Увлекательный мир филумении. История спичечного пр

Спичечное производство в
царской России.
История возникновения и становления
спичечного производства в России.
      В России, так же, как и во всем мире, производство спичек начиналось с «маканок», «серянок», появившихся где-то примерно в середине ХУ111 века. Как это было, пишет бытописатель Москвы И. Т. Кокорев: - «До изобретения фосфорных спичек мелкая промышленность собирала в лесах трут, запасалась кремнями, делала нехитрые серные спички и снабжала этими товарами, по крайней мере, половину столичных хозяек». Возникновение же спичечного производства в России относится к 30-м годам XIX века. В 1833 г. появилась «бабушка» современной спички - тоненькая деревянная палочка с головкой, в составе которой был жёлтый (белый) фосфор. Такую спичку можно было зажечь при трении о любую поверхность - о дверь, о подошву, о стену, о штаны.
  Вначале в Россию спички привозились из-за границы (из Гамбурга).   Первые фосфорные спички были привезены в 1836 году. Через несколько лет выпуск фосфорных спичек начался и в России, произошло это примерно в 1833-37 гг., но, ни упаковки, ни этикетки первых российских фабрик не сохранились, да и точных документальных данных по их месторасположению пока не обнаружено. Первый большой всплеск развития производства спичек приходится на 1840-е г, хотя первая российская спичечная мануфактура по изготовлению «самогарных»  фосфорных  спичек была зарегистрирована в 1837 году в Петербурге. Хозяином был Иван Чурилов, довольно серьезный лесопромышленник. В Москве же первая фабрика появилась в 1848 году.   Что немцу смерть, то русскому (барину) хорошо – ведь поначалу спички производились из белого ядовитого фосфора. Сколько людей безвременно ушло из-за этого ядовитого производства, только одному Богу известно. А может и ему неизвестно. В петербургских магазинах спички появились в 1836 году, где они продавались по баснословной цене - 100 спичек стоили один рубль серебром, так что забота о здоровье рабочих была явно не на первом месте. Ржаной хлеб в то время стоил не более пяти копеек за килограмм. Но, тем не менее, спички отечественного производства были в 7-10 раз дешевле иностранных. С открытием в России первых спичечных фабрик в 1842 г. цены на спички снизились, произошло это  год спустя после завоза спичек из-за границы, в Петербурге была открыта первая русская фабрика «по выделыванию зажигательных спичек». Через пять лет, таких фабрик было уже девять. В одной Санкт-Петербургской губернии работало уже 9 фабрик при ежедневном производстве в 10 млн. штук спичек. Цена на спички понизилась до 5 и даже 3 копеек медью за 100 штук. Одновременно с понижением цен прекратился и ввоз спичек из-за границы.  Первая фабрика по выработке спичек в России была открыта в 1837 году в Петербурге. Вскоре спичечные фабрики появились в Москве, Риге; к 1848 году число их возросло до 30. Рост потребности в спичках вызвал дальнейшее расширение производства.
   Однако спрос на спички был очень велик, а мощностей городских фабрик не хватало для удовлетворения спроса. Но вскоре, к середине XIX века производство спичек в России стало носить характер кустарного промысла, поскольку было обнаружено, что спички в значительном количестве могут быть изготовлены и в домашних условиях. Так, уже в 1843 и 1844 гг. было обнаружено, что изготовлением спичек занимаются в своих хозяйствах крестьяне кустарным способом. Две-три крестьянских семьи объединялись, доставали белый фосфор, организовывали примитивное производство спичечной соломки и устраивали кустарное производство спичек.
    Была и другая форма организации спичечного производства: крестьяне получали на городской спичечной фабрике полуфабрикаты и изготавливали спичечные коробки, а потом сдавали их на фабрику для заполнения спичками.
