Семеро смелых. Дважды пионер СССР

В истории пионерского движения Советского Союза было много славных персонажей и эпизодов. Советские пионеры демонстрировали всему миру образцы героизма, смелости, патриотизма и любви к своей социалистической Родине. Выдающиеся подвиги юных патриотов отмечены различными наградами Партии и Правительства. Однако за всю историю пионерии лишь один член этой организации был удостоен высокого звания Дважды пионер СССР.

Киевский школьник Серёжа Андрейченко с самого раннего детства увлекался химией. Это и не удивительно, ведь его родители – папа Семён и мама Марина – работали в Киевском научно-исследовательском институте химических исследований (КНИИХИ). Семён Григорьевич заведовал лабораторией, а Марина Эдуардовна работала простой лаборанткой. Родители Серёжи были буквально влюблены в химию, эта любовь передалась и их сыну. Начиная с третьего класса, Серёжа стал посещать кружок юных химиков в киевском Дворце пионеров и школьников имени Н.Островского. Как известно, химию в наших школах дети начинают учить лишь с седьмого класса. Серёжа не мог так долго ждать и к десяти годам овладел школьной программой по химии за седьмой, восьмой и частично за девятый классы. Когда Серёжа заканчивал 4-й класс, ему наскучил химический кружок во Дворце пионеров с его бестолковыми опытами. Мальчик решил заняться химическими экспериментами самостоятельно. Возможности для этого у него имелись, ведь квартира Андрейченко была буквально завалена химическими препаратами и лабораторной посудой: колбами, ретортами, пробирками, горелками, перегонными установками и разнообразными трубочками. Дома у Андрейченко взрослые чаще всего разговаривали о делах лаборатории и любимого КНИИХИ. В гости к родителям Серёжи приходили коллеги папы и мамы: химики Арсений Царевич, Юрий Притыка и Раиса Белябля. Родители и гости сидели на кухне, пили какой-то алкоголь из лабораторных колбочек, обсуждая всякие химические новости и проблемы, институтские сплетни и последние известия. Серёжа подслушивал эти разговоры, записывая в тетрадку самое интересное – то, что могло бы пригодиться ему в его будущих химических экспериментах. Пионер точно ещё не знал, как будут выглядеть его эксперименты и чему они будут посвящены. Однажды Серёжа подслушал интересный разговор гостей и родителей, который помог юному исследователю избрать своё направление в развитии химической отрасли нашей Родины.
Весной 1969 года среди киевских химиков циркулировал слух о некоем студенте КГУ имени Т.Г.Шевченко, который решил сделать кольцо из железа, находящегося в собственной крови. Ради получения нескольких грамм железа этот студент выпустил из себя почти всю кровь, что и стало причиной его гибели. Родители и гости очень смеялись, комментируя этот нелепый трагический случай. Серёжа старательно конспектировал наиболее важные моменты кухонного разговора взрослых.

