О лезгинских кварталах села Тала

О лезгинских кварталах села Тала и об происхождении генерала Араблинского


После окончания Кавказской войны вышла работа исследователя А. Посербского «Очерк Закатальского округа» («Кавказский календарь», 1866 год, г. Тифлис). В ней говорится, что первоначальным населением Закатальского округа были албанцы. После ухода албанцев пришли грузины. Ко временам несколько более поздним, относит А.Ф. Посербский поселение дагестанцев на склонах горы Гомзогор и создание ими там нескольких тухумов, а затем появились и тюркоязычные мугалы, потомки азиатских монголов, причём это имело место в эпоху Тимура (ум. 1405) и его кавказских походов, то есть на рубеже XIV–XV вв. Местом расселения их по словам А. Посербского, являлась в те времена предгорная — в первую очередь южная — часть Округа, в том числе входы в ущелья, что позволяло контролировать главные пути, ведущие в Дагестан. После разорения Кахетинского царства иранским шахом Аббасом, что имело место, как известно, в начале XVII в., лезгины, пишет А. Посербский, спустились вниз и обосновались в предгорьях, вытеснив оттуда грузин и мугалов, которые оказались вынужденными, таким образом, передвинуться ближе к Алазани.


В 1870 г. издал свою объемистую статью «Природа и люди Закатальского округа» А.И. фон-Плотто. Написана была она с учётом предыдущих публикаций, на базе устных преданий, имевших тогда хождение в джаро-белоканском и илисуйском участках, а также — иноземных, прежде всего грузинских, письменных источников. А.И. фон-Плотто пишет, что территория Закатальского округа входила в состав Кахетинского царства, где была она с XV в. представлена двумя эриставствами, которые назывались: одно «Джарским», а другое «Кахским». «Господствующим народом» были грузины, но жили на землях Округа и мугалы, причем как минимум со времён вышеупомянутого эмира Тимура (ум. 1405). Дагестанские горцы стали тут предпринимать грабительские нашествия на Кахетию и при этом добивались в ряде случаев успеха благодаря «поселённым» там ранее «землякам» своим. Под последними же автор подразумевает, по-видимому, тех дагестанцев, которые в «глубокой древности» основали вышеупомянутый населенный пункт на Гомзогоре и, возможно, тех, кого царь Леван Кахетинский поселил в первой половине XVI в. над современным аварским сел. Тала (ныне сёла Ашага-Тала и Юхари-Тала — оба в современном Закатальском районе Азербайджана). После походов шаха Аббаса, лезгины Южного Дагестана заселяют Джарское ущелье, в результате чего кахетинцы вынуждены были бросить свои обители, и переселиться ближе к Алазани. Таким образом, «господство» дагестаноязычного населения на джаро-белоканском участке, по мнению А.И. фон-Плотто, началось с XVII в.


Обращаясь затем к территории Кахского района, А.И. фон Плотто первым делом излагает известную через М.А. Коцебу (1789–1861) версию происхождения илисуйских султанов — от грузинского эристава, который принял ислам, за что победоносные лезгины признали его в качестве султана. А.И. фон-Плотто не счёл, однако, возможным игнорировать предания, имевшие тогда хождение среди части населения Кахского района. По рассказам кахцев, по этническим корням, видимо, цахурцев, и прежде всего почтенного ал-Хаджжи Баба-эфенди ал-Кахи, — они, кстати, частично восходили к арабоязычной «Истории Цахура» («Цахур наме»), составленной Аллах-Верди аз-Захури, — в давние времена в предгорной части участка главным населённым пунктом грузин был «город» Ках, который, однако, назывался тогда «Тургай». Тем временем в южнодагестанских горах возвысился Цахур, где народ избрал себе «повелителей», причём из своей среды, от которых и происходят илисуйские султаны XVIII–XIX вв.


