Увлекательный мир филумении

ФиЛЛумения или фиЛумения?
   Что же это за такое, загадочное слово - филумения?  Само слово филумения (phillumeny) произошло от греческого слова philos (филео) - (любить) и латинского lumen (люмен) - (огонь). Оба эти термина начинались с буквы «Л». Поэтому этот термин, в старой транскрипции раньше читался как «филлумения», с двумя буквами «ЛЛ» и  был он предложен британской коллекционеркой Марджори Эванс (Marjorie S. Evans) в мае 1943 года.
    Коллекционировать можно все что угодно, а в нашу современность устанешь только названия придумывать для всякого рода нью-филов. Это могут быть и спичечные этикетки, и коробки, и буклеты, и сами спички, и литература о спичках, в общем, всё, что связано со спичками. Коллекционеров спичечных этикеток и всего вышеперечисленного называют филуменистами. То есть филуменисты – это те люди, которым нравится собирать всякого рода предметы, касающиеся спичечного производства.
     В русском языке первоначально употреблялись слова филлумения, филлуменисты и филлуменистика. В конце 1960-х годов в одном из постановлений Политбюро ЦК КПСС было употреблено неграмотное «филумения». Партийные чиновники, когда убирали вторую букву «Л» исходили из чистого прагматизма. Они посчитали, раз другие виды коллекционирова-ния с частицей «ФИЛ» пишутся с одной буквой «Л», например «филателия», то пусть и слово «филумения» тоже пишется с одной буквой «Л». Оспаривать написание, употреблённое в партийном документе, да еще в такой высокой инстанции, никто не осмелился, но и принимать неграмотное написание названия их любимого занятия большинство филуменистов также не хотело. В результате практически на десятилетие слово было изъято из орфографических и иных словарей, издававшихся в СССР. В середине 1970-х оно вновь появилось в словарях, но уже в «редакции Политбюро ЦК КПСС» с одной буквой «Л» - филуме-ния. Правда кое-где появлялось и слово «филомения», но оно благополучно  затерялось, и про него никто уже не вспоминает.
      
              Филумения, как она есть.

