Дементий отрывок

     Максим сидел у настежь раскрытого окна и жмурился от яркого утреннего солнца. Вдыхая ароматы цветущего сада и наслаждаясь покоем и ничегонеде-ланьем, он пил кофе и скучал.
     Ровно год он жил на этой старой фамильной даче. Когда-то она принадле-жала его деду профессору-историку, потом отцу, а теперь - это его собствен-ность. За нее Максиму предлагали неплохие деньги, но он, нуждаясь в них, все же отказывался продавать. Слишком много воспоминаний связано с этим домом. Дом хоть и старенький, но еще вполне добротный. Имелось четыре комнаты внизу и две наверху, в мансарде. Жил Максим один и ему вполне хватало двух комнат, да еще, конечно, пользовался кухней и ванной. А верх-ние комнаты давно были превращены в захламленный чердак. Там Максим почти не бывал и завалы из старых вещей и макулатуры разгребать, пока что, не пытался. Но заняться этим собирался давно.
     Ничего необычного не происходило. Его старенькая «Семерка», подготов-ленная к продаже, стояла в углу двора, сияя товарным видом  в ожидании своего нового хозяина. Максим сегодня ждал ее покупателя и злился на пти-чек, которые уже успели нагадить на крышу автомобиля. Теперь снова надо будет его помыть.
     Вот опять на крышку багажника сел воробей и сразу же оставил маленькое пятнышко на ее белоснежной поверхности.  И тут Лайса (так Максим любов-но называл свою машину), вдруг взбрыкнула задом, словно желая сбросить негодяя. Максим протер глаза. Потревоженный воробей заполошно поднялся в воздух и перелетел подальше на ветку. Внезапно задние колеса снова ото-рвались от земли и Лайса встала почти вертикально, а затем и вовсе, не мень-ше, чем на метр поднялась в воздух, зависла на мгновение и тут же рухнула вниз! Полетели в стороны осколки фар, капот вздыбился, и с грохотом авто-мобиль опять, кривобоко, но встал на колеса.    
     Только сейчас Максим увидел, что рядом с помятой машиной, стоит ка-кой-то человек и молча смотрит в его сторону. «Ни фига себе, покупатель!» - промелькнуло в голове. Максим был, как это принято теперь называть, в шо-ке. Его разум отказывался верить показаниям его глаз и на несколько секунд завис. Но он успел вскочить со стула и теперь не знал, что ему делать: убегать или подождать, что же будет? Мысли робко возвращались, но больше топта-лись на входе в мозг и только мешали и путались. 
    Странно и неожиданно у Максима вдруг появилось что-то вроде спортив-ного интереса, ощущение, что ему любопытно посмотреть на чудеса, которые происходят в его дворе. И, в конце концов, должно же быть всему, что тут происходит реальное объяснение!
     Все дальнейшее могло происходить только во сне, но это был точно не сон. К месту событий шли люди. Четверо мужчин в черных масках. Шли уве-ренно, свирепо и, как показалось Максиму, явно не с добрыми намерениями. Было видно, что они не пришли спросить дорогу, скажем, в библиотеку или в музей. Они, на ходу доставали из-под длинных, не по погоде, плащей оружие. Все же пока не стреляли – хотели, наверное, дать шанс гостю Максима сдать-ся и тем самым сохранить жизнь. Да и шум от стрельбы среди бела дня в дач-ном поселке явно был им не на руку. 
      Четверка быстро приближалась к противнику, намереваясь его окружить. А он, явно не собирался сдаваться. Напротив, он внезапно взял в руки авто-мобиль и прикрываясь им от возможных выстрелов, как щитом, перешел в наступление и начал этим  «щитом» их бить. При этом, казалось, что этот си-лач даже не чувствует всей тяжести машины, которой размахивал, как пустым ведром. Нападавшие не стреляли - им было уже не до этого. Одному из них досталось, видимо, больше всех, так как отступая, двое подхватили его под руки и уволокли. Четвертый, с обрезом в руках, пятился и держал врага под прицелом, но не стрелял, так как тот надежно прикрывался автомобилем-щитом.
     Все это произошло всего за одну – две минуты. Убедившись, что беглецы скрылись  за оградой сада, откуда послышался звук отъезжающего автомоби-ля, парень отбросил в сторону обломки многострадальной «семерки» и обтер руки о засаленные штаны.               
     Одернув старый, побитый молью зеленый свитер, он указательным паль-цем поманил Максима к себе. Тот вышел на крыльцо, огляделся вокруг: нет ли тех четверых и не привлек ли шум на его участке любопытных соседей? Никого не было. Все же сходить с крыльца Максим не стал: мало ли что?   
- Ты кто? – собравшись духом и стараясь не показывать испуга, на правах хо-зяина спросил Максим.
- Я – Дементий.
- Дементий? Странное имя…А что здесь вообще происходит, что за война? И что было не так с моей машиной? – уже начал смелеть Максим. Но с крыльца все так же не сходил. Держался на почтительном расстоянии, оставляя для себя возможность рвануть, в случае чего, через забор в поле.
- Это - машина? – пришелец повернул голову в сторону груды покореженного металла.
- Теперь уже вряд ли, - резонно заключил Максим, - но все же это было авто-мобилем, хоть и жигуленком.
     Они помолчали.
- Все же зря ты ее так разделал, - грустно посмотрел Максим на свою Лайсу, – раньше я мог бы это и продать…
- Зачем? - как-то уж очень наивно поинтересовался человек, назвавшийся Де-ментием.
     Несколько обескураженный таким вопросом, Максим присел на ступеньку крыльца.
 - Что значит зачем? Мне бы дали денег за нее.