Цахурцы начали тут мигрировать в Закавказье, и первым населённым пунктом, который они основали там, был Сарыбаш (цахур. Sarvagel, ныне в Кахском районе современного Азербайджана). Произошло это примерно в 1-й половине 60-х годов XVI в. (именно в то время иранский Шах Тахмасп I выпустил фирман, на основании которого Ади-Курклу-бек аз-Захури получил право на сбор повинностей с селений Кахского района). Затем, примерно в начале XVIII в., по рассказам кахских мусульман, часть жителей Сарыбаша, вместе со своими беками-аристократами, продвинулись вниз по ущелью и основала в подходящем месте селение Илису (цахур. ;lisu — селение в современном Кахском районе Азербайджана. Являлось центром Илисуйского султаната, позднее входило в состав Закатальского округа). Здесь, однако, нельзя умолчать о том, что, согласно грузинским и дагестанским письменным источникам, Илису существовало уже в пределах XIV–XV вв., а возможно и раньше. По мере своего продвижения к предгорьям Закавказья, цахурцы, и те, кто ещё в горах Южного Дагестана вошли в ряды их «союзников», нападали время от времени на грузин, в результате чего последние «принуждены» были уйти в направлении Алазани и, таким образом, цахурцы «расширили свои владения». А.И. фон-Плотто упоминает также то, что «территория Закатальского округа населена тремя народностями»; среди которых названы им ингилойцы, мугалы и лезгины.


В 1871 г. началась публикация труда русского историка Н.Ф. Дубровина (1837–1904) «История войны и владычества русских на Кавказе», где в 1-м томе содержатся сведения о Закатальском округе. Этот автор, использовавший разработки предшественников и значительное количество источников, также придерживается того мнения, что территория Округа, который являлся ранее частью Кахетии, имела «коренных жителей» — грузин, но жили там и тюркоязычные мугалы. После разгрома Кахетии шахом Аббасом спустились с гор «аварцы» имевшие тухумную организацию. Они осели на предгорных землях и начали строить «деревни».

Первыми из них, как пишет Н.Ф. Дубровин, возведены были Джар и Тала, в каждом из которых имелось тогда по четыре тухума. Владевшие большей частью земель и обладавшие монопольным правом на управление, эти «авароязычные» тухумы, разраставшиеся за счёт естественно-биологического размножения и принятия в свой состав чужаков-пришельцев, со временем — по мере ликвидации грузинской власти на территории Округа (XVII — начало XVIII вв.) и создания там лезгинских населенных пунктов, как больших, так и маленьких, — распространились как организации и вместе с тем родственные коллективы, в северо-западном и юго-восточном направлениях. Где одноимённые с «джарскими» тухумы, такие как: Нухиевичи («Нух1ияр»), Тлебелевы («Лъебелал»), Чапаровы («Чапарар»), Чумчаевы («Чумчаяр») присутствуют и в Белоканах (ныне г. Белакен), Гугаме, Катехе и Мацехе, а тухумы одноимённые с «тальскими», такие как: Араблинские («Парабазулар»), Бугуевы («Бугъуяр»), Джурмутовы («Ч1урмут1ар»), «Бычеглазовы» («Оцоберал») в Мухахском ущелье, а именно в цахурских сёлах Аласкар, Мамрух (цахур. Мамрых, Мамрий), Мухах (цахур. Дагъайбна-Мухах) и Сабунчи (цахур. Сапынджий) и даже вроде бы в сел. Джиных (цахур. Джиных, ныне село Гюллюк Кахского района современного Азербайджана). К числу старинных «голодинских» тухумов, обосновавшихся на Гомзогоре, предположительно позднее других, принадлежат выше упомянутые тухумы-выходцы из Самурской долины — Бугуевы («Бугъуяр») и Арабовы-Араблинские («Парабазулар»). Не исключено при этом, что последние, а именно Арабовы-Араблинские, являются ответвлением знатной лезгинской фамилии, которую считали в Южном Дагестане потомством араба-миссионера. Дело в том, что согласно местным письменным источникам часть названной «арабской» фамилии «отделилась» от своих родственников и ушла в «Джар-у-Тала». Таким образом, в период существования кахетинско-грузинского владычества на большей части Закатальского округа, постепенно сформировалась (не позднее XVI в.), многолюдная, мощная аваро-лезгино-цахурская территориальная община.


Что же касается происхождения Илису, то здесь Н.Ф. Дубровин придерживается версии М.А. Коцебу: грузинский правитель Каха перешел в ислам и встал на сторону джарцев — мусульман, за что джарцы дали ему звание султана, а он тут перенес свою ставку в Илису. Двумя годами позднее, в 1873 г., была опубликована обширная статья И.П. Линевича («Бывшее Елисуйское султанство»), написанная на базе интересных источников, с привлечением ряда публикаций. Касаясь ранних этапов, И. Линевич повторяет практически А.И. фон-Плотто: территория Закатальского округа принадлежала Грузинскому государству и была разделена на два эриставства, второе из которых — соответствующее Кахскому участку, — называлось Курмухским; проживали грузины и мугалы. Приведя мнение Карганова, что Кахская провинция «занята была преимущественно цахурскими лезгинами», даёт затем И. Линевич цахурское предание касательно происхождения илисуйских князей-беков. Он пишет, что жизненный опыт указал цахурам на предпочтительность избрания в правители кого-либо из числа аристократов перебравшихся к тому времени в Цахур, «из не существующего» горного «селения Хиц, будучи изгнанными» оттуда хицким «народом». Так как с течением времени хицкие аристократы чрезмерно возгордились, в Цахуре примерно в начале XVII в. произошло их поголовное избиение. Спаслась тогда совершенно случайно, одна беременная аристократка, которой удалось убежать в сел. Илису, где она родила мальчика, названного Али-беком. Со временем этого Али-бека признали правителем цахурцы и другие люди, в результате чего «цахурские» правители «стали жить в Илису и называться султанами».


