Пьеса Поэт. Действие первое

Действующие лица:


Аркадий, композитор, 45 лет.

Евгений, поэт, 45 лет.

София, жена Аркадия, преподаватель по классу фортепиано в Московской консерватории, 38 лет.

Анна, сестра Софии, преподаватель в Литературном  институте, 35 лет.

Александр, сын Аркадия и Софии, студент, 18 лет.

Владимир, брат Аркадия, 35 лет.

Елена,  знакомая Евгения, 44 года.

Человек, который пришёл пригласить Евгения на торжество в Кремль — прочитать свои стихи.

Дед Мороз.


Действие происходит в СССР, Москва, 30-31 декабря 1977 года,
квартира Аркадия и Софии.


Действие первое.

30 декабря.

Квартира Аркадия и Софии: рояль, диван и два кресла.

Аркадий сидит в кресле слева от рояля, София — в кресле справа.


Аркадий.  Люблю дни перед Новым годом,  предвкушение чуда...

София.  Ёлку сегодня наряжать будем?

Аркадий.  Давай завтра. К нам Женя едет, приступим к работе сразу.

София.   Ну, хорошо, завтра.

Аркадий.  Кажется, всё купили? Ничего не забыли?

София.  Всё, кроме шампанского. Вот одна бутылка с прошлого праздника стоит за роялем.

Аркадий.   Как же так?  Список продуктов составляли.

София.  Ещё успеем купить.

Аркадий.  Конечно, успеем. Важно, что сейчас заметили.

Звонок в дверь.


София.  Пойду открою. (Уходит.)

Входит Евгений.

Евгений. А вот и я! 

Аркадий. Жду не дождусь твоего прихода! Сочинил уже третью мелодию — напиши что-нибудь красивое о любви!

Евгений. Ну, что ж попробуем.

Аркадий садится за рояль, начинает играть. Евгений ходит с тетрадью в руках, пытается на музыку Аркадия сочинить стихи, но почти сразу останавливает его.

Евгений.  Есть другая? Эта не совпадает с моим настроением.

Аркадий. Есть. (Играет другую мелодию.)

Евгений. Нет, опять слишком радостная.

Аркадий.  Любовь должна быть радостью, и в песнях, и в жизни.

Евгений.  К сожалению, любовь никому ничего не должна...  Мне улыбается только грусть...  или это насмешка, а не улыбка...

Аркадий.  Надеюсь, вот эта тебе понравится, в ней есть лёгкая грусть. (начинает играть.)

Евгений.  Нет!  Давай другую мелодию, эта совершенно не вдохновляет меня.

Аркадий.   Уже третья не вдохновляет! Раньше на любую сочинял отлично.

Евгений.   Мои струны души не откликаются больше на ноты любви.

Аркадий.  Что?

Евгений. Не могу писать о любви! О чём теперь писать?

Аркадий. О смысле жизни, о душе.

Евгений.  О душе терпеть не могу, про неё все-все сочиняли, куда мне до них... А уж Гёте — мастер.

Аркадий.  О совести и чести, о природе, наконец.

Евгений.  Ох, Аркадий, что мы знаем о природе, живя в городе? О цветочных клумбах что ли? Нет! О совести и чести? Боюсь, они не простят, если о них правду сказать.

Аркадий.  Интересно, есть тайны?

Евгений.  Нет. Старый конфликт с мечтами юности, которые остались там, вдали. И совесть приходит, некстати, напомнив, что я стал не тем, кем стремился в дни светлой надежды.

Аркадий.  Да, Женя, мне это знакомо. Но я с ними договорился. Мы живём мирно, они там - прошлым, я здесь - настоящим.

Евгений. Повезло. А мои по ночам заходят, хотят научить правильно жить.

Аркадий.  Получается у них?

Евгений.  Как сказать... я сопротивляюсь.

Аркадий.  Почему?

Евгений.  Поздно учить...

Аркадий.  Согласен. (Пауза.)   Знаешь, кто сейчас пришел в гости к Соне?  Угадай!

Евгений.  Кто?

Аркадий.  Лена, которую ты когда-то  любил.

Евгений.  Любил... как давно это было...

Аркадий. Хочет поговорить.

Евгений.   Со мной? Ни к чему эти разговоры! 

Аркадий.  Соня пообещала ей свидание с тобой.

Евгений.  Соня, Соня! Как всегда в чужие дела вмешивается... (Пауза.) Хорошо, из вежливости на пять минут согласен на её присутствие...

Аркадий.  Сидит на кухне, ждёт. Пригласить?

Евгений. (Садится на диван.) Ну, что ж, давай, запускай эту...   мою знакомую...   

Аркадий.  Когда уйдёт, вернусь. (Уходит.)


Входит Елена.


Елена.   Привет,  Женя, приятная встреча!

Евгений. (Холодно.) Здравствуй.

Елена.  Пришла поздравить Соню с новым годом, а тут тебя увидела...

Евгений.    Посмотрела? Довольно?

Елена.  С тобой посижу? (Садится на кресло справа от рояля) Ты по-прежнему пишешь стихи?

Евгений. Пишу.

Елена. Женился?

Евгений.  Нет.

Елена. Интересно, кто теперь вдохновляет тебя?

Евгений. Не скажу.  Ты слишком любопытная.

Елена.  Ещё бы! Семь лет не виделись! У Сони неудобно было спрашивать, как ты живёшь и с кем...

Евгений.  А тебе не всё равно?  Столько лет не вспоминала...

