Пантелеимонова маслина на Афоне

                «Стояла на том месте старая маслина..»

                ( "Житие и страдания святого
                славного целителя Пантелеимона")

    В памяти моей воскрешаются события двадцатилетней давности. Январь 2002 года... Воскресная трапеза в Свято-Пантелеимоновом монастыре   на Афоне подходила к концу. Вот  игумену Иеремии поднесли блюдо с коливом и он, начертав на нем знак креста, часть положил себе. Прислуживающий трапезарь, послушник Петр из Грузии предложил нескольким почетным гостям за игуменским столом коливо и далее с помощниками   спешно обнес  сидящих за столами монахов, послушников,  монастырских рабочих  и паломников.

Трапеза  воспринимается в этом монастыре как логическое продолжение только что   законченной  ночной  службы. Величественная трапезная крестообразной формы с ее высокой  шестигранной колокольней считается самой большой на Афоне и  напоминает  гостям  русского монастыря еще один большой храм на территории  Пантелеимоновой обители. Со  стен, колонн и  потолка глядят на тебя многочисленные  лики преподобных отцов, афонских святых и  многих Божьих угодников. Вот – сцены событий из земной жизни и страданий великомученика Пантелеимона.  Сурово выглядит   большая   настенная  роспись в желто-черных красках с сюжетами из Апокалипсиса, недавно выполненная монастырским иконописцем   Варсонофием.

Дома в Мюнхене у меня есть приобретенный на святой горе Елеон в Иерусалиме плакат "Мытарства или воздушные бесовские стражи", откуда, вероятно, и заимствовал все изображенные сюжеты русский иконописец. ( Позже автор выяснил в Иерусалиме, что московский художник Владимир Рыло некоторое время жил на территории греческого участка на Масличной горе,  а потом уехал на Афон.  Монах Варсонофий - это и есть тот елеонский подвижник Владимир Рыло. - Примеч. автора).

Наконец, в бледной, с сними жилами  руке  игумена Иеремии прозвенел  колокольчик, что  означало окончание  трапезы. Прозвучали краткие благодарственные молитвы и священноархимандрит Иеремия  вместе с духовником отцом  Макарием поспешили   к выходу. Они стали  слева в дверях и благословляли кланяющуюся им братию и многочисленных паломников. Рядом с монастырским начальством стояли дежурный повар, он же врач -   инок Силуан, и два трапезаря.  Все  они,  смиренно сложив руки на груди,  просили прощения у всех покидающих трапезную.  Никто из присутствующих  не расходился по братским или гостиничным келлиям, а   направились на краткую литию в восьмикупольный  соборный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона, расположенный на соборной площади.  Посередине храма иеромонах Максим уже  поставил  восьмигранную инкрустированную перламутром деревянную тумбочку, а на ней воцарилась  главная святыня и сокровище  монастыря – ковчег со святыми мощами честной главы святого великомученика и целителя Пантелеимона.  Находится  она в этой обители с 1347 года и является великим  даром сербского правителя Стефана Душана Сильного.

В  каждое воскресенье  около святого ковчега поется молебен великомученику Пантелеимону. История монастыря свидетельствует, что  многие из афонских насельников и паломников, а также многочисленные  верующие в Москве (1996 и 2000 гг.), Санкт-Петербурге и Киеве  ( 2000 г.), когда цельнобоносные мощи приносились с Афона  в  эти города, получили долгожданные исцеления от разных душевных и телесных болезней.  Всегда приветливо - радостный   иеромонах  Исидор  смог выполнить мою просьбу перед отъездом из монастыря. Он тихо прочитал краткую молитву и   приложил к честной главе великого святого приобретенные мною в монастырской лавке несколько коротких четок, оливковую веточку с плодами, иконки, среди которых - одна необычная, ибо  нарисована  на плашке  старого дерева.

  - Это фрагмент  ствола     маслины Пантелеимона, – вспомнил я слова   монаха Никиты, по благословению отца Макария вручившего мне в 2002 году  на прощание  в качестве подарка  эту необычную икону.  На ней черной и красной тушью начертано изображение Божий Матери  и под ним - "AГION   OPOC". На обратной стороне иконы оставлена такая надпись: "БЛАГОСЛОВЕНИЕ Русскаго на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Рабу Божию Анатолию в память посещения Св. Афонской Горы в январе 2002 года." А ниже мелким шрифтом написано: "Сия часть древа есть маслина, росшая в Св. Пантелеимоновом монастыре, росток от древа, под которым был усечен  мечом вмч. и целитель Пантелеимон.