Раиса Белябля. Дурак этот студент! Сегодня каждому школьнику известно, что в одном литре крови взрослого человека в среднем присутствует 0,0011439 грамм железа. Чтобы выделить только один грамм этого химического элемента, потребуется 600 литров крови!
Семён Андрейченко. Это что же получается: если сдавать ежемесячно по 450 миллилитров крови, то на получение 1 грамма железа понадобится 111 лет?
Юрий Притыка. Ну да. А если каждую неделю сдавать кровь?
Марина Андрейченко. Тогда в крови не будут успевать накапливаться различные химические элементы, и тогда она превратится в жидкость, бесполезную не только для подобного эксперимента, но и для самого организма.
Арсений Царевич. В любом случае не хватит человеческой жизни, чтобы осуществить такую затею.
Семён Андрейченко. Между прочим, наш студент был не первым дураком в этой области. Ещё в прошлом веке француз Франсуа Мари Рауль задумал сделать железное кольцо для своей девушки. Металл для кольца он решил добыть из собственной крови. Результатом была смерть этого глупого француза от малокровия.
Раиса Белябля. Какие они все наивные люди! Их даже жалко! Ну, хорошо, давайте представим, что некий химик захочет сделать кольцо из золота, которое содержится в его собственной крови. Насколько это реально?
Марина Андрейченко. Если я не ошибаюсь, в крови взрослого человека в среднем находится 0,00000021 грамм золота на один литр. То есть, потребуется 5 000 000 литров крови для получения из них одного грамма золота.
Арсений Царевич. Пять миллионов? Так много? Впрочем, если обескровить миллиард человек, можно немного обогатиться.
Раиса Белябля. А помните, нам на лекциях рассказывали, что немцы в Третьем рейхе пытались получать золото из воды? Тонна воды – это один грамм золота.
Семён Андрейченко. Да, было дело. Но этот проект провалился. Исследования показывают, что для получения золота лучше брать морскую воду. Концентрация золота в воде морей и океанов примерно в полтора раза выше, чем в пресной.
Юрий Притыка. Вообще-то можно повысить содержание золота в организме.
Раиса Белябля, Марина Андрейченко. Каким образом?
Юрий Притыка. Очень просто. Нужно только больше кушать продуктов, которые имеют повышенное содержание золота: кукурузу и дыню.
Раиса Белябля. А ещё добавлять в рацион морскую воду!
Марина Андрейченко. Как путешественник Ален Бомбар?
Юрий Притыка. Ну, у Бомбара были другие задачи. Да и почки он себе сильно посадил морской водой и обезвоживанием. Лучше уж питаться дынями и кукурузой! Это вкусно и полезно!
Арсений Царевич. Кстати, чтобы сделать золотое кольцо весом в три грамма, нужно переработать 50 тонн кукурузы.
Семён Андрейченко. Не зря Хрущ приказал засеять кукурузой всю страну! Он хотел нас всех озолотить! А мы не поняли его мудрого замысла!

Родители и гости стали смеяться, зашёл разговор о каком-то хруще, начались воспоминания о босоногих детских годах… Всё это было уже совсем не интересно, да и не нужно Серёже, который теперь понял, чего он хочет. Мальчик решил провести смелый эксперимент, чтобы получить из своей крови небольшое количество золота.
Пионеры, конечно, могут воскликнуть: ну что это за мещанство и буржуйство! Но не стоит спешить с выводами. Дело в том, что Серёжа Андрейченко был настоящим советским пионером и человеком. Он, как и все мы, презирал деньги и богатство. А золото Серёже требовалось для весьма благородной цели: он планировал сделать из него пионерский значок в честь столетнего юбилея Владимира Ильича Ленина! Правда, поразмыслив немного, юный химик понял, что ему не хватит всей жизни, чтобы выделить из своей крови столько золота, чтобы из него можно было выплавить пионерский значок. Да и значок такой требовался именно к 100-летнему юбилею Ильича, который вся страна собиралась отмечать через год. Тогда Серёжа решил добыть из собственной крови хотя бы несколько миллиграмм драгоценного металла, чтобы его хватило на позолоту для значка.
План Серёжи был таким: начиная с завтрашнего дня, он налегает на кукурузные хлопья и палочки, которые в большом количестве продавались в киевских продуктовых магазинах. Летом нужно будет как можно больше кушать дынь и кукурузы. Кулинарная составляющая плана трудностей не составляла: Серёжа очень любил такую еду: палочки, хлопья, кукурузу и дыни. Но вот как быть с морской водой? Ведь в нынешнем году родители на море вроде не собирались…
Находчивый пионер сумел достойно преодолеть и это препятствие: он решил включить в свой рацион подсоленную воду с добавлением йода. До первых дынь оставалось ещё месяца три, а действовать нужно было немедленно. Поэтому Серёжа сел на диету, которую выдумал сам и назвал «золотой»: много кукурузных палочек, хлопьев и солёной йодированной воды. Летом к этой диете добавятся дыни и варёная кукуруза. Согласно планам пионера-химика к ноябрю его кровь должна как следует насытиться золотом. Добычу золота Серёжа решил начать именно в ноябре, чтобы хранить ёмкости с кровью в укромном месте на балконе. В холодильник прятать колбы с кровавым содержимым он не решился. Родители хоть и не отличались большой страстью к порядку, но могли запросто заметить в холодильнике ёмкость с несанкционированной жидкостью.
Сказано – сделано. Уже к началу июня Серёжа не мог смотреть на сладкие кукурузные палочки и хлопья, которыми он круглосуточно питался. От воды с солью и йодом его буквально тошнило. Но Серёжа мужественно переносил эти невероятные трудности. Ради позолоченного значка с профилем вождя нужно было терпеть. Наконец наступила пора арбузов, дынь, кукурузы и других сельскохозяйственных культур с повышенным содержанием золота. Серёжа перешёл на летний вариант своей «золотой» диеты. Он в большом количестве поглощал разнообразные дыни, купленные на Бессарабском рынке: круглые «колхозницы», продолговатые «амал», сладкие сочные  узбекские «гуляби» и «чарджоуские». Мама варила вкуснейшую кукурузу, запах которой долго не выветривался из квартиры. Серёжа поначалу с огромным аппетитом набрасывался на дынные дольки и на сваренные початки кукурузы, но очень быстро и эти кушанья приелись. Однако ничего поделать было нельзя: механизм образования золота в организме пионера был запущен и его уже никто не мог остановить.
«Золотая» диета повлияла на внешность Серёжи: он заметно поправился, округлился и подрумянился. Соседи смотрели на пионера и ласково говорили о Серёже – «Кровь с молоком. Видать, хорошо родители кормят. Какая замечательная советская семья!». Соседская слеза умиления присутствовала в обязательном порядке.