Елена.   Вспоминала...

Евгений.  С мужем за обедом, читая журнал "Юность"?

Елена.  Нет, он бросил меня пять лет назад.

Евгений.  Закономерно...  Ты меня бросила —  он тебя...

Елена. Но мы же договорились об этом вместе.

Евгений.  Я любил тебя...  И договариваться о разлуке не входило в мои планы...

Елена.   А мне казалось,   у нас было одно желание — расстаться.

Евгений. (Встал, ходит около рояля.)  Нет, я хотел быть с  тобой, очень хотел...  но что об этом теперь говорить!..

Елена. (Встаёт, подходит к Евгению близко, обнимает.) Давай попробуем...

Евгений. (Вырываясь из её объятий.)  Нет! Поздно!  Всему своё время!

Елена.  Ты разлюбил меня?

Евгений.  Давно. Людей, у которых нет совести и чести, вычёркиваю из сердца  навсегда!

Елена.  Совести и чести? У меня нет совести?

Евгений. А ты как считаешь? Ангелом, наверное, представляешь себя?

Елена.  Нет, я обычная, слабая женщина.

Евгений.  А мне сильная нужна и верная!

Елена.  Жень, я научусь, стану такой! Давай ещё раз попробуем?.. 

Евгений.  Нет! Я же сказал уже!  Не понимаешь с первого раза?

Елена.  Не верю, что разлюбил!  Такие письма писал мне,  стихи...

Евгений.  А ты? Вмиг разлюбила, когда тебе сделал предложение этот товарищ, как его там звали...  (Пауза.)  Ну, что ж, твой выбор.

Елена.  Ошиблась. Каждый  имеет право на ошибку.   Ради встречи с тобой пришла... Узнав, что ты здесь...

Евгений.  Поверь, мне абсолютно безразличны сейчас твои ошибки и ты, Люда! 

Елена.  Лена! Меня Лена зовут!

Евгений. Извини,  перепутал, столько лет прошло...  Лена, Елена Прекрасная, прекрасная обманщица без стыда и совести...

Елена.   Хочу забыть, что видела тебя!  Забыть тебя хочу!  (Уходит.)

Евгений.  (Один.)   Вот теперь по-настоящему счастлив, что забудешь!   Что же я для тебя? Запасной вариант?  Забыла — вспомнила, вспомнила — забыла!   И эту женщину я любил, да что там, боготворил!


Входит Аркадий.


Аркадий.  Ну, что? Зачем она приходила?

Евгений.  Ошибки исправлять! Думает, я поверю! 

Аркадий.   Ошибки?

Евгений.   Сказала, не того выбрала...   

Аркадий.  Раскаивается?

Евгений.   Нисколько. Ищет очередную выгоду...   

Аркадий.   А вдруг любит?

Евгений.   Нет! Лена и любовь — противоположные явления... Поздно понял. Поздно... 

Аркадий.   Давай выпьем?  За роялем шампанское есть.

Аркадий идёт за шампанским, открывает его, наливает в бокалы.


Аркадий.  Пусть всё плохое останется в прошлом! (Выпивает .)

Евгений.  Пусть... (Выпивает.) 

Аркадий.  А мечты о прекрасном взять с собой...

Евгений.  О, славные  мечты юности, поздно меня учить! Весь мир в моих глазах обесценился, когда люди лгут друг другу! Ради чего? Собственной выгоды!   А мечты о прекрасном... разбились о рифы жизни...(Пауза.) Когда хотел стать военным, на море или суше, защищать страну, под девизом
"Жизнь - Родине, честь - никому!". А стал кем? Жонглёром слов? И что сегодня защищать? Разрушенные надежды? Почему меня, высокого ростом, статного, сильного физически, внешне красивого не взяли? Чем я хуже других?

Аркадий. Мне казалось, твоё призвание — быть поэтом, вполне устраивает тебя. 

Евгений. Вредная привычка — быть поэтом.  А бросить уже нельзя! Но давай ещё по бокалу   выпьем за уходящий год, он был благожелательным ко мне, относительно прошлых лет, без драм на любовном фронте, и на этом ему спасибо.

Евгений наливает шампанское в бокалы на рояле, берут их в руки.

Аркадий. И за нашу дружбу! (поднимает
бокал и выпивает.)

Евгений.  ( выпивая, ставит бокал на рояль.)  ( Пауза.) Почему никто из женщин не полюбил меня так, как я их любил самозабвенно? Всё для них делал, посвящал стихи, совершал поступки, примчавшись по первому зову, починить кран, помочь с ремонтом, или по желанию романтики, развеселить, поддержать, успокоить. И что получал взамен? Холод! Измены!

Аркадий.  Жень, может быть, не надо вспоминать. ( Пауза. ) Но если хочешь, говори, говори.

Евгений. ( не слушая его.)  Кем я был для них? Сочинитель стихов,   рубаха–парень,  помочь — пожалуйста!  Рассмешить — мгновенно!  Услышать красивые слова — в любое время! Утешить — всегда!  Спасательным кругом на время? Теперь спасатель забыт, всеми оставлен, брошен. Кто я для себя? Бродяга? От вчерашних надежд к сегодняшним! Спасатель? Спасать себя не умею,  нет сил, они растрачены впустую.  Зачем всё так сложилось? Ответа нет ни на один вопрос. 

Аркадий. А я вот музыкой лечу боль.

Евгений. Какая у тебя боль?

