Глава 6. Какие бывают макарошки?

30 октября 2014 г.
2 года 7 месяцев

Согласитесь, дорогие мои: дети – удивительный народ! Свои, не совсем свои, совсем не свои, дети соседей, сотрудников, дети в маршрутке, в магазине, орущие и смеющиеся, веселые и грустные, трехлетние, пятимесячные, новорожденные, тридцатилетние... Дети удивляют на каждом шагу, но нужно внимательно прислушаться к тому, что они говорят. А говорят они всегда и везде: для детей нет границ и рамок, и если ребенок чувствует потребность высказаться, он сделает это независимо от того, удобно вам за него или нет...

Сегодня ночью мы все проснулись от того, что наша Соня в четыре часа утра заплакала и попросила папу сварить ей «макалоски» с сосисками и сыром. Дело в том, что у них в квартире идет ремонт, и уже целую неделю они радуют нас своим присутствием в нашем доме. И, как оказалось, это огромная радость: знать, что придя домой, ты наткнешься на симпатичную любимую мордашку с лукавой улыбкой и радостным возгласом: «О! Майя плисла!» В этом восклицании все: неподдельная, безусловная детская любовь и надежда на то, что сейчас будет весело!
 
Итак, четыре часа утра. Соня хотела есть, несмотря на то, что все остальные пятеро хотели спать. Миша, мой сын, Наташин муж и Сонин папа, вернее сначала папа, а потом муж и сын обреченно встал и пошел варить ночные макарошки с сосисками. Я как-то незаметно для себя заснула, но вскоре проснулась от того, что Соня тихо кралась в туалет вместе с Мишей и громко спрашивала, где Майя. На часах было 4 часа 45 минут. Миша подсунул мне Соню и, сев на краешек кровати, заснул сидя. И вот тут началось.
 – Бабуска, лассказы пло макалоску. (Бабушка, расскажи про макарошку).
– Сонча, давай поспим, а?
–  Давай поспим завтла. Ласскази…
– Ладно, лежи и засыпай. Жила была макарошка. Она была желтая и длинная.
– Колоткая. Папа сварил колоткую макалоску.
– Хорошо. Спи. Макарошка была желтая и короткая.
– Оланжевая. Папа сварил оланжевую макалошку.
–  Сонечка, у меня нет оранжевых макарошек. Спи!
–  Есть. Папа свалил.
–  Хорошо! Макарошка была оранжевая и длинная.
–  Она была класивая.
–  Само собой, Соня! Спи! Пять утра! Видишь, папа спит!
–  Папа, ты спис?
Миша сидя качнулся, подтверждая, что он спит.
–  Лассказывай, Майя. И посла макалоска гулять. И вдлуг...
– Она встречает шнурка. (4ч. 50 минут.)
–  Шнулок был длинный?
–  Соня! Если ты сейчас не будешь спать, я не буду рассказывать.
Мишка качнулся и чуть не свалился с кровати.
–  Мишуня, иди ложись! Тебе в шесть утра вставать.
–  Папочка, сиди! Снулок был длинный?
Смотрю на часы. После шнурка был поросенок, потом башмак, потом Миша пошёл спать, потом было 5 часов 15 минут, потом.... Потом я ничего не помню. Помню, что рассказывала сказку без конца и края и как только останавливалась, слышала Сонин голос. Мне даже стало казаться, что это она сказку рассказывает, а я засыпаю... Как мы заснули –  не помню.
Миша позвонил днем и спросил, все ли у меня в порядке? Это было примерно так:
–  Мамуль, привет! Как ты?
  –  Все хорошо.
  –  Во сколько Соня заснула?
  –  Не помню, около шести.
  –  А помнишь, о чём ты ей сказку рассказывала?
  –  О макарошке, а что?
  –  Мама, я за тебя испугался. Это была непереводимая игра слов. Я пытался понять содержание, но не смог. Как ботинок мог съесть макарошку?

И вот тут я вспомнила еще одну потрясшую меня сказку эстонского сказочника, о которой не могу не написать, друзья. Я даже назову этого «гениального» сказочника-искусителя. Цитирую:
«Книга писателя Андруса Кивиряхка под названием «Какашка и весна» вошла в список книг, рекомендованных министерством культуры Эстонии для детского чтения. Литературу из этого списка должны будут закупать эстонские библиотеки, для чего ведомство в 2012 году выделит 800 тысяч евро...»
 