   Появление спичек в России связано с именем Василия Андреевича Лапшина, хотя справедливости ради, нужно сказать, спички в России выпускались и до него. Но он, поработав некоторое время в Швеции, на спичечной фабрике и узнав все секреты спичечного производства, первым в России открыл спичечную фабрику по производству безопасных спичек. И теперь все знают деревню Хотитово Новгородской губернии, где в 1879 году заработала эта фабрика. Лапшинские спички пользовались повышенным спросом не только в России, но и за рубежом. Когда филуменисты общаются между собой, то разговор часто начинается с фразы: - «А Лапшинские этикетки есть?» сохранились этикетки говорящие, что в это время работали и другие фабрики, так, например, предприниматель Лундберг на своей этикетке сообщает: - «Прослужив более 5 лет мастером у В. А. Лапшина, я открыл собственную фабрику».
         Наибольшее развитие спичечное производство получило в Рязанской, Калужской, Вятской, Новгородской, Тверской и Черниговской губерниях. Наиболее крупные фабрики с числом рабочих от 100 до 200 человек, размещались в Калужской губернии.
    В разное время в России существовало боле 800 спичечных фабрик. Однако среди них преобладали кустарные производства с небольшим количеством рабочих.
       Количество спичечных предприятий в России
Годы Число предприятий Годы Число предприятий Годы Число предприятий
1865 73 1873 169 1882 263
1866 84 1874 223 1883 252
1867 86 1875 223 1884 240
1868 79 1876 194 1885 181
1869 141 1877 199
1870 156 1878 197
1871 146 1879 229
1872 159 1880 230
     Наибольшее количество фабрик было в 1882 году. В последующие годы началась централизация и концентрация производства.
     Производство спичек в первые десятилетия его зарождения в России отличалось тяжёлыми условиями труда с применением не только женского труда, но и труда подростков. «На втором году спичечных работ обыкновенно начинают зубы желтеть, покрываются вязкою желтогрязную корою, изо рта отдает сильный гнилостный запах, затем зубы портятся, крощатся и непременно исчезают». «По заявлению старосты деревни Незговой Мартына Васильевича крестьянин Тимофей Дмитриев заболел гниением нижней челюсти и от таковой болезни умер».
     «Бывший мастер на заводе крестьянина Петра Дементьева в деревне Кукшево Фёдор Петров оказался пораженным следующим образом: нижней челюсти вовсе нет. Говор его положительно не внятен, питание производится исключительно жидкою или полужидкою пищею, которая попадает прямо в глотку». Журнал «Здоровье» 1880 год. Врач В. Вакуловский.
     Аналогичную картину рисует и Мордехай-Карл  Маркс, он даёт следующую оценку условий труда на спичечной мануфактуре того времени: - « Эта мануфактура настолько известна своим вредным влиянием на здоровье рабочих и отвратительными условиями, что только самая несчастная часть рабочего класса - полуголодные вдовы и т.д. - поставляют для неё детей...» И далее: ... «Данте нашёл бы, что все самые ужасные картины ада, нарисованные его фантазией, превзойдены в этой отрасли мануфактуры». Для выработки спичек вначале пользовались особым стругом, снабжённым трубочками с острыми краями.  Только в 1863 г. в промышленности появляется машина для нарезания дерева для зажигательных спичек, изобретённая А. А. Мусиным-Пушкиным.
        С 1863 г. начинается постепенная механизация спичечного производства и к 1914 г. большинство спичечных фабрик было оснащено, по крайней мере, несколькими  механическими станками  работавшими, в основном  от паровых машин. Первое устройство для нанесения головок спичек - макальная машина была построена в Риге в 1898 г.; машина для клейки коробок была запатентована в 1905 г. Из всех спичечных фабрик к 1913 г. только десять имели паровые машины и лишь на двух имелись спичечные автоматы.
      

