых людей, конечно, тоже дело понятное.
Дела мои, как и прежде, на том же уровне. Большего и не желаю: нет уже энергетики, мы же не безграничны. Тяну потихоньку, что могу. Журнал и сынок-дипломник – не так уж и мало.
Пока не забыла: Валюша, при случае извинись за меня перед Ал-ром Анис-м: он мне черкнул в марте 2005-го письмецо, поздравил с 8 Марта, я, как невежа, не ответила. То настроение не то, то времени нет. Да и написать особенно не о чем. Передай от меня поклон. Вообще, всё, связанное с Ак-кой и добрыми людьми там, вспоминаю как родное. Отвращение вызывает Гогунский и что-нибудь подобное. К счастью, такого помнится минимум.
Анна, возможно, тебе передала наш №3 (14)? Я её просила (сестру мою). Может быть, это один из наиболее удачных (по содержанию).
Сама я своей работой последних лет (журналом) довольна. Самостоятельность дорогого стоит, сама знаешь. К счастью, и уровень свободы (политической) пока устраивает. (И даже – местно-административной).
Не хватает только одного – молодости. И не хватает всё чаще. Той моей легкомысленности, что ранее срывала с места – хоть куда, только бы вперёд. Это, конечно, неповторимое и незабываемое чувство. Если бы не срывалась время от времени куда- то – какой бы багаж теперь имела б, что бы вспоминала? Это единственное, по чему испытываю жуткую тоску. Сродни – как стоскуешься по морю, например.
Но молодость, увы, безвозвратна, это круто заземляет.
Как ты и твоя семья? Валюша, если нет времени отвечать – как захочешь. Сможешь – черкни несколько строк по эл. почте (в №3 (14) он есть, впрочем, записываю: ……….. , он у нас простой).
Вкладываю это письмо в другое, на имя редактора. Прошу сделать справку для оформления пенсии. Здесь я столько «летала» и столько получала – что проще взять середину 70-х, так мне посоветовали в пенс. фонде.
И что нового в редакции? Кадры те же? Ведь у вас, кажется, поменялась местная власть? Я так и не научилась ладить с бюрократами (т.е. кадрами). Может, это профкачество, но у меня и критиканов-воспитателей всегда хватало: и маман, и в школе, и наш незабвенный острослов Вл.Тимоф-ч. Плюс – моя предрасположенность к тому. Словом, дитя времени и обстоятельств.
Как твои детки? Защитились? Как устроились?  Мне кажется, Ак-ка – приятная обитель только если на неё смотреть издалека. Может, ошибаюсь, отвыкла.
Кстати, ты говорила об «Оке». Слышала ли ты, что с июля 2006-го эти авто не будут выпускаться, лишь года 3-4 – запчасти? А потом что-то другое.
Пожалуй, всё. Приветы от меня всем, кто помнит. Интересно, дошли ли до вас морозы, есть ли снег этой зимой?
Желаю всех благ. С прошедшими тебя праздниками. Здоровья, успехов, счастья! В - на.
23.01.2006.

