И сияющая прозрачность воздуха...

Друзья!

Мне всегда нравились и нравятся по сей день пришвинские миниатюры, собранные в книге "Лесная капель".Её я прочитал в классе восьмом Сотринской среднеобразовательной школы, что до сих пор существует в посёлке Красноглинном, Серовского района, Свердловской области. Предложил книгу учитель немецкого языка А.,ходивший  в морозы в валенках и шапке-ушанке. Он,видимо, сам любил произведения М.М.Пришвина!
А потом в моих руках оказались  поэтические "Записки охотника" И.С.Тургенева.
Из Сети.

"...Как это ни парадоксально звучит, но если вглядеться, вернее, вчитаться, то мы увидим, что поэзия, в ее прямом понимании нередко более присутствует в произведении писателей, то есть прозаиков, чем у «профессиональных поэтов», пусть и не в привыкшей для нас читателей в ее «прозаической» форме подачи. Напрашивается вопрос, а почему так? Ответ прост – поэзия заключается не в всегда только через форму (рифма, ритмика стиха, лирика и т.д.), а в богатом полотне образности, богатстве особой метафоричности авторской мысли, умении автора вызвать в душе читательской аудитории отклик, глубину эмоционального сопереживания, умения прочувствовать ее во всей глубине и сложности. В этой небольшой подборке я приведу примеры, если так можно сказать одного из гениев «поэтичных прозаиков». Разумеется, что кто-то будет согласен, а кто - нет, но это так. Вот, например один из наиболее, на мой взгляд, поэтичных прозаиков – Иван Сергеевич Тургенев. Разве это кусочек текста не поэзия в ее чистом виде?
«Вид был, точно, чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля. Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте». Прекрасно не правда ли?!!
Согласитесь, что этот словесный рисунок данной картины и есть, по сути, поэзия, поданная нам пусть не в ее традиционной ритмической (рифмованной форме). Кстати Иван Тургенев более чем поэт или, просто, писатель – это творец синтеза, умелец соединять поэзию и прозу так органично, что порой трудно отличать одно от другого. Как сегодня бы сказали - мастер коннотации. Читаем далее, отрывок из популярного произведения классика «Отцы и дети», где автор удачно переплетает утонченные картины природы с не менее утонченными нюансами психологии человеческих чувств. Именно такой «синтез» и помогает читателю более точно понимать и воспринимать замысел великого писателя. Итак: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча, перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах».
Приведенные мною примеры – только малая толика того, что «разлито» на страницах этого гения поэзии, выраженной через прозу. Если честно признаться, то многие из нас считают поэзией только то, что срифмовано, что подано в форме стиха, но мало вникают в описание поэзии именно через прозу в ее особом поэтическом виде. То есть поэзию, которая требует соощущений, эмпатии, умения порой через сложную поэтическую метафору не столько разглядеть, сколько прочувствовать ее сущность. Наверное поэтому кто-то просто пропускает в романах, повестях рассказах места поэтического характера, а кто-то с наслаждением их читает и перечитывает".https://zen.yandex.ru/
...Да, не всякий наслаждается поэзией и музыкой русского слова,образующего  чудеснейший  язык в мире!
Люблю его, великий и могучий,песенный и народный! Сам пишу, во многом подражая Пришвину и  Тургеневу! Это замечали некоторые мои чуткие редакторы и читатели!
Спасибо вам, дорогие соотечественники!

