Клод Моне. Серия Венеция

    КЛОД МОНЕ . Палаццо Дукале. 1908г 81х100см холст/масло
Metropolitan Museum of Art, New York

         Полотна Моне , написанные во время его единственного путешествия в Венецию , осенью 1908 года, являются одними из популярных и известных  его произведений искусства. Тем не менее, их количество относительно невелико: 37 полотен с десятками разных видов, снятых на небольшом расстоянии друг от друга.

    "Хотя я с энтузиазмом отношусь к Венеции, и хотя я запустил несколько холстов, я боюсь, что вернусь только к тем начинаниям, которые будут для меня всего лишь сувенирами" .Моне написал продавцу искусства Гастону Бернхайму 25 октября.

       Покидая Живерни, Моне не знал, захочет ли он рисовать в Венеции. Возможно, он не хотел иметь дело с темой, которую другие уже рисовали так много раз. Чтобы не стесняться работать, если он выбрал, он отправил свои материалы для живописи вперед. Как только он увидел город, Моне был "охваченный Венецией".

    После нескольких дней в поисках мест он почувствовал желание нарисовать. Набор венецианских пейзажей, которые он осознал, можно рассматривать как фотографии, которые турист хотел бы принести домой. Он сосредоточился на известных достопримечательностях рядом с Гранд-канал Дворец дожей а также Сан Джорджио (который мог быть рассмотрен из его жилья) или да Мула Палас- или на таких типичных пейзажах, как Рио де ла Салют .Постепенно пребывание превратилось в настоящую кампанию рисования, как и многие кампании, которые он проводил раньше.

     Моне, художник воды и памятников, испытал шок от встречи с городом, который объединяет оба. Моне было 68 лет, когда он открыл Венецию. Он уже был в Италии, но не дальше, чем Бордигера на Ривьере.
    Возможность, предоставленная приглашением его английского друга Мэри Хантер, убедила его совершить поездку. Он и его жена останутся во дворце Барбаро на Большом канале. Поездка наполнила его жену Алису радостью: обычно они не уходили далеко от Живерни, где Моне в течение пяти лет изучал секреты своих водяных лилий.

       Алиса, у нас есть все подробности об их пребывании в Италии, потому что она ежедневно писала своей дочери Жермен Салеру. Эта переписка была опубликована в 1986 году внуком Жермена Салеру (Филипп Пиге, Моне и Венеция, опубликованные Гершером). Моне и Алиса  прибыли в Венецию на поезде 1 октября 1908 года.


   Позже они  поселились в Гранд Отеле Британия, потому что Моне начал рисовать чудесные вещи "под восхищенными глазами своей жены. Полный энтузиазма благодаря хорошей погоде он каждый день запускал новые полотна. Утром расписание не менялось, днем Моне рисовал"на канале", а после этого через окно отеля."Вид из нашего окна изумительный. Вы не могли мечтать о чем-то более прекрасном, и это все для Моне." Моне ценил комфорт отеля и его" электрическое освещение". Это магия! Моне может видеть свои полотна - это вкусно и заставляет вас желать, чтобы оно было у вас дома". По возвращении им будет установлено электричество в Живерни.

       Алиса была "рада видеть Моне таким страстным, делать такие прекрасные вещи, и - между вами и мной - нечто иное, чем те же старые водяные лилии". Только холод заставил Моне сдаться, несмотря на шубу, любезно предоставленную Луи Астон Найтом, молодым американским художником, живущим в Ролбуазе около Живерни, с которым они случайно встретились в отеле.

    3 декабря Моне нарисовал финал Эскиз с изображением гондолы. Они уехали 7 декабря, через десять недель после прибытия, чтобы никогда не возвращаться. Вскоре после этого здоровье Алисы стало ухудшаться, и она умерла в 1911 году. Моне долго ждал, прежде чем закончить полотна в своей студии.

     На самом деле он начал их дорабатывать в ноябре 1910 года. Но он так и не ретушил последнюю, гондолу, которую подарил своему другу Жоржу Клемансо. Теперь его можно увидеть в Музее изобразительных искусств в Нант (Франция).

    Двадцать девять полотен были выставлены в галерее Бернхейм-Жюн в Париже, через четыре года после поездки, в 1912 году. Выставка имела огромный успех, судя по прекрасном отзыве Поля Синьяка .
 
    «Я имел удовольствие видеть большую часть ваших новейших произведений. Перед вашей« Венецией », перед замечательной интерпретацией этих мотивов, которые я так хорошо знаю, я почувствовал эмоции, которые была такими же полными и сильными, как и те, что я почувствовал в 1879 году, перед вашими «Станциями», вашими «Улицами, украшенными флагами», вашими «Цветущими деревьями», которые мотивировали мою карьеру… Моне  меня тронул. Я всегда извлекал из этого урок, и когда я был полный сомнений и уныния, Моне служил мне как друг и гид.  Я восхищаюсь серией "Венеция", как высшим выражением вашего искусства ».


Рецензии