Аркадий. У каждого своя. Ни Чайковским, ни Моцартом мне не стать,   но музыка помогает на какое-то время. Садись, будешь играть. Ну, как сможешь — для себя.

Евгений садится за рояль, и неумело перебирает пальцами по клавишам.  Радостно улыбается при этом.
Минуту он играет, произвольно, так, как хочется, нажимая, куда понравится.


Входит Анна, в красивом платье,  с фотоаппаратом в руках.


Анна.  Я-то думаю, кто рояль мучает. Привет, друзья.

Аркадий. Привет! Это моя идея — помочь Жене  победить зимнюю  тоску.

Аркадий уходит.


Евгений. (выходит из задумчивого состояния, оглядываясь на Анну.) Привет!

Анна.  Привет! Посмотри, что я принесла!  (показывает фотоаппарат, отдаёт в руки Евгению.)  Сегодня  мы сможем сохранить этот день не только в памяти. И все следующие интересные моменты встреч в кругу друзей.

Евгений.  Новая модель. Здорово! На море бы поехать, делать снимки на берегу и в воде.

Анна.  Какое море в декабре?

Евгений. Тогда на дачу.

Анна.  Купаться в снегу?

Евгений.  На лыжах кататься, какие фотографии чудесные будут! 

Анна.  На лыжах хочу. В детстве мы с Соней часто катались в лесу около нашей дачи.

Евгений. Я тоже любил на лыжах  по воскресеньям на природе провести время, но это было много лет назад.

Анна. А что ещё любишь?

Евгений. Только стихи,  стихи...
 Вся жизнь поэта — мысли, чувства,
Романтика игры в слова,
Рулетка, случай, — вот искусство...
В судьбе с тех пор любовь одна...

Любовь к поэзии всецело
Владеет мной, соблазн велик,
И в море слов бросаюсь смело,
Найти мечтая счастья миг... *
 
Пауза.


Анна.  Находишь?

Евгений. В поиске...

Анна.  Девятнадцать лет назад ты говорил, что счастливый человек...

Евгений. Говорил, возможно. (Пауза.)  Подожди, откуда знаешь?

Анна. Мы разговаривали об этом: о счастье, о смысле жизни, о литературе, когда у Сони с Аркадием была свадьба. За столом сидели рядом. Помнишь?

Евгений. ( удивлённо.) Нет! Это же так давно было!

Анна. А я помню...  Ты стал героем для меня в то время и примером человека, который должен много знать, быть умным. Поэтому я решила поступать в Литературный институт, выбрала свой путь.

Евгений. (смущённо.)  Стихи читал, наверное, поздравлял их, — помню. 
Что ещё там было?

Анна.  Ты проводил меня ночью до дома  и подарил на память книгу  Бернарда Шоу, издание 1956  года, первый том,   потому что сборника своих стихов не было с собой,
 и написал:"Желаю удачи!  До встречи!"

Евгений. (улыбаясь.) Второй том остался дома...  Я всегда брал одну книгу — читать в метро.

Анна. Ну, вот, — вспомнил! А другое обещание забыл, но я простила...

Евгений. Какое?

Анна. Хотел написать письмо, взял адрес, поцеловал в щёку...

Евгений. Не написал, потому что узнал позже от Аркадия, что тебе всего 16 лет.
(Пауза.) (Смущаясь.)  А я тебя даже поцеловать успел?

Анна. Да. Мне было приятно...

Евгений. Но это я так... по-дружески...

Анна. Конечно, без сомнений...

Евгений.  Очень рад, что ты  выбрала свой путь благодаря нашей встрече, и теперь всё прекрасно в жизни.

Анна. (грустно.) Прекрасно.

Евгений. ( тоже грустно.) И у меня прекрасно.  ( Пауза.)  Иногда.  ( Пауза.) Иногда тоска. И мечта есть,   мечта детства: путешествовать на корабле вокруг света,  увлекательные приключения, яркая жизнь... Вот, где нет тоски.  У неё нет шанса там появиться!

Анна. Нельзя грустить! Мы - дети Победителей в войне! И нам ли грустить? Для счастья всё есть: живы, здоровы, мирное небо над головой! (Пауза.)  Еды, наконец, достаточно. Вспомни,  как тяжело было нашим родителям в те страшные годы!

Евгений. Помню. Конечно, помню. Но не могу ничего с этим сделать... грусть приходит сама...

Анна.  Выгоняй её! Силой воли...

Евгений. Не получается.

Анна. Давай вместе?

Евгений. Это как?

Анна.  Прочитай мне, пожалуйста, стихи, любые, что хочешь!

Евгений. ( Взял с рояля тетрадь, листает.)  Нельзя грустить, ты права. Время прекрасное, мирное — само по себе уже счастье! Ну, что я забыл об этом? Нет! Позволил унынию на пустом месте завладеть мной? Да, наверное. В такие моменты отрезвляют только военные письма отца. Вот его стихи с фронта для мамы, от них мороз по коже, когда читаешь...   читаешь, как молитву:

Помнишь, милая, вместе встречали,
Утром чистый рассвет над рекой?
И не знали такой мы печали,
И нежданной разлуки с тобой.

Ты сейчас от меня далеко,
Верю в наше свидание вскоре,
И на сердце сегодня легко,
И не страшно страдание, горе.

Вот на карточку я посмотрю,
Залюбуюсь твоим нежным взглядом,
Снова "Тёмную ночь" пропою,
И почудится, словно ты рядом.

