Социософия, 5

13. Духовное и душевное в истории
14. Идеология четвёрки и пятёрка. Духовная скрепа императорской власти
15. О смутном времени. Подмена единицы. Царство антихриста


ДУХОВНОЕ И ДУШЕВНОЕ В ИСТОРИИ

Среди циклов истории единица есть дух, а остальные суть - выражение душевного мира человека, состояний сознания, которые могут взаимодействовать с духом и друг с другом (включать предыдущие циклы в свой объём) либо отказываются от такого взаимодействия и окрашивают историю в определенные тона, которые могут быть, к примеру, тёмными или романтическими.

Органичное, осмысленное развитие истории требует включения циклов друг в друга, но понимания необходимости такого включения часто нет, люди определенной эпохи часто не способны почувствовать себя частью всеобщей истории человечества, не видят и не понимают своих задач в контексте предыдущего исторического развития, и в итоге такое общество может объявить себя новым началом, новым основанием для дальнейшего развития.

Среди циклов истории единица как представитель духа в пенатах души, как жемчужина в раковине. Любой из циклов может соотноситься с ней и должен соотноситься, ибо человек на Земле, какие бы циклы развития он не проходил, есть эмиссар духа и должен жить во взаимодействии с ним. Религия и осуществляет связь с духом, поэтому её роль столь важна. Непонимание задач религии не может служить достаточным основанием для отрицания необходимости связи человека с духом или для отрицания духа вообще. Это может означать лишь, что религиозное учение не достаточно приспособлено к пониманию или способности восприятия не возвысились до его уровня.

Учение Святого Феофана Затворника о духовном и душевном может быть применено к истории. А вся общественная история может быть рассмотрена в контексте взаимодействия духовного и душевного начал. История, какой мы её знаем, и является результатом этого взаимодействия или невзаимодействия.

Душевное начало изменчиво. Под влиянием различных обстоятельств, факторов образ человеческой души, характер душевности человека меняется (от цикла к циклу). Но необходимость взаимодействия души с духом остаётся.

Отметим при этом, что душевность включает в себя не только собственно сферу души, которая ассоциируется прежде всего с эмоциями, состояниями, но и сферу сознания, область идей, убеждений, взглядов.


ИДЕОЛОГИЯ ЧЕТВЁРКИ И ПЯТЁРКА. ДУХОВНАЯ СКРЕПА ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ

Идеология пятёрки, символ которой звезда - это идеология общественного преуспеяния.

Какие для этого подходят средства?

Есть разные мнения - капитализм, социализм.

Сторонники социализма смотрят на капиталистическую экономическую систему как на элемент четвёрки, отжившее. Они предлагают отправиться в новый век с новыми основаниями экономики и социальной жизни, которые надо создать. Эти основания - огосударствление и контроль государства над экономикой, производством, плановая экономика.

Но такой метод сам по себе не является передовым. Это метод из прошлого, и вряд ли общество, которое пользуется такими методами, может считаться передовым. Такие же методы использовались в феодальном обществе, которое по духу следует отнести к тройке. Можно ли на отжившем создать что-то новое?

Социализм есть лишь выражение сознания необходимости нового, но сам он не являет ничего принципиально нового, новое не достигается в нём.

В советском социализме мечтали и стремились к коммунизму, новому обществу (эта мечта - лишь сон во сне, пятёрка так и не реализовалась, мечта о ней выразилась в чаянии о коммунизме, новом этапе истории). Но коммунизма мы так и не увидели.

Таким образом, кризис советского общества есть кризис общества, не достигшего пятёрки, при наличии сознания её необходимости. И в дальнейшем общество, стремящееся к пятёрке, перешло на стези капитализма в своих поисках пятёрки.

Формально идеология общества перешла на базу мировой пятёрки, но такая пятёрка движима идеями и видением, которых в нашем случае нет. Этот "фермент" не вырабатываются в обществе, в котором в 1917 году начался новый виток четвёрки.