В данной же работе И. Линевича, между прочим, приводится и вариант предания об образовании Илисуйского султанства, который был уже известен через И.А. фон-Плотто. В предании этом говорится, что примерно во 2-й половине XVI в., независимый от Грузии, со 2-й половины XVI в., населенный пункт Ках носил название «Тарагай», по имени своего христианского правителя Тарагая, который являлся братом правителя Цахура по имени Горги (в тексте: Георгий-хан), также христианина. Однажды тарагайцев сильно побили мусульмане, пришедшие из Хнова (ныне село в Ахтынском районе Дагестана), которые многих увели в плен. Тут, однако, в ситуацию вмешался Али-бек, родом из вышеупомянутого Хица, который принудил хновцев возвратить тарагайских пленных и допустить Тарагая к управлению своими землями, то есть Кахом. Позднее, однако, нападению подвергся уже Цахур и совершили это хицкие правители — они тогда изгнали потомков князя Горги и подчинили цахурскую территорию своей власти. По прошествии некоторого времени один из хицких «владетелей», носивший имя Али-бек, покинув родное селение, перебрался в Цахур на жительство и стал родоначальником фамилии, управлявшей позднее и Илису.


В предании этом говорится также, что, обратившись в ислам, как можно понять, стараниями выходцев из Хина, жители Цахура со временем подчинили себе Ках, причем убив местных правителей, и в конце концов сделали кахцев мусульманами. Тогда же произошло переселение в предгорье лезгин, первыми из которых были сарыбашцы и илисуйцы (в пределах XVII–XVIII вв.), и вселение мугалов на кахские земли. В статье И. Линевича сообщается также о наличии в илисуйской зоне во 2-й половине ХIХ в. людей, употреблявших цахурский-калтахский язык в качестве средства общения. Говорится также об употреблении населением Малаха какого-то особого языка, не исключено, что собственного лезгинского. Упоминает И. Линевич о проживании в недавнем прошлом на территории Кахского участка еще и армян, по-видимому, вблизи развалин древнего монастыря известного как «Катук».


В 1890 г. Императорское Русское Географическое общество дало добро на издание статьи известного грузинского историка Д. Бакрадзе (1826–1890) «Заметки о Закатальском округе», в которой использованы работы по теме и привлечены ранее неизвестные историкам первоисточники. Процитировав мнение, что «в глубокой древности» территория Закатальского округа входила в состав Кавказской Албании, Д. Бакрадзе пишет, с опорой на грузинские источники, что позднее, в I тыс. н.э., она оказалась частью Эретии — княжества, населённого грузинами, исповедовавшими армянский-монофизитский толк христианства, которые, однако, в X в. перешли в православие. Позднее, в XI в., территория Округа стала Енисельским эриставством в составе Кахетии. В XV в. на территории Округа имелось, по мнению Д. Бакрадзе, два кахетинских уезда-моуравства: Енисельский и Цукетский. Во время грузинских походов шаха Аббаса I начались вторжения южнодагестанских горцев в пределы Кахетии. XVII–XVIII вв. являются временем, когда, воспользовавшись неурядицами, поразившими Грузию, лезгины, под которыми Д. Бакрадзе подразумевает аварцев и цахурцев, «совершенно отторгли» территорию Закатальского округа «от Кахетии, уничтожили и разсеяли большинство коренных его жителей», что удалось им из-за содействия «персидских шахов и адербейджанских татар», особенно ханов, сидевших тогда в Карагаче (Сигнахский район Грузии). Опорными же пунктами лезгин во время их противостояния с Грузией были Джары и Белоканы. Касаясь Илисуйского султанства Д. Бакрадзе отмечает, что тамошние лезгины бесспорные выходцы из Цахура. Цахурцы и их соседи по Горному магалу являются основателями предгорных лезгинских селений, из которых старейшее — Сарыбаш — возникло примерно в 80-е годы XV в. Через сто якобы лет выселенцами из названного населенного пункта было построено Илису, а затем и другие селения, лежащие ниже.