Разобьём распроклятого немца,
И домой я вернусь - жди меня!
Этой мыслью лишь смог отогреться
В жутком холоде зимнего дня.

Ты пиши мне почаще, родная,
Мне письмо твоё будет надеждой!
А иначе, ну, как я узнаю,
Что ты любишь меня , как и прежде?

Ты прости мне сомнения эти,
Столько дней мы не виделись - лет.
Может, кто-то тебя уже встретил?
Напиши откровенный ответ.

Я уже не такой, как был раньше,
С сединой, от тяжёлых дорог,
За три года - на десять лет старше,
От жестоких боёв и тревог.

Ты пиши мне, родная, почаще,
Чтобы верил в твою я любовь,
Радость в грустном моём настоящем:
Знать, что ждёшь ты меня, вновь и вновь.

Получить твоё фото так рад,
Благодарен я очень за это,
Красота твоя лучше наград,
Как весною букет первоцвета.

Я хочу, чтобы вместе скорее,
Повстречались мы дома с тобой,
Эта мысль моё сердце лишь греет,
Собираясь в поход или в бой.

Очень крепко тебя я целую,
Дорогая, родная моя,
Ты поверь, никогда не ревную,
Просто жить без тебя мне нельзя! **

Анна.  Великая сила любви!  (Пауза.)  Он вернулся?

Евгений.  Да, в сорок пятом, дошёл до Берлина...   Папа жизнерадостный человек до сих пор, несмотря на возраст — семьдесят пять лет.  И мама тоже, глядя на него. Они ценят каждый день, каждый миг вместе...

Анна. И мои родители такие же. Нужно брать с них пример... 

Евгений. Они — настоящие герои! А - мы? Я? Кто такой? Игрок в литературе! Играю словами, собираю из них картинки...

Анна.  Нет, Женя, ты — герой, зря отрицаешь! Но другой — владеешь способностью рассказать каждому человеку, "что такое хорошо, а что такое плохо"! 

Евгений.  И всего лишь...


Возвращается Аркадий.


Аркадий.  Жень, мы будем с тобой сочинять сегодня что-нибудь?

Евгений.  Да подожди ты. Есть дела поважнее.

Анна. Мы говорим о нашем прошлом.

Аркадий. ( изумлённо.) О чём?

Евгений. О первой встрече на твоей свадьбе девятнадцать лет назад... (Пауза.) Тогда меня мало ещё знали, как поэта, но Аня запомнила почему-то.

Анна. Запомнила!  Очень увлекательный разговор, и столько всего ты знал про писателей и поэтов! А имя и фамилию только из-за того, что сам оставил, расписавшись в книге.

Аркадий. (Анне.) Целый год молчала про ваше прошлое, после того, как второй раз познакомились! 

Анна. Интересно было, вспомнит ли Женя, или нет?

Аркадий.(Анне.) Я и сам уже забыл, что ты была там. Вот Женя, да, уверенно могу сказать: шутил, развлекал гостей, читал стихи.

Евгений. Не вспомнил бы, столько всего в жизни произошло с тех пор...

Анна. ( Евгению.) Но для меня по-прежнему герой, я восхищаюсь твоим талантом!

Евгений (Анне.) Герой?

Анна.  Человек, с которого можно брать пример,  как жить в гармонии с совестью  и честью — герой.

Аркадий.  ( улыбаясь.) Награда нашла своего героя!

Евгений. Какая награда?

Аркадий. Настоящая. Хороший друг — настоящая награда.

Анна.    А ещё он рассказал о своей мечте — путешествовать...

Аркадий.  Я давно знаю об этом. Но мечтать не вредно. Вредно жить в эпоху запрета на свободу передвижения по миру. Но есть замена: поехать в Крым следующим летом, там для путешественников без опыта много интересного. Станет скучно в одном городе, мы - в другой, из него - в третий, и так далее.

Анна.  Отличная идея. И, кстати, паром через Керченский пролив - чудесное путешествие по воде, как будто на настоящем корабле, - можно представить в воображении...

Евгений. Ох, как долго ещё до лета... Вы мне обещаете, что вместе поедем? ( переводит взгляд с Аркадия на Анну, и внимательно смотрит)

Анна. Обещаю!

Аркадий. Я тоже обещаю. Несколько лет уже собираюсь с Соней в Крым, а всё никак не складывается. Теперь надо, отбросив все дела, сделать это.

Евгений.  Спасибо, друзья, я так счастлив, уже сейчас счастлив от предвкушения будущей поездки!

Пожимает руку Аркадию, обнимает Анну.

Анна.  Мы сейчас идём с Соней в магазин - к празднику шампанское не купили.

Евгений. У меня есть дома,  я принесу.

Анна. Но одну мы возьмём, вдруг ты забудешь.

Евгений.  Хорошо.


Анна уходит.



Аркадий подходит к коробке с новогодними игрушками,  разглядывая их, видит там тетрадь,  поднимает, открывает первую страницу.

Аркадий.  Жень, это твоё, с прошлого года осталось, похоже. Утром с балкона принесли, и вот только заглянул.

Евгений.  ( взял из рук Аркадия тетрадь, листает.)  Да, моё. Думал, потерял где-то.  ( Из тетради выпадает письмо.) Что это? (Пауза.)  ( Поднимает с пола письмо, читает от кого, смеётся.)  Представляешь, забыл о нём... о ней... Спешил тогда к  вам, бросил в тетрадь письмо... Это моя первая любовь Даша, с Новым годом, наверное, поздравляла. (Пауза.) Ну, прочитаю спустя год.