    Как только появились спичечные этикетки на первых спичечных упаковках, сразу же появились и первые коллекционеры. Так что собирание спичечных этикеток появилось практически одновременно с появлением спичек. В некоторых коллекциях сохранились этикетки ещё от «химических» спичек (примерно 1810-1815 гг.). С началом массового производства «чиркающих» спичек, изобретённых англичанином Джоном Уокером (John Walker) в 1826-27 гг., коллекционирование этикеток начало приобретать широкий размах.  После Первой мировой войны в разных странах возникли общества коллекционеров, начала издаваться филуменистическая литература. Во время Второй мировой войны большинство существовавших филуменистических обществ распалось, но после войны организовались новые. Одно из наиболее известных и старейших действующих филуменистических обществ  - Британское общество коллекционеров спичечных этикеток и буклетов (The British Matchbox Label & Booklet Society), объединяющее коллекционеров не только из Великобритании и бывших колоний, но и из многих других стран мира.
    В России коллекционирование спичечных этикеток появилось еще до начала производства отечественных спичек - русские путешественники привозили спичечные коробки из-за границы как своего рода сувениры. Сейчас так за границу возят наших матрешек. К началу первой мировой войны в прессе уже были упоминания об «огромных» (по тем временам) коллекциях, насчитывающих более 1000 штук этикеток.
    После революции в СССР коллекционирование вообще (и спичечных этикеток, в частности) считалось «буржуазным предрассудком», и большинство российских коллекций, к большому сожалению, было утрачено. Возобновилось коллекционирование спичечных этикеток только в 1930-х годах, но вплоть до распада СССР постоянно находилось под наблюдением «соответствующих органов». В начале 1960-х годов филумения была одним из шести официально разрешенных видов коллекционирования (наряду с филателией, филокартией, экслибристикой, нумизматикой и бонистикой - впрочем, в конце 1960-х годов два последних тоже  были запрещены).
      В конце 1950-х - начале 1960-х гг. в крупнейших городах СССР были созданы секции филумении при клубах коллекционеров (чаще всего это были клубы филателистов). Официально филуменисты курировались ВОФ - Всесоюзным обществом филателистов. Но первый в СССР официально зарегистрированный Московский клуб филуменистов «Сувенир» был зарегистрирован в Москве в июле 1957 года, во время проведения в Москве 6 Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Остальные коллекционеры, в том числе и филателисты, создали и зарегистрировали свои клубы несколько позже.  Расцвет филумении в бывшем СССР пришелся на конец пятидесятых, как раз на время проведения 6 Всемирного фестиваля молодежи и студентов. В промежуток между 1960 - 1980 годами, когда уже известная на весь мир Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, набирала все большие обороты в производстве спичечных этикеток и стала выпускать специальные сувенирные наборы для филуменистов в красочно оформленных коробках, которые сегодня являются гордостью любого филумениста, филумения получила второе дыхание.   
        Кроме того, на этой фабрике печатались этикетки для большинства спичечных фабрик, и она  выпускала специальные наборы этикеток для филуменистов (по 100 рядовых этикеток в наборе и комплекты этикеток сувенирных наборов - полных или без гроссов - «этикеток», помещавшихся на крышках сувенирных коробок - и боковых лент сувенирных коробок). Аналогичные наборы выпускали также и прибалтийские фабрики, печатавшие свои этикетки самостоятельно. В конце 1980-х производство наборов для коллекционеров было прекращено (отчасти, из-за перехода многих фабрик на производство спичек в картонных, а не шпоновых коробках), так называемых каркоров. После перестройки и событий 1991 г. увлечение филуменией резко пошло на спад, людям было не до коллекций и большинство филуменистических секций прекратило свое существование. В 1995 году в России существовали  только два филуменистических клуба - Московский клуб филуменистов «Сувенир» и Санкт-Петербургский клуб «Невский филуменист». После 2000 года в связи с некоторым ростом благосостояния населения и развитием Интернета филумения в России вновь начала развиваться. Стали выходить журналы Московского и Санкт-Петербургского клубов: «Московский филуменист» и «Невский филуменист». Соответственно и начался рост членства в этих клубах, значительно поредевшего за годы перестройки и введения в России американско-чубайсовского бандитского рынка. Сегодня Московский клуб филуменистов насчитывает в своих рядах несколько сотен филуменистов, но активных, к сожалению, лишь несколько десятков. Но и эта позиция потихоньку выправляется, в 2015 году к нам пришли более десятка человек, увлеченных филуменией, некоторые из них сразу же, вошли в актив клуба. Вообще, обычный человек, наблюдая истинного филумениста в жизни, скажет: - «Да он же сумасшедший!». Однако этой одержимости стоит, пожалуй, и позавидовать. У этих людей определенно есть смысл жизни, и нет свободного времени, это точно. Каждый день филуменист погружается в невидимый для посторонних и реальный для него мир. И в этом мире есть всё необходимое для ума и воображения, зрения и осязания, да и для всех остальных чувств. Ведь филуменист, склонившись над этим маленьким кусочком бумаги или наднепрезентабельного вида коробки из - под спичек, видит то, о чем не филуменист может только догадываться, а может и догадываться не может!
        Сегодня уже мало кто использует спичечные коробки как игрушки. Всё это потихоньку забылось, но не умерло.  Есть люди, которые пронесли это своё детское увлечение коллекционирование через всю свою жизнь и для которых это увлечение - одно из самых интересных дел в жизни. Коллекционирование спичечных этикеток, коробков, самих спичек и других с ними связанных предметов называют филуменией. А их коллекционеров называют филуменистами.   Они собирают либо спичечные этикетки, либо коробочки и их содержимое целиком. Либо литературу о спичках. И люди эти знают про спички много всего разного и интересного, и более того - готовы это показать, и рассказать в Московском клубе филуменистов «Сувенир».   
       Просто коллекция этикеток и коробков, спичечных наборов и так далее, хоть и интересна сама по себе, но «оживает» она только в присутствии увлечённых людей - тех, кто знает подноготную каждого предмета и может рассказать об их истории, настоящем и будущем спичек. И, казалось бы, такой простой предмет, как обыкновенные спички, в изложении такого человека, оказываются интересным поводом для экскурсов в разные периоды истории и развития разных народов. Это и извечный спор между Чехией и Швецией, за право считаться «родиной спичек». А если разбираться и дальше, то окажется, что первые спички не были такими привычными для нас деревянными палочками с серными головками, а это были баночки с ядовитой и опасной фосфорной смесью, в которые окунали палочки, чтобы потом ими «чиркнуть» и получить огонь. В блокадном Ленинграде, испытывавшем страшный дефицит спичек, была установлена норма – 3 спички на человека в день.  38 предприятий занимались их выпуском, а частные спичечные коллекции иногда спасали жизнь людям (источник огня, возможность обменять на еду).
       Оказывается, во время Великой Отечественной войны спички были военнообязанными и верою, и правдою служили и сапёрам, и подрывникам. Великая Отечественная война породила и новые спичечные технологии. Стали выпускать специальные спички, которые не гасли на ветру и под дождем, загорались даже отсыревшими. Понятно, что такие спички необходимы были разведчикам, диверсантам и партизанам. В мирное время такие спички под названием «ветровые» вошли в комплекты снаряжения экспедиций в труднодоступные регионы. Многие помнят фильм «Земля Санникова», когда вождь местных аборигенов полдня прыгал вокруг костра, пытаясь его разжечь, но ничего у него не получалось. А герой Г. Вицина одной спичкой в 3 секунды запалил этот костер, за что и получил титул великого шамана

 
   Целый выводок коробок,           Спички блокадного Ленинграда
     от 1902 до 1938 года.

    Пообщаешься с филуменистами Московского клуба «Сувенир» или другими филуменистами   и с удивлением узнаешь, что в Индии, например, выращивают специально деревья (тополь) на специальной плантации, предназначенные только для изготовления из них спичек. В общем, много чего можно узнать, и наверняка, любому мальчишке будет очень интересно, если даже не начать собирать собственную коллекцию, то, во всяком случае, посмотреть своими глазами имеющиеся коллекции этикеток и спичечных коробков. К сожалению, средний возраст наиболее увлечённых филуменистов, часто переваливает за 60 лет, и все солидные филуменисты весьма заинтересованы в привлечении в свои ряды новых членов, большая работа в этом направлении ведется в Московском клубе филуменистов.


Рецензии