Вл.Назаров

************
1.Тропами осени

Над краем леса взошла какая-то чужая, медно-красная луна. Но через полчаса ее багровый цвет превратился в оранжевый, а еще через час ущербная, неправильной формы луна залила лес привычным холодным, серебристым светом,
Я вернулся в охотничью избушку. Печь уже приятно обдавала теплом, мой приятель похрапывал на нарах. Светлый квадрат окошка отпечатался на замшелой бревенчатой стене.
Лежа на пружинистых, смолисто-опьяняющих еловых ветках, я чутко прислушивался к звукам октябрьской ночи. Но сон постепенно сомкнул веки...
Рано утром, захватив ружья и припасы, мы вышли на охоту. Было сумрачно, прохладно, иней осыпал намокшую от дождей траву и прелые листья. Утренний заморозок предвещал неплохую погоду. Становилось все светлее, и вдруг мы заметили на высоких лиственницах, четко вырисовывавшихся над лесом, черные, силуэты птиц. Это были тетерева.
Видимо, с утра пораньше они решили утолить голод сладкой и мягкой лиственничной хвоей, которая служит им в это время года деликатесом.
Но чуткие птицы не подпустили близко охотников: одна за другой они снялись с деревьев и исчезли. Через некоторое время с севера стала надвигаться огромная лиловая туча и скоро закрыла чуть не все небо. Сделалось темно, мрачно. Пошел мелкий, как изморось, дождь.
Еще несколько часов бродили мы по лесу, тщетно напрягая зрение и слух.
наконец вышли на опушку березовой рощи. Поздний октябрьский денек едва выбрался из-под тяжелых. сырых туч, зябко стыла земля. Иногда вместе с дождем пролетали «белые мухи». Они мелькали все чаще, загораживая горизонт, и в их мельтешащей кутерьме пропадало дальнее поле и одинокое дерево на противоположном конце пахоты. Снег облеплял кусты, пни, стволы, наши лица, таял на вороненой стали ружейных стволов, глушил звуки и запахи.
— Зима... уныло протянул мой спутник, — скорей бы уж домой да в теплую ванну. А то — бр-р!..
Все утро мы бродили в неуютном, насквозь промокшем лесу и сами до нитки вымокли, так что было уже не до дичи. Да и где ее найдешь в этакой сумятице! Рябчики, тетерева, зайцы — вся живность попряталась, затаилась, пережидая непогоду. В десяти шагах пройдешь от птицы, а не заметишь. Рябчик сидит тихо, прижавшись всем тельцем к стволу или толстому суку, пестрая окраска его перьев делает незаметным обитателя сосновых и еловых боров.
Так мы шли вдоль опушки,опустив глаза долу, защищаясь, как могли, от снежных зарядов. И вдруг словно белый комок снега покатился из-под ног по косогору.
—Заяц, держи! — вскричал мой товарищ, уже отчаявшийся кого-либо встретить в своих скитаниях по тропам, тропинкам, чащам и даже болотам. Но пока он сдергивал с плеча ружье, пока метился, живая мишень растворилась в мутно-серой мгле. Выстрел все же грянул, от сизого дымного облачка защипало в носу.
— Лиса, видно, выгнала косого с лежки, — заговорил с заметным огорчением мой спутник, когда после безуспешных  убитого зайца  мы снова побрели в направлении города,-иначе зачем бы он тут шастал под ногами? Душу только растравил... 

Было от чего огорчаться. И всё же эта осенняя ночь, прохладное утро и хмурый день не пропали даром — с нами осталась грустная красота поздней осени и эти молчаливые пространства, и опустевшие леса, и внезапный снегопад, и этот заяц, которому не сидится в своем убежище даже в такую погоду.

В. НАЗАРОВ.
Газета "Тагильский рабочий".
1975 год

2.ФАРФОРОВЫЕ ЧАШЕЧКИ

Среди тысяч растений России ландыши — элита. Это выражается во многом: удивительном изяществе, тонкой красоте, непостижимой соразмерности всех частей цветущего ландыша. На него хотели бы походить многие — грушанка. купена, но никто из них
не достиг такого совершенства формы и линий.
Чувство очевидной исключительности и непохожести ни на что другое испытывает человек с поэтической душой, останавливаясь перед волшебной веточкой ландыша, расцветшего  в зеленоватой еловой тени.Писатель Владимир Солоухин сравнивал его с самым верным и приближённым рыцарем лилии-царицы в цветочном царстве. Но увидеть изящную кисточку цветов ландыша в лесу, увы, может далеко не каждый. Ботаники утверждают, что в лучшем случае один цветущий ландыш попадается на сотню нецветущих  и это связано  со способом  размножения удивительного растения. Если раскопать почву вкруг стебля ландыша, то видно, как во все  стороны расходятся тонкие белые шнуры, местами дающие бороды белых корешков.
А. В. Кожевников в книге «Весна и осень в жизни растений» пишет: «Это корневища ландыша, представляющие собой подземные стебли. Образуя под землей мощную сетку, они соединяют друг с другом довольно далеко отстающие стебли, в результате чего большое количество ландышей оказывается в действительности одним сильно разросшимся экземпляром...Мы видим, таким образом, что ландыш проходит интересную подземную жизнь".

Да, первый год жизни растения целиком проходит под землей, здесь же постоянно находятся подземные стебли ландыша, живущие много лет подряд,в то время как надземные побеги существуют лишь в течение нескольких летних месяцев.
И цветы для ландыша по существу — чистое искусство! «Не потому ли они так прекрасны?». — восклицает В. Солоухин.
Читатели знают, что ландыш ядовит, но это лекарственное растение, помогающее сердечникам. И мало кто задумывается над тем, а сколько душевного здоровья приносят нам лесные цветы. И среди них — прекрасный и совершенный образец вдохновенного творчества природы — ландыш.
...Еще Михаил Пришвин сказал: «Конечно, можно и ландыш описать, но только надо знать, что до конца его все равно не опишешь». Не берусь за это занятие и я, уступив лавры Владимиру Солоухину (смотри его великолепную повесть «Трава»).