Аркадий. ( улыбается.)   Прочитай, прочитай. 

Евгений.  (Распечатал письмо, читает, то улыбается, то становится серьёзным.)
Что за глупости! Она признаётся мне в любви... мне, которому много лет назад сказала, что я не в её вкусе, и я никто... поэт всего лишь... начинающий свой путь, непризнанный обществом.  (Пауза.) Приглашает на встречу, к себе домой, то есть приглашала, получается в прошлом году.

Аркадий.  Это та, которой ты посвящал первые стихи о любви, когда учился?

Евгений.  Да. Которая выбрала Ваню, потому что у него была солидная профессия, по её мнению,  работа, —строитель. Понимаешь? А теперь что?  Вспомнила!  Пригласи она меня тогда, я был бы самым счастливым на свете...

Аркадий.  Даша? Мы в школе вместе учились?

Евгений. Да, я влюбился в неё в десятом классе. И общался ещё потом три года, до того, как она замуж вышла.

Аркадий. Соня про эту Дашу такое рассказала недавно!  Тебе повезло, что забыл про письмо...

Евгений. Неужели она ограбила кого-то, убила?

Аркадий. Нет, физически нет, а вот духовно — вполне.  Пригласила своего знакомого к себе, бывшего однокурсника, сильно влюблённого в неё когда-то, встретили Новый год вместе, как понимаю, прошлый. Сказала, что любит его, с мужем разводится. И стали они жить вместе. Через месяц возвращается муж от любовницы, умоляет принять его.  Даша выгоняет влюблённого, со словами, что таким способом хотела отомстить мужу и встретить Новый год с кем-то.

Евгений. Змея... Она ещё  противнее на самом деле, чем я думал!

Аркадий. Ты мог оказаться на месте того  мужчины.

Евгений. Как после этого верить женщинам?

Аркадий. Любить исключительно свободных. Проверять паспорт...

Евгений. ( бросает письмо на рояль, и тетрадь сверху.)  Полюбить одиночество...  научиться радоваться ему... единственный выход...

Аркадий.  Ну, перестань, есть более счастливые примеры — мы с Соней, и другие наши знакомые.

Евгений.  Умом понимаю, сердцем — нет...  (Пауза.)  Но хватит об этом,  Новый год всё-таки, нужно веселиться...  Попробовать...  Как всегда, вопреки всему! Жить и работать!

Аркадий. Ну, что тогда продолжим? (садится за рояль.)

Евгений.  Да. Давай снова первую мелодию.


Евгений взял тетрадь и ручку, но в тот же миг положил всё назад, сел в кресло справа от рояля.


Евгений.  Нет, определённо нет вдохновения сегодня, иначе напишу чёрт знает что.

Аркадий.   Скажи мне,  и в чем же главная причина твоей тоски?

Евгений.  Хочется чего-то нового в жизни, как зимой весны, весной лета.

Аркадий. (встал и  перешёл на кресло слева от рояля.) Давай научу играть на рояле?

Евгений.  Нет, нового в другом плане.Понимаешь, устал от одиночества, заставляю себя полюбить его всей душой... Но тебе не понять, ты любим и любишь. Я же в полной мере испил эту горькую правду жизни — быть наедине с собой. Такую ли  правду  хотел защищать в юности? Нет!  Правду любви!  Верил в неё! Зачем верил? Чудак!  Напрасно!

Аркадий.  У нас у всех были свои идеалы.

Евгений. ( не слушая Аркадия.) Мой удел — тоска, от которой создаются прекрасные стихи, полные боли и душевной крови от израненных чувств и надежд.  Публика с восторгом принимает это, и думает, вот какой он счастливый от того, что ему дан талант. Талант? Вредная привычка — "глаголом жечь сердца людей".

Аркадий. Ты случайно не влюбился?

Евгений. Да, случайно...  Сам не желая того.

Аркадий.  Замечательно! Будешь блестяще писать о любви.

Евгений.  Любовь — запрещённая тема отныне, решение вступило в силу, и обжалованию не подлежит! (Пауза.) Боюсь она узнает о моих чувствах.

Аркадий. Нельзя?

Евгений. Нет, не надо.

Аркадий. Жень, брось глупости, ты же не юноша застенчивый. Пригласи её в кино, в театр или на концерт. Ну, не мне тебя учить, у тебя столько историй было, а у меня всего одна, на долгие годы.

Евгений. Повезло. Искренне так считаю. Мне с  каждым разом труднее делать шаг навстречу любви,  уже заранее больно от перспективы её потерять, разочароваться.

Аркадий. А если в этот раз  именно то, о чём мечтал? Сразу отказываешься от счастья?

Евгений.  Размышляю об этом.(Пауза.) Сделать последнюю попытку или нет?

Аркадий. Помочь? Пригласить её? Уверен, она меня послушается. ( улыбается.)

Евгений. (испуганно.) Ты знаешь, о ком речь?

Аркадий. Конечно. Замечаю, как Аня смотрит на тебя, а ты на неё. Ваше смущение, когда за столом рядом. 

Евгений.   Думаешь, она согласится пойти со мной в кино?

