Увлекательный мир филумении

                И спички тоже воевали.

           В одном Ленинградском, теперь  «Санкт - Петербургском» музее наряду с хлебными карточками и со знаменитой надписью «об опасной стороне улицы», сохраненной с тех военных времен, и с множеством других примет войны, которые мы встречаем в этом героическом городе, находятся и блокадные спички. Они тоже памятник людям: воинам и гражданским - погибшим и выжившим, но не сдавшимся врагу в условиях практически полного окружения.

 

      Такой простой и обыденный товар, как спички, стал с начала Великой Отечественной войны очень редким и, не побоимся этого слова, стратегическим продуктом. Спички в блокадном Ленинграде выдавали поштучно. Три спички в день – такова была норма спичек на одного человека.  Действительно, с первых дней фашистского наступления, когда спичечные фабрики запада страны (Белоруссии, Украины и Прибалтики) оказались на территории, занятой врагом, мощностей по выпуску спичек стало не хватать. Те предприятия, что располагались к востоку от меняющейся линии фронта, были частично заняты выпуском другой продукции, частично разрушены, частично лишены сырья, т. к. древесина шла на другие нужные фронту и тылу цели.
   31 марта 1942 года Совет Народных комиссаров СССР, распоряжением №5304 издал распоряжение организовать в течение 2 квартала 1942 года 170 кустарных спичечных предприятий с выпуском в 1942 году не менее 850-000 ящиков спичек.
   Сохранившиеся гиганты спичечной индустрии, такие спичечные заводы, как: «1 Мая», «фабрика им. Ленина», «Пролетарское знамя», «Гигант», «Маяк», «Сибирь», «Байкал» и другие не справлялись с поставленной задачей, так как им не хватало производственных мощностей и поэтому в военное время спички выпускали все, кто мог справиться с этой задачей. Спичечная промышленность спешно переходила на выпуск спичек-книжечек, так как вместо деревянных палочек, для них можно было использовать доступные картонные полоски. К тому же эти спички-книжечки не гремели в кармане, что тоже имело немаловажное значение, особенно для партизан и разведчиков.
   Приведу несколько названий фабрик – предприятий, далеких по своему основному профилю от спичечного производства, но выпускавших спички в блокадном Ленинграде: Артель «Минерал», фабрика печатных игр, артель «Пригородный обувщик», госфабрика НКХП, химзавод «Республика», опытный завод, Петроградский Промкомбинат, лесотехническая академия им. С. М. Кирова, 6-я конфетно-шоколадная фабрика, фабрика искусственных зубов, Ленхимпищекомбинат,  ВНИИМ (Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии), Парголовский райпромкомбинат и многие, многие другие предприятия.
     Солдаты на фронте, и труженики тыла, часто из-за недостатка спичек пользовались зажигалками, «производство» которых было налажено отдельными, но многочисленными умельцами. Например, знаменитые Zippo, восьмидесятилетний юбилей которых отмечали совсем недавно, свое вселенское распространение получили именно в годы Второй мировой войны. Кстати, дефицит спичек испытывали практически все воюющие страны, и, когда наши не успели вовремя вывезти оборудование Пинской спичечной фабрики, немцы там наладили выпуск спичек для нужд своей, немецкой армии. 
    Но зажигалки не способны полностью заменить спички - хотя бы по той простой причине, что могут отказать в самый неподходящий момент. Конечно, солдат в окопе может прикурить и от зажигалки соседа, а как быть диверсанту, пытающемуся поджечь нечто «вражеское», если из-под колесика не вылетает искра? В мемуарной и художественной литературе достаточно много примеров того, что партизаны и городские подпольщики, уходя на «огненное» задание, стремились запастись именно спичками. Поэтому производство спичек, хотя и было сокращено, но никогда не прекращалось. И к выпуску нужного на фронте и в тылу товара подключались предприятия, артели и кооперативы, производившие до того нечто иное.
    Исторически так сложилось, что спички с момента своего появления обязательно снабжались этикетками. Вначале на них помещалась «инструкция по применению» этого тогда еще небезопасного зажигательного средства, позже - сведения о производителе. Еще позже спичечная этикетка стала самым массовым местом для размещения рекламы, а потом спичечная этикетка стала ещё и массовым просветителем, и агитатором.    
     Этикетка, эта маленькая художественная миниатюра с успехом выполняла свою роль во время войны. Каждому понятно, что этикетки спичек в годы войны призывали к уничтожению врага, к победе над ним. Они несли бойцу и гражданину лозунги, призывы. Рекомендации, сатирические плакаты и даже инструкции для бойцов. Например, этикетка - дальномер, выпущенная в 1942 году спичечной фабрикой «Красная звезда» в помощь бойцам с подробной инструкцией, как пользоваться этой этикеткой – дальномером.
   «Сделай на конце нитки узелок и продень её в указанное на коробке отверстие. После чего на другом конце сделай второй узелок так, чтобы расстояние от коробки было равно расстоянию от прорези до мушки винтовки образца 1891\30г.
    Возьми в правую руку коробку, а конец нитки в рот (смотри рисунок) и установив предмет наблюдения между толстой верхней линией шкалы и ногтем большого пальца. По шкале этого предмета получишь расстояние в сотнях метров».   