- Тебе нужны деньги? Сколько она стОит, вернее, стоила?
- Тысяч 70 дали бы.
- Я заплачу тебе сто. Нормально?
- Ну, да…Ты серьёзно?
      Необычный покупатель, запустил руку в старенькую замызганную котом-ку, свисающую у него с плеча и которой, кстати, раньше Максим  не видел.
- Держи вот. Тут как раз сто, – Дементий бросил к ногам Максима что-то за-вернутое в газету. 
     Максим взял пакет в руки и осторожно развернул грязную газетенку. В упаковке оказались… доллары: новенькие, хрустящие доллары! Десять пачек с изображением Бенджамина Франклина и цифрами «100» в каждом углу.
     Он тупо смотрел на аккуратно перехваченные банковскими лентами пачки, затем так же на этого, как его там? На Дементия! и, не говоря ни слова, пока-зал пальцем на деньги, что-то пытаясь сказать.
- Что случилось? Разве законом запрещены доллары? – Дементий почесал за-тылок, сплюнул под ноги и сам себе ответил, - да вроде ж не запрещены, а других я не имею.
- Но… это много, - только и сказал  Максим.
- Да ладно, брось ты! Сто так сто, - и спросил, вдруг смутившись, - умыться можно?
- Можно, конечно, можно. Да кто ты такой!? Я сплю, что ли!?
- Дементий я. Уже говорил. А ты кто? Ты один тут живешь? В доме кто есть?
- Заходи. Я - один. – затем он назвал свое имя, добавив почему-то к нему и свою фамилию,  - Максим Сваргин.
     Но руку протянуть не решился, а жестом приглашая гостя за собой пошел в дом.
- Сваргин…Ну что ж, Сваргин, ты то мне и нужен, - тихо пробормотал Де-ментий и едва заметно улыбнулся, как улыбаются люди довольные тем, что все идет так, как надо. Максим этих слов не услышал и улыбки его не заме-тил. Они вошли в дом.
     Пока Максим готовил ванну, Дементий присел на диван и вытянул ноги, обутые в довольно изношенные, как и все, что было на нем надето, кроссовки. Весь вид его говорил о том, что человек долгое время обходился без сна и отдыха. Кожа на его лице, по впалым щекам и массивному подбородку по-крытом густой щетиной, была то ли загорелой, то ли смуглой от рождения. Возможно и то и другое. Да и длинные светлые волосы на голове и брови над удивительно голубыми глазами, выглядели не русыми от природы, а как вы-горевшие на солнце.
     В его облике, в его движениях чувствовалась мощь и готовность к любым ситуациям и, казалось, даже исходила какая-то скрытая угроза. Сейчас он по-чти обессилено откинулся на спинку дивана и, похоже, задремал. Во всяком случае, -  глаза его были закрыты. Максим по внешнему виду и по запаху, по-нял, что его гостю  следовало бы не только умыться, но и принять душ, ван-ну, а лучше и то и другое.
- Дементий, - позвал он выходя из ванной комнаты откуда доносился звук бьющих из кранов струй воды, - иди мойся.
Дементий тут же открыл глаза.
- Сильно воняю, да?
- Есть немного. – и, как бы чуть поколебавшись, Максим спросил, подавая ему полотенце и провожая к двери в ванную комнату, -  скажи, Дементий, кто ты такой?
- Ты в самом деле хочешь знать: кто я? – остановился он и пристально по-смотрел Максиму в глаза.
- Ну если ты не хочешь говорить…
- Ты не готов услышать мой ответ, не готов Знать - прервал он.
- Ладно. Я не настаиваю. Ванной умеешь пользоваться? – ехидно поинтересо-вался Максим и слегка струсил от своей наглости.
Но Дементий только улыбнулся.
- Я все могу, Макс, - и, войдя в ванную, захлопнул за собой дверь.

     Рост у них был примерно одинаков, потому Максим без проблем подобрал гостю одежду из своего гардероба.
     Учитывая щедрость Дементия при расчете за машину, Максим не скупился и выложил из шкафа на диван чистое белье, почти новые джинсы, рубашку и совсем еще не ношеный свитер. Кроссовки свои Максим тоже выставил рядом с диваном, но сравнив их с гораздо большим размером обуви Дементия, за-сомневался, что тот ими сможет воспользоваться. Но все же оставил, поло-жив в них чистые носки.

     Затем Максим, в ожидании Дементия, сел в кресло и взял в руки сверток с деньгами. Он все еще сомневался в реальности происходящего. Но это были настоящие деньги! Десять пачек по сто листов.
     Он задумался. Мысли его еще не обрели полную ясность, но теперь, когда он уже почти успокоился, все же мог их как-то контролировать: «А котомку свою с собой в ванную потащил? А была ли на нем эта чертова котомка до того, как мы заговорили о деньгах? Готов поручиться, что нет! Во всяком случае я ее не видел. А когда он был уже у меня в доме, была она у него или нет? Я не видел ее, черт возьми! Да, что котомка! Он гонялся за людьми с машиной(с машиной!) в руках! Это что было? Какой-то человек бегает по двору, размахивая тонной железа– это тебя не удивляет, Макс?! Тебя заботит только эта чертова котомка? Хотя и это тоже…И что значат его слова: «Ты не готов знать?»
        Мысли снова засуетились, ускользали и собрать их воедино у него не по-лучалось. Он  решил наплевать на свои бесполезные потуги «въехать» в про-исходящее и посмотреть, что из этого выйдет дальше.
        А вышел Дементий из ванной комнаты.
        Вышел чистый, довольный, на ходу завязывая пояс на мохнатом халате.

- Мне нужна одежда, Макс. И обувь. Сам же видишь – мои вещи ни к черту.
