Начало разгрома Золотой Орды

Внук Ивана Калиты великий князь московский Дмитрий Иванович вступил на престол в тринадцать лет. В столь юном возрасте он нуждался в руководстве, и его наставником стал митрополит Алексей. При князе Дмитрии был построен каменный Кремль, а для укрепления подступов к Москве воздвигнуты Симонов, Андроников, Рождественский, Петровский и Сретенский монастыри. Ещё ранее был построен Донской. Каждый из них имел такие толстые стены, что они делали монастырь крепостью. Монастыри становятся подлинными центрами национального возрождения. Особая роль здесь принадлежит основателю Троицкого монастыря Преподобному Сергию Радонежскому. Он всячески поддерживал политику молодого московского князя Дмитрия Ивановича. Сергий Радонежский становится его духовным наставником, крестит его детей, участвует в разрешении междоусобных споров. Осознавая необходимость объединения всех русских сил для организованного отпора Золотой Орде, игумен не раз мирил удельных князей.
  После неудачного похода на Русь в 1378 году, когда татарское войско под командованием темника Бегича потерпело поражение на реке Воже, в 1380 году Мамай вновь организовал поход на Москву. В состав его войска входили не только татары, но и наёмные отряды из числа народностей Северного Кавказа, отряды генуэзских колоний в Крыму. С огромным войском Мамай подошел к устью реки Воронеж и стал готовиться к решительному наступлению. Но и князь Дмитрий долго готовился к решающему сражению с ордынским ханом Мамаем с тем, чтобы окончательно сбросить ненавистное иго.
  Мамай получил согласие на участие в совместных действиях великого князя литовского Ягайло и рязанского князя Олега. Оба союзника татар были заинтересованы в максимальном ослаблении Московского княжества и разделе его владений.
  Едва было получено известие о начале движения татар, Дмитрий Московский начал готовиться к походу. Требования прибывших в кремль послов Мамая об уплате дани в повышенном размере были отвергнуты Дмитрием. Смотр собранного войска московский князь назначил в Коломне.
   Перед тем как отправиться в поход Дмитрий посетил Троицкий монастырь под москвой, чтобы спросить совета у своего духовника игумена Сергия, чей авторитет был непререкаем в русских землях. Страстный патриот Руси, он благословил князя Дмитрия и весь русский народ на ратный подвиг и послал с князем на битву двух своих иноков, монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Однако, прежде чем начались боевые действия, Дмитрий Московский отправил к Мамаю послов с дорогими подарками и просьбой не разорять русскую землю. Мамай ответил послам, что намерен вернуть на Русь стародавние обычаи хана Батыя.
  20 августа войско московского князя вступило в рязанские земли. Однако, вопреки ожиданиям, Дмитрий не подверг Рязанское княжество опустошению, чтобы не настраивать против себя местное население накануне опасного сражения. Мамай тем временем ждал под городом Воронежем, когда к нему присоединятся Ягайло и Олег Рязанский.
  Чтобы помешать татарам соединиться с литовским войском и рязанской дружиной, Дмитрий приказал войскам переправиться через Оку, границу русских владений, и нанести татарам удар в Диком Поле. 1 сентября русское войско переправилось через Оку и двинулось к Воронежу по Муравьиной дороге. В тот же день к московскому войску присоединился 46-тысячный отряд во главе с Андреем и Дмитрием Ольгердовичами.
  7 сентября русское войско переправилось через Дон и разбило лагерь вблизи Куликова поля. Дмитрий Московский выбрал это место для сражения потому, что поле было нешироким, и это лишало татарскую конницу возможности манёвра. За спиной у русских воинов протекал Дон, лишая их этим надежды спастись бегством в случае поражения. Русским, по замыслу Дмитрия. оставалось либо погибнуть, либо победить.
  С поединка послушника Троице-Сергиева монастыря Пересвета и Темир-Мурзы Челубея началась битва на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Богородицы. Они сшиблись с такой силой, что оба упали замертво. Затем в атаку устремилась татарская конница. Этим натиском был практически уничтожен передовой полк русского войска.
  Однако на узком Куликовом поле Мамай не мог применить свою излюбленную тактику - охватить своей конницей всё русское войско с флангов, чтобы затем нанести сокрушительный удар в тыл. Татары были вынуждены двигаться на нешироком пространстве друг за другом. Задние ждали, когда их передние товарищи полягут под русскими мечами, и лишь затем вступали в бой.
  Место уничтоженного переднего полка русского войска занял главный полк. Мамай попытался зажать противника "в клещи", однако посланные им войска натолкнулись на отчаянное сопротивление русских полков правой и левой руки. Дмитрий Московский сражался в рядах главного полка в одежде и доспехах простого воина. Его плотным кольцом окружали московские дворяне.
  По свидетельству очевидцев сражения, огромное пыльное облако, поднятое всадниками, закрыло солнце и сделалось темно, как ночью. Мамай бросал в бой всё новые и новые подкрепления. Под их натиском дрогнули городские ополченцы. Был убит Михаил Бренко, который надел на себя княжеские доспехи Дмитрия Московского. Погибли все белозёрские князья, которые охраняли великого князя московского. Сам князь Дмитрий был ранен.
  Но в тот момент, когда татары окружили русский полк левой руки, в спину им ударил отряд Дмитрия Боброка, оставленный в засаде. Благодаря этому неожиданному удару татары, которые, казалось, окружили главный полк и левый фланг русского войска, сами оказались в окружении. И тогда в татарских рядах началась паника. Татары развернулись и побежали с поля боя. Позднее московский летописец так описал это событие: "И обратишася погании и даша плеща и побегоша..."
  Попытка Мамая остановить бегущее войско, которое по численности всё ещё превосходило русское, не увенчалась успехом. Тогда и сам хан поскакал вслед за убегающими воинами. Русским достались большие трофеи - обоз противника и огромные стада коней, волов и верблюдов.
  В этом сражении русское войско потеряло убитыми 40 московских бояр, 12 белозёрских князей, 20 коломенских, 40 владимирских бояр и так далее. Похоронив убитых и отслужив молебен, русское войско двинулось назад на север.
  Мамай после поражения в Куликовской битве бежал в кочевья на реку Мегу, а оттуда - в Кафу. В Кафе он был убит. Голову Мамая кафинцы доставили в подарок ордынскому хану Тохтамышу.
  Перед возвращением русского войска с Куликова поля рязанский князь Олег бежал из своей вотчины, испугавшись мести Дмитрия, который отныне получил прозвище Донской.
  Победа русского оружия на Куликовом поле положила начало полному разгрому Золотой Орды. С этого сражения и пошло освобождение русской земли. А также освобождению от татаро-монгольского ига народов Восточной Европы. Москва являлась центром национального объединения за освобождение от иноземного ига. После Куликовской битвы её значение ещё более выросло и окрепло.

(Начало повествования в главе "Возвышение Москвы").


Рецензии