...После поклонения святым дарам   братия и  паломники   подходят к установленной в правой части храма чудотворной   и необыкновенно красивой  иконе святого великомученика Пантелеимона, источающей больным людям,  независимо от их религиозного исповедания, неоскудевающую благодать исцелений. Святой целитель Пантелеимон изображен в виде прекрасного юноши с ковчегом-ящичком  снадобий и  ложечкой в руке. Образ, помещенный в резной киот, украшен  богатой  ризой с драгоценными каменьями,  гармонирующей  с резным золоченным иконостасом. На нем  радужными брильянтами  играют пробиваемые через цветные оконные стекла горячие  лучи греческого солнца. Чудотворная икона с  аккуратно прикрепленными и нанизанными на ней  вотивными дарами -- различными золотыми и серебряными подвесками, цепочками, крестиками, кольцами и даже наручными электронными часами  струит благоуханные дары исцелений.   Умиленно вздыхают   возле иконы  болящие и здоровые люди. Монах Никита, к сожалению,  назвал мне  имя  иконописца, а только имя дарителя позолоченной ризы – «купца Егора Шучева со товарищами из Вологды». Чудотворный образ целителя Пантелеимона изливает  живительную отраду в сердце каждого христианина.  Паломники из глубины   своей души  и   греховного падения  изливают перед образом свои молитвенные чувства и славословия. Вот и я шепчу:

    -  Я, грешный Анатолий, благодарю тебя, святой  Пантелеимон, за то, что в каждый  очередной приезд в твой   монастырь,  помогаешь  мне осознать  тленность и никчемность  всякого мирского положения и удовольствий жизни на Западе, а еще -и скоротечность земной жизни. Прости, что я  давно и с зажмуренными глазами вынужденно покинул в малой моей родине  свой любимый собор в Бендерах   и Спасо-Вознесенский монастырь в Кицканах и помчался за границу, ошибочно думая, что там "отваряются райские двери" и  именно там мне будет спокойно и безопасно жить вдали от моих преследователей, гнавших неугодных за политические взгляды относительно Приднестровья. Благодарю, что за дни паломничества   ты дал мне  почувствовать духовный взлет  моей молитвы, что  после покаяния  и исповеди  у меня  в душе  воцарился мир и   все тело пронизано благодатью причащения. Прости  все  мои грехи и укрепляй меня духовно и телесно и далее. Благослови в следующем году, в  храмовый праздник    9 августа еще раз  приехать к тебе на поклонение...
 
После молитв у  чудотворной иконы и целования креста все присутствующие в храме  получили благословение игумена Иеремии и  бесшумно  вышли на соборную  площадь. Монах Никита, прислуживающий   в  храме пономарем,  шепнул  мне на выходе, что  вручит еще   для нашей русской часовни-памятника на территории концлагеря Дахау  несколько больших восковых афонских  свечей собственного изготовления и флакончик с маслом из лампады, горевшей перед чудотворной иконой целителя Пантелеимона.  Он   попросил некоторое время подождать его у монастырской канцелярии, « а лучше -  возле нового ростка  маслины».

     -  А я не знаю, отец Никита,  где этот росток.

     - Во внутреннем дворике. Там, где стояла  старая маслина Пантелеимона. Неожиданно засохла , вот и пришлось  спилить.
   
