Увлекательный мир филумении

  Спичечный этикет (этикетка).      
    Встретить сегодня хорошо сохранившуюся этикетку царских времен, весьма и весьма проблематично.  Почти все они уже учтены и обрели своих постоянных хозяев.  К счастью, не все. Ведь где-то, у кого-то лежит коробка из - под спичек, и ее обладатель даже не догадывается, насколько ценным (для филумениста) предметом он обладает.

 

      Первые спичечные коробки, а, следовательно, и этикетки безвозвратно ушли в небытие. Никто их уже не увидит. Но есть еще много старинных коробок и этикеток, которые не раз заставят вздрогнуть душу любого филумениста. Так чудом сохранилась этикетка 1856 года спичечной фабрики А. Семкина в с. Грузино, Новгородской обл. Из самых первых этикеток сохранилась также одна этикетка фабрики А. М. Гезена, которая существовала с 1848 по 1895г.г. Это этикетка 1870 года с изображением Московского Кремля и надписью: - «Рисунки собственность фабрики». То есть рисунков было несколько, а может быть даже и много рисунков, но они безвозвратно утеряны. По сравнению с другими фабриками, можно сказать, что лапшинских этикеток сохранилось много – около 200. Первые лапшинские этикетки (хотитовские) полностью копировали шведские этикетки, лишь на оборотке было написано: «Продажа в С.-Петербурге у В. А. Лапшина». Таким образом, неграмотным покупателям под видом иностранных спичек продавались спички отечественные, качеством, к слову, ничуть не худшим.
    Можно встретить в коллекциях этикетки фабрик Гессе с рисунками и текстами из басен И. А. Крылова. Чуть позже, когда фабрика приобрела некий авторитет, она отважилась напечатать серию этикеток с пикантными сюжетами.  В 1899 году сразу две фабрики выпустили первую юбилейную этикетку с портретом А. С. Пушкина. А в 1900 с портретом А. В. Суворова.
       Советский союз также был одним из крупнейших экспортёров спичек. В 1960-х г.г. наша страна вышла на первое место в мире по их производству, а спичечная этикетка стала мощным средством рекламы и пропаганды. Советская промышленность выпускала в год 13 млрд. коробок спичек, и соответственно столько же если не больше этикеток. Какое другое полиграфическое изделие может похвастать таким тиражом. Спичечная этикетка проникла во все сферы деятельности человека, она всегда была под рукой. Ведь не может человек таскать с собой в кармане открытку или плакат. Да и зачем они ему? А спичечная коробка она тут как тут, лежит в кармашке и в любой нужный момент напомнит хозяину о себе. Спичечные этикетки со временем превратились сами в микрооткрытку или даже миниплакат, тиражом некоторые в 50.000.000.

 

Этикетка фабрики «Лиепсна». Тираж – 50.000.000 штук.
   Так в 1918 году на фабрике «Факел» была впервые помещена на спичечную коробку этикетка с лозунгом: «Пролетарии всех стран соединяйтесь» и советская эмблема «Серп и Молот».  А когда в 1932 году реакционное английское правительство (а английское правительство все время было и будет по отношению к России и СССР реакционным) предъявило СССР ультиматум, содержавший угрозы и унизительные, необоснованные требования, то этот ультиматум  вызвал всеобщее возмущение у всех советских людей. Повсюду раздавались призывы: – «В ответ на ноту лорда Керзона укрепим наш воздушный флот. Создадим эскадрилью «Ультиматум».
      В это время было организовано Общество друзей воздушного флота. Эмблемой этого общества был кулак вместо пропеллера.
    В годы Великой Отечественной войны все советские спичечные фабрики выпускали этикетки с патриотическими лозунгами.

 


 


   Появились миниатюрные копии больших плакатов с призывами: «Мы за мир!», «Нет войне!», «Запретить ядерное оружие!».
    В советский период было выпущено этикеток с социальной рекламой, например с надписью: «Храните деньги в сберегательных кассах». Этикетки учили, как пользоваться спичками и что спички нельзя брать детям и разжигать костры в лесу. На этикетках с помощью рисунков показывалось, как правилоно держать спичку и как ею чиркать по коробке. Этикетки рассказывали о бескрайних российских просторах и многообразии нашей флоры и фауны. Нет, наверное, такой сферы, где бы этикетки ни поучаствовали, и не привнесли туда свой положительный вклад.
      Но прежде, чем простому кусочку бумаги стать спичечной этикеткой, он должен претерпеть много метаморфоз. Вначале художник делает эскиз: это может быть либо качественная фотография, либо эскиз рисуется на бумаге красками. Затем Художественный совет утверждает этот эскиз или не утверждает. Зачастую бывает так, что и не утверждает. В приведенном ниже фрагменте коллекции известной московской филуменистки, члена Московского клуба филуменистов «Сувенир» Бессмертной Нины Алексеевны приведены два таких случая. В одном Художественный совет вынес вердикт: «не интересно», в другом: «плохо, взять другой ракурс». Понятно, что спичечных этикеток с такими изображениями г. Калуги мы не знаем.

 
Фрагмент коллекции спичечных этикеток Бессмертной Нины Алексеевны на тему: «Калуга – колыбель космонавтики».
Спичечные этикетки печатались на бумаге различных цветов, основными были цвета бумаги: белый и желтый. Но часто этикетки печатались на серой бумаге низкого качества и всевозможных оттенков, иногда использовалось и вторсырье, когда этикетки печатали на уже использованной с одной стороне бумаге. Печатались этикетки даже на черной бумаге и на картоне. Бумагу использовали как простую, так и мелованную. Для большей сохранности этикетки иногда покрывали лаком, как темным, так и светлым. Иногда под спичечные этикетки использовали и березовую кору – бересту. Сегодня многие спичечные фабрики печатают этикетки на мелованной бумаге.
 

     Так как спички выпускались в коробках различного размера и конфигурации, то и этикетки, соответственно, печатались различного размера.

 
 



 
Оборотки.
      Оборотка – это такая же этикетка, наклеенная на другую, как правило, нижнюю часть спичечной коробки. И функция у нее была немного другая. Если лицевая сторона спичечного коробка, а соответственно и этикетка чаще находились «лицом к лицу» с потребителем, то и лицевая этикетка, как правило, выполнялась с определенным рисунком и с более разнообразной цветовой гаммой.

 . этикет
этикетка
Оборотка же, несла на себе в основном информационную нагрузку. К примеру, Дворец съездов, который планировали построить на месте взорванного храма Христа Спасителя, и который так и не был построен, так как после коварного нападения Гитлера на СССР И. В. Сталин понял, что никакой Всемирной революции не будет и закрыл этот проект. На самой этикетке изображен потенциальный Дворец. На оборотке же напечатан текст: «Привет делегатам ХУ11съезда ВКП. (б) и исходные данные, какой фабрикой были изготовлены эти спички..

 

 Также обстояло дело с нашими промышленниками в Х1Х веке. На лицевой этикетке изображены медали и якорь, эмблема фабрики Лапшина, на оборотке текст и выходные данные самой фабрики. То же самое можно наблюдать и на современных этикетках.  Кабинетка с изображением МГУ и оборотка, согласно которой можно узнать, что эти спички были выпущены спичечной фабрикой «Везувс» г. Рига в 1956 году.


Рецензии