Седьмого ноября в день Великой Октябрьской социалистической революции Серёжа начал свой великий эксперимент, который мальчик шутливо называл «трансмутацией золота». Летом Серёжа прочитал гору литературы по алхимии, поэтому часто пользовался терминами из лексикона деятелей натурфилософии. Кровь мальчик выкачивал с помощью шприца, найденного в домашней аптечке. В первый раз юный химик собрал около 200 мл собственной крови. Он тщательно закупорил колбу со своей жидкой тканью, после чего спрятал ёмкость на балконе. Было уже довольно прохладно, мальчик рассудил, что кровь не должна испортиться.
Поначалу Серёжа собирал кровь два раза в неделю, но ему стало казаться, что дело движется слишком медленно. Он решил ускорить процесс и стал выпускать из себя кровь ежедневно. В процессе одного из кровопусканий мальчик потерял сознание. Он очнулся спустя несколько минут: всё вокруг было измазано в крови, место проведения эксперимента выглядело устрашающе. Хорошо, что кроме Серёжи дома никого не было, иначе родители обалдели бы при виде этой кровавой вакханалии.
Как и следовало ожидать, уже после нескольких таких кровопусканий Серёжа заметно похудел, от его округлости и румянца не осталось и следа. Соседи качали головами, жалея мальчика и вполголоса упрекая родителей в плохом уходе за единственным ребёнком. Вечно занятые химическими проблемами сотрудники КНИИХИ Семён Григорьевич и Мария Эдуардовна однажды
всё-таки обратили внимание на бледного и похудевшего сына.
- Что с тобой, Серёжа, - спросила мама, - может у тебя что-то болит?
- Ничего не болит, - правдиво ответил сын. У него и в самом деле ничего не болело.
- А почему ты такой худой и бледный? – не отставала мама-химик.
- Так переходный же возраст, ма! – объяснял вундеркинд.
Это объяснение временно устроило маму – до тех пор, когда Серёжа не потерял сознание на уроке математики. Мальчика доставили в больницу на «Скорой помощи».
- Анемия, - констатировал врач испуганной маме, которую вызвали в больницу прямо из её химического НИИ, - уровень гемоглобина в крови опасно снижен, количество эритроцитов оставляет желать лучшего. Растущий организм, мамаша, нужно кормить соответствующим образом. А не кукурузными хлопьями, которыми вы пичкаете своего сына.
Врач выписал витамины и специальную диету. Серёже полагалось усиленное питание в виде говядины, индюшатины, шоколада, сыра, гранатового сока и других вкусных вещей. Серёжу все эти вкусные вещи совершенно не интересовали, кроме одной – конфеток гематогена, который покупали в аптеке. Юный химик решил, что гематоген способствует накоплению в организме золота и с энтузиазмом пожирал сладкие батончики.
В больнице Серёжу поставили на учёт, нужно было являться на осмотр каждую неделю. Мальчика на полгода освободили от уроков физкультуры. Но Серёже было уже совершенно наплевать на всё это. Он активизировал сбор крови, поскольку неумолимо приближался Юбилейный Год.
Химик-пионер выкачал из себя около десяти литров крови и решил приступить ко второй фазе своего эксперимента - непосредственно к «трансмутации золота» из крови.
Мальчик собрал специальную установку для перегонки и выпаривания крови. Добавляя небольшие порции ртути в кипящую кровь, Серёжа получал амальгаму, из которой впоследствии намеревался выделить чистое золото. Уже ко дню 46-летия смерти Ленина Серёже удалось собрать 0,0015 грамм золота. Это была победа. Однако она нелегко далась мальчику: он выглядел просто ужасно. Соседи били тревогу и громко ругали беспечных родителей за беспризорного ребёнка. Мальчик часто терял сознание, он долго спал, мало ел и почти ни с кем не разговаривал. И только глаза его горели неземным юбилейным огнём.