 


     Спичка – книжечка военного времени, выпущенная в США, тогдашним нашим союзником. Но самое интересное в ней то, что так называемая «чиркалка» была расположена на заднице фюрера, а сами спички были выполнены в виде бомбовых снарядов. И, чтобы зажечь спичку, нужно было каждый раз чиркать бомбой по его, Гитлеровской заднице.

 
 
      Блеклые, с не всегда качественной печатью лишь в одну-две краски этикетки - но как много говорят они о тех героических годах!    
               
   Артель «Стахановец» выпустила спички с этикеткой, на которой советский воин гонит штыком в задницу немецкогго вояку, да еще поджигает его спичкой, чтобы он быстрее бежал с нашей земли.  «Наше дело правое, враг будет разбит, Победа будет за нами».
    Спичечные этикетки военного периода. На этикетках призывы к советскому народу: «Все, как один, на защиту Отечества» и призыв к уничтожению оккупантов любыми средствами.
   Еще они напоминают нам, что в условиях нехватки древесины пришлось вспомнить о картонных спичках: таких «спичках-книжечках», от которых надо было отрывать картонную полоску, снабженную зажигательной головкой. Причем существует определенная инструкция, как пользоваться такими спичками – книжечками: «Спичку – книжечку берешь в левую руку, отрываешь спичку и прикладываешь её к «чиркалке», большим пальцем прижимаешь спичку к «чиркалке» и резко спичку выдергиваешь. Спичка загорается». Об этом «варианте» спичек у нас в стране после войны забыли на долгие годы, но сегодня для рекламных целей их опять начали массово выпускать многие спичечные фабрики. Сегодня каждый мало-мальски себя уважающий отель или ресторан, обязательно предложит вам спички-книжечку.
     Великая Отечественная война породила и новую спичечную технологию. Стали выпускать специальные спички, которые не гасли на ветру и под дождем, загорались и отсыревшими. Понятно, что тогда ими снабжали диверсантов. В мирное время такие спички под названием «ветровые» вошли в комплекты снаряжения экспедиций в труднодоступные районы, в том числе и для покорителей Антарктиды.
 
 
    
   
Во время блокады Ленинграда такие картонные спички-книжечки выпускались на работающих там предприятиях.
      Некоторые этикетки таких спичек специально покрывались лаком, чтобы этикетки на ветру, снегу или под дождем сохраняли свой первоначальный вид. В розничной продаже такие спички носили название «Спички таежные» или «Спички для рыбака» или «Спички для охотника». Стоили такие спички, хотя их в коробке было меньше, раз в 10 дороже обычных, а если каждая спичка была завернута еще и во влагостойкую бумагу (был и такой вариант упаковки), то в 15 раз. Задуть такую спичку, пока ее двойная головка полностью не сгорела, было невозможно. А если такую горящую спичку бросить в воду, то она, шипя и продолжая гореть, «как ракета» металась по воде. Для туристов сегодня выпускают специальные спички длительного горения, которые могут гореть до 15 минут. Такой спичкой можно не только разжечь костер в неблагоприятных погодных условиях, но и разогреть банку с консервами или подогреть кружку чая.

   
         На спичечных этикетках в военный период в блокадном Ленинграде из-за нехватки бумаги печатались такие вот листовки и прокламации.

 

Спичечные этикетки от Бармакова В. Г.


               


Рецензии