Обоснование углубленного изучения одного предмета

  Я решила получить третье высшее образование. Мне это потребовалось для карьеры. А еще для того, чтобы иметь возможность получить дополнительную нагрузку в школе, тем самым увеличив свою зарплату. И в начале наших занятий  преподаватель, говоривший о методике преподавания, попросил нас написать небольшое эссе на тему, которая вынесена в заголовок. Знак вопроса поставила я, поскольку не понимаю данной постановки вопроса.
   «В июле 2021 года были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начального и основного общего образования, они же ФГОС, согласно приказу Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрированному 05.07.2021 № 64100) и приказу Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (зарегистрированному 05.07.2021 № 64101). Они начнут действовать повсеместно с 1 сентября 2022 года. Но при согласии родителей детей возможно изменение уже используемых программ обучения в начальной и основной школах в соответствии с новыми правилами. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных учебных программ государственными образовательными учреждениями».
   «Действующий ФГОС фиксирует требования к контролируемым элементам содержания (далее – КЭС), а проект – к учебным действиям с этим содержанием. То есть в проекте интегрировали КЭС и УУД. Чтобы достичь предметных результатов, ученики теперь должны будут овладеть знаниями и умениями и применить их, то есть действовать. Учебный предмет в логике нового ФГОС станет дидактическим ресурсом метапредметного развития». 
 Одно из ключевых слов в этом высказывании – «метапредметное развитие», как я понимаю – все предметы тесно взаимосвязаны.
   Безусловно, в некоторых школах, например, физико-математических, предпочтение отдается математике и физике, они изучаются более углубленно, что вполне естественно. Есть большие школы и гимназии, в которых по 3-5 выпускных классов. Во время учебы моего младшего брата в его школе было пять 11-ых классов, каждый из которых был ориентирован в определенном направлении: социальном, информационных технологий, естественных наук…
 И, да, в этих случаях мы можем приводить определенные доводы в пользу приоритета одного или нескольких предметов перед другими.
 К примеру, философия – основа всех наук, математика – «самая большая лопата, которой можно вскопать землю», физические законы лежат в основе мироздания ( и, например, частоты колебаний музыкального звукоряда зависят от стоячих волн столба воздуха внутри трубки – духового инструмента).
 А ученый и писатель Иван Ефремов в своих романах «Туманность Андромеды» и «Час Быка» называл наукой наук историю, хотя бы по той причине, что для правильного последовательного развития мира необходимо знать ошибки, допущенные в прошлом. Но одновременно с этим для гармоничного прекрасного мироустройства человек должен быть развит во всех отношениях, и, согласно мнению писателя, может работать в самых разных сферах на протяжении своей жизни. В этом случае об общем приоритете одной науки перед другой речи нет
 Но если мы и не отдаем предпочтение одному или нескольким предметам перед другими, следует помнить о том, что знание иностранного языка не просто желательно. Оно обязательно. Я даже не говорю о том, что умение говорить на нескольких языках (или хотя бы на одном, кроме родного) пригодится в поездках по миру. Огромное количество статей, необходимых для глубокого изучения своего предмета, выходит на английском, французском и других языках, и намного лучше уметь самому прочитать их в оригинале, чем ждать перевода. Сам  перевод практически всегда не совсем точен. И одну и ту же фразу можно перевести совершенно по-разному. В небольшой статье Бориса Бурды, посвященной знанию языков, приводятся следующие слова: «The naked conductor ran through the cars», переводчик без технического образования перевел их как «Голый кондуктор бегал по вагонам», хотя перевод тут совершенно иной, а именно: «Неизолированный провод тянулся по всему вагону». Мне кажется, что эта фраза наглядно иллюстрирует взаимосвязь технического образования и знания языков.
  Еще одно замечание по этому поводу. Мне довольно часто приходилось сталкиваться с обывательским мнением о военных вообще, и офицерах в частности, как о солдафонах, признающих только военную муштру. В мире современных, все более развивающихся технологий подобное клише явно устарело. И вдвойне приятно общаться со старшим офицером ВМФ, одним из командиров атомного подводного крейсера, который настолько хорошо знает английский язык, что читает Джона Толкиена (профессора Оксфорда, между прочим) в подлиннике.
 И разочаровывает выпускник школы, собирающийся изучать английскую лингвистику, но не знающий, кто такие Рэй Бредбери и Артур Кларк, более того, заявляющий, что будет читать их, если это потребуется при учебе в университете.
 Почему я заострила внимание именно на иностранных языках? Согласно новым ФГОСам изучение второго языка в школе теперь не обязательно. И моя коллега сказала, что дополнительный час физики можно включить в учебный план школы вместо часа иностранного языка, который возможно изучать лишь при условии согласия родителей учеников, обучающихся в данном учебном заведении.
  Еще один пример в пользу того, что нежелательно отдавать предпочтение одному или нескольким предметам перед другими, если это не обусловлено специализацией учебного заведения или отдельных классов.
   Азер Ханафиевич Зейналлы  - азербайджанский шахматист, деятель советского шахматного движения. Редактор газеты «Шахматы» (с 1981 по 1987 годы). Доктор физико-математических наук, профессор. Член Союза журналистов СССР. Лауреат Государственной премии Азербайджана. Участник юношеских чемпионатов СССР (1945 — 1948). Чемпион Баку (1952) и чемпион Азербайджанской ССР (1953). Отец Азера Ханафиевича был арестован в 1937 году, как «враг народа», мать также была осуждена на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. После освобождения она жила в глухой деревне с дочерью, а Азер Ханафиевич остался в Баку. Но из школы был вынужден уйти, поскольку  сын одного партийного работника заявил, что сыну «врага народа» не место в советской школе. Поступил в музыкальное училище, так как хорошо играл на флейте. Затем учился в консерватории. Но ушел со второго курса, закончил вечернюю школу, а затем и физ.-мат. факультет Университета. В 1967 году, уже много позже реабилитации родителей, Азер Зейналлы создал «Проблемную лабораторию физики полупроводников», которой и руководил до своего отъезда в Израиль. Лаборатория вела исследования, в основном, по заданиям Министерства обороны СССР, и эти исследования не раз получали самые высокие оценки западных ученых. Поскольку Азер Ханафиевич работал на Министерство обороны, его как физика знали немногие, зато как талантливый шахматист он был известен половине Союза. А еще после защиты докторской диссертации и получения звания профессора он возглавил кафедру общей физики в Азербайджанском государственном Университете им. С.М. Кирова…. Физик, музыкант, шахматист…. Откуда мне все это известно? Здесь все очень просто – я училась у профессора Зейналлы и до сих пор горжусь этим.
 Так как возможно говорить о приоритете одной науки перед другой, одного предмета перед другим?! Как, зная все вышеизложенные факты, можно обосновывать необходимость  углубленного изучения одного предмета по отношению к другим?! Я не знаю. Единственное, что я могу сделать, - это выслушать мнения других людей и подискутировать с ними на эту тему.


Рецензии