Сначала меня так поразило название, что только потом я обратила внимание на вторую часть текста: РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ ЭСТОНИИ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ. Кома… Заглянула в Гугл и пробила это эстонское дарование под названием Кивиряхк. Гугл недолго пыжился и выдал мне такое, от чего волосы на голове зашевелились и мурашки побежали по телу. Очень хочется ознакомить вас с некоторыми его «произведениями» и их содержанием. А потом задам вам вопрос: я тут одна ненормальная? Может он тоже в 4 часа утра пишет эту ересь, когда очень хочется спать? Итак:
 
«Какашка и весна».
 Какое дивное сочетание. Не зима, заметьте, не лето... Весна! Солнце светит, цветы распускаются, сердце радуется пробуждающейся красоте. Какашка, простите, (по сказке эта особь мужского пола?!) влюбляется в Одуваночку и женится на ней. К счастью у автора хватило мудрости не написать, кто у них родился.
«Состоялась свадьба, и Какашка и Одуваночка стали жить вместе. Они очень любили друг друга и обнимались несколько раз в день. Даже чаще, чем воробьи». (Не дай Бог никому из вас такого счастья, да еще и несколько раз в день!)
 
«Папины носки». Сказка о том, как носки забрались под кровать и снесли яичко. Они высиживали яичко всей семьей и, наконец, яичко треснуло и к радости семейной пары носков, на свет появились колготочки...
 
«Тынис». Совершенно придурковатые родители девочки с мужским именем Кай не понимают своего ребенка, пилят ее и заставляют пить какое-то лекарство. Девочка не хочет его пить, папа сердится и кричит. У девочки находится один единственный собеседник (не падайте в обморок)— глистёныш в животе. Его зовут Тынис....
 
А вот что написано об авторе: «Андрус Кивиряхк — хорошо известный в Эстонии прозаик и драматург, пьесы которого пользуются зрительским успехом. Выступает он и как публицист — пишет на злободневные политические темы...»
 
Да, можно и нужно писать детском одиночестве... Но скажите, чему учат детей такие сказки? Я уже подумала, а может моя макарошка из этой же серии? Но нет! Она не вступала в связь с ботинком и поросенком и не высиживала яйца с колготками...
Что делать, скажите? Как противостоять? Писать свои сказки! Писать и рассказывать их детям! Ибо если пустить на самотек этот процесс, то рано или поздно эти книжульки-писульки (язык не поворачивается назвать их книгами) доберутся и до наших детей и внуков. Я думала, нужно ли писать об этом, не пропагандирую ли я это эстонское дарование? Нужно! Нужно изучать язык врага, а, на мой взгляд, человек, пишущий такие «милые» и «безобидные» сказки, и есть враг детства. Самый настоящий враг! Бедный, бедный Януш Корчак и его «Король Матиуш первый»!.. Несчастный Антуан де Сент-Экзюпери со своим «Маленьким Принцем»! Где вы? Почему молчите? Почему не подадите иск в Высший суд? Вы это можете, у вас есть на это право, ибо то что писали вы – вечно и нетленно. Помогите!
 
И, чтобы не заканчивать эту главу на такой плачевной ноте, чтобы подарить хоть капельку позитива, я поведаю вам о том, что услышала вчера в школе.
 
В нашей школе действует кружок рисования на воде. Это, оказывается, настоящая философия: как выбрать цвет, как наносить краску, как рисовать, как настраиваться на этот чудесный процесс творения красоты... Вчера у Тани Семинистой, ведущей это т кружок, творили дети вместе с родителями. Они рисовали Счастье. У стола, с кисточкой в руке, стоял мальчишка восьми лет, сын нашей коллеги:  удивительный, замечательный и очень непосредственный мой друг Петя. Он увлеченно размешивал краску в баночке, смотрел на воду, а потом взял и спросил Танечку:
  –  Скажите пожалуйста, а это все платно?
Таня, смутившись от такого взрослого вопроса, ответила:
  –  Для тебя, Петя, бесплатно!
  –  А для других?
  –  А для других платно. Очень дорогие краски и вода. (Вода не простая, с натуральными водорослями, настоянная на чем-то натуральном, вязкая как глицерин).
И восьмилетний пацан, серьезно посмотрев на нас, взрослых, изрек фразу, от которой захотелось плакать....
  – СКАЖИТЕ, А РАЗВЕ СЧАСТЬЕ БЫВАЕТ ПЛАТНЫМ?
  –  Не бывает! –  так же серьезно ответил Учитель...
Счастья вам, мои хорошие! Читайте детям добрые книги, сочиняйте правильные сказки и помните: СЧАСТЬЕ ПЛАТНЫМ НЕ БЫВАЕТ! Это подарок, который нужно заслужить...

Продолжение: http://proza.ru/2021/10/10/1299


Рецензии