Браконьеры

Рассказ.

1

   Жаркий, знойный июль закончился. Наступил дождливый  август: с грозами, ливнями и порывистыми ветрами.  Жара сменилась прохладой. На лугах поблеклая трава вновь приобрела яркие зеленые цвета.  Яблоневые сады ломились от тяжести еще зеленых плодов. Под многие сучья, согнутые яблоками  в сторону земли  пришлось ставить  деревянные подпорки.
 На пригорке  под соснами вылезли из хвойной подстилки маслята. Они росли группами, можно сказать семьями. Здесь рядом со старыми червивыми грибами красовались средние по размеру, крепенькие, чистые маслята с блестящей шляпкой. Чуть подальше в траве просматривались грибки – пуговки. Их не срезаю, оставляю до следующего раза. Набрал большую чашку грибов.  На ужин  моя жена  Валентина Васильевна приготовила тушеные грибы с молодой картошечкой.
На западной стороне небосвода заходили темные тучи. Они росли, слышались раскаты грома, и сверкала молния. Вдвоем с женой спешно закрыли теплицы, двери сараев, сняли белье, висевшее на веревке после стирки. Внуки прибежали в дом, когда первые капли дождя упали на их, не покрытые головы.
За окнами стало темно, как ночью. Ветер усилился, превратился в ураган. Первоначально он ломал тонкие веточки берез, играя ими, разносил их по улице. Крупные капли дождя забарабанили по шиферу кровли дома. Затем началось,  невообразимое явление с неба полилась вода, как из ведра. Косые струи ливня, напоминающие водопад, в один момент наполнили двухсот литровые бочки, установленные под сливом дома. Ливень продолжался около часа, постоянно грохоча и сверкая. Две  молнии ударили  очень близко от наших построек, треск был такой силы, что временно заложил уши. Порывом ураган приподнял пластиковую беседку  соседей, развернул, сломал ее и прижал к стволу старой яблони.  Асфальтированная дорога, проложенная по деревне еще в  советские времена, превратилась в речку. Вода с дороги убегала на обочины, где впитывалась в землю, в  низинах образовывались разных размеров и конфигурации  лужицы.
      Ливень постепенно уходил на восток, но дождь переменной интенсивности  продолжился. Обув резиновые сапоги и надев куртку, я вышел на улицу и был очень опечален, тем, что натворил ураган.   Он сорвал с крыши заднего сарая часть листов шифера, разбил их и разбросал по улице. Ветер  сломал несколько крупных суков с большого клена и старой липы, растущих за каменным двором. Старая  верба, посаженная папой, лежала сломанной  на траве в конце огорода. Черемуха, что радовала нас своим обильным весенним цветением, валялась на картофельном поле. Теплицы от урагана не пострадали, выдержали удар стихии, но наклонилась беседка, изготовленная из четырехугольной трубы. Некоторые трубки оторвались от снования, другие деформировались. Чтобы восстановить ее нужно приложить много усилий.
 У туалета за сараем  рос могучий клен. Ураган расщепил его на две почти равные части. Одна половина дерева продолжала стоять.  Другая часть   упала и сломала яблоню, сливу и невысокую черемуху. Слава богу, что ствол клена свалился в метре от стены сарая, не разрушил его.
 Пострадал от ветра сад, Зеленые яблоки,  груши валялись повсеместно под кронами деревьев, рядом лежали сломанные суки.  Сильнее всего пострадала угловая яблоня, пепенка. Один большой сук рухнул на землю, другой  надломился и повалился на забор. Под этот сук поставил две подпорки.
Между грядами огорода стояла вода.  Вся картофельная ботва легла строго на восток.  Одно радовало, что теперь не нужно поливать овощные грядки. Последствие урагана устранял в течение двух недель. Заготовил достаточное  количество дров для отопления дома в осенний и зимний сезон.
