Юдин Сергей Сергеевич
Юдин Сергей Сергеевич (27 сентября [9 октября] 1891 – 12 июня 1954), хирург, учёный и клиницист. Академик АМН СССР.
[По отзывам ряда специалистов, гениальными хирургами в истории нашей страны прежде всего могут быть названы двое – Н. И. Пирогов и С. С. Юдин. Исполнилось 130 лет со дня рождения величайшего русского хирурга ХХ века].
Родился в Москве в семье купцов и промышленников. В августе 1902 г. был принят в 1-й класс 2-й Московской гимназии. В 1911 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Через год перевёлся на медицинский факультет, но окончить курс не позволила начавшаяся Первая мировая война.
Отбыв на фронт, С. Юдин стал зауряд-врачом в передовом отряде Красного Креста при гвардейской стрелковой бригаде, затем начальником дивизионного санитарного отряда и врачом пехотного полка. За проявленную храбрость в боях был награждён Георгиевской медалью. В июле 1916 г. был тяжело контужен. После госпиталя Юдин экстерном с отличием сдал экзамены и получил диплом лекаря 1-й степени, что позволило ему стать старшим врачом Духовщинского полка.
В 1917 г. для продолжения военной службы Юдин был направлен в Тулу заведующим хирургическим лазаретом на 120 коек Российского общества Красного Креста; одновременно работал в хирургическом отделении Тульской губернской больницы. После демобилизации в 1919 г. вернулся в Москву и до весны 1922 г. работал в участковой Никольской больнице Московской области, а затем был принят ординатором хирургического отделения в больницу для долечивания раненых при подмосковном санатории «Захарьино». Здесь он выполнил 42 резекции желудка при язвенной болезни и собрал уникальный материал по торакопластике, которые представил в докладе на XVI съезде российских хирургов. Одновременно работал над диссертацией «Спинномозговая анестезия», которая была напечатана в 1925 г. и получила премию им. Ф. А. Рейна как лучшая работа по хирургии за 1924–1925 гг.
В 1922–1928 гг. работал хирургом фабричной больницы «Красный текстильщик» в Серпухове. В конце 1922 г. был командирован в Германию, где совершенствовался в клиниках А. Бира, Ф. Зауэрбруха и других известных хирургов. В 1925–1927 гг. в качестве приват-доцента клиники факультетской хирургии 1-го ММИ, руководимой Н. Н. Бурденко, читал студентам курс по обезболиванию в хирургии. В конце 1926 – начале 1927 г. был в командировке в США. Много оперировал под входящей в моду спинномозговой анестезией. Операции С. С. Юдина приезжали смотреть корифеи хирургии – С. И. Спасокукоцкий, В. И. Разумовский, П. А. Герцен. Он часто выступал в Московском хирургическом обществе, делал доклады на съездах в Москве, Ленинграде.
С. С. Юдин – хирург-мыслитель, не только блестящий практик, но и выдающийся теоретик. Он отличался виртуозностью техники выполнения операций. Первым в мире применил в клинике переливание фибринолизной крови. Один из основоположников современной анестезиологии. С 1928 г. – заведующий хирургическим отделением (главный хирург) Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. Здесь Юдин достиг значительных результатов в желудочной хирургии; за десятилетний период он выполнил более трёх тысяч операций на желудке. 23 марта 1930 г. С. С. Юдин, Р. Г. Сакаян и В. А. Головинчиц первыми успешно перелили свежезаготовленную трупную кровь человеку, умирающему от острой кровопотери.
С 1931 г. – заведующий вновь созданной кафедрой неотложной и военно-полевой хирургии Института им. Н. В. Склифосовского. В 1931 г. Юдину было присвоено учёное звание профессора, а в 1935 г. – учёная степень доктора медицинских наук – по совокупности работ, без защиты диссертации.
С самого начала своей деятельности в Институте им. Н. В. Склифосовского С. С. Юдин активно проводил в жизнь идею воспитания поливалентных хирургов. Он писал: «Как ни обширна проблема хирургии и по отделам тела и по разнообразию патологических процессов, её необходимо изучать и знать всю. Без такой исчерпывающей основы немыслима никакая специализация в ней. Это полностью относится и к военно-полевой хирургии».
