Смысл жизни. Из цикла Дачные разговоры

      Николай Петрович помешал ложечкой чай, аккуратно положил её на блюдце и задумчиво посмотрел на Сергея.
 - Это, знаете ли, вопрос философский и просто так на него ответить нельзя. Это для каждого своё. Помнится, в своё время, я в википедию уже заглядывал по этому поводу: нет четкости в определениях, каждый свою точку зрения излагает, да еще в зависимости от мировоззрения, исторического периода. Впрочем, вы уже наверняка там ответ искали. Теперь решили старика помучить?
- А для чего еще нужны собеседники? Вы человек с жизненным опытом, склонны к размышлениям и поиску смыслов… Может, и на этот вопрос ответ знаете.
- Что-то вы, батенька, подозрительно льстивы! Я уже давно заметил в вас этот коварный подходец: вызовете человека на откровенность, мнению его вес придадите, а потом его этим же мнением и приложите. Знаю я вас!
Сергей пожал плечами.
- Наши взгляды редко совпадают, но это не повод, чтобы не обмениваться ими. Можно новые, упущенные из виду аргументы услышать, позиции скорректировать
- Вы готовы свои позиции корректировать? Не изменить, конечно, об этом я уж и не говорю. Но ведь и эта предполагаемая коррекция лишь приманка. Я тут сейчас начну распинаться, а вы надо мной посмеиваться исподтишка!
- Николай Петрович, вы из меня какого-то монстра делаете! Я вполне воспринимаю разумные аргументы и не отвергаю их без объяснений, всегда стараюсь привести контраргументы. Если вы не хотите обсуждать эту тему, так давайте оставим её.
Николай Петрович смутился и махнул рукой.
- К чему такая категоричность… Я не отказываюсь… Просто несколько растерялся, так как вопрос сложный и без подготовки вряд ли можно всё четко сформулировать. А ваше  ироничное и даже саркастическое отношение к самым серьезным вещам заставляет все время держаться настороже…
- Николай Петрович, я просто хотел узнать ваше мнение по данному вопросу. Это всё. Я даже не собирался дискутировать.
- Ой, не зарекайтесь. Вы, может, и не собирались, но стоит мне высказаться, и начнётся…
Сергей взял в левую руку розетку с вареньем из крыжовника, откинулся на спинку кресла и начал сосредоточенно дегустировать его. Николай Петрович отхлебнул из стакана чаю и искоса глянул на извечного оппонента.
- Ладно, не дуйтесь. Если хотите знать моё мнение, высказываемое, заметьте, без подготовки, просто из общих соображений, то, пожалуйста. Боюсь, выйдет несколько пафосно, но сам вопрос таков, что без пафоса, пожалуй, и не ответишь. В общем, смысл жизни в том, чтобы принести максимальную пользу стране, обществу и своим близким, реализоваться с профессиональной точки зрения, состояться как личность и человек, сформировать приятный круг общения, прожить яркую, наполненную эмоциями жизнь, встретить старость здоровым и финансово благополучным.
- М-да…
Сергей достал чайной ложечкой из розетки прозрачную янтарную ягоду, внимательно рассмотрел её и отправил в рот.
- Что? Что вы там бурчите? Нет, это мило! Если вы с чем-то не согласны, хотя я не представляю, с чем тут можно не соглашаться, так вы скажите прямо, а не бурчите себе под нос…
- Николай Петрович, мне полностью понятно ваше определение. Оно великолепно и, пожалуй, наиболее полное из всех, слышанных мною от других людей.
Николай Петрович обиженно поджал губы.
- Ах, вот как! Я ведь вас, батенька мой, прекрасно знаю и давно изучил. Эти ваши «лестные» слова означают совсем противоположное: определение полное, но абсолютно неправильное! Вы ведь это хотели сказать!
- Николай Петрович, я и не ожидал от вас научно обоснованного подхода к определению. Мне нужно было именно бытовое восприятие смысла жизни, сформулированного спонтанно, под влиянием жизненного опыта и общего информационного фона. И поверьте, ваше определение на общем фоне выглядит весьма достойно.
- Ага, стало быть, я не ошибся, и вы расстроены моим определением. Ну, давайте, критикуйте. Вы-то, в отличие от меня, наверняка подготовились к теме.
- Ну, если считать подготовкой то, что я заглянул в википедию, то, действительно, подготовился. Но вы правильно говорите, что там, собственно, и нет ответа, просто обзор мнений. Причем, практически все неправильные. Впрочем, википедия и не предназначена для того, чтобы давать на все правильные ответы. Это хоть и информационный ресурс, но с мощным пропагандистским потенциалом.
Николай Петрович придвинул к себе планшет и набрал словосочетание «смысл жизни».
- Ну, вот вам Национальная философская энциклопедия. Предлагает 13 определений из учебников, словарей и справочников. Что скажете?