В 1916 г. увидела свет объемистая статья В.К. Линдена («Краткий исторический очерк былого общественно-политического и поземельного строя народностей, населяющих мусульманские районы Кавказского края»), написанная с привлечением большого количества первоисточников и, можно сказать, всех ранее вышедших публикаций. Начав с того, что территория Закатальского округа являлась в давние времена частью Кавказской Албании, а затем — населенной грузинами Эретии, которая в XI в. была включена в состав Кахетии, В. Линден пишет, что, входя тогда в состав Енисельского эриставства, Округ был представлен там двумя провинциями — Джарской и Курмухской, то есть Кахской. Во второй половине XVI в. начались вторжения горцев Южного Дагестана в пределы Округа и, как следствие, отторжение отдельных частей его от Кахетинского царства. Именно в указанное время в Кахской провинции сумели установить свое господство правители горного Цахура, которые в XVII в. перенесли свою резиденцию в сел. Илису.


Отдельно нужно остановится на лезгинском тухуме «Араблинских». На сегодня известно, что именно из этого тухума (рода) происходил лезгинский генерал-лейтенант Российской империи Балакиши Араблинский (1828–1902). «Из горцев, сын Талавского магальского начальника», магометанского вероисповедания. Семья как известно проживала в лезгинском квартале Араблар, откуда и пошла их фамилия. У генерала Араблинского, женившегося на уроженке г. Дербент Биче-ханум, было три дочери и один сын.


Генерал Араблинский в свою очередь был тестем владельца и издателя газеты «Каспий» мецената-нефтяника Г.З. Тагиева (ок. 1838–1924), который был женат на его младшей дочери Со(н)не Араблинской (1881–1932), которая известна также как «Софья Владимировна», брак с ней был заключён в г. Дербент, 28 июня 1896 года. От этого брака у них были пятеро детей: два сына — Мухаммад (1900–1918) и Ильяс (1903–1939), а также три дочери — Лейла (1898–1947), Сара (1899–1991) и Сурая (1904–1975).


Жена, Сона Тагиева окончила бакинское женское Заведение Св. Нины, владела русским и французским языками. После замужества стала членом попечительского совета Бакинского женского Александринского русско-мусульманского училища (первой в России светской школы для мусульманок), занималась благотворительностью. После смерти мужа осталась без средств к существованию и прожила последние годы в нищете, страдая душевным расстройством и прося подаяние на улицах г. Баку. В 1932 (или 1938) году рано утром бездыханное тело Соны Тагиевой-Араблинской с куском зажатого в руке хлеба обнаружили на тротуаре. Вдову миллионера похоронили на Биби-Эйбатском кладбище (ныне Биби-Эйбат посёлок в Сабаилском районе г. Баку), однако два года спустя солдаты кладбище срыли, и могила была утеряна.


Приведём также выдержки из интервью внучки Г.З. Тагиева — Сафии Абдуллаева-Тагиевой (1917–2005), касательно происхождения генерала Балакиши Араблинского (бабушка Сафии — Сона, была дочерью генерала Араблинского), вокруг национальной принадлежности которого, на сегодняшний день, не прекращаются различного рода спекуляции:


«Мой дед происходил из крайне бедной семьи, отец Гаджи был сапожником, который не шил, а латал чужую обувь. Богатства, положения, высших правительственных наград Тагиев добился благодаря своему природному уму, воле, упорству и, конечно же, везению. Да, деду повезло, когда на его участке забил мощный фонтан нефти, положивший начало его невероятной карьере. Вспоминаю рассказы моих родителей о том, что Гаджи было всего 15–16 лет, когда он, скопив деньги (будучи рабочим на каменном карьере), договорился с двумя друзьями купить земельный участок на Биби-Эйбате. Молодые люди копали землю день и ночь в надежде обнаружить нефтяной источник, но тщетно. И тогда двое компаньонов Гаджи отказались участвовать в этом деле. А дед упорно, настойчиво работал, несмотря на недоверие и насмешки со стороны родных и знакомых. И в один прекрасный день нефть пошла! Дед был очень строгий человек, не деспотичный, но все его боялись. Ему достаточно было один раз сказать или дать поручение — и все беспрекословно выполняли их. Голос его был сильный, зычный. Деда было слышно на другом конце нашей огромной дачи… Как вам, наверное, известно, первая жена Гаджи умерла, и уже в пожилом возрасте (где-то в 50 лет) он влюбился в 16-летнюю дочь генерала Араблинского, который был по национальности лезгином. Отец и его дочери прекрасно владели русским».



