Красной рябины горькую кисть...

         ОКТЯБРЬСКИЕ ИДЫ
         -------------------------               

                Красною кистью
                Рябина зажглась.
               
                Падали листья.
                Я родилась. (М.Ц.)               

Навеяло... Цветаевским днем рождения, смелостью суждений дилетантов и жертв ЕГЭ о судьбах гениев вне контекста истории и вообще - женскими судьбами нашей многострадальной Отчизны, и многим другим из сегодняшних впечатлений инетных... на фоне Эпохи Коронавируса Совести и всеобщего Хаоса...

Кто б сомневался, что  дай только повод (а о ней, Марине,  у меня море всего в разных альбомах), каждый из мимо проходящих посчитает нужным выказать свою осведомленность.  Многие и правда, любят, знают, читают. Но когда  подобные комменты...   сейчас - неподъемно.  И завязать бы нужно со всем, что называется "соцсети-форумы", но... "У меня нет для вас других писателей". Да и читателей тоже. Да и нужно б оно мне все это было, если бы!.. Не стану радовать недображелателей...

"Слышали звон", испорченый телефон, клиповое сознание?.. - "Ширше-глыбже"... Объемней. Обо всем.

Но мне сейчас самое время, чтоб,  как говорило одно духовное лицо...(Молчи, грусть, молчи! Курская аномалия вечна, возвращаясь к вчерашним "баранам"... Если исчезнет, то  только вместе  со всем миром...)... Не обо мне, само собой, это не моя тема. И конфессия не моя. Мы с ним даже лично не общались. По радио,  отвечая на вопрос какой-то истово  постигающей основы(не помню суть  ее вопроса, но ответ у нас "среди посвященных" цитируется(чего проще -  любую хрень так объяснить, если еврейский заговор не подходит к даннй ситуации): "Она колдовка! Колдовка!"

  "А вокруг Средевековье, мракобесие и джаз!..." Последнее слово  - лучшее из этого списка. "Легкой джазовой походкой" от...всего этого ушла  б я в Осень.."  Хорошо, что у нас не жгут на кострах(не говори гоп, хорошо б не застать!) - Любочку Захарченко, светлейшую, мудрейшую, прелестную, тоже почему-то называли ведьмой, правда, белой. Наверное, из-за ее свообразной сказочной внешности...

Нат. В.:
Прекрасные, гениальные стихи.. Но отношение Цветаевой например к дочери? Я, когда её слушаю, вспоминаю её дочь и мне страшно...


  ...Мне тоже страшно. На  что  я потратила свою  единствную жизнь, "просветительница-толковательнца" земли русской(курской), умягчительница злых, неискренних  сердец! Равнодушных или пустых! Почему ТАК распорядилась  Судьба?  И это про ВСЕ.
"Как осознать бесконечность пространства, если куда не подашься - Стена!" (Каплашино). И ОТНЮДЬ не о литературе и соцсетях речь...Они просто показали и мир, и себя в  нем со стороны. Люди, ау! И сейчас даже  не о благостных моих очерках, от которых не то, чтоб совсем отрекаюсь, но... 

Процитирую  свой коммент (из серии: "в глаз  попало")в блоге одной "книжной авантюристки", открывающей мир литературы и поэзии(что хорошо) и "популизирующей" ее для таких же с помощью  сомнительных источников (что безобразие):
- Читайте мемуары, дневники: современников, ее самой, Ариадны, Мура, сестры Анастасии, интереснейшие книги цветаеведов, а не блоги ("Факты":"1, 2, 3!.." двоечники! Знайте историю, литературу в контексте истории, отличайте стихи от подделок! Как страшно с жертвами ЕГЭ! "Разборы полетов" гениев они делают!


 Будто в издевку, кто-то в ленте (ему-то откуда знать о моих  сложных ассоциативных связях!) тут же   выставил неизвестный  графический портрет земляка Асеева...
Как упрощеннно  трактует большинство  причины   ее ухода. Даже весьма начитанные   гуманитарии. Политизированно, скажем так.  Будто ее рукописное заявление с просьбой принять посудомойкой  и отказ  ведающего  всем этим - не являлось актом  простого  человеческого равнодушия, а  не ... Иначе придется перессказывать биографию семьи Цветаевых-Эфрон... Ее кому надо - знает, а кто нет - прочтет. Да и вообще... ее коллеги по писательскому цеху... Будто они когда-то были другие. (Исключения приятные  правило только подтверждают).  Даже крупные литераторы. Даже тот из них, кто  с лирическим анамнезом  в прошлом. У Пастернака было в это время достаточно своих проблем и лирического в реале.