Аркадий.  Согласится. Главное, ты пригласи. ( снова улыбается.) (Пауза.) У неё тоже трудная судьба. Много лет назад была серьёзно влюблена в мужчину, который отверг её чувства, этот удар тяжело пережила, очень тяжело, и с тех пор одна. Несколько коллег по работе предлагали руку и сердце, — отказала им, поскольку  твёрдо убеждена, что только любовь имеет смысл в жизни, и допускает возможность создания семьи исключительно по любви.

Евгений. Любовь с легко ранимым романтиком, поэтом,  пережившим столько крушений надежд в своём мире...  Об этом ли она мечтала?..

Аркадий.  Ты умеешь любить, а это самое важное, к тому же добрый, интеллигентный, искренний, ответственный. По-моему, вам будет прекрасно вместе.

Евгений.  Стану ли я для неё идеальным мужем?

Аркадий.  Оставайся собой, каким она полюбила тебя.

Евгений. За что полюбила?

Аркадий. Это известно только ей. Я же, как друг, могу сказать, что ценю в тебе любовь к правде, стойкость в любых обстоятельствах, способность понимать и помогать, порой жертвуя своими интересами.

Евгений. (с улыбкой.)  Я такой хороший? 

Аркадий. Ты сам всё знаешь!

Евгений.  ( с грустью.) Хороший , как снег среди лета... никто не ждёт... столько лет был снегом для любимых...

Аркадий.  Хватит о том, что было! Женя, проснись! Для Ани ты — Солнце!.. Можешь согреть её душу, как и она твою.

Евгений.  Да, я сплю... Мне уже трудно поверить, что меня полюбили...  полюбила такая необыкновенная женщина! Моя... моя любовь...

Аркадий. Ты достоин счастья, после всех страданий. Это твоя награда за стойкость.

Евгений.  Награда?  А я для неё?

Аркадий.  Подарок! (Пауза.)  На прошлый Новый год Аня к нам пришла случайно — 31 декабря Соня позвонила поздравить, но узнала, что у неё сломался телевизор, и настойчиво предложила с нами встретить праздник.

Евгений.   Она в одиночестве собиралась  встретить?

Аркадий. Да, как обычно. Уже много лет.  С подругами постепенно перестала общаться, когда у каждой из них появилась семья, и приходя в гости, замечала, что ревнуют своих  мужей к ней. Аня красивая женщина — что говорить, ты сам понимаешь, насколько она отличается от других. Только моя Соня тоже такая же необыкновенная.

Евгений. Аня загадочная, в её глазах тайна Вселенной...

Аркадий. Жень,  отключи в себе поэта хотя бы на час, увидишь всё иначе: ей нужен тот, кого она полюбила, с кем действительно интересно.

Евгений. Да, я постараюсь думать сегодня просто, как человек. Но это всё настолько сказочно, что не укладывается в голове...

Аркадий.  По-моему, идеально укладывается: вы созданы друг для друга, живёте литературой, как мы с Соней — музыкой. Только твой путь с Аней  тяжёлый, через тернии одиночества.

Евгений. Всегда думал, что у женщин
нет одиночества, они легко находят любовь.

Аркадий.  Ты же знаешь, что многие находят мужчин, но без любви, или без взаимной любви. 

Евгений.   Жестокий обман — жить вместе без искренних чувств! Предательство своей совести!

Аркадий. К сожалению, проза жизни для большинства людей. Продают совесть за то, чтобы жить, как все,  иметь жён, мужей, своё место под солнцем.

Евгений. Ложь, кругом ложь... купаются в ней, и будто бы счастливы от своей глупости! (Пауза.)  Поэтому я разочаровался в женщинах.  ( Пауза.)  До встречи с Аней... её образ — отрада для сердца, глоток воды в пустыне...

Аркадий.   Вы совпали с ней в честном отношении к миру, как мы с Соней, когда нашими поступками руководит любовь,  —  вот настоящее счастье!

Евгений.  Счастье! ( Пауза.) Победа добра над злом!

Аркадий.  Согласен. (Пауза.) Несколько лет назад один из Министерства хотел жениться на Ане. Он к ней с подарками дорогими приходил, и с ними же уходил...  Она ему отвечала: "У меня нет любви к Вам, у Вас — ко мне. Значит, мы чужие люди. Зачем жить с чужим? Когда где-то есть свой, он ждёт меня так же, как я — его."

Евгений. ( взволнованно.) А кто свой?

Аркадий.   Кого полюбит, и кто её тоже. 

Евгений.   Судьба, похоже, стала благосклонна ко мне...

Аркадий. Уверен в этом!

Евгений. Я полюбил Аню за нежность в глазах, за то, что рядом с ней оживаю,  согреваюсь, и лёд в сердце тает... (Пауза.) Но вдруг совместная жизнь разрушит всё?


Входят София и Анна, увидев, что мужчины сидят, не работают, проходят вглубь комнаты.

Анна.  Перерыв? (Идёт и садится на диван, который расположен рядом с креслом слева от рояля.)

Аркадий. Нет, мы уже завершили работу, теперь отдыхаем.

Евгений. Говорим о новых джинсах, которые мне удалось достать. Крутая вещь!

Аркадий. А ещё о книгах, которые мы купили на книжной выставке в сентябре, и только сейчас читаем.

София.  Интересно послушать ваши рассказы.( Подходит к ним, и стоит рядом с Аркадием.)

Евгений. Так мы уже закончили разговор, устали болтать. Мне пора идти, к тому же.

Аркадий. (Евгению.)  Давай с нами "Время"*** посмотришь, потом поедешь. Иначе пропустишь, пока добираешься до дома.