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Полковник Балакиши Араблинский. Выпуск 1848 год.


АЛ-КАХИ, АЛ-ХАДЖЖИ БАБА-ЭФЕНДИ — суфий, шайх, отец богослова ал-Хаджжи ;Абд Аллах-Эфенди аз-Захури. Нисба «ал-Кахи» говорит нам об отношении его носителя к селу Ках (ныне город, административный центр Кахского района Азербайджана). Возможно здесь идёт речь о богослове ал-Хаджжи Баба ад-Дагистани, который упоминается в переписке Мухаммад-Закиром ал-Чистави (ум. 1893), а также как посредник в передачи писем от Махмуда ал-Алмали (ум. 1877) – ал-Чистави. Близкий друг богослова Махмуда ал-Алмали.


АЗ-ЗАХУРИ, АЛЛАХ-ВЕРДИ (вт. пол. XVII в. — пер. пол. XVIII в.) — южнодагестанский богослов, точные даты жизни которого нам неизвестны. Жил во второй половины XVII века в первой половине XVIII века. Родился в сел. Цахур, получил образование в медресе, помимо родного цахурского, владел фарси, арабским, грузинским и тюркским языками. После окончании медресе он получил дополнительное религиозное образование у известных ’алимов. В зрелом возрасте принял христианство, вел миссионерскую работу. Как христианский миссионер он особого успеха среди цахуров не имел, но вернул в христианство ингилов-грузин, живших в цахурских владениях. Поселился в их селении Ингилов-Кахи, где в его честь была сооружена церковь, сохранившаяся и поныне и носящая название «Аллах-Верди». Автор несохранившегося 4-х томного сочинения на арабском языке «Цахур наме» (букв. «Повествование о Цахуре»), которая была закончена автором приблизительно в 1700 г.


Литература


1. ‘Али Албанви. Аллах-Верди и одноименная церковь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XzgSh, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2021). — Яз. рус.

2. ‘Али Албанви. Генерал-лейтенант Балакиши Араблинский [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XyJPX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.10.2021). — Яз. рус.

3. ‘Али Албанви. Южнодагестанские вольные общества в историческом срезе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XzgT8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2021). — Яз. рус.

4. Айтберов Т.М. Древний Иран и восточные кавказцы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/***xE, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.10.2021). — Яз. рус.

5. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы: этнос, государственность, законы. Ч. 1. Махачкала, 2000. С. 27–37; 83–84. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/***6A, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.10.2021). — Яз. рус.

6. Араблинский, Бала-Киши-Али-Бек, полковник, выпуск 1848 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Y3DBf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.10.2021). — Яз. рус.

7. Ахундов Ф. Первые леди старого Баку [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XzgRS, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2021). — Яз. рус.

8. Газета «Кавказ». Тифлис, от 13 мая 1856 г. (№37).

9. Газета «Каспий», от 20 января 1902 г., №17, л. 4.

10. Исмаилов Э.Э. Некоторые сведения о родословной Гаджи Зейналабдина Тагиева. С. 17–21. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://inlnk.ru/w4YPZ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.10.2021). — Яз. рус.

11. Легенды о любви. Гаджи Зейналабдин Тагиев [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XzgSB, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2021). — Яз. рус.

12. Полный послужной список командира 2-й бригады 21-й пехотной дивизии генерал-майора Араблинского // Российский государственный военно-исторический архив. ф. 400 (Главный штаб), оп. 12, д. 20726. С. 94.

13. Правнук Гаджи Зейналабдина Тагиева: «Я жалею, что уехал из Баку» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Xzj6E, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2021). — Яз. рус.

14. Сафия Тагиева: «Я целовала камни родного города...» // «Вышка» №39 от 18 октября 2001 года [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XzgRr, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2021). — Яз. рус.

15. Смит М. Память об утратах и азербайджанское общество [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XzgSX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2021). — Яз. рус.

16. Страница истории прессы Баку: Газета «Каспий» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XyGvi, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.10.2021). — Яз. рус.

17. Магомедов Н.А. Взаимоотношения народов Южного Дагестана и Азербайджана в XVIII — первой половине XIX в. (экономический, политический и культурный аспекты). — Махачкала, 2004. С. 157. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/349Aa6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.04.2023). — Яз. рус.


Рецензии