 Упавшее дерево соседей оборвало линию электропередач, так что почти неделю жили без электроэнергии. От урагана пострадали многие жители деревни, некоторые лишились теплиц, а сломанные деревья были в каждом дворе.
Последовало два теплых, непродолжительных дождя.  Взяв старшего внука Егора с собой, поехали на машине в осиновый лес. Этот лес, точнее заросли, состоящие из кустов ивы, ракиты, деревьев: осины, березы, ольхи и сосны, вырос в последние два десятилетия и уверенно наступал  на луга, захватывая новые площади. Он расположился в полутора километрах от шоссейной дороги,  построенной в тридцатые годы  прошлого столетия, Находилась она  в хорошем состоянии.
Я припарковал легковую машину  на обочине гравийной дороги рядом с перекрестком. Ранее здесь шоссе пересекала проселочная дорога, соединяющая деревню Ерилово с местными   полями и болотом, где заготавливали торф. По ней десятилетиями летом ездили   телеги, а зимой сани. Затем на деревне появились     трактора «Беларусь», которые разбивали полевые дороги, создали повсеместно  ямы и рытвины. На смену тракторам «Беларусь» пришли мощные машины «Кировцы». Они  разворотили проселочную дорогу, сделав ее  непроезжей для другого транспорта.
  Слева и справа  у дороги были отрыты канавы, которые в дальнейшем заросли кустами и деревьями.
Первым препятствием на пути в лес была огромная лужа, заполненная ржавой водой. Обошли ее обочиной, поросшей высокой зеленной травой -  осокой. Слева от нас за канавой располагалось убранное серое поле рапса. Идти по высокой траве высотою выше колена было трудно. Она постоянно цеплялась за ноги,  сдерживая движение. Прошли две сотни метров, взмокли.  Нас заинтересовала мусорная свалка, организованная в правой канаве, В это место нехорошие люди привезли бытовой и  строительный мусор, а также старую мебель, пластиковую посуду и суки деревьев. Рассматривая свалку, внук  Егор спросил: « Откуда здесь этот мусор?  Почему здесь в ста метрах от дороги свалка?» Он задал множество аналогичных вопросов.  Терпеливо объясняя ему, я  дал ответы на все вопросы. Такие свалки  повстречались нам  еще два раза. Они были организованы подальше от грунтовой дороги в кустах.
Деревня стремительно стареет, коренные жители находят свой покой на кладбище. Домами, усадьбами обзаводятся новые хозяева, дачники. Они вырубают старые сады, разбирают разваливающие постройки и весь этот  мусор отвозят не на общественную свалку, а в ближайшую канаву подальше от людских глаз. Их не заботит экология, да и нравственно они  не мучаются. Они дачники - временные жители, личный комфорт превыше всего. Самое главное  для них дешево и быстро организовать свой досуг.
Нашу дорогу в лес преградили суки деревьев с темными, почерневшими  листьями. В стороне у канавы  торчали многочисленные пни. Здесь недавно работали лесорубы. Они бензопилами пилили  высокие  березы  и осины. Здесь же  стволы деревьев  разделывали  на чурки. Их  укладывали в тракторный прицеп и продавали эти дрова местным жителям. Суки остались лежать там, где их спилили, которые  постепенно гнили, загрязняли луг Ясно дело, что в этом месте надолго не будет расти трава,  грибы, да и деревья.
В прошлом столетии тоже заготавливали дрова в болоте, по канавам, по обочинам дорог, но срубленные или спиленные суки  складировали в одном месте и по возможности сжигали, таким способом не захламляли большие пространства  земли. Старые постройки тогда   разбирали, складировали, затем дерево превращали в дрова. По разным причинам садовые деревья погибали.  Из них крестьяне  получали прекрасные дрова. Маленькие веточки яблонь и других деревьев рубили, заготавливали  хворост. Его вязали в пуки или складировали под навесами для просушки. То есть крестьянин, колхозник не выбрасывал на свалку дерево. Все превращал в дрова, которые сжигали в печках.