    Ожидая  в условленном месте молодого монаха, заканчивающего в храме свое послушание,   я в очередной раз открываю книгу с житием...Святой великомученик Пантелеимон, в рождении Пантолеон, прославлен как безвозмездный врач. Родом он   из Никомидии, где в год (III-й  век) появления его на свет  в  семье православной христианки Еввулы и язычника, в городе происходили жестокие гонения на Христову Церковь. После обучения врачебному искусству  у местного лекаря  по имени Ефросин юноша Пантолеон просвещался в истинной вере у тайно проживавшего в Никомидии священника Ермолая. Однажды Пантолеон увидел мертвого отрока, укушенного змеей, и, желая убедиться в истинности христианской веры, стал молиться, чтобы Господь оживил мертвого мальчика. Вознесенная Пантолеоном  молитва была услышана Богом, и после оживления  отрока он тайно принял Крещение с именем Пантелеимон. Призыванием  в своих молитвах Иисуса Христа  целитель Пантелеимон стал безвозмездно исцелять многие  болезни и стал известным   в своем городе и за его пределами. Ревнивые и завистливые  никодимийские врачи донесли жестокому правителю  Максимиану, по приказу которого были сожжены и замучены  в заключении тысячи христиан, что Пантелеимон исцеляет христианских узников  в темницах. Озлобленный  и нечестивый Максимиан после отказа Пантелеимона отречься от Христа и исцеления им  на  его глазах расслабленного Именем Иисуса Христа, предал святого жесточайшим мучениям. Его тело рвали и жгли, колесовали, ввергали  в расплавленное олово и в морскую пучину с камнем на шее. Святой Пантелеимон, укрепляемый Господом, мужественно претерпевал ужасные истязания и обличал мучителя. «Велик Бог христианский! Да отпущен будет невиновный и праведный  юноша!», - возопил народ, увидевший, как лютые звери, к которым бросили святого, стали ластиться к нему, чтобы коснуться его руки. По приказу пришедшего  в ярость императора были зарублены все, кто публично  славил Иисуса Христа, а великомученник был приговорен к усечению главы. Его повели через город Никомидию  и привязали к одному  старому масличному дереву. Здесь  свыше был слышан глас Божий, переименовавший его из Пантолеона ( «по всему лев») , в Пантелеимона («всемилостивый») - имя, соответстующее жизни и подвигу святого и дарующему ему и по смерти миловать и исцелять всех притекающих к нему за помощью во всех бедах и скорбях.

   Далее в   житии  святого славного великомученика Пантелеимона, написанном свидетелями его жизни и страданий – Лаврентием, Васой и Провианом, читаем: «...Когда воины, проведши мученика от города  расстоянием  более одного поприща, привели на место, где благоизволил  Господь рабу Своему скончаться; тогда и здесь Бог явил во святом Своем чудо, не меньшее прежних. Стояла на том месте старая маслина. К этой маслине привязали страстотерпца...». Под маслиной «отсекли мечом мученику голову», но «...у святого вместо крови истекло млеко; а маслина,  к  которой он был привязан, вся покрытою стала плодами от корня до верха. Видя то, многие из народа, бывшего при  сем на месте, уверовали во Христа. Когда это дошло до слуха тиранствующего царя, он  повелел древо то срубить, разсечь на части и сжечь в огне вместе с телом мученика, которое еще прежде уже было приказано предать огню. Приказание было исполнено...»  [1].
      
... В это время ко мне подошли монах Никита с пакетом свечей и флаконом масла и  иеромонах Иоаким – тихий, скромный, милосердный, добрый, с ласкою и любовью относящийся  ко всем паломникам. Отец Иоаким - автор-составитель  первого тома большой книги «Великая стража», из-за которой у него осложнились отношения со  священноначалием монастыря [2], а труд его стал заметен даже в нашей Баварской Государственной библиотеке в Мюнхене, где много русских  книг .
Монахи подвели меня  ближе  к каменному невысокому ограждению круглой формы, скрывающему в траве хрупкое маленькое деревце  бело-зеленой маслины. Это и есть то самое место на территории монастыря, где до недавнего времени росла знаменитая  на Афоне  маслина Пантелеимона. Отец Иоаким, выполнявший одно время   в монастыре послушание библиотекаря,  поведал  мне старое предание:  приблизительно в  1860 году, а может, и раньше ( подробная память об этом событии , зафиксированная в каком-либо письменном документе до сих пор не обнаружена. – Примеч. автора) , здесь,  во внутреннем дворе, справа  от входа в главный  храм, где в алтаре находятся  мощи   целителя и великомученика Пантелеимона, монахи по благословению первого  русского игумена обители архимандрита Макария ( в миру – Михаил Иванович Сушкин) посадили в землю косточку маслины якобы от того самого ростка дерева, что выросло на месте мученической кончины страстотерпца в 305 году в  Никомидии.    Из косточки со временем выросла  красивая  маслина с теплым извивающимся стволом, за которой благоговейно  ухаживали монахи-садовники. Возможно, когда-то за этой чудной маслиной  присматривал  и сам  преподобный Силуан Афонский, живший в обители. Старые монахи-афониты   из  своего опыта  знали, что это совсем неприхотливое  дерево, ибо, как и они сами, «скромная» маслина от жизни   немного  требует: в обильной влаге не нуждается, хорошо и медленно растет в сухой и  каменистой почве, достигая  при этом глубокой старости.