- Да уж. Поизносился ты изрядно, - Максим указал рукой в сторону дивана, - может что из моего подойдет?
      Дементий примерил рубашку – она оказалась ему впору, но он ее отбро-сил,  а надел только свитер и джинсы.
- А ты неприхотлив, - заметил Максим.
- Так привычнее.
     Как Максим и предполагал, кроссовки оказались гораздо меньшего, чем требовалось, размера и Дементию ничего не оставалось, как добивать свои.
     Их он пока не стал надевать и предпочел остался в тапках. Стало понятно, что уходить он не собирался.
- Перекусим? - причесываясь перед зеркалом, предложил Дементий. - Я что-то проголодался -  день был непростой.
- Согласен – денек еще тот. А…эти? Они не могут вернуться снова?
Дементий улыбнулся.
- Могут. Я не знаю, когда они появятся, но точно знаю, что они не оставят нас в покое.
- Нас?! Я тут при чем? Я их знать не знаю!
- Успокойся, Макс. Я сумею с ними справиться. А что касается тебя, то ты как раз и при чем! Я тебе позже все объясню, а сейчас я хочу поесть.
- Вообще-то у меня с едой не густо. Но, чем богаты…
- Давай, тащи все, посмотрим, чем ты богат.
     Макс прошел на кухню и взялся за ручку двери холодильника. Он знал, что там кроме небольшого кусочка колбасы и бутылки молока – нет больше ничего. О таких холодильниках говорят, что там мышь повесилась… Дверь открылась… Максим остолбенел. Повешенной мыши там не было, зато все полки оказались полностью заваленными всевозможной едой. От быстро за-крыл холодильник, подумал немного и решил уже ничему сегодня не удив-ляться.
Сделав глубокий вдох и выдох, Максим снова открыл дверцу. Ничего не из-менилось! Еды, казалось, стало еще больше, она, похоже, уже не помещалась на полках, так как оттуда выкатились два апельсина и упали в руки Максиму. Ни черта не понимая, он поплелся в комнату к Дементию. Тот удивленно оглядел растерянного человека с двумя апельсинами в руках.
- И это всё? Не густо, однако. 
- Там еда.., полный холодильник. Откуда? Не было ведь ничего!
- Ну так и неси ее сюда! Принес он два апельсина! Какая разница – откуда? От верблюда! Да тебя, вижу, не допросишься, - и, продолжая ворчать, он под-нялся с дивана и пошел на кухню. Скоро там загремела посуда – Дементий готовил ужин.
Плотно поужинав, они откинулись в креслах с бокалами в руках.
- Демон, спасибо, конечно за такой ужин,- Максим повел руками над столом, - но откуда это все?
- Я думаю, что тебя волнует не только это, а и многое другое, чему ты был сегодня невольным свидетелем, так? У тебя ведь есть куча вопросов ко мне и ты ждешь на них ответы? –  Дементий пристально посмотрел ему в глаза.
Максим кивнул и перевел взгляд на бокал с вином. При этом он отметил, что ни вина такого, ни тем более бокалов начала XVIII века, в его доме сроду не водилось. Да уж, одни вопросы!
Его гость, тоже с бокалом в руке, встал с кресла и подошёл к раскрытому ок-ну.
Некоторое время он смотрел в темноту и вдруг, словно что-то решив для се-бя, круто повернулся и сказал:
- Хорошо. Я должен в конце концов рассказать тебе: кто я и зачем я здесь? кто ты и что мне с тобой делать?  Сразу ты всего не охватишь.  Но суть по-нять должен. Только я, в свою очередь, должен быть уверен, что и ты готов знать. Тем более, что тебя это тоже касается.
- Я к твоим проблемам каким боком? – встрепенулся Максим.
Он вдруг вспомнил, что держит в руке бокал вина и жадно, одним глотком осушил его.
- У меня неприятности, парень. Более того - мне грозит смертельная опас-ность. Я не хотел бы втягивать в мои дела кого бы то ни было, но...ты уже втянут в них. Ты им нужен не меньше, чем я. Но ты нужен живым, а меня можно и ликвидировать. У них такой приказ.
- Да кто – они? Чей приказ? Я тут при чем? – не унимался Максим.
Дементий, не обращая внимания на его вопросы, снова повернулся к окну и продолжил.
- Мне нужна твоя помощь, Макс.
- Да, но... - начал было Максим, но Дементий поднял руку, прерывая его.
- Молчи, ты ведь пока еще ничего не знаешь.
Максим замолчал и, в очередной раз, наполняя свой бокал, старался не про-пустить ни единого слова. А Дементий продолжил:
- Те люди, - кивнул он головой в сторону двора, - скоро вернутся. Если я уй-ду сейчас, то меня наверняка убьют. А тебя заберут с собой. Этого нельзя до-пустить. Если я останусь в твоём доме, тогда есть немного шансов выжить, но в этом случае, ты тоже становишься их врагом. Поверь, я не хочу тебя под-ставлять. Но и умереть я не могу, не имею права! И дело даже не во мне. Де-ло в том, что у меня в этой сумке, - и Дементий положил на нее руку, - но не только. Отпив совсем немного вина из своего бокала, Дементий спросил:
-Ты, что-то наверняка слышал о Зоне?
-Ну да, - отрешенно ответил Максим, явно расстроенный тем, что его персона заинтересовала каких-то отморозков, -  сам я, правда, не сидел, но кое-что знаю.

Демон рассмеялся.
-Я не про тюрьму, Макс! Ты слышал про чернобыльскую аварию?
- Кто ж не слышал! Мой отец там мусор радиоактивный разгребал ещё по срочке. В армии.
