Глава 26. Математика языком сердца

 
19 февраля 2015г.

  В полном смысле слова приползла с международной конференции математиков по Гуманной Педагогики, которую организовала и успешно провела наша школа имени Максима Горького. Хочу рассказать об этом удивительном празднике в жизни школы. Да, мы делаем первые шаги! Да, ножки еще заплетаются! Да, посягнули на трудное, ибо ломать стереотипы – сложный процесс, иногда изнурительный, но такой необходимый, друзья мои! Речь шла о математике и не только. Речь шла о ПЕДАГОГИКЕ В МАТЕМАТИКЕ!

Ответьте на вопрос: что может быть на уроке важнее, чем учитель и ученики? Достаточно ли этих двух составляющих для того, чтобы урок состоялся или нужно еще что-то, чтобы урок не только состоялся, но и оставил след в душах всех участников процесса?

Когда мы с Ирой Алексеенко проводим  мастер классы для учителей, мы начинаем с неизменного вопроса, ответ на который пытаемся отыскать сами. Вопрос: «Зачем мы в школе?» почему-то вводит даже самых опытных коллег в ступор. Тогда мы поясняем вопрос, расширяя его: зачем мы, учителя, работаем в школе, когда можно было бы уйти в бизнес, заняться репетиторством да и вообще делать какую-то другую работу качественно и получать за это неплохие деньги?

Сначала учителя молчат. Молчит их опыт, молчит сердце и только разум делает маленькую попытку приоткрыть занавес. Разум шепчет: «Чтобы научить детей!» И тут же следует другой вопрос: «Зачем?» Разум: «чтобы они получили достойное образование». «Зачем?» Разум: «Чтобы получить хорошую профессию». «Зачем?» Разум: «Чтобы быть успешными людьми!»

«Зачем быть успешными?»... Нескончаемые вопросы «Зачем?», чтобы услышать один единственный ответ... Иногда слышим. Иногда нет... Порой, слышим несколько ответов, абсолютно разных... И всем говорим: вы правы и вы правы, и вы, безусловно, правы... Сейчас хотела выдать тайну, но решила повременить, чтобы вы, мои дорогие, тоже задумались над этим глобальным вопросом: «ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ?» А если не захотите думать – спросите у детей, зачем мы им нужны. Задайте им вопрос этот и вы получите мудрость в ответ, ибо дети в отличии от нас думают не РАЗУМОМ. Они думают Сердцем. Я не оговорилась: дети ДУМАЮТ Сердцем, потому что это очень думающий орган, поверьте. Если бы те, кто сейчас держит в руках оружие с любой стороны всех мировых конфликтов думали Сердцем, тысячи и тысячи жизней были бы спасены. А это не просто тысячи жизней – это тысячи поколений, ушедших безвозвратно. Как найти у Сердца эту кнопку, которая, будучи включенной, заставляет людей думать? Спросите у детей – они знают и скажут вам, что эта кнопка лежит на самой поверхности, только она не всем видна. Кнопка называется Любовью. Подарить Любовь – включить Сердце, которое примет дорогой посыл, передаст его и включит, быть может, еще одно Сердце... Без Сердца никак.   
Учителю, родителям без сердца никак. Детям недостаточно одной заботы о его здоровье и благополучии. Ребенок ждет, когда его Сердце включат взрослые, проводники, как я их называю. Можно ли это сделать на уроках математики? Безусловно! Как и на уроках физики, биологии, химии, литературы... Литераторам проще, как мне кажется, поскольку предмет у них уж очень к этому располагающий. А мы, математики, должны подумать, как сначала включить сердце, а потом сделать так, чтобы ребенок принял в свою Душу нашу непростую, но такую красивую науку.

Понимание придет, обязательно придет, но не нужно думать, что это сиюминутный процесс. Могут пройти месяцы и даже годы! А как же ГОСы, ЕГЭ, СТАНДАРТЫ, ПРОГРАММЫ, ВРЕМЯ, которого катастрофически не хватает? Ну, во-первых, этого никто не отменял. А, во-вторых, кто сказал, что замечательно сданные экзамены сделают вашего ребенка счастливым? Где, в каком учебнике это написано? То есть наука, в данном случае математика, выступает всего лишь инструментом, благодаря которому мы показываем ребенку красоту жизни, ее формы, ее грани... Без этого понимания математики, как приложения, невозможно изучать предмет под названием «ЖИЗНЬ».
Голые формулы ничего не дают, более того, они опасны в руках злого человека! Они могут нести разрушение и смерть. Помните книгу или фильм «Голова профессора Доуэля»? Ради формул люди идут на что угодно, а вот если бы они задавали себе это т вопрос: «Зачем?», они бы подумали о цене вопроса. Вы думаете, для того, чтобы стать счастливыми? Бред! Чтобы быть успешными, чтобы в кармане держать весь мир, чтобы повелевать судьбами других, чтобы доказать свое могущество, да мало ли зачем? Я не хочу такую математику преподавать детям! Она бездушна! Она беспощадна и некрасива! Сегодня, слушая доклады (даже не хочу называть докладами) я еще и еще раз убеждалась в том, что мы, учителя, должны нести Свет в детские души, ибо мы есть проводники, а не "урокодатели"! Представьте себе, что мы ведем детей по темному коридору (начало изучения любой науки может ассоциироваться с темным коридором), но у нас в руке нет факела, свечи, фонарика… Кстати, факел мне нравится больше.   

Как вы думаете: весёлое ли путешествие нас ожидает? А, может, интересное? Ну да: блуждать впотьмах – дело житейское: страх, непонимание и безысходность. И что самое противное и непонятное – где искать выход?
Обожаю высказывание Плутарха и часто мы берем его эпиграфом к нашим мастер классам: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Но для того, чтобы зажечь факел, нужно хоть немножечко гореть самим, согласитесь! И тут я открою секрет: этот огонь лежит там, где и включатель сердца. Именно любовь к предмету, любовь к детям, к себе, к своему труду, к своим близким, к своему государству, к своей планете и есть тот самый рычаг, нажав на который открываются все клапаны души человеческой! Высокопарно! Да и ладно! Низменного-то в нашей жизни хватает, ВЫСОКОГО маловато!
 
Каким счастьем для нас, организаторов, было услышать сегодня от одной замечательной учительницы математики, Марины Кузнецовой слова о том, что данная конференция – как лакмусовая бумага, ибо становится понятно, что идем мы именно в ту сторону, в которую должны идти! Какое счастье, что есть единомышленники, готовые поддержать и принять то новое, что и нам до конца еще непонятно! Педагогика – это слишком важная вещь, чтобы о ней молчать!
 
11 февраля исполнился ровно год, как я открыла группу «Кто ты, учитель?» в фейсбуке. Открыла от большой беды (См. первый дневник «Кто ты, учитель?») и только сейчас приходит осознание того, что все нужно воспринимать неоднозначно, что есть витамины роста души человеческой и иногда они очень даже горькие. Пришло понятие, что люди, обижающие и непонимающие нас, даны нам не случайно, а для того, чтобы мы, наконец, ответили на этот самый важные вопросы для каждого человека: «ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?», «С КАКОЙ МИССИЕЙ Я ПОЖАЛОВАЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ?», «ЧТО Я С СОБОЙ ПРИНЕС И С ЧЕМ Я ОТСЮДА УЙДУ?»
Спасибо дорогие читатели! Сейчас сложно было бы представить мою жизнь без этих дневников. Они тоже мои проводники в мир самопознания и анализа.

Продолжение: http://proza.ru/2021/10/09/936
 


Рецензии