    Монахи окропляли маслину святой водой, прикрепили обручем к ее стволу  фонарик, где  ночью теплилась лампадка, возжигали на обрамляющих дерево камнях  свечи, читали акафисты и молитвы. Рассказывают , что  на маслине "был повешен жестяной ящик со стеклянными боковыми стенками и неугасимой лампадой внутри". Необыкновенно красива маслина  была в дни цветения, когда по весне она торжественно покрывалась пучками желто-белых цветов, от которых  звездными ночами исходило особое  свечение; а солнечным днем олива  привлекала  отовсюду гудящих   шмелей и  нежных стрекоз с  блестками на их прозрачных  крыльях. Когда афонские чернецы замечали, что некоторые  ветви оливы  неожиданно засыхали, их спиливали, а оголившиеся древесные кольца покрывали краской. И тогда, по совету греческих монахов, к дереву прививали  веточки  дикой маслины, тогда оно приносило  хорошие плоды. Поздней осенью монахи обирали  с  масличных  ветвей сотню-другую целебных плодов. Садоводы не разрешали послушникам трясти дерево, как это обычно принято на Афоне, тем более  сбивать  с него оливки палкой: «Смотри, а то каждая  палка имеет два конца...» Свежие плоды  потом   мариновали  на кухне  и только  в особых случаях, обычно на торжественных  трапезах,  подавали их  к столу  именитым гостям в качестве угощенья. Отдельные  листики и сухие плоды этого масличного дерева вместе с ладаном, маслом,  четками и даже  цветными морскими  камешками продавали  паломникам в монастырской лавке.

Многие из заболевших монахов и паломников с верой и молитвой съедавших ее дивные плоды, исцелялись от различных болезней и душевных недугов [3].

С маслиной Пантелеимона связано одно из афонских предсказаний русских монахов, сродни тому, что со священным  Мамврийским дубом в Хевроне: когда он засохнет, то придут последние времена [4]. Однако этого не случилось.

Маслина пережила в монастыре несколько пожаров и осталась невредимой.  Когда в 1959 и 1968 годах на территории обители вспыхивали сильные  пожары, то громадные волны пламени поглощали здесь высокие кипарисы и толстые лозы  винограда. Огонь  тогда повредил  библиотеку,   полностью сгорела восточная стена монастыря с келлиями, часовнями и братской больницей. Гасить пожар монастырским насельникам  было неимоверно  трудно и сложно, во-первых, их было мало, а во-вторых, большинство монахов  были немощны -  самому «молодому» из них  было 54 года, другие были старше его   на 20 – 30 лет. Очевидцы оставили свои воспоминания об этих страшных событиях: от огня  плавился даже строительный кирпич Царских покоев. Однако в этом гигантском пожаре чудом уцелела  маслина Пантелеимона, несмотря на то, что рядом с  деревом бушевал огонь. По рассказам монахов, огонь не тронул маслину,   ни одна его ветка и  ни один листок не были повреждены.
 
Кстати,  несколько раз по заступничеству своего святого покровителя обитель была спасена от бушевавших  рядом с ней  пожаров. Однажды случился пожар в лесу, примыкающем к монастырским строениям: «пламя, более и более усиливаясь, с яростью  пожирало все ему встречающееся и грозило уже истреблением самой обители; употреблены были все человеческия усилия к ослаблению всепожирающей его силы, - все напрасно. Но лишь только обратились с молитвой ко святому страстотерпцу, как всепоглащающее пламя тотчас же утихло» [4].
   