 На увиденных стихийных свалках валялось большое количество пластиковой упаковки и пластмассовых изделий, а также лежала старая одежда и обувь. В пору моей юности и детства основным упаковочным материалом были бумага и картон. Широко в быту  применялась стеклянная посуда.  Все этот можно было сдать на пунктах вторичного сырья. По деревням периодически ездили старьевщики, которые за копейки покупали макулатуру, тряпки, кости и бытовой металлолом. Подчас заготовители расплачивались с населением за сырье  дефицитным товаром. Свалок в деревнях почти не было. Крестьянин бережно относился к земле  - матушки, старался обработать все участки. Поля не зарастали бурьяном и кустами.
Дальнейший путь в лес я и внук продолжили по тракторной колее, по примятой траве. Справа на повороте опять увидели свалку, которая была в два раза больше предыдущей.  Настроение у моего внука в конец испортилось, так как впереди увидел черные завалы, образованные спиленными  осинами.  По какой – то причине их не вывезли своевременно с кустов. Осины хаотично валялись на земле и медленно разрушались. Не найдя  грибов мы повернули назад.
В обратный путь мы  отправились по меже пшеничного поля. Поле представляло лоскутное одеяло, состоящее  из цветных участков  разной степени желтизны и зелени.   Низины ярко зеленые, пригорки желтые, там пшеница созрела и готова  в бункер комбайна. По всему полю просматривалась   низкорослая с полновесным колосом пшеница. Идем не спеша,  осматриваем  полянки на предмет грибов.  Меня заинтересовала  рыжая кочка на полянке среди низких кустов ракиты. В реальности на примятой траве лежала  шкура косули и ее голова с крупными и широкими ушами. В больших ее глазах застыл испуг. Рядом оказался внук Егор. Он также как я, видел ранее этого красивого зверя в зоопарке и  на дворе Пушкиногорского фермера.
- Почему убили косулю, отрезали голову, сняли с туши шкуру и  бросили их  в кустах.  Почему загубили зверя? В магазинах полно мяса домашних животных,- в сердцах громко произносил внук.
 На голове косули не было видимых признаков, указывающих, что на ней красовались рога.  Значит охотник, застрелил самку.  Я объяснил Егорки, что среди охотников много браконьеров, которые  убивают диких животных,  просо по интересу,  такое у них «хобби». Косуля очень пугливое животное, близко к себе не подпускает, при малейшей опасности убегает, развивая при беге скорость до 50 километров в час.
Я не охотник, но точно знаю, что убивать самок косуль летом  запрещено.  В конце лета  рядом с косулей  всегда  пасутся ее оленята. Погибла самка косуля, пропадут несмышленыши оленята. В юности мне приходилось видеть,  как косуля с двумя подросшими оленятами объедала сочные молодые побеги ивы. Моя попытка рассмотреть их вблизи привела  к тому, что косуля подняла голову, насторожилась и быстро  прыжками  исчезла в кустарнике.  Ее примеру последовали оленята.
 Бросать голову и шкуру косули в кустах, это создавать очаг распространения инфекции среди животных.  В полукилометре от данного места  располагался колхозный скотомогильник, где хоронили всех животных округи, погибших от болезней.  Могильник был обнесен изгородью, выполненной из колючей проволоки. Чтобы не разносить по местным деревням заразу, всех умерших и погибших котов и собак крестьянин придавал земле,  зарывал их.
 Грибная охота не удалась. Настроение после  поездки в лес  было скверным, поганым. 