Евгений. Ничего! Я сейчас вне времени и политики, приятный вечер в тишине своих мыслей полезен для поэта...

Аркадий. Ещё полезнее будет подвести Анну до дома, если она согласна.

Анна. Я согласна. А Женя?

Аркадий. Мы не будем его спрашивать. Это ему задание, как тайному агенту поэзии.

Все засмеялись.

Евгений. Есть! Буду рад выполнить это поручение от одного из лучших композиторов Советского Союза и по совместительству моего лучшего друга.

Аркадий. Служу Советскому Союзу!
Счастлив от такой чести -  быть товарищем прекрасного человека и поэта, который блестяще пишет стихи на мою музыку.

Евгений. Разрешите доложить: парад умных мыслей завершён,  с фейерверком пафоса. Не без этого.(улыбается)

Аркадий. Да, среди серьёзных разговоров приятно добавить нотку юмора для настроения.

Евгений. И для спасения от грусти.

Аркадий. Конечно.

Евгений.Ну, мы пойдём. (Анне.) Пойдём!
(Аркадию и Софии.)  До свидания!
(Встаёт.)

Анна. До свидания!  ( Тоже встаёт.)

София. До свидания!

Аркадий.   До свидания! До завтра!


Евгений и Анна уходят.


Аркадий. Иду, закрою дверь.
( Сопровождает их до выхода, и возвращается, садится в кресло около рояля.)

София сидит в другом кресле.


София. Может быть,  тоже проведём этот вечер без телевизора?

Аркадий. Согласен!

София. Мы так редко вдвоём! Всё люди вокруг, дела, суета. И поговорить-то не получается, кроме доброе утро и спокойной ночи.

Аркадий. Хорошо, что в спальне одни!

София. Нет, и там не одни, - с мыслями о музыке... ( улыбается,  смотрит в глаза Аркадия.) 

Аркадий. Понимаю.

София. Пойдём в кино как-нибудь? Только мы!

Аркадий. ( улыбаясь.)  Отличная идея! (Пауза.)  На последнем ряду в зале сидеть и целоваться, как студенты...
 
София. Романтика прошлого...

Аркадий. Ну, почему же прошлого? Если хочешь,  в настоящем времени сделаем!
 
София. Хочу! Очень!

Аркадий.  Я тоже!

София.  Давай сегодня вместо музыки любимые стихи друг другу почитаем?

Аркадий. С удовольствием! 



Входит Владимир.

Владимир. Привет! У вас дверь открыта была.

Аркадий. Привет!

София.  Привет!

Аркадий.   Забыл закрыть, видимо.

Владимир.  А я мимо проходил, думаю, зайду к вам, с наступающим поздравлю, а то завтра вдруг некогда будет. Вот в подарок принёс три пластинки. ( Отдает Аркадию в руки.)

Аркадий.  Спасибо!   Мы с Соней тебе тоже приготовили подарок.

София.  Я сейчас принесу. (Уходит.)

Аркадий.  Ты с кем будешь встречать Новый год? 

Владимир.  Ещё не решил. Одному ужасно скучно, и готовить я не привык, не умею. 

Аркадий.  Есть захочешь, научишься!

Владимир. Нет, я лучше себе найду новую жену.


Входит София, в руках у неё шарф и шапка.


София. Вот это тебе от нас! ( отдаёт Владимиру.)

Владимир.  Спасибо!

Аркадий. Соня сама вязала.

Владимир. Какая красота!

София.  (Владимиру.)  Ты с друзьями на Новый год будешь?

Владимир.  Нет, у них у всех свои планы, а я в эти планы не вхожу.

Аркадий.  Может быть, к нам?

Владимир. А кто придёт?

Аркадий.  Только Женя и Аня.

Владимир. Они вместе?

София.  Нет. Аня одна, к сожалению, до сих пор.  (Пауза.)  ( Владимиру.)  Она тебе нравится?

Владимир. Не понимаю.

Аркадий.  Соня! Оставь сестру в покое!  Она давно тебе сказала, что разберётся в этом вопросе без тебя! А ты опять за старое!

София.  Я переживаю за неё! Это тебе наплевать на брата, что он один остался!

Аркадий. Правильно! Сам виноват! Что мне-то за него переживать? Большая беда — один живёт полгода!  Женя всю жизнь один, и ничего!

Владимир. Перестаньте! Я в порядке. Но с Аней хотел бы поближе пообщаться.

София. (Аркадию.) Вот видишь! Нужно помогать людям! А твой Женя — эгоист,  любит только себя!

Аркадий. (Софии.)  Вот это ты зря говоришь!  Сколько раз он нам помогал! Забыла?

София.  Помню. Он с женщинами эгоист,  и они чувствуют это.

Аркадий.  (Софии.) Нет!  (Пауза.)  Подожди,  Соня, откуда ты знаешь, какой он с женщинами?  У тебя с ним что-то было?

София.  Нет! Как ты мог подумать такое!  Эгоист по отношению к моей сестре. Влюбился в неё, всё наслаждается сочинением стихов, вместо того, чтобы жениться.  И сам видит, наверняка, что Аня тоже полюбила его. И кто он после этого? Эгоист!

Аркадий. Ну, это сложное и серьёзное дело — жениться. Нельзя торопить события. Дай им время понять, и разобраться в своих желаниях.

София. А что тут разбираться!  Твой Женя любит по-настоящему только стихи! Женщина для него всего лишь Муза!