Пятёрка по-прежнему является для нас чем-то новым. В нашей культурной традиции она - враг. Запад был идеологическим врагом как для Московского царства, так и для Советского Союза, сегодня этот цикл повторяется.

Поэтому есть настрой против пятёрки, несмотря на сознание её необходимости как цивилизации, современности.

Поэтому нам следует знакомиться с пятёркой. Правда ли, что мы всё знаем о ней, что в перестроечный и послеперестроечный периоды мы поняли её суть?

Четвёрка очень удобна, она традиционна для нас, но она уже очень древняя и, очевидно, не принесёт ничего нового. Возможен путь китайского типа - четвёрки, которая прибегает к пятёрке, её элементам. Но в такой позиции нет цельности, она противоречива. К тому же такой половинчатый путь не в духе России, характер которой требует тотальности, полного включения, посвящения себя определённому пути.

Но в России ещё возможны искания в области четвёрки, хотя очевидно, что её объем неоднократно по-новому осваивался. Никак не хотят с ней расставаться, а впереди неизвестность, страх, что будет?

В этой ситуации необходим мостик, открывающий путь к переменам, который успокоил бы общественное мнение, дал бы ему надежду на успешный переход.

Оглядываясь назад, в историю, мы видим, что в прошлом такой мостик у России был. Им был император, «символ власти, привычный для масс», по выражению Милюкова, (не только самим фактом своего существования успокаивающий массы, но способный направлять в нужную сторону из-за кулис), сегодня такого мостика нет.

Когда император Николай II под давлением думцев отрекся от престола, передав право престолонаследования, они начали дискуссию о будущих формах власти в России, и Милюков выступил за сохранение монархии (Гучков поддержал), что было в общем разумно (даже в среде заговорщиков понимали такую необходимость), но возобладала другая точка зрения, и брата императора Михаила уговорили не принимать титул до созыва Учредительного собрания.

Монархия была элементом российской двойки и скрепляла российское общество с единицей, отказ от монархии сделал возможным отказ от единицы, которая уже ничего не значила в плане освящения власти в государстве (так в глазах общества единица потеряла свою функциональность). Пострадала не только монархия, но впоследствии и сама церковь. Пострадало общество в целом от нарушения вековой баланса между властью, церковью и обществом.

Таким образом, и императорская власть была духовной скрепой, и, думая о возвращении духовных скреп, новом их обретении, следует иметь это в виду.

Не может быть полноценной пятёрки без двойки, включения идеалов Святой Руси.

Пятёрка, прогресс не могут быть достигнуты на базе идеологии четвёрки, что пытаются сделать сейчас. Очевидно, например, что четвёртый срок одного и того же президента не вписывается в рамки идеологии пятёрки. Россия сегодня - некая гибридная цифра, как говорится, ни рыба, ни мясо.

Идеология четвёрки в разные времена, от Московского царства и до Советского Союза, была разной. Но четвёрка - это всегда крепость, это твердыня, и современная Россия по духу четвёрка.

В идеологии четвёрки есть разделение на «мы» и «они». Она склонна делить мир условно на своих и на варваров и обращена всегда к доморощенным ценностям (например, к православным в России или к пролетарским вследствие отождествления народа с рабочим классом в СССР). Идеология четвёрки предполагает самодостаточность царства и в материальном, и в духовном отношении (сегодня в России некоторые говорят, например, о стране-цивилизации). Таким образом, четвёрка - это новое основание мира, она готовит себя к этому, она готова поставить на свои идеологические рельсы весь мир.

Тогда как пятёрка есть уже результат такого объединения мира. Она не может оставаться изолированной. В её характере всеобщность, универсализм.