- Вы же знаете ответ атеистов, касающийся проблемы множественности религий? Тут то же самое.
-  В том смысле, что все приведенные определения ложны? А ваше, четырнадцатое, стало быть, единственное верное? Знаете, батенька, я всегда подмечал в вас изрядное самомнение, но не ожидал, что оно столь велико. Ладно… Соблаговолите поделиться мудростью?
- Извольте… Смысл жизни в том, чтобы распространить свои гены на максимально возможное жизненное пространство.
- Хм… Вы это серьёзно? Что-то на философскую концепцию не тянет…
- Истина не нуждается в том, чтобы иметь статус философской концепции.
 - А, ну, если истина в последней инстанции, то, конечно… Но всё же хотелось бы каких-то пояснений. Ведь это же упрощение! Такое упрощение, что даже как-то странно. Вы противопоставляете себя философам, авторитетам и выдвигаете в противовес что-то слишком уж легковесное. Разум человека создал философию как систему взглядов на мироустройство и место человека в нем. И вдруг вместо вопросов добра и зла вы опускаетесь на уровень животного мира. Там я вполне допускаю смысл жизни в размножении. Человек, конечно, элемент животного мира, но это животное разумное, мыслящее, осознающее себя, развивающееся. И это самое развитие я бы поставил на первое место в жизни человека… Да, конечно, концептуально все люди равны и всё такое… Но мы всё же выделяем людей талантливых, развитых разносторонне или в какой-то сфере, ученых, людей культуры, да и, вообще, культурных, воспитанных, «цивилизованных» людей. Именно в развитии человека, в достижении им поставленных целей, в служении обществу, как бы это пафосно ни звучало, ведь мы еще и социальные животные, и заключается смысл жизни человека… Поэтому я не могу согласиться с низведением человека до животного состояния! Это уж вы, как хотите, но такая несуразица не может претендовать на то, чтобы быть противопоставленной философским концепциям …
Сергей посмотрел на свою опустошённую розетку, и, немного помешкав, решил пополнить её вареньем. Николай Петрович, ожидавший возражений, в некотором недоумении проследил за его действиями и недовольно поджал губы.
- Да-да, у большого артиста – большие паузы. Но ваша чересчур затянулась. Это, знаете ли, довольно банальная манипуляция, представить дело так, что аргументы столь ничтожны, что не достойны ответа.
- Да, Бог с вами, Николай Петрович, я и в мыслях не держал… Просто вы столь категорично отвергли любые возможные доводы, что я не счел возможным продолжать эту тему…
- Можно подумать, что вас когда-нибудь пугали категоричные возражения. Давайте вы оставите свои попытки манипулировать моим эмоциональным фоном, выставляя меня в чём-то виноватым, и сразу перейдём к пояснениям.
- Да я и не думал…
- Оставим! Оставим это!  Говорите по существу вопроса.
- Да уж, Николай Петрович, вами, пожалуй, поманипулируешь… Ладно… А надо признать, что тема манипулирования сознанием тут пришлась весьма кстати. Разум человека, как медаль, имеет две стороны. Он, конечно, ведет к развитию, но к развитию в ту сторону, куда укажут учителя и авторитеты. Пожалуй, наиболее популярной классификацией потребностей человека является пятиступенчатая «пирамида Маслоу», отводящая три «низшие ступени» физиологическим потребностям в еде, воде, жилье, сексе; потребности в физической и эмоциональной безопасности; социальной потребности в формировании узкого ближнего круга; а две «высшие ступени» характеризуя как потребность в общественном признании и самореализации, то есть практическом применении своих способностей с максимальной эффективностью. Иными словами, общепризнанная модель поведения ориентирует на ведение некой соответствующей склонностям человека общественно значимой деятельности, которая получит признание максимального числа индивидуумов. И эта манипуляция работает! Мы знаем массу знаменитостей, отказавшихся от нормальной личной жизни и деторождения ради карьеры или получения признания в том деле, которому они себя посвятили, реализуя свой интеллектуальный или физический потенциал. Положение усугубляется тем фактом, что критерии общественного признания вырабатываются далеко не ближним кругом этих людей, а вообще, собственно, не понятно кем.
- Мировым правительством?
- С некоторыми допущениями можно и так сказать.
- Вы, батенька мой, конспиролог 80-го уровня. Но продолжайте, любопытно послушать, куда вас, в конце концов, выведет эта теория.
