Глава 20. Майя УМЕЕ всех!

12 июля 2015 г.
3,5 года

Только что от нас съехали дети. Два месяца им ставили унитаз и, наконец, поставили! С одной стороны – ура! Но с другой стороны – ай-яй-яй, ибо забрали Соню... Собирала и держала в уме Сонькины перлы.  Фишки, сказанные Сонькой третьего дня, уже не помню – стара бабка стала!

Итак, история первая.
Неделю назад ко мне приехала подруга из Вильнюса Ирочка. Обожаю ее – мы вместе учились в университете, только я на матфаке, она оканчивала физфак. Дружили с первого курса, с колхоза, куда отправляли всех первокурсников на сбор картошки. Потом потерялись и через много лет нашлись, спасибо «Одноклассникам». Приехала она просто так, никакой особой программы у нас не было, погода для лета противная: тупо сидели на веранде, щелкали семечки и наслаждались общением. С нами сидели мой Женя и Соня. Поскольку Соня не умеет щелкать семечки, это делали мы с Женей и подсовывали ей чищеные. Сонька с удовольствием подъедалась у нас и посматривала на Иру, которая тоже увлеченно грызла семки. Скорость лущения у нас с Женей, видимо, была не велика, и Соня, еще раз внимательно посмотрела на Иру и спросила:
«Илка, ты доблый человек?»
Ничего, что Ирка – моя ровесница, и что Сонька видит ее впервые? Но она именно так и сказала: «Ирка!»
«Сонечка, мне кажется, что я добрый человек, а что?» – ответила тетя Ира.
«Ты зэ не задина-говядина?»
«Нет, я не жадина-говядина».
«Ну-ну!» - многозначительно и с каким-то едким сарказмом произнесла Соня Михална и обратилась к нам, застывшим:
«Что сидите? Продолзайте!»
.Ну что тут сказать: приказ поступил – нужно выполнять: мы с Женей быстро заработали руками...

Случай позавчерашний. Действующие лица: деда Женя, мама Натуля, я и Соня. Сидим на кухне за столом и пытаемся накормить Соню. Ест она плохо, и когда мы сажаем ее за стол, я все время вспоминаю картину из своего детства: у меня была подруга, которая плохо ела. Ей было года три, а мне четыре, но я все помню, как будто это было вчера. Наши молодые родители на кухне, мы рядом. Я спокойно ем за столом: что-что, а еда была одним из моих любимых занятий. Динкины родители ставят на стол горшок, на горшок сажают маленькую Диночку, и начинается концерт: папа поварешкой стучит по кастрюлям и банкам, мама пританцовывает и как только Диночка от удивления раскрывает рот, туда тут же попадает очередная ложка каши.
Так и Соня: горшок мы, конечно, на стол не ставим, но концерты устраиваем ещё те.

Вчера стали на ходу придумывать стихи. Я очень люблю эту игру в рифмы: я задаю первую строчку и часть второй. Соня должна придумать рифму к последнему слову строчки. Нужно сказать, что у неё это здорово получается. Вчера мы придумывали стихи о крольчихе, которая живет у нас во дворе, и которую мои мужики сдуру назвали Сири в честь программы, живущей в Айфонах. Для тех, кто не знает, поясню: я тоже не знала, что в каждом Айфоне, начиная с пятой модели живет программа, которую создатели назвали Siri. Вы с ней можете говорить, вы у нее можете что-то спросить и даже можете ее ругать. Она отвечает, обижается, выискивает информацию в интернете и рассказывает странные анекдоты. Наша крольчиха ничего из вышеперечисленного не делает, но ее все равно назвали Siri. Я подозреваю, почему: целый день сидит она в своей клетке, кушает и сирит, и все! Больше ничего!
 Наша Сири стала героем вчерашней кормежки и стихи прямо таки полились, рифмы посыпались. Это было примерно так:
  «В большой, деревянной клетке
  Сири сидит»... «На ветке!»
(Смысл так себе, но рифма есть и ритм выдержан).
  «Сири ведь красавица,
  Очень всем нам»... «Нлавица!»
Дальше я продолжаю:
  «Деда Сири принесЁт...»
Соня молча смотрит на меня.
  «Сонечка, детка, продолжай!» – говорю я ей. Соня задумывается, открывает рот, туда тут же попадает ложка еды и с набитым ртом Соня произносит:
  «Деда Сири принесЁт
  И намнозко поколмЁт!"
Кто бы додумался, что все так просто: и рифма есть, и ритм сохранен! Детский язык – это что-то чудесное, непредсказуемое и очень правильное! Действительно, почему обязательно «покормит»?
  Ещё из вчерашнего. Я вожусь на кухне, Соня просит маму надуть шарик. Наташе тяжело надувать шарик, поскольку живот и так мешает дышать, а тут еще шарики надувать! Дальше происходит такой диалог:
    – Сонечка, мне тяжело шарики надувать. Попроси деда!
  – Деды нет. Майя, надуй, позалуста, шалик!
  – Соня, бабушке тоже тяжело. К тому же она не умеет. Иди к деду.
Соня поворачивается Наташе и говорит очень уверенно:
– КОНЕЧНО, Майя умеет надувать шалы. Май! Надуй, позалуста!
КОНЕЧНО, после таких слов я бросаю щетку и начинаю надувать шар. Дуется он плохо, я стараюсь изо всех сил. Соня с какой-то щемящей жалостью смотрит на меня, красную, с выпученными глазами и уважительно говорит:
  - Майя умеет. Она УМЕЕ всех!
Сначала я не расслышала и засмеялась:
  – Сонечка, я умнее всех, потому что шары надуваю?
Соня абсолютно серьезно повторила: «УМЕЕ!»
 Натуля перевела: «умею лучше всех». По типу УМНЕЕ. То есть все умеют, а я умее всех!

Вот радость то: видеть, слышать, участвовать, наслаждаться каждым мгновением, радоваться каждому новому слову – такова участь всех бабушек и дедушек! И неважно, рядом ли, по скайпу ли, в телефоне ли – сплошная радость, сплошной позитив!
И последнее. Миша задал Соне вопрос: «Что такое любовь?»
Сонечка подумала и ответила: «Это когда люди крепко-крепко обнимаются и целуются...»
Все правильно... Устами ребенка глаголет ИСТИНА...

Продолжение: http://proza.ru/2021/10/11/1475


Рецензии