К сожалению, Серёжа Андрейченко не дожил до славного Юбилея нашего великого Вождя – Владимира Ильича Ленина. В начале марта он умер от анемии и общего истощения организма. Родители и врачи недоумевали, никто не мог понять причины странной болезни, убившей мальчика. В морге на теле пионера были обнаружены многочисленные следы кровопусканий. Поначалу патологоанатомы решили, что имеют дело с умершим малолетним наркоманом, однако характер следов иглы говорил о том, что это не наркомания. Да и ничего похожего на наркотические вещества в организме умершего не было найдено.
Патологоанатомы разводили руками. Собрался расширенный консилиум, который также не пришёл к чему-то определённому. Было решено передать дело в милицию. Киевские милиционеры таскали на допросы папу и маму Серёжи, а также их коллег, однако ничего внятного от них добиться было нельзя. Появилась версия о том, что из мальчика выкачивали кровь в ритуальных целях члены какой-то религиозной секты. В Киеве снова запахло делом Бейлиса. Однако до нового позорного суда дело не дошло. Тщательный обыск, проведенный в квартире Андрейченко, дал ответы на все вопросы: были обнаружены оборудование и инструменты, при помощи которых мальчик выкачивал из себя кровь, а также занимался её перегонкой и выпариванием. Милиционеры нашли амальгаму, колбу с двумя литрами крови и завещание, которое успел написать Серёжа незадолго до смерти. За отсутствием преступления дело о загадочной гибели киевского школьника было закрыто.

Завещание юного химика торжественно огласили на общей линейке в школе, где учился Серёжа. Там было, в частности, сказано:

«Завещаю всё золото, полученное мною из моей крови, вечно живому Владимиру Ильичу Ленину».

Родители Серёжи завершили дело, начатое их героическим сыном. Они нагрели амальгаму, отогнали ртуть и получили 0,009 грамм золота. Этого количества драгоценного металла было вполне достаточно, чтобы покрыть им пионерский значок, специально купленный Серёжей для финальной фазы эксперимента по «трансмутации золота».
22 апреля, в день Великого Юбилея коммунистическая Партия и Советское правительство присвоили Серёже Андрейченко почётное звание «Пионер-герой» с вручением ему позолоченного пионерского значка (посмертно). Так Серёжа стал первым и единственным Дважды пионером СССР. Кроме того, юного химика, который был озабочен вопросами увеличения золотого запаса Советского Союза, наградили медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». В положении о медали, учреждённой Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 ноября 1969 года, говорится, что этой юбилейной медалью награждаются

«передовые рабочие, колхозники, специалисты народного хозяйства, работники государственных учреждений и общественных организаций, деятели науки и культуры, показавшие высокие образцы труда в ходе подготовки к ленинскому юбилею».

Киевский школьник Серёжа Андрейченко подходил под данный пункт положения о награде самым идеальным образом.

1970 год


Рецензии