 
                Коробок российских дореволюционных спичек
                фабрики «Балканская звезда».

          В то время головка спички изготавливалась из смеси бертолетовой соли с серой и клеем и зажигалась от трения о шероховатую поверхность, что часто приводило к самовоспламенению. К 1913 году в России действовало 251 одно зарегистрированное производство спичек. Первый в России закон о спичках появился 29 декабря 1848 года. В то время в деревнях и городах свирепствовали пожары.  При перевозке спички нередко загорались от трения. На пути спичечных обозов полыхали пожары: обезумевшие лошади с горящими повозками приносили немало бед. Спички стали козлом отпущения. По этому поводу Николай 1 издал указ, «обратив особое внимание на чрезвычайное распространение употребления зажигательных спичек, усмотреть, изволил, что при случившихся в текущем году пожарах, потребивших в одних городах более как на 12.000.000 рублей серебром обывательских имуществ, поджигатели весьма часто совершали свое преступление посредством спичек».
       В том же указе Николая I говорилось что, спички разрешалось производить лишь в Петербурге и Москве и упаковывать их по 1000 штук в жестяные коробки.

 

Металлическая спичечница 1900 года.

Закон предусматривал, «чтобы заведения для выделки зажигательных спичек допускаемы были в одних столицах… чтобы отпускаемые из фабрик для продажи спички были заделываемы по тысяче штук в жестяные коробки с приклеенными  к сим последним бандеролями, которые должны быть выдаваемы  от городских дум, с взысканием за всякий бандероль по рублю серебром в пользу городских доходов, чтобы продажа зажигательных спичек вразнос была вовсе прекращена». Совершенно ясно, что правительство заботилось не только о борьбе с пожарами, но и о доходах. Высокое обложение спичек акцизным (государственным) налогом привело к тому, что вскоре в России осталась всего одна спичечная фабрика.  Употребление спичек, однако, не только не уменьшилось, но намного возросло. Так в книге «Подмосковные дорожные заметки» С. Яковлева говорится: - «Прежде здесь существовала в имении одного помещика спичечная фабрика, но так как открытое производство на ней было запрещено законом, то и спички работали на ней тайно…».  В течение десяти лет в дело идут всякие эрзацы спичек, чаще всего «серянки», лучинки, покрытые с одного конца серой, которые воспламеняются при помощи трута. С такими нелегальными «серянками», которые изготавливались и продавались тайком, число несчастных случаев стало больше, чем до принятия закона.
     Законом от 8 мая 1850 г. был «воспрещен привоз из-за границы, Польши и Финляндии зажигательных химических спичек всякого рода». Закон 1859 г. разрешал «повсеместно, как в Империи, так и в Польше, производить выделку фосфорных спичек и продажу их без особых ограничений». Но в 1862 г. продажа белого фосфора, как сильно действующего, ядовитого вещества была ограничена, он стал отпускаться для заводского использования только по разрешению местной полиции. И многие фабрики, действовавшие до этого без разрешения, вынуждены были заявить о своем существовании для получения свидетельств на право покупки фосфора. В 1869 г. в России числилась уже 141 фабрика, что может быть объяснено лишь более тщательным учетом. С этого года как производство внутри страны, так и ввоз спичек из-за границы все возрастали до 1877 г., когда была введена оплата пошлин золотом. С этих пор ввоз спичек несколько сократился, тогда, как внутреннее производство все увеличивалось, и в 1886 г. насчитывалось уже 317 фабрик с 16 тыс. рабочих и общей выработкой в 2,7 млн. ящиков (по 1 тыс. коробок в каждом). В результате концентрации производства в России в 1913 г. работало 115 спичечных фабрик с 21,8 тыс. рабочих и годовой продукцией в 4/4 млн. ящиков.
    Правительство Александра 11 было вынуждено отменить закон 1848 года. Указ действовал до 1869 года, когда Александр II разрешил производить спички «повсеместно, как в империи, так и в царстве Польском, производить выделку фосфорных спичек и продажу их без особых ограничений…»
