Жапризо. Перечитывая Даму в автомобиле

Себастьян Жапризо. Дама в очках,  автомобиле и с ружьем. Много лет спустя.

О, сейчас я не знаю и не пойму уже, чем нас пленила в те далекие студенческие годы эта книга и ее героиня! Тем более, что у большинства из нас не было с ней совершенно ничего общего. Однако осенью перед дипломом на архитектурном  мы все зачитывались этой повестью – и девочки, и мальчики и даже юноши постарше.

Я даже помню КАК  я читала эту книгу, которая в какой-то момент по рукам перешла мне от подруги, а ей от  нашего приятеля-однокурсника и т.д.  Книга была уже не новая – антология  «Современного французского детектива» ( 1977 г.), кроме Себастьяна Жапризо там было еще два детектива, которые мы не читали. Что удивительно, на родине автора книга вышла и вовсе  в 1966 году! Наша книга была в скромной темной обложке, с желтоватыми страницами и не крупным шрифтом. Я читала ее, практически не отрываясь, словно в ней открывался какой-то неведомый мир!
А ведь книги, любимые мною раньше и которые я продолжаю  так же любить и сейчас,  отличались от нее и благородством и возвышенностью, и духовной наполненностью, и  красотой слога.   

До этого я читала  творения Себастьяна Жапризо только в чьей-то машинописной распечатке, данной на пару дней  - «Ловушку для Золушки». Это был невероятно головоломный детектив,  зеркальный коридор, героини которого шли друг навстречу другу в лабиринтах зеркал, многократно отражавшихся и отражавших и преломлявших персонажей. Да, и там тоже были странные отношения двух девушек, видимость дружбы, основанной на взаимной ненависти. Это была такая невероятная головоломка, что я рада была, наконец, когда  мучительное чтение закончилось, хотя все в  результате запуталось еще больше и никакой разгадки в финале так и не последовало.
 
Я так и не понимаю сейчас, что очаровывало нас в героине «Дамы» - Дани Лонго.  Ее откровенность и бесконечное самообличение? Ее мечта – увидеть море? Эти слова действовали на нас завораживающе – хотя именно я как раз тем летом  только что приехала с моря – из Адлера.  Сейчас не могу понять, что Дани  мешало осуществить свою мечту. Когда мы  стали вспоминать книгу с подругой, то пришли к выводу, что все это время ей не хватало вот этой  роскошной машины, чтобы рвануть к морю. И не море она хотела увидеть, а себя в недоступной непозволительной для своего положения машинистки в рекламном агентстве  роскоши.
Правда, она чуть было не поплатилась за это – об этом собственно и детективный сюжет. Все та же тема зеркал, двойников, но, к счастью, героиня выходит из сражения со злодеями, выбравшими ее на роль жертвы, победительницей и все оканчивается замечательно хорошо. 

Когда мы впервые взяли в руки эту книгу, ее героиня была старше нас  года на три – ей было УЖЕ двадцать шесть, и она казалась нам  довольно возрастной девушкой. Объяснить это трудно – непонятно почему в таком возрасте каждый год и два имеют свой значительный вес.  Но в случае с Дани это обнадеживало тем, что жизнь ее не кончилась на этом почтенном возрасте, а  вошла в новую и счастливую стадию –  любви и счастливого замужества.

В мечтах и поступках Дани было, видимо  что-то, чего нам бессознательно хотелось – мчаться в невероятно красивом автомобиле к морю, позволить накупить красивых нарядов – бирюзовые брюки, белый пуловер с высоким воротом, легкое муслиновое платье, босоножки с золочеными ремешками…останавливаться по дороге в ресторанах и заказывать малину со сливками… слушать чарующие грустные мелодии, опуская монетки в музыкальный автомат...

Если вспомнить перестроечный фильм «Курьер», то именно там как раз  юная героиня Катя  поражала всех приземленностью своей мечты – мчаться на красном спортивном автомобиле с развевающимся шарфом, музыкой и маленькой собачкой.

Мы в тот момент мечтали как раз о  высоком –  успешной защите диплома, профессиональной работе и может быть, о настоящей  счастливой любви, на которую особенно не надеялись и не рассчитывали.

Как вписывалась в нашу жизнь белая стремительная машина, малина со сливками, бирюзовые брюки и золотые босоножки – наверное, как эфемерное и приятное неосуществимое желание. Достаточно было полюбоваться им на страницах книги и продолжать радоваться своим удачным эскизам, сияющим белой гуашью на крафт-бумаге. Поясню - просто крафт-бумагу для эскизов было купить невозможно, но все студенты архитектурного наловчились покупать большие хозяйственные коричневые  мешки из такой бумаги в промтоварном магазине, и аккуратно разрезав, натягивать на подрамник. 

Что совсем не понравилось в героине теперь, много лет спустя – ее непрерывное самоунижение и самобичевание,километры наматываемого самообличающего нытья, нежелание все это время (после окончания странной дружбы с Анитой, бессовестно эксплуатировавшей свою безответную подругу) взять себя в руки и вести более цельную и осмысленную жизнь. Сама дружба с лживой злобной гадиной  Анитой с омерзительным прозвищем  «Наплевать-мне-на-тебя»  и разные душевные терзания и воспоминания  по этому поводу настолько противны,  что даже говорить об этом не стоит. История,  в финале рассказанная мужем Аниты, жирным владельцем рекламного агентства Караваем  тоже настолько омерзительная, что хочется ее вычеркнуть из головы, хотя и понятно, что без этого откровения и не было бы всего сюжета. А из памяти она, надеюсь, сама собой  скоро снова сотрется.   

Не понравилось  преображение Дани, стремительно произошедшее за рулем «одолженного на время» роскошного автомобиля босса. Точнее,она так думала,что это автомобиль его жены Аниты, в то время как это была машина убитого Анитой любовника -  мсье Коба.Дани играла состоятельную и успешную молодую женщину,  прекрасно зная, что это полное вранье, но преображаясь в своей вымышленный персонаж, она была малоприятна  - грубо отвечала людям, вела себя надменно  и заносчиво,  позволяла себе взбалмошные выходки  -  одна из которых на какое-то время связала ее с молодым прощелыгой под кличкой Плут-Плут.   
Что было хорошо в героине, все так же как и много лет назад!  – ее неизвестно откуда взявшаяся в конце концов  решимость и упорство в стремлении распутать невероятно сложный клубок интриг,  полностью оправдать себя и вывести на чистую воду мерзавцев, пожелавших сбить ее с толку, свести с ума и обвинить  в преступлении.   

Хорошими были и добрые люди, повстречавшиеся Дани в пути – особенно, конечно, молодой и веселый  водитель трейлера, «Рекламная улыбка», который помог ей поверить в себя и справиться  с невероятными проблемами – «он стал ей вроде брата». Этот надежный, честный, хороший парень  искупал своей ослепительной улыбкой  всех гадких  рассеянных по страницам книги  Анит,  Караваев и Плут-Плутов.   
   

 
      


Рецензии