Аркадий.  Муза — это тоже прекрасно.

София. Вот поэтому пусть Аня для Жени будет Музой, а с Володей жить будет.

Аркадий. ( Владимиру.) За всех решает!  Хочет пристроить всех в хорошие руки...
Ты сам-то как считаешь,  кто с кем должен быть?

Владимир.  Ну, я не знаю... Но с Аней можно. Отчего же нельзя?  Она готовить умеет?

София.  Очень хорошо готовит!

Владимир. Тогда всё в порядке.

Аркадий. Что в порядке?  Твоя бывшая жена не готовила?

Владимир.  Готовила.

Аркадий.  Просто ты её не любил и она тебя! Скажи правду! Так зачем повторять свои ошибки? Ты не любишь Аню. 

Владимир.  Ну, вдруг полюблю.

Аркадий.  Вряд ли! К тому же, Аня любит Женю. Поэтому у тебя нет шансов!

София. (Аркадию.)  Пусть попробует.  Они свободные люди, имеют право выбора.


 Аркадий.  Что тут пробовать!  Нечего! Говорю вам, что лучше не надо...

Владимир.  Я приду всё- таки завтра к вам?

София. Конечно, приходи!

Аркадий. Приходи, приходи, Володя, только без глупостей!  Не мешай Ане и Жене!  Обещаешь?

Владимир.  Посмотрим!  Пойду домой. До свидания!


Владимир уходит.


Аркадий.  Может быть, всё- таки не стоит вмешиваться в жизнь других людей?

София.  Если бы они чужие были, другое
дело.  Но это моя сестра и твой брат. И, значит,  нужно помочь им!

Аркадий.  Чем ты поможешь? 

София.  Подсказать что-то...



Входит Александр.


Александр.  Привет!  ( подходит, обнимает вначале Софию, потом Аркадия.)

Аркадий. Привет!

София.  Привет, Саша. Кушать будешь? Наверное, не ел ничего.

Александр.  Нет, не хочу. В столовой ел, а потом дома. Вещи кое-какие забрать приехал.

Аркадий.  Завтра во сколько тебя ждать?

Александр.  Вечером,  часов в десять.

София.  А чем ты занимаешься в свободное от учёбы время?

Александр.  Книги читаю, с друзьями в кино иногда ходим.

Аркадий.  Ну, как, нравится  жить отдельно? 

Александр.  Очень нравится! У вас же постоянно гости,  музыка... Мне мешает всё это. Но я даже счастлив,  что живу один, как взрослый, как дядя Женя, например, сам себе хозяин...

Аркадий.  Между прочим, дядя Женя уже перестал радоваться одиночеству, устал от него.

Александр.  А почему он не женился, как ты?

Аркадий.  Мне повезло с твоей мамой,  мы встретились и полюбили друг друга.   Ему  не повезло просто.

София.  Скажи правду сыну: женщина для него всего лишь Муза!

Аркадий.   Нет! Я лучше знаю!

   
София.  Конечно, ты будешь защищать его в любом случае.

Аркадий.  Буду,  потому что защищаю правду! Он много раз хотел уже жениться, но не получилось. Помнишь  роман Жени с актрисой пять лет назад? Она отказалась от его предложения.

София. Нашёл кого любить! Актрису!

Аркадий. Сердцу не прикажешь!..

София.  Вот с этим не спорю, но всё же за столько лет ни разу не жениться...

Аркадий. Ты чему сына учишь? Ему учиться надо, а он сидит и слушает про любовь и про жениться...

София. Он умный мальчик, понимает, что ему ещё рано. Да, Саша?

Александр.  Да, мама, понимаю.

Аркадий.  Зарядку делаешь по утрам? Не ленишься?

Александр.  Делаю.

София. Цветы на окошке поливаешь?

Александр. Поливаю. Только зачем они там нужны?

София.  Они обогащают воздух кислородом.  Неужели не знаешь?

Александр. Забыл. (Пауза.)  Ну, я пойду?
 
Аркадий.   Иди. До завтра!

София.  До завтра! 

Александр.  До завтра! (Уходит.)



Аркадий. А любовь обогащает жизнь счастьем...    Ну, что? Вернёмся к стихам? Кто начинает?

София. Кто смелее!

Аркадий. Значит, я! 

Люблю тебя, давно люблю...
И в этом жизнь, и в этом смысл...
Как в праздник над Москвой салют,
Когда обнявшись, смотрим мы

Вновь в День Победы в Небо, вверх,
В воспоминаньях грусть и боль,
За Родину гордость, — чувств фейерверк...
Подняв бокал, вдвоём с тобой

За счастье на Земле давай
Тост скажем главный: миру — мир!
Зелёной быть должна трава,
Задумано Творцом самим:

Природа дивной красоты,
Где нет войны, ни грамма зла,
И помыслы людей чисты!
Любовь Вселенную спасла...****

София.  Прекрасно!  Кто автор?

Аркадий. Женя написал недавно.

София. Даже не знаю, что в ответ прочитать...

Аркадий. Тогда  пойдём? В спальне удобнее читать...

София. Пойдём! И книги там рядом, чтобы выбрать, что хочется.


(Книжный шкаф находится в спальне.)



Уходят.




* Вся жизнь поэта — мысли, чувства... – мои стихи.

**Письмо с фронта — мои стихи.

***"Время" - информационная программа на телевидении.

**** Люблю тебя, давно люблю — мои стихи.


Рецензии