     Кстати, рекордное количество фабрик - 263, было зарегистрировано в 1882 году. По некоторым данным в 1887 году их было уже 360.  Но реальная конкуренция сделала свое дело, одни фабрики разорились, другие объединились и к 1900 году только 130 фабрик продолжали выпускать спички. Импорт спичек сошел на нет, а отечественные спички стали стоить довольно дешево – по 3-5 копеек за сотню. Безопасный красный фосфор стали использовать только в 1874 году, когда крестьянин-кустарь Василий Лапшин организовал в деревне Хотитово фабрику с 1500 рабочими. Как говорят знающие филуменисты, Василий Лапшин поехал в Швецию и там устроился рабочим на спичечную фабрику. Через несколько лет работы он изучил все премудрости этого производства и таким образом, открыл в Москве первую в Россию спичечную фабрику. 
    Входящий в состав спичек белый фосфор ядовит и взрывоопасен, сами спички были весьма огнеопасны, поскольку загорались даже от взаимного трения в коробке. Более того, опасность сохранялась даже после использования - погашенные спички продолжали тлеть, что приводило к частым пожарам, поэтому и производство и потребление спичек были связаны с многочисленными отравлениями и частыми пожарами. Со временем это приняло столь катастрофические формы, что уже в 1862 году было издано распоряжение об ограничении продажи белого фосфора.  Во многих странах фосфорные спички были запрещены еще в конце прошлого века (Х1Х века), сейчас их нигде не делают. Шведские, или безопасные, спички стали использоваться в России вскоре после разрешения их ввоза из-за границы. Но, ввиду взятых в 1860 г. фирмой Ольденбург и Ко (в Финляндии) и бароном Фирксом привилегий на введение в России безопасных спичек, их не могли изготавливать на других фабриках, и поэтому такие спички не скоро вошли в употребление. Лишь в 70-х гг., по окончании срока привилегий, эти спички стали изготавливаться многими другими фабриками. Правительство долгое время считало необходимым поощрять развитие производства спичек и не обременять его налогом. Только в 1887 г. решено было обложить спички акцизом в форме бандерольного сбора. Устанавливалась обязательная норма ежегодного выбора бандеролей - для существующих фабрик в 1500 рублей, а для вновь открываемых в 3000 рублей, причем, с фабрик, работающих ручными станками, взимать патентный сбор 50 рублей, а с фабрик, использующих паровые машины - 150 рублей в год. с 1888 года все спичечные коробки обклеивались специальной акцизной (налоговой) бандеролью, на которой указывалось: «Для помещения не более 75шт» или «Продажа и покупка  без бандероля законом воспрещаются».
     На этом основании  законами от 4 января 1888 г. и от 9 мая 1889 г. был установлен налог на зажигательные спички «в размере 1/4 копейки с помещения, в котором заключалось не более 75 штук, 1/2 копейки - с помещения от 75 до 150 штук, 3/4 копейки - с помещения от 150 до 225 штук и 1 копейки - с помещения от 225 до 300 штук». На спички, ввозимые из-за границы, предполагалось наклеивать особую бандероль, обложив их повышенной ввозной пошлиной. Со всех спичек   иностранного производства, независимо от таможенной пошлины, акциз взимался в двойном размере. Но, в то же самое время министерство финансов не могло не считаться с тем фактом, что большинство фабрик России (около 85 %) еще производили дешевые и поэтому пользующиеся наибольшим спросом у основной массы населения спички с белым фосфором. Поэтому стеснение производства небезопасных фосфорных спичек могло отрицательно сказаться на спичечной промышленности. Тем не менее, 16 ноября 1892 г. был принят закон, по которому фосфорные спички облагались двойным акцизом, по сравнению с бесфосфорными.  Ведь из-за ядовитости белого фосфора работа на спичечных фабриках грозила рабочим фосфорным некрозом, вызывавшем у работников спичечных фабрик воспаление и кровотечение десен.
  Позже появились и первые спичечные коробки, сначала деревянные, а затем жестяные. Причем, уже тогда на них клеили этикетки, что привело к появлению целой ветви коллекционирования – филумении. Этикетка несла в себе не только информацию, но украшала и дополняла спички.
      Некоторые спичечные фабрики России, которых уже нет но которые оставили свой след в спичечном производстве России.
       В 1837 году в России А.Г. Забелин создал «Невскую спичечную фабрику». «Звезда».