-Хорошо. Нет, не то хорошо, что он там облучался, а то, что ты уже хоть не-много в теме.
- Так вот, - продолжал он. - То, что теперь вокруг этого реактора загрязнено радиацией, называют Зоной. Это сотни квадратных километров...А если быть точнее, то ЧЗО - чернобыльскую зону отчуждения, делят ещё на две зоны в 10 и 30 километров…
Вдруг Дементий смолк, как-бы прислушиваясь.
- На пол! Быстро! – вдруг приказал он Максиму. 
Но не успел тот понять, что происходит, как входная дверь с треском слетела с петель и упала к его ногам, пролетев метров пять! На пороге стоял мужчина с арбалетом в руках и в черной маске на лице с прорезями для глаз. Стрела взведенного арбалета была направлена Максиму в грудь. Раздался грохот вы-стрела и человека в маске отбросило в темноту двора. Послышался звук па-дающего с высокого крыльца тела. На пороге кухни стоял Дементий. Ствол пистолета, зажатого в его руке, еще дымился. Дементий подхватил лежавший на полу арбалет и скомандовал:
- В окно!
Один за другим они выпрыгнули на задний дворик прямо в клумбы с розами. Пробежав через небольшой сад, и преодолев с ходу деревянный заборчик, они оказались на проселочной дороге. Черный автомобиль с погашенными фарами стоял метрах в десяти у самых, распахнутых настежь, ворот дома Максима. Дементий тихонько пошел к машине. Из ворот выбежали двое мужчин. Они увидели беглецов, но среагировать уже не успели -  Дементий снова оказался быстрее. Почти одновременно с блеснувшем в воздухе клин-ком, взвизгнула стрела, выпущенная из арбалета точно в цель. Нападавшие, даже не вскрикнув, упали замертво. Сразу же взревел мотор автомобиля, но Дементий, подскочив к водительской двери, распахнул ее и молниеносным рывком выдернул водителя из-за баранки.
- Да сколько же вас тут?!- то ли спросил, то ли возмутился Дементий, - Макс! Давай быстро сюда!
Когда Максим подбежал, он уже заталкивал связанного водителя в багажник.
-Проверь тех двоих, - захлопнув крышку сказал Дементий.
- В каком смысле, проверить?
- В смысле живы или нет.
Максим подошел к лежащим на земле телам. Лица их тоже были закрыты масками. Одному стрела пронзила  горло, повредив сонную артерию, и кровь обильно, толчками изливалась на траву. Он был еще жив, но жизнь уходила из него с каждым миллилитром крови и спасти его уже было невозможно. У другого над сердцем торчала рукоятка ножа и признаков жизни парень не по-давал. Максиму стало дурно.
- Что, Макс? – окликнул его Дементий.
- Один вроде жив. Ему нужна помощь.
- Хорошо. Иди в машину. Я сам.
 Максим уже издали видел, как Дементий склонился над раненым и что-то блеснуло в его руке – он забрал нож. Постояв над телами врагов некоторое время он забежал зачем-то во двор и  скоро вернулся, а уже через минуту си-дел  за рулем.

- Ты убил его, да?  – спросил Максим, когда автомобиль, сорвавшись с места помчался по дороге.
- Я убрал их. Иначе нам не выжить.
- Да кто они в конце концов? Что им надо?
- Они выполняют задание. Им нужен я. Или вернее, то чем я владею. Ну, и ты тоже. Ты даже и представить себе не можешь, как ты им нужен!
- Я?  простой студент филфака? Кому, черт побери, я мог понадобиться? Во что я ввязался? Куда ты меня втянул? Блин! Да мне плевать, чем ты там вла-деешь! Я-то тут при чем? Одни вопросы, а где ответы на них? Я всегда был уверен, что мне все про меня известно! И вдруг выясняется, что я какая-то типа важная птица! Из-за меня уже люди гибнут! Или нет?! Или те трое от старости умерли? Ты их, как кроликов…
- Слушай, заткнись, а? Успокойся. Скоро ты все узнаешь, говорил же тебе уже. Вот тогда все поймешь. Всему свое время. А пока от тебя требуется лишь довериться мне. Поверь - я тебе не враг. 
Дорога летела под колеса автомобиля и в тишине был слышен монотонный и недовольный её шорох из-за, пожираемых машиной, километров.
Максим понемногу успокаивался и уже начал позевывать. Он смотрел на вы-бегающее из темноты в свет фар черное полотно асфальта и ждал от Дементия продолжения разговора.
Но тот лишь молча давил на газ и машина с огромной скоростью неслась ку-да-то в ночь. Максим прикрыл глаза.
Но вскоре, помимо привычных звуков мотора и шелеста шин, стал иногда прослушиваться явно посторонний шум.
- С машиной все в порядке? – открыв глаза, поинтересовался Максим.
- Да. Это пассажир наш проснулся.
Макс как-то даже и позабыл о водителе этого автомобиля, который был в ба-гажнике.
- Придется остановиться, - сказал Дементий, высматривая удобный съезд с шоссе и сбавляя скорость. Они свернули на грунтовую дорогу, которая при-вела к лесу. Углубившись в чащу Дементий остановил машину и заглушил двигатель, оставив ближний свет включенным.
- Ты ведь не убьёшь его, да?
- Видно будет.
Дементий открыл багажник автомобиля, выволок оттуда пленника и бросил его на траву. В руках его белой сталью полыхнул в свете фар нож. Он скло-нился над лежащим человеком, который в ужасе  закрыл глаза. Дементий од-ним взмахом клинка разрезал веревку, которой были связаны руки пленника. Тот прислонившись к дереву принялся энергично растирать затекшие ноги, которые оставались связанными. Он был довольно рослым парнем. Угрюмые, злые глаза смотрели исподлобья и, казалось, даже искрились в темноте. Он молчал, понемногу приходя в себя после недавних ощущений. Дементий спросил:
- Ты ведь -  Змей? Я прав?
