М. М. Кириллов Бег на месте Очерк

М.М.КИРИЛЛОВ


БЕГ НА МЕСТЕ

Очерк

     Бег или, хотя бы, ходьба на месте  - полезный, но, как правило, вынужденный способ физической нагрузки. Тем более, например, если ты живёшь на очень высоком этаже, а лифт не работает, а тебе за 80 лет…
    Можно, конечно, и вовсе не ходить, ограничившись креслом у телевизора. Поздно уже, «задрав штаны, бежать за комсомолом», как писал Владимир Маяковский, а так хотелось бы тряхнуть стариной. Да где уж тут!
     Можно прибегнуть и к умственным нагрузкам, умственному «бегу». Мысль же быстрее ног. Тем более, что старческая проза, как известно, особенно богата мудростью, если ещё не мешает маразм. Она помогает,  как минимум, медленней стареть, сохраняя и тренируя мышление и память и даже провоцируя создание неплохих литературных «шедевров», хотя бы, местной популярности. Но, так как это творчество, естественно, длится не долго и, вряд ли, ожидаемо многими, расчёт на его общественный резонанс невелик, а вот, как личная умственная тренировка, сгодится вполне… Ничего, что в итоге это тоже будет всего лишь «бег на месте», но с некоторой пользой для себя…
     Однако, как ни старайся, сама старость не перестаёт быть чем-то вроде медленного жизненного финиша на короткой дистанции. Ковыляя, рекорды не поставишь. Впрочем, бывают исключения. Вопрос не изучен, так как олимпиады стариков не проводятся. Здесь и допинг опасен. А куда деваться, это же «бег в тупике», без какой-либо альтернативы.
     Другое дело, общественный «бег на месте» или экономическая, политическая, нравственная стагнация целых государств, грозящая революциями и социальными потрясениями. Это необязательно связано со «старостью» государств, укладов и традиций. Не зря же выделяют такие понятия, как развивающиеся и загнивающие экономики и страны. Страны-спринтеры и страны-«доходяги». Причины такого деления, в основном, объективны, но нередко имеют значение и субъективные факторы личностного, националистического, религиозного и социального характера.
    Такие примеры последнего времени хорошо известны (Ливия, Сирия, Афганистан, Украина, Йемен, некоторые страны Центральной Африки и Южной Америки). А общая основа замедленного развития этих стран состоит в их крайней бедности вследствие длительной капиталистической или ещё феодальной эксплуатации.
     Развитие современной России, в силу разных причин, тоже происходит неравномерно в её различных областях и регионах, страдая от природных катаклизмов, капиталистического неравенства, непрерывной внешней русофобии, непродуманности, системной коррупции и вынужденного, дорогостоящего и приоритетного, развития отечественной оборонной промышленности. Поэтому, наверное, в чём-то мы «впереди планеты всей», а в чём-то вынуждены «бежать на месте»  или даже просто стоять. Большое значение в последние два года приобрела и борьба с ковидной инфекцией, калечащее население страны и сдерживающее её развитие.
     Определённое значение имеют и другие, сдерживающие, факторы. Непрерывное предложение прорывных миллиардных мега-проектов при, как правило, неполноте и задержке их реализации, что не способствует уверенности в их выполнении и в обеспеченности самих этих, может быть, и желательных, но нередко утопичных, планов. Это немало демобилизует народ. А правильнее было бы по В.И.Ленину: «Лучше меньше, да лучше!»
     Сказывается и разница интересов в обществе: одни планируют, другие строят, вкалывая на «хозяина». Действует рыночный принцип: «по одёжке, протягивай ножки». Нерыночное, бескорыстное, стахановское движение, развитое  в советской стране, в принципе невозможно теперь среди неоднородного классового общества современной России: не могут быть равными даже провозглашённые права людей, одетых реально в «разную одёжку». Решающее значение здесь имеет именно «одёжка» - важное, имущественное, право гражданина, равенство, которого теперь нет.
     Поэтому мы то «бежим», то «не бежим вообще» или даже отступаем назад. Никакие, даже уважаемые, «народные» фронты и декоративные комсомольско-волонтёрские батальоны власти, при всём их желании, положения изменить не могут.
     Социализм востребован, он на пороге, иначе и в дальнейшем «бег на месте» обеспечен. И никакие столетние запасы наших недр нас не спасут без экономического равенства.
      А что касается домашнего - спортивного, оздоровительного, или литературного, творческого, видов «бега на месте», то очевидно, что его можно только приветствовать, тем более у старых людей, если это ещё имеет смысл, тем более, что это не связано с имущественными отношениями. Надежда всегда умирает последней. Это относится к целесообразности продолжения любой деятельности в стеснённых условиях.
     Впрочем, всё относительно. Если точнее оценить подобные усилия, предвидя их конечное, неизбежное, бессилие, когда, как говорят, «не только догнать, но, хотя бы, согреться», уже невозможно, то,  может быть, и начинать-то и не стоит. Это, как в той  известной медицинской притче: «дышать нужно, что бы жить, а какой смысл, жить, только чтобы дышать». Это верно, хотя и не утешает.


Рецензии