 
2

 В конце восьмидесятых  на закате советской власти,  на селе в Псковской области  провели земельную реформу. Колхозникам увеличили приусадебные участки до одного гектара.   Часть участков выделили в натуре, то есть определили все  его границы. Основную часть земельных участков определили в поле, не разбив его на участки. В девяностые колхозы преобразовали в акционерные общества.  Всю колхозную землю раздели на паи. Каждый колхозник, колхозный пенсионер получил земельный пай в  девять гектаров. Границы земельных  паев  не были обозначены. Акционерное общество развалилось, обанкротилось,  перестало работать. Поля медленно стали зарастать  в начале сорной травой,  затем кустами, деревьями.
 В первую очередь заросли приусадебные участки, выделенные крестьянам до гектара, так как их  не  обрабатывали с момента  передачи колхозникам. На таких  участках вырос новый лес, странный лес,  состоящий из кустов: ракиты, смородины, шиповника, черноплодной рябины, ирги.    Заросли малины, ежевики создавали  непроходимую чащу. Здесь рядом с яблоней произрастали сосны, а береза чередовалась с черемухой и рябиной. Широколистый клен соседствовал с дикой грушей. Рядом со старой рябиной росло большое количество рябиновой поросли разной высоты. На пониженных сырых местах высились стройные осинки. Их было очень много, под кронами не просматривалась трава, не расцветали полевые цветы.  Опавшая, серая листва плотно закрывала почву.
Ближе к концу лета густеет травостой, стена стеной отрастает разнотравье. Большая часть трав отцветает  и разбрасывает   свои семена, но продолжает радовать глаз тысячелистник обыкновенный. Его плоское белое  соцветие заканчивает цвести  поздно осенью. В дорожном кювете произрастает чистотел с  желтыми цветками, на зеленых стеблях много стручковых коробочек.  Поднялся он выше колена. Далее белые донники – поселенцы бросовых земель. В солнечные дни над донниками кружат и жужжат пчелы и другие насекомые, собирая сладкий нектар.  Продолжает  зеленеть  цикорий.  На его тонких, жестких стеблях сидят крупные голубые цветки. Компактными группами растет зверобой. Его желтые пятилепестковые  сравнительно крупные цветки собраны на верхушках стеблей,  рядом появились   коричневые коробочки с семенами.
 Большое неудобство путникам доставляет череда, растущая в затененных местах, так как семена   цепляются за одежду. Всех трав не перечислишь,  что произрастают на запушенных землях.
 Конец августа. Картофель на огороде  выкопан. Отава – зеленая трава второго укоса скошена и сложена в копны. Относительно свободный день. Есть возможность  посетить странный лес, заготовить на зиму плоды шиповника.  Этот куст шиповника  увидел случайно.  Меня  заинтересовал полушар с  красными точками.  Подойдя ближе, обнаружил, куст шиповника с большим количеством ярких, красных ягод.  Листва облетела.  На светло – коричневых пробегах  висели ягоды шиповника. Шиповник колючий кустарник. Колючки  стремятся уколоть или поранить руки, ноги.  Ягоды собираю аккуратно двумя руками, опасаюсь иголок куста.  Одна рука поднимает веточку или отводит ее в сторону,  другая срывает одну или несколько ягод. Все предосторожности тщетны, шипы царапают кисти, впиваются в пальцы. Подошел вплотную к веткам шиповника, шипы прокололи ткань брюк  и сделали множество уколов. Отступил. Ругая себя за оплошности, наполняю пластиковое ведерко ягодами шиповника.  Зимними вечерами буду пить настои шиповника.
Не спеша бреду в глубь странного леса. На яблоне подростке красуются крупные красно- зеленые яблоки с необычной формой с гранями по бокам. Сорвал,  вкус  сладкий с кислинкой, мякоть твердая. Три яблока положил в карман.  На груше маленькие горькие плоды. Их очень много на дереве и под ним. Далее  маленький кустарник с блестящими черными ягодами – черноплодная рябина. Ягода крупная вкус приятный. Срываю горсть рябины и в рот, на ладонях  черные пятна.
 Высокие осины спилены, рядом лежат  сухие суки. Между пнями красные шляпки с белыми точками - грибы мухоморы. Молодые до двух метров осинки захватили ближайшую поляну. Подосиновиков не отыскал и пошел к другой группе осин.
  Там в траве увидел лежащую косулю.  Она лежала на правом боку. Левая брюшина и внутренности живота отсутствовали. Я внимательно осмотрел ее. Длиной зверь был около 1,2метра, высотою около 80 сантиметров, весом более 30 килограмм. Голова короткая, притуленная. Шея длиннее головы. Ноги высокие стройные, копыта маленькие. Большие глаза смотрели на мир осуждающе. На голове отсутствовали рога, погибла еще одна самка. Уши средней величины  располагались на большом расстоянии друг от друга. Туловище  косули заканчивалось маленьким хвостиком.
 Дважды обошел вокруг погибшей косули, пытался определить, кто убил ее.  Трава была примята, но следов борьбы не было. В стороне валялись каловые массы желудка и кишок.  Я пришел к выводу, что раненая косуля бежала к деревне в надежде получить помощь от людей, но рана оказалась смертельной и она умерла. Лиса отыскала умирающую косулю и полакомилась ее внутренностями.
 Мое предположение подтвердил старый охотник.  Бьют косулей картечью. Чрезвычайно сложно попасть в голову косули, большей частью  ранят их в шею.  Если бы браконьеры охотились с собакой, то она отыскала бы умирающую косулю. Браконьеры на охоте используют ружья с оптическим прицелом, которое позволяет убивать зверей удаленных на большом расстоянии, но это затрудняет поиск убитой добычи.
 Грусть  надолго поселилась во мне. Запрет, усиление  наказаний или иные меры, но нужно спасать Землю от браконьеров.

     Сентябрь 2021г.
               
Алексей Иванов - Уситовский 2


Рецензии
Печальный рассказ. И трудно сказать, чем горю помочь. Может внуки, наконец, осознают весь трагизм ситуации, и не только в русской деревне, но и на всей Матушке-Земле. Спасибо, дорогой брат, за неравнодушие и за открытость русского человека.
С теплом души!

Иван Иванов-Псковский 2   12.10.2021 22:58     Заявить о нарушении
Дорогой брат спасибо за рецензию. Весь трагизм в том, что очень много браконьеров - людей равнодушных к нашей Родины.
С уважением Алексей.

Алексей Иванов-Уситовский 2   13.10.2021 18:06   Заявить о нарушении