В годы Великой Отечественной войны – старший инспектор-консультант при главном хирурге РККА. Первый заместитель директора по научной работе Института скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (1946), осуществлял научное руководство хирургическими клиниками Института.
Среди наиболее близких учеников С. С. Юдина, которые непосредственно и по многу лет работали рядом с ним и со временем стали известными клиницистами, профессорами, академиками – Дмитрий Алексеевич Арапов, Борис Сергеевич Розанов, Аркадий Алексеевич Бочаров, Борис Александрович Петров, Павел Иосифович Андросов. К сожалению, один из них, которого особенно тщательно пестовал Юдин, которому он почти собственноручно сделал докторскую диссертацию, как оказалось впоследствии, был автором ложного доноса на своего шефа, автором юдинской трагедии. После ареста С. С. Юдина его должность в институте занял Б. А. Петров, в дальнейшем присвоивший всё, что делал его Учитель. – По материалам статьи доктора медицинских наук, профессора И. Н. Григовича.
23 декабря 1948 г. С. С. Юдин по доносу был арестован МГБ СССР и обвинён по статьям 58-1 «б» и 58-10, часть 2-я УК РСФСР как «враг Советского государства, снабжавший английскую разведку шпионскими сведениями о нашей стране». В период 1948–1953 гг. был в заключении: сначала в тюрьме на Лубянке, затем в одиночной камере в Лефортово, где перенёс второй инфаркт. В тюрьме написал книгу «Размышления хирурга». Впоследствии расстрел «за измену Родине» был заменён десятилетней ссылкой в г. Бердск Новосибирской области. С 1952 г. был в ссылке – работал хирургом в Бердске, затем в Новосибирске. В 1953 г. был освобождён.
«В Бердске администрация больницы вначале не разрешала ему участвовать в лечении больных, но затем местные хирурги сами стали приглашать его в операционную, и он вновь после долгого перерыва стал к операционному столу. Операции проходили при большом скоплении местных врачей. Через короткое время его перевели в Новосибирск. Это произошло после того, как второй секретарь обкома партии обратился в Кремлевскую больницу Москвы с просьбой принять на операцию его жену с тяжелым заболеванием желудка. Из Москвы ответили: „Зачем ее везти в Москву, когда лучшие руки страны находятся от вас в 60 километрах“». – Д. м. н., проф. И. Н. Григович.
Юдин был популярен не только в медицинских кругах, но и среди творческой интеллигенции. М. В. Нестеров, П. Д. Корин, А. И. Лактионов, Кукрыниксы, В. И. Мухина и другие художники и скульпторы создали его портреты; его образ нашёл отражение в пьесе А. Е. Корнейчука «Платон Кречет».
Академик АМН СССР (1944). Награждён Георгиевской медалью 4-й степени, орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Лауреат: Ленинской премии (1962, посмертно) – за разработку и внедрение в практику метода заготовки и использования фибринолизной крови; Сталинской премии 2-й степени (1942) – за научные работы по военно-полевой хирургии и по искусственному пищеводу «Заметки по военно-полевой хирургии», «О лечении военных ран препаратами сульфамидов» и «Некоторые впечатления и размышления о 80-ти случаях операций искусственного пищевода» (1941); Сталинской премии 1-й степени (1948) – за разработку новых методов восстановительной хирургии при непроходимости пищевода. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Почётный член Английского королевского Колледжа хирургов (1943), Американской ассоциации хирургов (1943), хирургического общества Парижского университета (1947), Пражского, Каталонского обществ хирургов. Почётный доктор Сорбонны (1946).
Посвящённые С. С. Юдину мемориальные доски установлены на фасаде Главного здания НИИ скорой помощи им. Склифосовского в Москве и на историческом здании Серпуховской центральной больницы. В Новосибирске перед зданием Детской клинической больницы установлен бюст С. С. Юдина. В 2015 г. Городская клиническая больница № 79 г. Москвы переименована в ГКБ имени С. С. Юдина.
Иллюстрация: Нестеров Михаил Васильевич. Портрет хирурга С. С. Юдина. 1935 г. Государственная Третьяковская галерея. Из открытых источников.
Свидетельство о публикации №221101101542