 

    Основатель в 1902 году спичечной фабрики  и производства зажигательных спичек в г. Орле Орловской губернии  был некто  Аптер.  Его фабрика представлялась, как паровая и выпускала «безопасные», «шведские» спички.
    «Якорь» - фабрика Вятской Губернии, бывшая фабрика Ворожцова Г. И.   В 1919 г.  году была национализирована и получила новое название «Якорь». По одной из версий потому, что на этикетках фабрики в качестве фабричной марки был изображен якорь. С 1922 по 1930 г.г. фабрика была включен в Вятский территориальный спичечный трест. В январе 1936 г. она прошла комиссию Всесоюзного треста Наркомлеса СССР. В 1938 году фабрика была переоборудована в фанерный комбинат под названием «Красный якорь».
        «Искра» - бывшая фабрика Файдыша Константина Никитовича. Он основал спичечную паровую фабрику в г. Пенза Пензенская губерния. Фабрика известна с 1898 года.
     «Свет». Фабрику в 1879 г. основал в г. Белозерске Новгородской губернии Шолеников Максим Васильевич. Позже было образовано товарищество Белозерской спичечной фабрики.
    «Хохловы» братья основали несколько спичечных фабрик в дер Андросовка, Поджарово и Старая Торопа в Смоленской губернии.
      «В. Н. Шаншев и А. В. Голкачев». Основал фабрику в дер. Новая Слобода Бежецкой волости Тверской губернии Шаншев Василий Николаевич. Известна с 1891 года. С 1902 года ее владельцами стали В. Н. Шаншев и А. в. Голкачев.
     «Шаныгина Евдокия Васильевна» основала в 1867 году спичечную фабрику в с. Ям-Ижорское в 10 верстах от Царского села С. Петербургской губернии. Для увеличения объема продаж, на этикетах оборотной стороны были помещены сюжеты рисунков городских типов по мотивам известных литературных героев из басен И. А. Крылова. Цензура 14 июля 1891 года дозволила подобное новшество и заказ на этикеты был размещен в типо-литографии Бусселя, ул. Садовая д.61.
   «Щербаков Панкрат Данилович» основал спичечную фабрику под своим имнем в г. Царевосанчурске Яранского уезда Вятской губернии в 1903 году.
   «Утренняя заря» с 1922 по 1930 г.г. входила в Вятский территориальный спичечный Трест. В 1922 году была ликвидирована.
    «Фабрика Всероссийского центрального союза Потребительных обществ» была организована на бывшей фабрике Коробова М. Ф. в г. Бронницы Московской губернии в начале 1920-х годов.
     «Факел». Бывшая фабрика Дунаева Н. Ф. в г. Ярославле, Ярославской губернии.  В 1918 году революционные рабочие явочным порядком взяли управление фабрикой в свои руки. В 1919 году фабрика была национализирована и сохранившееся оборудование было передано на спичечную фабрику г. Рыбинска - фабрика «Маяк».
      «Чепца» бывшая фабрика Бровцына А. Я. в 1919 году была национализирована с присвоением имени «Чепца» с 1922 года была включена в состав Вятского Спичечного Треста. В 1925 году была закрыта.
    В 1913 году в Российской Империи действовали 115 спичечных фабрик, на которых работали около 22 тысяч человек. Что касается СССР, то после национализации, ведь теперь у всех спичечных фабрик стал один хозяин – народ, в нем пошли по пути укрупнения производств - в России вскоре действовали лишь 16 фабрик плюс 3 в Белоруссии плюс 4 в Прибалтике.
         


Рецензии