Мораль порою сильнее закона
18.04.2006 Интервью для газеты «Вече Твери».
Управление административных органов Тверской области создано с целью проведения на ее территории единой государственной политики по вопросам укрепления законности, профилактики правонарушений и преступлений во взаимодействии с органами исполнительной власти области, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими структурами.
Однако широкой огласки деятельность этого управления не получила. Чтобы как-то восполнить пробел, «ВТ» побеседовала с начальником управления Анатолием ГОЛОВКИНЫМ.
-- Анатолий Николаевич, можно ли выделить в вашей работе приоритетные направления?
-- Начнем с того, что в нашей области очень тревожная динамика роста преступности. Приведу статистику: 2003 год - 188 преступлений на 10000 человек населения, 2004-й -- 196, 2005 год -- 284. С чем связан резкий скачок в прошлом году? Во-первых, МВД потребовало регистрации всех преступлений. Во-вторых, все силовые структуры и Минэкономразвития подписали совместный приказ о едином учете преступлений. Теперь любая правоохранительная структура обязана регистрировать заявления граждан. Отсюда такой рост. Прошлогодний показатель больше отражает реальное состояние дел с преступностью.
Наша задача сейчас -- объединить усилия всех структур -- федеральных, областных, местного самоуправления, чтобы наносить по преступности не точечные, а массированные удары.
Какие направления? Первое -- мы хотим ужесточить административную практику в Тверской области, потому что это и есть профилактика преступлений. Во время рассмотрения административных дел пресекаются легкие, а порой и тяжкие преступления.
В прошлом году судьи рассмотрели 31 тысячу административных дел, а административные комиссии -- около 5000 дел. Когда идет правильная административная практика, проблем меньше. И наоборот.
Государственная Дума недавно приняла закон, согласно которому за управление транспортом в нетрезвом виде можно применять единственную меру наказания -- лишение водительских прав до двух лет. Раньше были и штрафные санкции, и лишение прав. Что мы потеряли? Около трех миллионов “штрафных” рублей в бюджет -- это раз. Во-вторых, налицо попытки ухода многих должностных лиц от наказания из-за того, что дела об административных правонарушениях не рассматривается в установленные сроки. Где-то ГИБДД недорабатывает, где-то судьи нерасторопны.
Мы хотим со всем этим разобраться, навести порядок. Если пьяный за рулем обязательно лишится прав, он не сумеет совершить новых дорожно-транспортных происшествий.
В каждом районе своя оперативная обстановка. Вот уже третий год наше управление проводит координационные совещания всех правоохранительных органов районов. Нынче они уже прошли в 11 муниципальных образованиях. Некоторые предложения мы сразу стремимся реализовать. Например, в административный закон области внесли изменение, дающее право составлять протоколы о нарушениях уполномоченным органов государственной власти. Предложили ввести новую статью, дающую такое право должностным лицам Дорожного фонда в пределах их компетенции.
Хотим также ликвидировать очаги бытовых преступлений. Они совершаются часто теми людьми, которые находят на наркотики, водку деньги, но не находят их на оплату жилья и коммунальных услуг. Мы видим, что разрешенной законом практики переселения таких злостных должников из нормальных квартир в общежития нет. То есть переселенческого фонда не существует. Поэтому оплата услуг ЖКХ по решениям очень низкая. В некоторых районах всего от 13 до 30 процентов.
Где пьянство и наркомания -- там не только административные нарушения, там взлет преступности. Настоящей бедой стали, например, кражи мобильных телефонов. Занимаются этим в основном наркоманы. Если целенаправленно ударить по этой категории, общее число краж сразу сократится как минимум вдвое.
Нетерпимая обстановка сложилась с правонарушениями в сфере экономики -- незаконные порубки леса, хищения цветных металлов, вольное обращение с земельными участками.
-- Эти явления наверняка как-то связаны с коррупцией?
-- Безусловно. Это подтвердил и опрос, который проводил в нашей области ВЦИОМ. На первое место (38 процентов участников) среди всех преступлений респонденты поставили коррупцию и злоупотребления в органах власти. И лишь 21 процент выделил уличную преступность. 60 процентов опрошенных заявили, что борьба с коррупцией и преступностью в области не ведется.
Это не совсем соответствует действительности. Но почему люди так думают? Потому что информация о деятельности некоторых органов власти закрыта. А если информация закрыта, то это, я считаю, один из признаков коррупционных действий. Мы намерены преодолевать засекреченность, непрозрачность деятельности департаментов, комитетов, управлений, отделов администрации области, а также органов местного самоуправления. Не отличаются открытостью и правоохранительные органы. Они слабо информируют население о своей деятельности.