- А вы согласны с тем, что самодостаточный человек не должен испытывать потребности в широком общественном признании своих действительных или мнимых заслуг?
- Ну, например, в армии вручение орденов и медалей многовековая практика. Всё же это довольно приятный бонус. Хотя, конечно, признание со стороны коллег или властей должно в большей степени иметь значение для воспитания молодежи, чем для самого награждаемого.
- Вряд ли подвиги совершаются ради ордена или медали. Скорее, потребность в признании говорит о психологических проблемах носителя этой потребности. Приятным же бонусом можно назвать наличие возможностей для самореализации. Радость созидания, творчества украшает жизнь, но никак не может быть ее смыслом. Значит, он должен быть в чём-то другом!
- В деторождении?
- Не просто в деторождении, а в создании условий для максимального распространения своих генов и их успешного развития.
- А, понятно! Вы под свои националистические воззрения подвели теоретическую базу и на её основе желали бы заселить всю планету соплеменниками, а то и больше того, - своими родственниками.
- В некотором смысле вы правы, хотя идея родилась задолго до меня. Внутривидовая борьба самая жестокая на свете. Она ведется и явно, и тайно. Когда ты борешься в открытую, противник мобилизуется и даёт отпор. Поэтому выгоднее ввести его в заблуждение относительно основ жизни, лишить ориентиров. Как правильно говорят сторонники КОБ "в меру своего понимания человек работает на себя, в меру непонимания - на тех, кто понимает больше". Проще и безопаснее дать противнику ложную установку, следуя которой он сам освободит жизненное пространство для подрастающих наследников понимающих больше.
   Николай Петрович махнул рукой:
- Ох, и конспирологию вы, батенька, развели!
- Не доверяете такому объяснению, понятно. А народной мудрости доверитесь? Давайте-ка я вам одну притчу расскажу.
- Народный эпос в вашей интерпретации? Ну, давайте, это у вас иногда забавно получается, хоть и любите вы туда отсебятины натолкать.
- Я же не профессиональный фольклорист или этнограф, чтобы точно записывать услышанное. Пересказываю, как запомнил.
- Да, собственно, я без претензий. Суть вы передаете верно, я находил в интернете ваши байки и про Лилит, и про сменяемого правителя, хоть он там был вовсе не ювелиром, а самым простым евреем.
- В некотором смысле это одно и то же. Эвфемизм, так сказать. Ладно, послушайте еще одну байку…
- Про евреев?
- Почему про евреев? Нет… Впрочем, трудно сказать. В версии того, от кого я слышал эту притчу, она про айнов, но в интернете ничего подобного не нашёл. Так что, придётся поверить на слово рассказчику, что это именно народный эпос и именно про айнов. В общем, по этой версии дело было так...
                ***
На заре человечества, когда население земли было весьма скудно и представлено разрозненными племенами, в одном семействе жил очень любознательный юноша, который с детства всех донимал вопросами об основах жизнеустройства. К тому времени, к которому относится наше повествование, на первый план у него вышел вопрос о смысле жизни. Его родители были людьми простыми, поэтому и ответ у них был простой: смысл жизни в том, чтобы жить. Юноша и сам понимал, что жить лучше, чем быть мертвым, а хорошо жить лучше, чем жить плохо. Но смысл искал в чём-то большем. Мудрый шаман утверждал, что смысл жизни в служении духам предков и биосферы, а также Тому, Чьё имя нельзя поминать всуе. Старый воин сказал ему, что смысл жизни в том, чтобы доблестно побеждать всех врагов, сражаясь плечом к плечу со своими соратниками. Торговец поведал о радостях познания далёких островов и выгоде экспортно-импортных операций, основанных на неэквивалентном обмене и сокрытии информации. Поэт и художник дружно объясняли смысл жизни в наполнении её красотой и гармонией, способствующих духовному развитию их племенного сообщества в целом и каждого его члена в отдельности.
Столкнувшись со столь контрастным плюрализмом мнений, юноша задался вопросом о смысле жизни, как в общечеловеческом, так и в персональном плане.
«В чем смысл жизни вообще, и моей жизни в частности?» - день и ночь вопрошал он соплеменников, пока не обошёл всех до единого. На фоне неудовлетворенности качеством информационного пространства и развившегося на этой почве когнитивного диссонанса юноша исхудал, стал склонен к меланхолии и приобрёл взор горящий, несколько даже фанатичный. Родители, констатировав столь негативный анамнез и убедившись в неэффективности противопаразитарных препаратов и заклинаний местного жреца, решили, что в юношу вселился демон, избавиться от которого поможет только живущий за горами мудрец. Собрав в котомку нехитрый провиант, они вручили юноше старинную катану, новые нунчаки и взмахом руки указали примерное направление движения в сторону гор.