Незнакомец не ответил. Но в его глазах появились признаки беспокойства и тревоги, человек напрягся, оценивая ситуацию. Стало понятно, что Дементий узнал его. Змей, а это был он, понимал в чьи руки он попался. Пару лет назад случайно пересеклись они в Зоне. Немного повздорили, но на том и разо-шлись. Дементий даже толком не помнил, что тогда они не поделили с бандой Тощего. Но Змея запомнил из-за его дерзкого взгляда.
- Сколько вас пришло?
- Для тебя достаточно, - мрачно ухмыльнулся Змей.
- Не умничай, - Дементий поднес к его горлу острие ножа. - Так сколько? Ты знаешь, что я не шучу.
- Восемь, - Змей подумал и добавил, - теперь уже пятеро.
- Тебя считать не будем. Так где остальные четверо?
- Уже рядом.
Максим невольно огляделся вокруг. Змей заметил это и слегка усмехнулся.
- Кого я завалил у ворот? Того в доме я узнал – это Тощий был, так? 
- У ворот Кузя и Серый. А в доме, да – Тощий.
- Не знавал таких. Хотя наслышан о ваших «подвигах» в Зоне, отморозки. От меня-то, что нужно?
- Ну, Дементий, ты же знаешь!
- Артефакт значит?
 Дементий обернулся к Максиму:
- Днем это ведь они приходили к тебе во двор. Я ведь Тощему тогда еще го-ворил, чтоб не лез, а он вот… дурья башка. Хотя он бы в меня точно выстре-лил, если бы довелось.
Дементий подошел вплотную к Змею и, опустившись на корточки, заглянул ему прямо в глаза.
- Ну, а Макс вам зачем? Он же не в теме.
- Этот что ли? – Змей окинул меня взглядом, -  Я не знаю. По мне так он и на хрен не нужен. Да только сказали его забрать и то, что у тебя.
- А меня грохнуть, так значит?
- Ну если надо будет – то... Конечно, если сам все, что надо, отдашь, тогда и тебя должны были с собой забрать, - ответил, ничуть не смутившись, Змей. И добавил:
- Я бы никогда на тебя не пошел, Дементий, но я не мог не пойти… Ты же знаешь, как у них там с дисциплиной… - Змей, как бы извиняясь, даже поло-жил ладонь себе на грудь.
  Где-то в чаще легонько треснула веточка и все оглянулись. Тут Змей мол-ниеносным, отработанным движением выбил нож из руки Дементия и ударил его связанными ногами. Дементий упал навзничь. Змей чуть ли не на лету подхватил клинок и с размаху вонзил его по самую рукоятку в грудь Демен-тия. В ярком свете автомобильных фар все это произошло, словно на сцене в каком-то спектакле-детективе. Дальше действие разворачивалось еще крова-вее.
     Максим не помнил откуда в его руках появилась увесистая толстая палка. Он плохо соображал, когда обрушил ее на голову Змея. Убил он его с перво-го же удара, но все продолжал бить, превращая лицо Змея в кровавое месиво. Наконец, опомнившись он отбросил окровавленный обломок палки и по-смотрел на Дементия. Дементий дышал. Хрипло, слабо, но дышал. Максим с ужасом наблюдал, как пульсирует, словно живой, клинок, оставленный убий-цей в груди Дементия. Казалось, если Максим сейчас отведет взгляд, ручка ножа застынет неподвижно и раненый умрет. Дементий что-то шептал, обра-щаясь к Максиму. Максим придя в себя, приблизился и наклонился, чтобы лучше слышать.
- Там… в сумке, Макс, возьми… Достань пакет, - слабым, прерывающимся голосом попросил Дементий.
На его губах появилась кровавая пена.

Максим запустил руку в его старую холщовую сумку и достал из нее доволь-но увесистый пакет из плотной, вощеной бумаги.
- Это?
- Разворачивай! Быстрее же… Времени нет.
     Максим с трудом раздирал ногтями крепкую упаковку. Наконец на колени к нему упал какой-то предмет. Свет фар он закрывал спиной, а в призрачном лунном свете трудно было разобрать, - камень это или металл. 
     Он вопросительно посмотрел на раненого, не понимая, что с этим делать.
- Сейчас ты вытащишь нож. Быстро. Рывком. Затем прижми к ране арте-факт… Ну, то, что у тебя в руках…
- Дементий, ты не умирай…Ты же не умрешь, правда? – бормотал Максим, осознавая, что даже сама мысль о смерти Дементия для него ужасна. И пони-мание того, что гибель товарища все-таки неизбежна, сводило его с ума!  Ему казалось, что он попал в какой-то жуткий сон и никак не может из него вы-браться. 
- Я умру, если ты будешь сидеть и ныть! – из последних сил прошептал немеющим языком Дементий.
     Максим взялся за скользкую от крови рукоять ножа.
     Она все еще пульсировала, но амплитуда ее движений заметно стала меньше и вскоре перешла в едва заметное вздрагивание. Вероятно, раненное сердце исчерпало весь свой жизненный ресурс и теперь началась стадия фиб-рилляции, за которой следует неминуемая смерть.
    Максим колебался, но взглянув в мутнеющие глаза Дементия, резко выдер-нул нож из раны. Дементий как-то весь обмяк. Из его рта и из раны в груди пошла кровь. А с нею и жизнь от него теперь уже ушла окончательно. Мак-сим, понимая, что Дементий уже умер, хотел в отчаянии зашвырнуть эту бес-полезную железяку, или камень в траву. Но все же, видимо исполняя послед-нюю волю умирающего, он положил предмет на рану. И вновь, (в который раз!) мозг его отказался верить глазам!
