По Тянь Шаню

 Было время, когда я путешествовала по Тянь Шаню. По виду Я была невзрачная, но очень выносливая девушка.
 При подготовке к путешествию я заготовила много сухарей и различные мясные консервы. Вес рюкзака был около 20 кг.
 
 Группу возглавлял неизвестный мне человек Аркадий Закревский: высокий, длинноногий, хорошо сложенный мужчина с добрым выражением непроницаемого и скрытного лица. Это был молчаливый и немногословный человек. Я и Аркадий шли быстро, а остальная группа из 5 человек, отставала на 1,2 километра. Идти через перевал трудно, если присядешь отдохнуть, то потом вообще не встанешь.
 
 Аркадий - очень молчаливый человек. Он только улыбкой и одобрением, которое выражали его глаза, хвалил меня за силу и выносливость. Я всегда с ним спорила, если считала, что он выбрал неправильный маршрут. Я не знала, что он руководил целым институтом и занимался очень важными и секретными разработками.

 Как-то шли мы напрямую, это был кратчайший путь к долине, пока чуть не упали с обрыва, высотой не менее 500 метров, в тот момент, когда надо было спускаться в долину. Из еды осталась только манная крупа, правда воды было много.

 Паники не было. Мы повернули и пошли в обход. К счастью, мы встретили охотников, которые убили горного козла архара. Они дали нам кусок печени. Я до сих пор помню, насколько вкусна печень архара, сваренная в горной воде с небольшим количеством манки.

 Наконец, спустившись в долину, мы  вышли к Киргизскому стойлу. Оно  представляло большую поляну, покрытую невысокой травой где, паслось большое стадо овец. В центре поляны стояла небольшая юрта.

 Я первый раз видела юрту. Традиционная юрта — это переносная круглая палатка, покрытая шкурой или войлоком и используемая в качестве жилища кочевыми народами. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение часа, легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Изнутри юрта делится на две половины: женская, и мужская. На мужской половине — ближе к двери, находится постель хозяев. Здесь же развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы.
  На женской — все дети, ниже к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса. Эта половина гостевая. Юрта — это очень ёмкое жилище. Всем хватает места: и детям, и гостям. Нас, 7 человек, гостей разместили на гостевой части. Мы. голодные и усталые, быстро набросились на еду, в которой было много мяса в бульоне, с какой-то лапшой, и запивали всё кумысом. Эта еда быстро восстановила силы незадачливых путешественников.
 Жара спала, надо идти дальше и выбирать место для ночлега, ставить палатки. Южные ночи очень холодные в отличие от очень жарких дней. В горах темнеет быстро. Нам налили в какой-то сосуд кумыса, и насыпали в мешочек непонятных белых шариков, так сказать, мы получили резерв еды и питья, чтобы быть сытыми и не страдать от жажды в дороге. Все это было странным и непонятным и только позже мы поняли, насколько эта еда и питье эффективны в подобных условиях жизни. Кумыс — насыщал и спасал нас от жажды. Делают его из кобыльего молока. Честно говоря, зная, что кумыс делают из кобыльего молока, я бы ни за что его не стала пить. Почему? Я и сама не знаю почему. Мы, европейцы, будем лучше есть всякую химию или генно-модифицированные продукты, но пить кумыс ни за что.
  Мне было непонятно, что это за белые шарики, которые мы потихоньку кушали, хотя они были соленые. Оказывается, они были сделаны из козьего сыра, смешанного с солью, поскольку в жару человек потеет, и теряет много соли.


Рецензии