Противодействием всем пожарам служили усердные молитвы монастырской братии к всемилостивому великомученику Пантелеимону и – прошения  монахов не оставались тщетными.  Так,  7 августа 1887 года вспыхнул пожар, нанесший серьезный ущерб Покровскому храму и придельному к нему Александро-Невскому, а также нескольким параклисам и келлиям.   В Покровском храме  остался невредимым перенесенный сюда при освящении храма 10 января 1853 года чудотворный древний образ целителя и великомученика Пантелеимона  ( с житием ), составляющий, по утверждению монахов, «красоту Покровской церкви и залог божественной защиты и предстательства  великомученика  пред Богом». До сих пор неизвестно, когда, где и кем написана эта икона, находившаяся сначала в Нагорном Русике. В середине 19-го века  икона заметно обновлена и  вокруг фигуры целителя Пантелеимона, изображенного в рост  (реставратор и автор графического подобия иконы - Д. Рыжов (?). - Примечание А.Х.), расположены 14 клейм, последовательно рассказывающих на греческом языке о главных событиях земной жизни  святого: «Царь повелевает Ефросину обучать святого врачебному искусству», «Святой обучается врачебному искусству у Ефросина», «Святой оглашается  Ермолаем», «Святой воскрешает мертвого, убив змею, и утвержается в вере во Христа», «Святой получает крещение от Ермолая», «Святой врачует очи слепого», «Милосердие святого к бедным», «Святой предстает царю и исцеляет расслабленного», «Святой привязан к дереву и опаляется горящими свечами», «Святой ввергается в коноб ( жбан.- Примечание А.Х.)», «Святой повергается в море», «Святого бросают зверям», «Сокрушение колеса», «Усечение святого».  Собрание чудесных знамений и исцелений от этой чудотворной иконы, относящиеся к Свято-Пантелеимонову монастырю и православному отечеству  в России, подробно  изложены в книге «Житие, страдания и чудеса св. великомученика и целителя Пантелеимона» ( М.,1903 г.).
 
...Сучковатые ветви, цементного цвета кора, растущие  попарно узкие  листья серовато-зеленого цвета с наружной стороны и почти белые  с внутренней. Это и есть вечнозеленая маслина или олива – одно  из любимых монахами главных плодовых деревьев на Афоне. Некоторые паломники принимают старое  дерево маслины за иву.
Древесина хорошо подается резьбе и полировке, поэтому монахи используют дерево при отделке храмов и в других нуждах. Плоды созревают обычно  к ноябрю, их обирают, отрясая шестами ветки. Издавна монахи афонских монастырей какую-то часть маслин заготавливают и  маринуют для своих нужд. Например, на деревянных столах в трапезной Свято-Пантелеимонова  монастыря всегда   стоят маленькие металлические мисочки с маринованными маслинами, приготовленными  монахами по особому  рецепту. Для паломников эти вкусные черно-фиолетовые  и зеленые плоды  являются  дорогим  деликатесом. Некоторые чудаки  едят их даже вместе с косточками, наивно убеждая соседей за столом, что эти оливки ... «легко рассасываются в желудке» (!), на что  один медик отреагировал при мне так: покрутил пальцем  у виска.  Основную массу собранного  урожая оливок  монахи продают хозяевам  маслобоек или сами  пускают под пресс, получая  оливковое масло (елей). Его используют  для приготовления  пищи,  как горючее в лампах и  смягчающее средство для  кожи.

Вспомним, как  в древнем Израиле  оливковым маслом помазывали царей и священников. «Помазанный» -  значит выделенный, призванный для исполнения  какого-либо особого служения. В Библии много раз можно встретить упоминание о маслине. У пророков она считалась символом красоты, обилия и силы. Лист маслины в клюве голубя  принес радостную весть  плавающему в ковчеге Ною, поэтому оливковая ветвь издавна считается эмблемой мира и обновления жизни. Вечнозеленое масличное дерево живет веками  и поэтому является символом благочестия и Божьего благословения. Псалмопевец Давид говорит о ней, как о символе блаженства и благословения: « А я, как зеленеющая маслина, в доме Божьем» ( 51:10). Как правило, вокруг  ствола старых  масличных деревьев от  их корней красиво вырастают молодые побеги, что  в Псалтыри  символизирует детей  вокруг трапезы благословенного мужа: «...сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( 127: 3).