Долго пробирался он лесами по медвежьим тропам, взбирался на крутые скалы, но ни один хищник не тронул его. Да и попадавшиеся на пути люди были, по большей своей части, хорошими, можно сказать, душевными. Одни снабжали его едой, другие предоставляли ночлег, и все горестно качали головой, узнав, какие мысли не дают юноше покоя. «Мудрец, живущий за горой, поможет тебе, иншаАллах!» - говорили они. Ну, или что-то в этом роде.
Однако, когда он перебрался через гору и начал расспрашивать местное население об общеизвестном мудреце, то выяснилось, что тот живет совсем не за этой горой, а за той, что стоит дальше на север. В доме, где ему предоставили ночлег, он встретил девушку удивительной красоты. Она была столь хороша, что на пару дней он решил подзадержаться под предлогом того, что просто обязан помочь таким хорошим и отзывчивым людям по хозяйству и с ремонтом хижины. Его даже стали посещать мысли о том, что смыслом его жизни было встретить эту девушку и обрести с ней счастье. Но как быть со смыслом жизни всего человечества? Кто подскажет ему ответ на этот вопрос? Нет, придётся, видимо, добраться до мудреца, а потом уже и к девушке вернуться. Девушка же, приглядевшись к его работоспособности, а также спортивной фигуре, обретенной в ходе странствий и лазаний по горам, решила, что этот юноша значительно превосходит всех потенциальных кандидатов в мужья, и стоит так подкорректировать траекторию его движения, чтобы он шёл четко к поставленной цели, избегая жилищ, в которых могут оказаться не менее привлекательные девицы. Вручая ему наполненную едой котомку, она сказала, чтобы сразу за горой он взял на два пальца правее Полярной звезды к дому под красной крышей. Там, мол, живет её двоюродная сестра, которая предоставит ночлег, снабдит его новым провиантом и укажет путь к жилищу мудреца.
Преодолев вторую гору и найдя дом под красной крышей, юноша чуть не лишился рассудка, т.к. сестра оказалась ещё красивее понравившейся ему девушки. Тут он провел уже три дня, помогая по хозяйству, и всё не решаясь отправиться дальше. Тем временем выяснилось, что чёртов мудрец живет не за этой горой, а за той, что ещё дальше отстоит на север, и идти туда всё же придётся, т.к. местное население давало на вопросы уже ранее слышанные ответы и новыми версиями не располагало…
                ***
Николай Петрович останавливающим жестом приподнял руку.
- Вы, батенька мой, скажите, у притчи имеется разумное окончание, или юнец так и будет ходить от горы к горе, пока не перезнакомится со всеми симпатичными девушками?
- Погодите, Николай Петрович, последняя гора осталась!
- А, ну-ну…
                ***
Да, так вот эта сестрица, вручая юноше котомку с провиантом, направила его к дому под зеленой крышей, где жила третья (последняя, Николай Петрович) сестра. Та, конечно же, оказалась еще красивее предыдущих, так что юноша совсем уже решил остаться в этом посёлке, обзавестись хозяйством и вступить в матримониальные отношения. И Бог с ним, со смыслом жизни всего человечества… Но тут  выяснилось, что мудрец живёт в соседнем доме и не зайти к нему просто неразумно. Едва юноша притворил за собой калитку, как на пороге дома показался хозяин.
- Я ждал тебя! Медведь, орёл и собака известили меня о твоем странствии. Вопросы твои мне ведомы. Знай же, что встреченные тобою три сестры, - это богини Вечерней, Ночной и Утренней Звезды. Они станут твоими жёнами, а от рода твоего пойдет народ наш, который распространится до конца земли и на всех окружающих её островах. В этом смысл твоей жизни и жизни всех последующих поколений.
                ***
    Николай Петрович всплеснул руками.
- Ну, послушайте, так не бывает: тут и полигиния ваша любимая, и смысл жизни в вашей интерпретации. Признавайтесь, - сами придумали притчу и голову мне айнами морочите!
- Воля ваша, Николай Петрович, но за что притчу купил, за то её и продаю. Был ли у айнов сорорат, не знаю, но жили они на островах довольно долго, считая их всей имеющейся землей. Именно на айнах не настаиваю, но притча явно какого-то горного народа.
- Вот-вот! Дикие люди, дети гор, а вы за ними повторяете и философам противоречите. Это всё не серьёзно!