Такая современная четвёрка, как Россия, смотрит на Запад как на такую же четвёрку, как она сама, но это уже другой тип общества, наступлению которого в России сопротивляются. Используется, в частности, довод низкого морального и нравственного уровня западного общества. Это говорит российская двойка, которая не видит на Западе ничего подобного себе. Россия не хочет терять своей патриархальности, с которой она как четвёрка в определенной мере отождествляется, с которой отождествляется ее национальный дух. Но в одном ли этом надо и можно видеть национальное? Например, с реформами Петра Великого или Петра Столыпина (премьер-министра Николая II) тоже отождествлялись и могут отождествляться самые возвышенные национальные чувства. А их дух был духом пятёрки, духом перемен, с которыми эти реформаторы связывали будущее преуспеяние.

Пятёрка как процесс развития общества может разворачиваться без отрыва от четвёрки, которая опирается на двойку.


О СМУТНОМ ВРЕМЕНИ. ПОДМЕНА ЕДИНИЦЫ. ЦАРСТВО АНТИХРИСТА

Есть целый период в российской истории, когда воровской элемент в стиле культуры определял бытие всего общества - Смутное время (1598-1613 гг.).

Ложь крепко утвердилась в умах людей и воровская сила правила бал. Лжедмитриев было много - целая волна самозванцев. Вряд ли люди не понимали, что происходит на самом деле. Но под властью воров требовалось лгать, надо было принимать законные установления самозванцев и почитать их за истинных царей. Так вор лгал людям, люди лгали вору и сами себе.

И все же с трудом укладывается в голове, как целый народ, зная, что перед ними вор, мог воздавать ему почести как истинному царю. Надо полагать, было много тех, кто искренне верил ворам, а воры поощряли в них эту веру и, опираясь на нее, манипулировали всем народом. Конечно, речь идет о тёмных, непросвещённых низах. Овладевшая ими ложная вера передалась и остальным, ей нечего было противопоставить, с ней сложно было бороться. Так, даже образованным людям, которые прекрасно отдавали себе отчет в том, что происходит, приходилось принимать воров и служить им. Это было временем торжества воровского стиля культуры, который всегда сопряжен с ложью.

Не только проникавшая повсюду, даже в высшие слои общества, ложь, но также разбои и грабежи характеризовали этот период.

Двойка, патриархальность никак не вяжется с ложью. В характере двойки прямота, она не склонна прогибаться. Но замена истинного царя лишает двойку внутреннего содержания, разрушает ту вертикаль, по которой души восходят к Богу в своем социальном служении. Так, вор в обществе с сильным влиянием патриархальности - чужеродный элемент. Вероятно, поэтому и Смутное время продлилось всего пятнадцать лет. Тогда как последствия событий 1917 года куда более долговременные.

Патриархальность как житейский консерватизм после 1917 года осталась, но была потеряна её связь с религией, с единицей.

Так, вор, мафия как властные начала могут связываться с единицей (её негативным аспектом). К этому же аспекту её можно отнести врага рода человеческого, сатану.

Истинная единица - Бог, церковь - освящает государственные начала. Но если общество отрекается от Духа либо пренебрегает Им и полагает начала государства в грубой силе, это впоследствии приносит ему неисчислимые бедствия.

Лишь через пятнадцать лет Смутного времени, ценой огромных усилий и жертв обществу удалось достичь правильного соотношения с единицей, что положило начало новому периоду в истории страны, периоду развития, славы и благополучия, который продлился более трехсот лет.

Касаясь единицы, её потенциала, надо отметить, что царства сатаны ещё не было в истории человечества. Он всегда рассматривался как сила, которая влияет на судьбу человека и общества. Но такого явления, как царство сатаны, приходящего в славе, еще не было. Хотя в Священном Писании есть предостережения на этот счет. Тема Антихриста и сегодня популярна в религиозных кругах. Надо иметь в виду, что в истории возможен и такой вариант развития событий - псевдорелигиозное общество, управляемое лидером, не лишённым мистических дарований и, возможно, даже не лишённым даров чудотворения.

Общество, чтобы пройти такой искус, действительно должно быть высоко духовным. "Отойди от меня, сатана". - Господь благополучно прошёл этот экзамен после сорокадневного поста в пустыне, искушаемый сатаной.


Рецензии