В 1997 году "Пантелеимона маслина" погибла из-за халатности  рабочих, проводивших неподалеку от нее ремонтно-строительные  работы одного из корпусов обители. По рассказам русских монахов,  под ствол маслины сливалась вода с известью. Эх, знали бы житие великомученика  Пантелеимона и необычную историю появления на территории монастыря чудо-дерева иные  бестолковые  рабочие, они бы во сто крат бережнее относились  к афонской святыне! Об Афоне  и его обитателях принято  писать  лишь в романтически-возвышенном стиле, утаивая от читателей  их земные проблемы .  Они были и в годы посещения автором Святой Горы.   Это же неоспоримый факт, что на  Афоне  в  кризисные 90-е годы прошлого века  слонялись в поисках любой работы неквалифицированные мужики-рабочие из стран СНГ , а также русские или  «понтийские» греки, согласные бесплатно жить и  питаться в Свято-Пантелеимоновoм монастыре,  к тому же  получать  из казны обители всего   12 долларов в день за свои тяжелые труды. Живут такие безбородые рабочие  на земляном этаже бок о бок с монастырской гостиницей, имеют свой особый  распорядок дня, некоторые из них носят  в карманах мобильные телефоны, а  в комнатах держат радиоприемники и один телевизор на всех. Многие рабочие  сознательно, а другие только под давлением монаха Зосимы  и  иеродиакона  Философа появляются в храмах на литургии. Чего скрывать, среди рабочих, конечно,  встречаются  неверующие и "ищущие",   курящие    и злоупотребляющие  алкоголем, который в выходной день они приобретают у греков на пристани в  Дафни. Как правило, покупают по дорогой цене не очень качественное  вино дешевых сортов, греческое пиво без пены или что-нибудь покрепче, а в придачу – рыбные консервы.  Редко, но  случаются в монастыре и такие возмутительные факты : в  дни  рождественского поста  некоторые проголодавшиеся  рабочие   готовят у себя  яичницу с колбасой и тогда  запахи «мясной глазуньи» распространяются на верхние этажи гостиничного комплекса и достигают келлий паломников и послушников, живущих  здесь по два - три года.  У паломников и лично у меня , приехавшего зимой  2002 года на  Святую Гору Афон  с особым расположением духа и  увеличительными стеклами фантазии, лицо вытягивается и  превращается в вопросительный знак: как возможно такое  в прославленном русском монастыре!?

 ...Однако вернемся к стволу  маслины Пантелеимон. Братия опечалилась, узнав первопричину  гибели любимого дерева. Монах Харалампий, известный в обители как  иеродиакон, летописец и садовод, сообщил в письме  автору , что  уже в ноябре 1996 года, когда в самом разгаре велись ремонтные работы в обители, были зафиксированы первые случаи хулиганства со стороны нерадивых рабочих, «выливавших под маслину смывку». Из-за этого   «маслина, к сожалению, начала медленно сохнуть, а  летом 1998 года я  спилил под корень мертвое дерево. Пенек маслины выкорчевали  только в 2000-м ». Другой собрат  Харалампия - инок Аристоклий, вспоминает в отправленном автору  письме: « ...После того, как маслина явно засохла ,  я получил от духовника отца Макария  такое послушание – утром и вечером обильно  поливать  сухой  пенек уже  спиленной маслины: вдруг  спрятанные  в земле корни еще живы и  должны когда-нибудь дать росток?! Однако корневая система  была уже, очевидно, мертва, ибо ни  сам пень, ни его  корни  не давали признаков жизни».

Прививки новых стеблей, проводимых иноком Ефремом, были тщетными. На месте спиленной маслины посадили новый отросток никодемийской маслины из греческого скита Святой Анны (по другим данным,  этот отросток происходит из болгарского монастыря Зограф).