Рецензии
Занятная беседа получилась. С удовольствием ознакомилась со всеми точками зрения.
В той, что выдал Сергей, "...Распространить свои гены на максимально возможное жизненное пространство", -видится некое неуважение к себе как к личности. А мудрец словно подтвердил именно такой подход, хотя, может, и имел в виду нечто большее.
Воин, торговец, художник и поэт, на мой взгляд, куда ближе к истине, а шаман племени, скорее всего, как объединяющее начало. Хотя его высказывание кажется несколько туманным, но знающий поймет.
Ближе всех мне точка зрения Николая Петровича, пусть и кажется она кому-то пафосной. Да и сам Николай Петрович мне очень симпатичен.

Интересная подача материала. Диалог живой, домашний, но какие философские смыслы он раскрывает!
Понравилось, Николай. Успехов Вам!

С уважением,

Нина Апенько   11.02.2023 16:41     Заявить о нарушении
Да, после такой рецензии начинаешь думать, что жизнь прошла зря. Пошёл плакать...

Николай Алчев   11.02.2023 17:27   Заявить о нарушении
Раскаиваюсь, что довела Вас до слез. Не знаю, утешу ли, но все-таки дополню.

В своем отзыве исходила из соображений, знакомых Вам:

В их разговор неторопливый
Обычно не мешался я,
Лишь изредка кивал согласно,
Как это делают друзья.

Если бы я высказывала свою точку зрения о смысле жизни, то обязательно бы напомнила, что все, перечисленные славными собеседниками моменты, должны быть одушевлены и проникнуты Любовью, которая и есть - Бог. С Него все начинается, в том числе и смысл.

Но мне показалось, что встревать не нужно. Вы ведь тоже остались в стороне.

Нина Апенько   12.02.2023 09:27   Заявить о нарушении
Да, они слишком заумные, поэтому лучше за ними со стороны наблюдать. К тому же, я не уверен, что всё точно запомнил и передал...

Николай Алчев   13.02.2023 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.