      Кровь вокруг раны, на лице и на одежде, как и та, которая попала на сам артефакт, - вдруг вскипела, стала подсыхать и исчезла совсем! Кровотечение же из раны прекратилось еще раньше, еще когда сердце остановилось.  Мак-сим заворожено наблюдал, как сама зияющая рана становится все меньше и меньше, сужается, превращаясь в щелочку, и вот уже только маленький розо-ватый рубец напоминает о недавней трагедии.  А под рубцом: там, в груди с новой силой начало ритмично и мощно, словно искупая свою вину за вынуж-денный простой, биться сердце.  Лицо Дементия слегка порозовело, а в уже почти мертвых глазах появилась некая осмысленность. Даже подобие улыбки обозначилось на его губах. Он подвигал руками и ногами, как бы пытаясь по-удобнее устроиться на мягкой травке. И вдруг, чего Максим ну никак не ожи-дал, как ни в чем не бывало сказал:
- Вот такие они – Усы, Макс!
Он подкинул пару раз в руках эту, чудесным образом вернувшую его с того света, не то железяку, не то каменюку, и бережно уложил ее в свою сумку.
- Что это было? – Максим никак не мог прийти в себя.
Дементий не ответил или потому, что не хотел, или потому, что стал осмат-ривать Змея.
- Ты, что ли его так разделал?
- Он же…того… чуть не убил тебя, - виновато попытался оправдываться Максим.
- Какое там – чуть! Убил он меня, парень. А вот ему уже даже и Усы не помо-гут. Но это не точно, - он на секунду задумался, размышляя, но тут же мах-нул рукой и решил:
-  Экспериментировать мы не будем и лучше все же его просто испарить, как и тех троих.
С этими словами Дементий достал из сумки свой артефакт и провел им в воз-духе над трупом. Труп окутался словно туманом и стал как-бы полупрозрач-ным. Затем заискрился холодными зеленоватыми искорками и по мере их за-тухания стал исчезать. Наконец, исчез бесследно. Словно его тут и не было. Только легкая дымка пара повисла на секунду над местом где лежал Змей и пропала без следа. Ни следов крови, ни примятой травы…
- Давай в машину. Нам не стоит тут задерживаться, - сказал, Дементий и, уви-дев в траве мою окровавленную палку, провел над ней артефактом, или Уса-ми, как он это называл, и забросил ее, уже совершенно чистую, без следов крови, далеко в кусты.
– Макс, ты меня слышишь?


И снова они мчатся по шоссе. Небо впереди посветлело. Было непонятно, го-род впереди со своими огнями или это занимается утро. Странно, что на трас-се не было ни встречных, ни попутных автомобилей. Все словно вымерли.
 Максима растолкал Дементий. Он протер глаза и  потянулся, насколько это позволяли габариты салона автомобиля.  Оглядевшись, он обнаружил, что автомобиль находится на берегу. Та водная гладь, которая расстилалась перед ним не походила ни на речку, ни на озеро – слишком уж крупные волны нака-тывали на песчаный берег от самого горизонта. И конца и края не было им видно. 
- Океан, - сказал Дементий, - ладно, идем в дом.
Максим вышел из машины и увидел метрах в ста позади каменный двухэтаж-ный дом. Стены его были увиты плющом, который все же не закрывал черные и узкие, словно бойницы, окна.
- Где мы, Демон? Какой океан? Сроду поблизости не было океанов!
- Скоро все поймешь. Ну не все, но что смогу, то расскажу. Идем. Согласись, нам ведь с тобой пока что некогда было поговорить. А ведь есть, о чем! Здесь нам никто не помешает. Надеюсь.
Изумленный, Максим шел следом, озираясь по сторонам. Рядом с домом бы-ло еще несколько разных построек, гораздо меньших размеров. На вид нежи-лые, но тоже каменные, с небольшими зарешеченными окошками-бойницами и крепкими, окованными железными полосами, дверями. На всех дверях ви-сели огромные ржавые замки. Странно, что кроме плюща на стенах, вокруг самого дома и дальше, насколько хватало глаз, не было ни кустика, ни дерев-ца. Лишь далеко у горизонта вздымались зеленые холмы. Везде безжизненный песок. Максим чувствовал жажду, но понимал, что тут вряд ли есть вода. Во всяком случае он нигде не увидел ни ручейка, ни колодца.
Массивная, окованная полосами стали, дверь в дом оказалась не заперта. Де-ментий, не церемонясь, толкнул ее ногой и шагнул в темноту помещения.
- Чей это дом? – спросил Максим.
- Ничей, - засмеялся мой товарищ. – Его нет. Во всяком случае для всех остальных.
Ничего не понимая, но подумав, что его уже вряд ли чем-то можно удивить, Максим вошел следом за Дементием в дом. Щелкнул выключатель и яркий электрический свет залил огромную залу. Откуда здесь может быть электри-чество? Никаких проводов, либо гудящих генераторов нигде не видно. «Наверно подведен подземный кабель» - попытался успокоить себя Максим, хоть в это и не поверил. В центре комнаты, вокруг обширного круглого стола под сияющей огромной люстрой, свисающей с далекого потолка, расположи-лись четыре старинных кресла с высокими спинками, похожие на царские троны. Еще два кресла поменьше – у камина, в котором с треском горели дрова.
«Скорее всего Дементий успел разжечь его прежде, чем я проснулся», - ре-шил Максим и снова себе не поверил.