Хранится у автора  еще одно письмо  русского  монаха, пожелавшего остаться неизвестным.  Он  приводит рассказ о новом оливковом дереве, выросшем в монастыре : «...Старцы  одобрили идею  отца Давида, этнического грека, занимавшегося  у нас садоводством на монастырских землях, - посадить на  месте старого дерева  корешок маслины с привитой к нему когда-то веточкой знаменитой Пантелеимоновой  маслины». В письме  монаха Харалампия  рассказывается  несколько   другая версия: «...Отец Давид посадил новую маслину, привезенную из скита святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Якобы эта  маленькая маслина росла три года у одного келлиота на Святой Анне. Он сказал, что косточка  доставлена на Афон  из Никомидии, что в  Турции...»

Само "тело"-ствол и  угловатые   ветви-"руки"  маслины монахи решили  использовать для изготовления иконных досок. Монах Никита  не только старательный пономарь, но искусный каллиграф, фотограф и иконописец. Он аккуратно   распиливает  ствол в поперечнике, шлифует его и затем черной  тушью на красивой  деревянной пластине  рисует графическое изображение чудотворной  афонской  иконы Божией Матери  «Сладкое лобзание»: Младенец Иисус Христос приклонился к девственной Своей Матери, Которая запечатлела Свое  нежное материнское лобзание. Улыбка божественной любви покоится на устах  Богомладенца, обнимающего левой рукой Богоматерь, Которая со светлым взором и такою же улыбкой любви поддерживает  правую руку Своего Сына. Такая икона служит редким подарком , она же -  и благословение Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

...В тени виноградной  лозы на монастырском  огороде показал иеромонаху Николаю (Генералову)  приобретенную  мною для мюнхенского прихода  Свято-Воскресенской общины большую икону святителя Пантелеимона, которую по доброте сердца  выдал мне из запасников канцелярии духовник отец Макарий. Эту икону московского письма в красивом футляре и с паспортом-документом  должны были вручить в качестве подарка российскому президенту Владимиру  Путину , когда он в декабре 2001 года предпринял  свою первую попытку  посетить  Афон, но она оказалась неудачной.

Отец Николай за чаем успокоил меня, детально изучая на своем дыряво-латаном  переднике  купленную мною икону:
      
- Хорошая  икона! Наш  Пантелеимон  с предстоящими -   ангелом-хранителем и  равноапостольным великим князем Владимиром... А то, что  ты говоришь,   «в ней преобладает много зеленого цвета», то это – не беда. Наш Святой – на фоне афонских гор, а же они у нас какие? – посмотри на них: тоже зеленые. И воздух зеленый... Цвет жизни! Ты не знаешь, что греки на своем языке называют наш монастырь "Зеленым". Из-за куполов зеленого цвета и окружающей его зелени. Только скажу тебе ... взяли с тебя за икону в два раза дороже. С другой стороны, это же не простая, а – «п-у-у-у-тинская!» (улыбнулся монах ) икона. Ничего, заработаешь и расплатишься. Главное, чтобы вы  молились  в своем приходе. А «путинская» или «распутинская» - не важно... Главное – молитва. Вот у нас среди грядок и на тракторе иконы нет, а мы, слава Богу,  огородничаем,  молимся и рыбку иногда ловим ...  Да, мы тебе  тоже  приготовили  подарок за твою красную рыбу  - вот три лимона  и ветка лавра. Могу еще петрушки дать?! Все с нашего огорода, - заключил отец Николай,  подсовывая мне грязными руками кусок  черной подсолнечной халвы и подливая травяного чая  в металлическую кружку. (Кcтати, к  монаху Николаю, отправленному в 2004 году в скит Ксилургу,  приезжал для получения благословения на предстоящий президентский пост российский политик Дмитрий Медведев. Монах растерялся и не знал, чем его угостить. Принес с огорода большой  арбуз, вытер эту ягоду рабочим халатом, отрезал большой ломоть и вручил кусок арбуза высокому гостю. Монах только после отъезда кремлевского паломника узнал по телефону от своих собратьев, кто  он этот "Медведев" из Москвы.  - Примеч. автора).
 
Отец Николай рассказал мне также , как осиротела его братия без маслины Пантелеимон. Ее отсутствие  заметно   сказалось   на привычном для глаза облике   монастырского двора и на душевном самочувствии – как будто «отнесли на горку» (похоронили. – Примеч. автора) всеми любимого брата. Однако не долго горевали монахи. На месте погибшего дерева  по благословению игумена  вскоре посадили  новый  масличный росток и тут  же защитили  его: окольцевали каменным забором. (Непонятно, зачем? Ведь вокруг старого ствола когда-нибудь обязательно вырастут молодые отпрыски из корня –«дети вокруг трапезы»!?).
 