Вот, например, участковые уполномоченные. Создается впечатление, что они заняты в основном составлением отказных материалов на заявления граждан. Я уже 12 лет живу в Твери, но своего участкового ни разу не видел. И большинство моих знакомых тоже. С населением эти сотрудники не общаются, профилактикой правонарушений не занимаются. Мы будем настаивать на том, чтобы практика отчетов участковых в трудовых коллективах, по месту жительства возродилась.
-- А если отчитаться не о чем?
-- Отношение к делу у многих сотрудников не блестящее. Вопрос упирается в проблему кадров. Качественный состав оставляет желать лучшего. Серединный слой профессионалов тает. На юридические факультеты идут не те, для кого эта профессия стала бы призванием, а те, у кого больше денег. Подумываем о том, чтобы ввести квотирование мест в вузах по заявкам органов милиции. Неразумным в кадровой политике я считаю и порядок, при котором человек, 20 лет прослуживший в милиции, только что вступивший в пору профессиональной зрелости, в возрасте слегка за сорок вынужден уйти на пенсию. На его место надо кого-то подыскивать.
-- А зарплата небольшая, работа нервная -- не сразу найдешь замену. Ваше управление как-то помогает органам правопорядка?
-- В последние три года в области активно работает комиссия по предупреждению преступлений. На ее заседаниях рассматриваем вопросы взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов со структурами исполнительной власти и органами местного самоуправления по предупреждению правонарушений и преступлений в различных сферах жизни.
Хотим разделить долю ответственности за состояние преступности. Не только чтобы правоохранительные органы отвечали, но и исполнительная власть, органы местного самоуправления. Мы рекомендовали главам муниципальных образований создать такие же комиссии. На 1 апреля они созданы только в пяти районах.
Важным направлением в работе этих комиссий является поддержка правоохранительной системы. В рамках областной программы в прошлом году купили факсы, компьютеры, ксероксы в отделы милиции, приобрели служебные машины, выделили квартиры для сотрудников. Служба исполнения наказаний также получила помощь. В этом году областная программа тоже разработана.
В семи районах приняты свои комплексные программы профилактики преступлений. Сюда входит и оказание материальной помощи органам милиции из местных бюджетов. Теперь, после внесения изменений в Федеральный закон №199-ФЗ, органы милиции вполне легитимно можно финансировать из областного и местных бюджетов, включив в них соответствующие суммы. Мы добиваемся, чтобы в крупных городах и районах появилась должность заместителя главы администрации по профилактике преступлений. А то по селу зам есть, по торговле есть, а по профилактике преступлений нет.
-- Даже если такой руководитель появится, один он ситуацию не переломит. Без опоры на население.
-- Сейчас разрабатываются нормативные акты о формировании системы охраны общественного порядка с участием граждан. Раньше были народные дружины. На уровне области мы пытались в 1994 году разработать закон об их возрождении. Но прокуратура заявила, что это можно сделать только на уровне местного самоуправления. А на этом уровне как бы потерян статус защиты народного дружинника от угроз его здоровью и жизни, от сопротивления со стороны нарушителей. Поэтому надо думать, чтобы внести соответствующие изменения в УК РФ.
Также не защищены законом и потерпевшие, и свидетели. Порой создается впечатление, что наша правоохранительная система защищает только преступника. Его изолируют, ему сразу положен адвокат, ему верят, наказание дают по низшему пределу, вторично в суде его нельзя увеличить, если дело не переквалифицировано. В литературе и кино образ преступника откровенно героизирован, ему стремится подражать молодежь.
-- Общество отступает перед криминалом?
-- Это есть. В обществе чрезвычайно низка правовая культура. Законов столько, что в них трудно разобраться даже специалистам. Законы путаные, многоуровневые, отсылочные. Граждане не стремятся в них вникнуть, они стараются их обходить. А когда в обход закона устремляются должностные лица, это уже беспредел.
У нас явный крен в сторону регулирования отношений в обществе силой закона, силой права. В других странах 45 процентов регулируется правом, оставшиеся 55 -- нормами морали, традициями, обычаями. Никаким законом не заставишь водителя снижать скорость на нерегулируемом перекрестке. Такие ограничения имеют моральную основу. Мораль порой сильнее закона.
Очень многие годы наше общество с упорством утрачивает нравственные ограничители. Пора одуматься и начинать возвращать на пьедестал вековые моральные ценности нашего народа. Это будет трудная задача. Ее решение не избавляет нас от повседневных забот по предупреждению преступлений. Я надеюсь, через два года в нашей области система профилактики заработает в полную силу.
Вече Твери, Тверь, Евгений ШИМИН
Свидетельство о публикации №221100901470