Подземные тайны Афин

Начну с того, что термин «городская спелеология» появился в среде греческих спелеологов совсем недавно, пожалуй, чуть более 10 лет назад. Это случилось после выхода в свет книги Иоанниса Яннопулоса «Мистические Афины и Аттика», которая стразу же стала бестселлером. У многих любителей что-нибудь исследовать тогда заблестели от азарта глаза. И они бросились со всех ног раскупать книгу, как только она появилась на прилавках магазинов. Сейчас ее трудно найти, но для вас я сброшу ссылочку (https://vdocuments.mx/-5562035cd8b42a2a488b56b0.html).
Итак, со времени начала работ по прокладке метро под Афинами и при довольно активных археологических изысканиях в разных частях города в последнее время обнаруживаются все новые и новые древние артефакты и раскрываются некоторые тайны. Потому, чтобы успокоить взбудораженную разными слухами общественность автор упомянутой книги и предпринял попытку (надо сказать, успешную) по сбору информации, а потом и публикации книги, наделавшей столько шума.
               
Книга «Мистические Афины и Аттика" представляет собой аналитическое исследование подземного мира Афин, оно полно прелюбопытнейшей информации, которая так долго оставалась скрытой под нашими ногами. Однако, остались некоторые моменты, которые разъясняет Панайотис Дейтераиос (инженер-строитель NTUA и спелеолог ERC, кандидат наук по древним подземным гидравлическим работам, в области водных ресурсов и окружающей среды школы гражданского строительства NTUA и руководитель блога "Городская спелеология" (urbanspeleology. blogspot.com), с многолетним опытом изучения и исследования подземных Афин).

Панайотис занимается исследованием подземных Афин уже в течение восьми лет. Вот, что он говорит: "Мой личный интерес к подземным тайнам Афин начался с прочтения книги того человека, который непосредственно ходил по подземным Афинам, я поверил всему, что он написал (имеется в виду автор вышеуказанной книги). И тоже захотел прогуляться по подземельям так, как когда-то сделал он. Тут возник интерес и у остальных ребят из нашей группы спелеологов-любителей, нам захотелось узнать также, правду ли он говорит. И мы предприняли ряд вылазок. Выяснилось, что большинство вещей, о которых он упоминает, увы невозможно сейчас обнаружить. Часто мы находили вход или выход, упомянутый им, но не было прохода внутрь. То есть в городе нет километровых подземных лабиринтов, проходов, туннелей, соединяющихся между собой, о которых он пишет, особенно в первой главе".

Тем не менее, подземный город под Афинами существует. Это - параллельный мир под нашими ногами, который составляют всякие подземные пустоты, туннели, русла рек, древние акведуки, бомбоубежища, канализационные каналы, катакомбы и оссуарии церквей, большие комплексы заброшенных подземных угольных шахт, пещеры и, конечно же, современная сеть линий метро. Большинство из них располагаются в окраинах Аттики, но есть и такие, что находятся в самом центре Афин. И вы легко можете самостоятельно их посетить: спуститься вниз и пройти пешком, к примеру, под площадью Синтагма (одноименная станция метро). Шутка! Но в каждой шутке есть доля шутки, правда же.

Прежде чем начать раскрывать места, через которые можно спуститься в «подземный город», Панайотис уточняет, что "необходимо обязательно помнить, что это опасное предприятие, особенно в канализационных коллекторах, где скрывается множество различных опасностей: от скольжения и падения, воздействия загрязненной воды, укусов насекомых и грызунов (тараканов, мышей), до неудовлетворительного качества воздуха внутри туннелей (запахи очень сильные). А также опасно повстречать неадекватных людей, которые нашли там "убежище" и, наконец, есть большой риск утопления, если во время вашей «прогулки» внезапно пойдет сильный дождь. Ведь эти галереи выполняют роль еще и ливневых стоков».

 ЦЕРКВИ
"Первая точка, которую я исследовал, находится в центре города, у церкви Агия Фотини, недалеко от древнего храма Зевса Олимпийского. В том месте проходило русло реки Илиссос, располагался трехарочный мост, построенный еще во времена короля Оттона. По слухам именно там якобы был вход в подземный туннель, что начинался в районе Ватрахониси и шел далее до Фалиро. На самом деле, никакого входа там нет, есть лишь небольшое пространство под мостом, что закатали в свое время под асфальт современной дороги, и протекает небольшим ручьем Илиссос".

Много говорят о мистических подвалах афинских церквей: что они якобы соединялись подземными туннелями, которые служили путями эвакуации, ведущими на окраину города. "Аркады в подвалах церквей не существовали для того, чтобы быть соединенными вместе" - объясняет Панайотис. "Обычно это просто помещения под церковью, оссуарии или катакомбы, которые никуда дальше не ведут. Вот, например, подвал церквушки Агия Динами на улице Метрополеос имеет очень интересную историю".

В 1641 году при церкви жил да был монах-иезуит по имени Франциск, который преподавал итальянский и французский языки, пока его не обвинили в прозелитизме (стремление обратить в свою веру) и не изгнали. В доме по соседству, который сообщался под землей с церковью Агия Динами, накануне Революции 1821 года действовала оружейная мастерская пиротехника Мастропавлиса, предка семьи Павлидис, что открыли в 1841 году первую шоколадную фабрику. Так вот, в мастерской делали боеприпасы для османской армии. Когда разразилась революция, друзья попросили работников готовить оружие и для греков. Таким образом, днем там медленно выполняли приказы турок, а по ночам интенсивно работали на греков.

Под алтарем храма есть лестница, которая ведет вниз: на глубине находится подземное пространство не более 15 метров длиной, похожее на пещеру. Это помещение в годы борьбы использовалось монахами монастыря в качестве мастерской, где они изготавливали порох, пули и оружие. Легенда гласит, что они якобы перевозили боеприпасы через подземный туннель, который начинался в этом подземном пространстве и заканчивался где-то рядом с монастырем Кесариани (на склоне горы Имитос). Там их подбирали крестьяне на мулах и передавали воинам, а монахи возвращались в свою подземную «лабораторию».

"Под русской церковью Святой Троицы когда-то размещались римские бани, которые позже использовались как катакомбы. Но на самом деле это не так, в них никогда не хоронили людей, они не являлись подземным кладбищем". Но говорят, что расположенный здесь якобы склеп сообщался с дворцом Оттона и служил для короля путем побега в случае осады (он соединял этот район с Акрополем).

"Действительно, некоторые части древнеримского вала и бань там сохранились, на них стоит подвал церкви, а пространство образовалось в результате раскопок, проведенных в 19 веке тогдашним настоятелем церкви архимандритом Антониом Капустиным" - говорит Панайотис. "Он обнаружил влагу в нижней части церкви и хотел посмотреть, откуда она взялась. Он начал копать в том месте, где была вода, и мало-помалу начали открываться пустоты, которые он очистил от земли и постепенно соединил вместе, чтобы создать полезное помещение (существующее и сегодня), где установил двери и провел электричество. Похоже, там не было никакого подземного хода, но есть некоторые помещения, которые нам недоступны … Если посмотреть на старый план храма (сохранился до наших дней), то можно увидеть, что на нем отмечено местонахождение римских бань, акведуков и некоторых аркад, которые уходят куда-то в неизвестность. Было ли это место связано туннелем с другими точками города, мы не можем этого подтвердить, все засыпано и недоступно.


Рецензии