  За камином, на стене, обитой зеленым шелком были развешены сияющие кривые сабли, мрачные тяжелые мечи, взведенные и готовые к бою арбалеты, упругие луки и колчаны со стрелами. На противоположной, небесно-голубой стене, располагалось огнестрельное оружие разных эпох – от кремниевых ру-жей, пищалей и мушкетов далеких веков до современных автоматов, караби-нов, винтовок, пистолетов и многого такого, чего Максим и в глаза никогда не видел.
Несмотря на жаркий летний день, в доме было прохладно. Приятно поразило то, что стол был накрыт.
«Когда он успел? Сколько же я спал? Где Дементий взял продукты?» - снова возникали в голове Максима вопросы.
Но тут же он давал на них ответ: «Там же где и у меня на даче!» А откуда в холодильнике на его даче взялись продукты, - было уже не столь важно – в голове у него был полный кавардак.
Сервировка стола не поддавалась описанию. Там было все! Стояли объемные блюда с, невероятных размеров рыбой. На других громоздились куски ды-мящегося мяса. Среди них кастрюльки, судочки, жаровни, в которых что-то аппетитно ворчало и шипело, источая необыкновенные ароматы. В высоких кувшинах и бутылках ожидали своего часа вина разных цветов и оттенков: розовые, кроваво-красные, белые. От запахов у Максима слегка закружилась голова и, в буквальном смысле, потекли слюнки.
- Проходи, Макс, угощайся! – широким жестом Дементий пригласил меня к столу. – Да ты не дрейфь! Тут мы в безопасности. По крайней мере – пока. Давай пировать.
Максим, наплевав на все свои сомнения, буквально утонул в голубом бархате роскошного кресла. Скоро всякая скованность прошла. Голод дал о себе знать и он, следуя примеру Дементия, стал усердно поглощать все, что было на столе, прерываясь лишь для того, чтобы запить съеденное добрыми порци-ями превосходного вина.
 Закончив трапезу они наконец-то отвалились от стола. Дементий предложил перейти в кресла у камина, где все так же жарко горели, потрескивая дрова. «Хотел бы я увидеть, кто их туда подбрасывает?» - подумал Максим.  Ведь тут, судя по всему, кроме них не было больше никого,  и ни он, ни Дементий к камину даже не подходили. Вопросов становилось все больше, а ответов на них ни одного. Это снова начинало злить.Максим решил, во что бы то ни ста-ло, получить все ответы от Дементия. И именно сейчас! Таким образом настроившись, наверное, еще и под влиянием выпитого алкоголя, он уже от-крыл было рот, с тем чтобы задать один из вопросов, но Дементий, словно читал его мысли.
- Начнем с этой вещицы, - и он достал из своей сумки тот самый загадочный предмет, который на моих глазах спас его жизнь. – Это артефакт, Макс! По-смотри на него внимательно. Что ты видишь?
Максим взял в руки, уже немного знакомый, довольно тяжелый, килограммов в четыре - пять, предмет. Тогда в лесу он ни черта не смог как следует его рассмотреть. Теперь он видел, что это какой-то металл. Грубо окрашен в чер-ный цвет. Формой напоминал то ли изогнувшуюся рыбу, то ли змею, то ли косичку.
- Сковырни кусочек краски, - предложил Дементий.
Максим тут же поскоблил ногтем краску и это место неожиданно засияло, как солнце.
- Это золото! – воскликнул Максим. – Но ведь даже золото не может челове-ка оживить или испепелить…
 - Ты прав. Это не просто кусок золота. Это, мой дорогой друг, - усы!
- Какие усы? Чьи? Не морочь мне голову, Демон! Я устал от твоих загадок! – и Максим вспомнил, что Дементий там в лесу уже называл это усами.
- Слушай. Сиди и выслушай меня. То, что я скажу – очень важно. Не только для меня и для тебя, но и для всех!
И Дементий начал свой рассказ, который перенес Максима в прошлое на сот-ни лет. Он словно завороженный слушал и не мог поверить в то, что он гово-рит Дементий. И, почему-то верил. А он все говорил и говорил:
…- И тогда князь приказал низвергнуть, по его же приказу недавно постав-ленный в центре Киева, кумир Перуна. Привязать дубовый истукан к конским хвостам, волочить к Днепру и утопить там его! При этом, чтоб еще более унизить языческого бога, сечь его всю дорогу плетьми и рубить мечами. Так великий князь Владимир искоренял язычество на Руси, внедряя огнем и ме-чом христианского бога в души русичей. И поплыл посрамленный и поруган-ный Перун по днепровской воде. Отвалилась от дубовой колоды и пошла на дно серебряная голова его и утонули так же усы, отлитые киевскими мастера-ми из чистого золота. Долго еще стражники охраняли берега Днепра от же-лающих найти сокровище. Прошли годы. Десятки лет…
- Кто же их нашел, усы эти? Вот же они, тут сейчас? – не удержался от вопро-са Максим.
- Точно никто не знает. Говорили, что указал на то место в Днепре один из последних волхвов. Вывезли его язычники ночью на челноке на реку. Долго не чувствовал маг ничего и вдруг указал точное место. Достали. Той же но-чью поплыли они вверх по Днепру. Вошли в устье реки Припять и где-то на Страхолесье спрятали Усы. Тысячу лет пролежали Усы Перуна зарытыми в землю пока не случилась чернобыльская трагедия. И до этого жители дере-вень Страхолесья дивились разным чудесам, происходившим иногда в этих лесах. А уж после аварии…
- Что за чудеса? Сказки все это, - усмехнулся было Максим, но тут же осекся, вспомнив недавние события...