71
Здравствуйте, б.Маша, Аня, Юля!
С приветом к вам Валентина. Что-то нет от вас никаких вестей, как вы там поживаете? Изредка пишет Дина, иногда мы с ней созваниваемся.
У нас почти всё по-старому. Новость 1 – Серёжа закончил институт, новость 2 – начал работать в Москве, но всё пока очень неопределённо. Всё пока неясно, лично я боюсь повестки в армию, т.к. со здоровьем у него плохо. Прежде всего - зрение.
Я до последнего думала съездить на Украину, даже в сентябре, но рассудила, что деньги будут нужнее на обустройство Сергея в Москве, а денег, как всегда, мизер, так что поездка отложена.
И дед передавал нам письмо – просил Серёжу приехать. Но лето было таким жарким, что я даже не отпускала его в столицу, а в июле он ещё и болел, до сих пор не знаем, что это было с ним. К врачам теперь хоть не обращайся – без денег они не лечат, а только вредят.
Я всё лето провела в своих «зарослях» (малинных), делала припасы. К чаям готова. (Таким был и прошлый год, т.е. осень – зима – весна; я ведь работаю на дому, без чаёв – никуда, так вот заготавливала; всё лето - через день моталась на огород-малинник, надоело – жуть, но с малиной теперь, забила два холодильника). Теперь – дал бы Бог здоровья пережить эту зиму. Люди ведь мрут, как мухи. Стареем. Уже молишься, чтобы завтра проснуться.
Страшно, не упаси Боже, оставить одного ребёнка-сироту на сем свете, хочется его устроить, женить, внуков увидеть, чтобы знать, что всё у него нормально, что он под защитой хотя бы семьи.
Но невесты пока нет. Всё говорит – надо сначала на ноги встать. Мне это не очень нравится, надо всё – параллельно делать, но Серёжа – не очень уверенный, почему-то, в себе (и ранее) человек, отсюда и сложности. Пять лет назад поэтому не стал поступать учиться в Москве (окончил филиал института в Серпухове), вот и с личной жизнью не спешит. Да без копейки в кармане, без жилья семьи и не построишь. Словом, всё сложно. Я уж только молюсь за его благополучие.
На днях выйдет №16 журнала, перешлю вам через Дину.
Что нового у вас всех? Как учёба у Юли, работа у Ани, здоровье у б.Маши? Мне что-то, в последние дни, очень грустно за Юру, что нельзя с ним ни о чём поговорить, ничего обсудить. Что нельзя его уже ни увидеть, ни услышать. Серёжа (в профиль) стал очень на него похож, только волосы у него чёрные, брюнет.
У меня пенсия 1554рубля 60 коп. (после повышения в августе, было 1414 руб. изначально).
Напишите нам что-нибудь об Ак-х новостях. Были ли вы на море? Юля может прислать письмо по эл. почте. Адрес тот же. Мне с Серёжей тесно в квартире, а без него грустно. Но в последнее время я изучаю господина Гегеля (масона, кстати), он скрашивает мои дни. Журнал всё под вопросом, по старости мне лень хлопотать за него там, где надо бы (в столице). Что дальше – ничего не знаю.
В Подмосковье очень красивая природа. Мой огород в пойме реки Протвы, бывать там – удовольствие. А воздух – просто целебный от разнотравья. Пока! Пишите. Здоровья вам! В – на.
10.09.2006.

___________________ _______________________________________________
Примечания  В. Леф  от 16.09. - 30.10. – 24.11.2019:   
        _________________________________
* Вероятно, по «Введению в литературоведение», учебник которого мне показался неинтересным…
** Любопытно, что этот сценарий я таки осуществлю, но несколько позднее, в 80-81-м годах: выйду за странного и не похожего на других…
*** (В чём и мне удалось поучаствовать, подсадить сколько-то деревцев).
**** Кстати, речь о В.Брадове, однокласснике дочери главреда. В связи с последующими событиями на Украине – любопытно заметить: брате жены одного из сыновей В.Януковича, впоследствии свергнутого президента  Украины. Но на момент описываемых в письме событий – никто из нас, конечно, не знал, как повернёт судьба каждого из нас.
***** В быту звался Гогунский…
****** (Очень красивый, породистый еврей с труднопроизносимой фамилией, кажется, на букву Ф).
******* Со временем подумываю, что журналист из областной газеты с обзором появился в редакции районки не случайно, хотя и по личному приглашению Гамнинского. Видать, этому как-то поспособствовали советы В.Т.Павленко и А.А.Масюкова, которых, думаю, тоже шокировали новшества (произвол), введённые в стенах редакции выкидышем райкома партии.
******** Нашлась группа дурачков, много лет влюблённых в меня и всегда отвергаемых, которые наплели моему увлечению чего-то такого, о чём точно не знаю даже и теперь… Отвернуть от меня юношу завистникам удалось…
********* Адресовано письмо А.А.Ткаченко и опубликовано в Интернете 25.12.2017. как бы отдельной заметочкой под заглавием «О стихосложении».
********** Папаше, т.е.
*********** Последующие два письма – на ту же тему, адресованы брату Юре, но почему-то так и не решилась их отправить. Возможно, боясь обидеть маму, которая могла прочесть там мои мысли об их бессмысленной (для Юры же) спайке с Юрой.


(Продолжение следует)


Рецензии