...Представил себе, какое это было ликование в обители, когда монашествующие увидели  новую маслину! -  как во время   торжественной ночной службы, когда монах Никита в Пантелеимоновом храме  особым шестом «заводит» по афонскому обычаю хорос и  четыре паникадила  со свечами.   Хорос это крупный  светильник в виде металлического обруча, низко висящего на четырех цепях. Он состоит из сложно декорированных литых звеньев , на которые ставят разного размера   свечи и к которым прикрепляются  иконы, а также подвешиваются бронзовые двуглавые орлы и различные украшения. Все они, раскачиваясь под куполом, описывают над  головой небольшие круги, как будто вся вселенная с ее светилами приходит в радостное движение-головокружение... В определенные     моменты      праздничных    богослужений раскачивание хороса придает особую торжественность и красоту.

Некий исследователь  и художнику по имени А. Метцгер  усердно проделал когда-то огромную поисковую работу в Измите. Он скрупулезно  запечатлел  на   гравюре  важнейшие  объекты города, связанные с именем целителя Пантелеимона.  Первый экземпляр  гравюры он подарил  Свято-Пантелеимонову монастырю, издательский совет которого  растиражировал  ее в московской типографии И. Ефимова.

Неизвестно, сохранилась до сегодняшнего дня эта гравюра. Условно выдвину  такую гипотезу: а вдруг именно А. Метцгер   после своего паломничества в Турцию и проведения там изыскательской работы   передал в дар русским монахам вместе с ценной гравюрой и несколько оливковых плодов  из Никомидии, из одной  косточки которых  выросла на Афоне та самая  знаменитая маслина Пантелеимона!?

Можно предположить, что и в наше время, спустя 16 столетий после мученической  кончины целителя Пантелеимона, где-то  на побережье  Мраморного моря  сохранилось место – пусть и символическое! – где, по преданию,  росло старое  масличное дерево, под которым   была усечена глава святого великомученика Пантелеимона.  Здесь слышен был свыше   глас, переименовавший его из Пантолеона в Пантелеимона. На территории древнего города Никомидия,  основанного в 264-м году как столица Вифинии и ставшего в IV-м  веке  резиденцией римских императоров Диоклетиана и Константина Великого,  сегодня находится турецкий  портовый город Измит ( с 1337 г.)  - административный центр иля Коджаэли, где проживает  согласно справочникам более трехсот тысяч человек.

Сохранилась  копия  старинной карты-гравюры ( вторая  половина 19-го века – ?), выполненной  художником А. Метцгером, где   изображена часть города Измита с юго-западной стороны. На гравюре   просматривается  здание храма, носившего имя святого и  восстановленного  в 1861 году на месте погребения великомученика Пантелеимона, где, согласно представленным  комментариям автора гравюры,  «в древности  был знаменитый монастырь». Указано и место  бывшего  огромного храма, где  в 278-м году в праздник Рождества Христова  по велению царя-мучителя  Максимиана были сожжены 20 тысяч мучеников из числа христиан. Просматриваются на горизонте  обрамляющие Никомидийский залив так называемые «Авксентьевы горы», замечательные тем, что там жили многие подвижники христианской веры во времена Византийской империи. Нанесена на карте прорезающая  город «дорога сухим путем в Константинополь» и самое главное  –  указано географическое положение той памятной  точки в Никомидии, где когда-то росла старая маслина.

Надо когда-нибудь поехать  и  в те  места, что связаны с именем святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Литература.

[1]. См.: Житие, страдания и чудеса св. великомученика и целителя Пантелеимона.  В 2-х частях. - М.,1903, с.33 – 35.
[2].Холодюк А. Афонский словарь. Справочное  издание.-  М.: Святая Гора, 2017, с. 23-24.   
[3].Там же,  с.46.
[4].Вышний покров над Афоном.- М.,1902, с.146.
[5]. Холодюк А. Афонский словарь. Справочное  издание. - М.: Святая Гора, 2017, с. 46.

2006, 2019 годы


Рецензии