- Может и сказки, но то, что там происходило никто не мог объяснить. Так все и старались свалить на сказки. Как ты вот сейчас. А только видели там и леших, и русалок, и… да кого там только не встречали! Обходили те места люди стороной. А если кто забредал случайно, то без оглядки уносил ноги под радостные вопли и улюлюканье лесной нечисти, зорко оберегавшей Усы Перуновы. Многие рассказывали, да им не верили. А иные просто молчали, чтоб за дурачка не приняли.
- Ну так что ж после взрыва на АЭС произошло?
- Людей эвакуировали. Но в самых глухих деревнях они остались. Никуда не захотели уходить. В основном старики. Вот и старый Тихон – лесник, остался жить в своем доме в лесной глуши с Домной, женой, значит. До ближайшей деревеньки километров сорок. А куда они пойдут? Как хозяйство бросить? И корова, и лошадь, и куры, да и кошка в конце концов. Так и жили. Тихон по старой привычке продолжал охранять лес от пожаров, да от браконьеров, правда, -  денег ему за это уже и не платили. Да и кто бы платил, если все раз-бежались: ни лесхоза, ни сельсовета… А надо признать, что и охранник из него уже никакой. И  охотник уже не тот, что раньше.
- А детей у них не было? Почему оставили их в лесу?
- Был сын у них, - нахмурился Дементий, видно было, что ему неприятно об этом говорить, - пропал где-то в горах Афганистана…Ушел и не вернулся… Ну, слушай дальше.
Дементий пошуровал кочергой в камине и дрова заполыхали ярче, а он про-должал:
     - Молодость прошла как-то слишком уж быстро и незаметно. Школа, по-том армия. После армии сразу женился на своей Домнушке? Чудная смолоду была.  Говорила, будто ее предки – язычники. Славили своих языческих древ-них богов. Тихон от жены своей знал многих по именам: Род, Перун, Сварог, Даждьбог, Ярило, Макошь…Много их. Домна всех знала.
     Рассказывала, что прадед ее был волхвом. Ну это вроде колдуна или вол-шебника. Маг – одним словом. Сыну своему Серафиму свои знания он пере-дал да убило Серафима  на войне…Правда успел, перед войной,  кое-чему научить маленькую внучку – Домну.  А уж отец Домнушки ничем таким не занимался, ни в каких богов не верил, а пил горькую со страшной силой. Так и замерз пьяный в лесу. Забрел в те места, которые добрые люди стороной старались обходить. Но пьяному, говорят, и море по колено. Нашли весной, как снег сошел. Домна, дочка-то, и нашла его. Знала, видимо где искать.
« Наши то его и сгубили. За пьянство непотребное», - говорила она потом мужу.
Тут Дементий прервал свой рассказ и сказал:
- Говорили они по-украински, а я тебе на русском буду рассказывать – иначе ты же не поймешь.
Максим кивнул, соглашаясь.
Дементий продолжал: 
- Тихон удивлялся: « Какие такие – ваши? Нечистики что ли?»
«Они то, как раз, почище всех нас будут.- «Нечистики», - передразнила она Тихона. «Меня то вот не трогают, а я по ягоды только туда и хожу».
«Так и я хожу».
«Ты со мной» - смеялась Домна.
« И то правда», - соглашался Тихон.
     Так и жили. Уже когда им перевалило за седьмой десяток, по весне захво-рала Домна. Слегла совсем к осени. Уговорила Тихона отвезти ее туда, в лес к богам своим, - авось помогут. Запряг Тихон кобылку. Уложил жену в повозку на пахучее сено. Поехали в Страхолесье. К вечеру добрались. Велела Домна Тихону сесть на лошадь и ехать ночевать к реке в зимовье, а она в повозке заночует. Долго противился он – не хотел оставлять больную жену одну в лесу.
     Да настояла. Выбрался за орешник и затаился. И как догадалась? Прикрик-нула. Постоял, повздыхал. Сел на лошадку и уехал к речке, к Припяти.
     Утром, только светать стало, вернулся Тихон. Спешился, подбежал к теле-ге да так и обомлел. Померла его Домнушка. Поплакал старик, да делать не-чего. Запряг лошадку в повозку и повел в поводу домой.К вечеру добрались. Переночевала она в последний раз у себя в доме. Тихон и не прилег – всю ночь у ног ее просидел. Все дни, прожитые вместе перебрал он в памяти и временами то улыбался чему-то, а все же больше плакал даже когда что-нибудь радостное из их жизни вспоминалось.
    С раннего утра до вечера сооружал старик на лесной полянке из бревен не-кое подобие пирамиды, но не остроконечной, а с небольшой площадкой наверху. Высотой вышел пьедестал метра в два, а вширь того больше. А на вершине положил он свою Домнушку…
     Быстро занялись сухие бревна. Высоко и жарко взметнулось пламя. И по-чудилось Тихону, что с высокими языками пламени силуэт человеческий яр-кой тенью взметнулся к небу. И лицо улыбающееся рассмотрел старик.          «Домнушка!» - так и охнул. Узнал. Но потом подумал, что почудилось ему все это после свалившейся на него беды да бессонной ночи.
     До утра осталось на том месте лишь пепелище. И косточек не нашел.
      Так строго-настрого она ему и наказывала, чтоб после смерти тело ее в землю не закапывал, а сжег на высоком кострище.
Говорила:
«Закопаешь в землю меня, так попаду я в царство Навье! А если на кострище очищающее меня положишь – тогда в царство Прави дух мой с огнем Сва-рожьим взойдет».
     Хоть и не понимал Тихон слов таких и как не противился он этому ее по-желанию, а все же волю покойницы нарушить не смог - выполнил..


Рецензии