Н. ТАЙГИН (псевдоним В.Назарова)
Газета "Нефтеюганский рабочий"
 1990-е годы.

3.В сентябре- по грибы

В лесах — осень.
Но в солнечные деньки, взяв корзинку, хорошо отправиться на тихие лесные поляны, по краям которых стоят светло- желтые березы.
Нет больше птиц. Услышишь только грустное теньканье синицы, да из глубины зарослей  вдруг вспорхнет испуганный рябчик, который лакомился там ягодами. Изредка до слуха донесутся ослабленные расстоянием голоса людей. Это те, кого не смогла задержать работа на огороде и в саду, и теперь они бродят, собирая последние дары лета.
Проглянет из травы подсохшая ягода земляники, кроваво-красно сверкнет в солнечном луче кустик брусники. В темных борах, наклонившись, можно увидеть крупные синевато-черные шарики черники. Большими гроздьями висят ягоды рябины. Они еще не совсем созрели, их время впереди, после заморозков. Тогда они станут мягкими, сладковато-кислыми. Собирай, да вари варенье!
По опушкам полян, в осиновых зарослях задумчиво и важно стоят последние грибы — красноголовики. Они появились на свет недавно — молоденькие, на крепких толстых ножках. Березы и осины понемногу роняют к подножью свой наряд. Желтые листья медленно опускаются рядом с грибами. Грустно сознавать, что через две-три недели здесь ничего не будет, кроме пышного покрова мертвых листьев. Но пока грибы стоят, и ты любуешься их неброской красотой. Потом осторожно подрезаешь под корешок и кладешь в корзинку, на дне которой уже лежат сухие сосновые иглы, горсточка мягких и сладких плодов шиповника, красная гроздь рябины, широкий папоротниковый лист. Все это ты собрал по пути, продираясь сквозь чащи, пока не набрел на солнечные полянки, где ожидают грибы. Их немного. Они — последние могикане многочисленного и щедрого грибного племени, которое некогда обитало здесь. Может быть, поэтому они так грустны и одиноки и прячутся от постороннего взгляда в жесткой траве, в подстилке из опавших листьев.
После полудня небо затягивается облаками, начинает накрапывать мелкий дождь. Но в корзинке твоей уже лежат два десятка чудесных красноголовиков. Пора собираться домой. Тихие шорохи дождевых капель, печальный свист синицы, задумчивое бормотанье древесных крон, винный запах прелой листвы — все это хочется увести с собой, навсегда запечатлеть в душе.

В.Назаров
Газета "Кировградский рабочий"
Сентябрь 1976 года.

4.СЕВЕРНАЯ ОРХИДЕЯ
...Ранняя весна. В голом и хмуром лесу робко поют птицы. Расцветает желтыми барашкамн верба. Всюду талая вода. Сквозь прелую прошлогоднюю листву пробиваются зеленые стрелки травы.
Выхожу на взгорок Солнце на несколько минут пробивает плотную пелену облаков, и тут моему взору предстает во всем великолепии нежно пламенеющий куст волчьего лыка. Он разросся на воле, раскидист и высок. Каждая веточка облеплена лилово-
розовыми цветками, на концах веточек — пучки продолговатых зеленых листьев.
Странное зрелище представляет собой такой огромный куст, ведь обычно волчье лыко торчит из земли одинокими прутиками, реже по два-три искривленных стволика.
Будто бы какой-то неизвестный садовод славно потрудился над растением, сделав из него настоящий шедевр искусства. А кроме нежных красок и необычной формы тот художник ешё даровал волчьему лыку изумительный запах. Он необыкновенно свеж и несколько горек, при долгом вдыхании начинает от него кружить голову. Лыко сильно ядовито, и когда поспевают на кусту лаковые ярко- красные округлые ягоды, они привлекают внимание грибников, ягодников Не вздумайте лакомиться — отравитесь!
Волчье лыко не похоже ни на какие другие кустарники России, не зря зовут его северной орхидеей. Я не раз приносил этот весенний цветок домой, в вазе с водой лыко долго не вянет, источая слабый горьковато - таинственный запах. Сравнить его я не могу ни с каким другим, хотя будь изготовлены духи «а ля волчье лыко», они пользовались бы особой любовью ценителей
изящного и прекрасного.
В фотоальбомах, в книгах о природе разных авторов почти всегда представлено это оригинальное растение, один из символов весеннего обновления природы. Наряду с такими первоцветами. как сон - трава, медуница и другие. Немало и я фотографировал волчье лыко, есть у меня отличные слайды цветущих кустов северной орхидеи. Хорошо зимой достать из шкафа диапроектор в увидеть на белом экране волшебство и гармонию красок пробуждающейся природы.

Н. ТАЙГИН (псевдоним В.Назарова).
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1990-е годы


Рецензии