 А наш Николай Асеев - без всякой такой  лирики... Любимая жена Ксения Синякова — одна из пяти харьковских сестёр Синяковых, «муз русского футуризма». «За косы её золотые, за плечи её молодые»... Любимые жены живут долго. И даже  в статусе вдов уже. Ксения - так почти целое столетий - век... Человек своего времени во всем. Да простит меня главная улица родного города с библиотекой его  имени... Нашла кому  М.И. поручить судьбу Мура после себя!.. ("А мои-то куряне!..") Помыкался немного в детдоме - и фронт, гибель... Как у большинства сверстников... Как у обоих моих родных дядей  и многих  двоюродных и троюродных. Как у каждого третьего мальчика, рожденного в середине 20-х. "Дорогой Николай Николаевич! <…>
Умоляю Вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился.
....
А меня - простите. Не вынесла.
М.Ц.
Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у вас.
Уедите - увезите с собою.
Не бросайте!"

Георгий прожил у Асеевых десять дней, потом Н.Н. определил его в детский приют.

"Я год уже (приблизительно) ищу глазами — крюк..." (М.Ц. в письме мужу  Сергею Эфрону в сентябре 1940-го)...

Она надорвалась. Мозг и психика уже не выдерживали... (Чего только не крутили на эту тему в эпоху разгула таблоидов!)

А мужики... У них всегда есть возможность скинуть с себя неподъемное.
Впрочем, это  так поэтично и по-мужски:  "пистолет-петля" ... И Маяковский: "Товарищ правительство... "  Если б не Лиля (это во многом  ее заслуга - его посмертная слава, и издания книг, и музей...) Умная активная, жизнелюбивая ЛЮБ! (В соцсетях непременно надо было б добавить: "тему не развиваю, и ни с кем не спорю") А про тех, о ком он просил позаботиться...  Вероничка-то не на что не претендовала, ей хватило -  сцены в его квартире на Лубянском проезде ... Остальные.. Не все так просто было, на поверку... Верю только письмам-документам  и четким совпадениям   в  воспоминаниях разных современников... А то б и там -  ток-шоу Малахова...

А  Нежно-оттепельный (про стихи), а потом совсем на себя не похожий, рано постаревший, с одуловатым лицом (Ах, ты палуба, палуба!) Шпаликов... "Покидаю вас и покидываю. Дорогие мои, всего! Все прощание — в одиночку. Напоследок — не верещать. Завещаю вам только дочку. - Больше нечего завещать..."
И дочка, так рано стала похожа на него, в конце его жизни... Такая красивая счастливая семья на снимке 60-х...  Геннадий, Инна, маленькая Даша... Ох, какие страшные судьбы лучших у нас в Отчизне!

Но мужики свои тонкие творческие  души умягчали как могли, и считали себя вправе распоряжаться  своими жизнями по своему усмотрению...

А женщины... Марина... Это долго... и читайте матчасть!

 Друнина... Ну, там и жизнь была прожита не такая уж короткая, красивая, женская, умная,  хоть и трудная, с военной юности начиная...

"Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!" Это был 1997-й. Но ей было кому поручить открыть гараж, в котором она заснула навеки в своей машине... Надежный человек, наверное, был ее зять, муж ее дочки...


О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О черная гора,
Затмившая – весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
С волками площадей
Отказываюсь – жить.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
15 марта – 11 мая 1939


 "...Если бы меня теперь спросили, как я вижу рай, я бы ответила - как возможность " не быть"... - написала одна очень сильная женщина в своем блоге. (Я иногда читала ее: во многом, типичная для поколения,  женская судьба, осложненная особенностями, выбивающейся из стаи, белой вороны.  Добрая. Сильная. Не терпящая несправедливость. Бросающаяся за нее в бой. И как следствие или по судьбе - перманентно - "вечный бой..." Плюс реалии времени... Она так выживала  последние годы, со всей искренностью делясь со всем миром... Я с ней не знакома. Тезка. Москвичка. Но она мне сестра по разуму и по душе.               
  Цитирую: "Последнее время у  меня начисто пропала охота спасать человечество. Это дурацкое желание портило мне жизнь с детства..." (Меня тоже упрекнули уже сейчас именно этими словами - про "человечество". Мол, жаль ту юную дурочку, которая собиралась спасать человечество. Никогда так масштабно не мыслила... "Не идейная" я. Нет, это было просто естественной потребностью (как и  у той, цитруемой,  и  немногих  других раритетных, как жизнь показала,  "тезок по разуму и по душе": ОТДАВАТЬ).

  Как жалко всегда мне было наших баб! Теперь не всех. Избранных. Сильных. И умных. Женщин. Настоящих.  После моих Бабских полос и  авторской  женской газеты прошло не так много времени, но... Оптимизм, с которым я их и себя уговаривала в конце каждого тематического номера, мягко говоря, оказался несостоятелен. И не потому, что у  нового поколения другие представления об основных   общечеловеческих ценностях - это все (вспоминая пионервожатство)- символика и атрибутика... Просто (это уже немного о другом. И "сейчас не об этом").

И... "если бы не Жызнь!..."(к слову,  о давешнем - эпопее писательской), моя "Человеческая комедия" называлась бы проще, чем у Бальзака "Женщины начинают и проигрывают в мире, где так мало Мужчин..."


Рецензии