Рождённый жить, умереть не может! Часть 2
Война - жестокое порождение человеческих рук. Она не принимает жалости, промедления или излишних сантиментов. Либо ты быстро реагируешь на происходящее, либо оказываешься в списках погибших. Иногда, ты сам спасаешь себя, другой раз, человек невольно оказавшийся рядом, а порой, невиданная сила, ибо сегодня умереть ты просто не можешь.
***
Небольшой кораблик, вместо уничтоженной баржи, торопливо двигался вперёд по речным волнам, увозя с собой остатки выживших после недавнего налета фашистских бомбардировщиков.
Взгляды его пассажиров устремлялись с опаской в небо, то с грустью и печалью на берег, где продолжали лежать тела недавно погибших родственников. Убирать их никто не торопился, есть дела куда важнее до следующего налета немцев.
К счастью, в этот раз удалось успешно переправиться на другой берег Волги и двинуться в путь, подальше от невзгод войны. Осиротевших детей распределили по детским домам и развезли по разным городам, куда военные действия ещё не докатились.
Однако, задержаться там надолго не получилось и пришлось переезжать с каждым разом все дальше и дальше, спасаясь бегством от приближающегося врага.
***
Осень всё увереннее вступала в свои права. Последние теплые деньки остались позади. Холодные дожди щедро заливали землю, подготавливая природу к долгой зимней спячке.
Колонна из персонала, детей-сирот детского дома с их имуществом, в число которых входила и маленькая Валя, двигалась по безлюдной дороге в поисках очередного пристанища.
Старенькие грузовики медленно везли вещи и самых маленьких деток, остальные шли пешком, растянувшись на добрую сотню метров.
Наученные горьким опытом войны, старшие дети всматривались в серое небо. Вдруг, на горизонте показались чёрные точки - дурной знак. Быстро приблизившись к колонне, они со зловещим рёвом немного снизились и игнорируя опознавательные знаки мирного населения, приготовились к атаке.
- Немцы! Немцы! - раздались голоса со всех сторон. Машины резко остановились и все бросились в рассыпную, кто куда.
Пространство заполнилось свистом летящих с высоты снарядов, страшным грохотом от взрывов, закладывавших уши, запахом гари. Взрывная волна сбивала с ног убегающих в лес детей.
Бомбы сыпались с неба, разнося в щепки старенькие машины. Дорога моментально превратилась в подобие решета с многочисленными воронками.
Страх убегающих был на столько велик, что ноги без устали несли куда глаза глядят, лишь бы подальше от места бомбежки.
Кто-то в последний момент выпихнул Валю из грузовика и подтолкнув ее вперёд в сторону леса, громко скомандовал - беги! Что она и сделала. Слезы ужаса туманили глаза, плач сковывал горло, но ноги послушно бежали прочь, как и было велено. Она падала, вставала, снова бежала, снова падала, сдаваться никак нельзя.
- Мама! Мамочка! Помоги! Мама! - кричала сквозь слезы девочка, но продолжала бежать, сама не зная куда.
***
Когда всё стихло, уцелевшие дети стали сбиваться в кучку. В какой стороне теперь дорога, они уже и сами не знали, но было очевидно, что выжить можно только сплотившись.
Вадим, старший из ребят, умело собрал детвору вокруг себя. Детям постарше велел взять за руки малышей, чтобы они не потерялись, деловито пересчитал всех. Всего набралось девять человек абсолютно разных возрастов.
- Ничего! Прорвёмся! Конвой искать смысла нет, от него всё равно ничего не осталось. Там чуть левее я видел тропинку, она обязательно выведет нас в какую-нибудь деревню, а там уже кров будет и еда! - декларировал новоиспеченный вожак, хлюпая носом от холода и вытирая грязь с лица.
Малыши развесив уши, слушали наигранный оптимизм речей Вадима и утирали мокрые щеки рукавами стареньких кофтёшек.
К вечеру юные скитальцы действительно вышли к деревне, как и обещал провожатый. Но людей и обогрева там не оказалось. Дома были разбиты, а жители давно ушли.
Поняв, что здесь их никто не ждёт, маленькая Валя стала прихлюпывать, стараясь сдержать плач, но ничего не вышло и она громко разрыдалась.
- Ты чего плачешь? - удивлённо спросил Вадим.
- К маме хочу! - сквозь слёзы ответила малютка.
Вожак поначалу растерялся. Что ответить маленькому ребенку на это? Как объяснить суровость времён и несправедливости судьбы? Но потом собрался с мыслями и сказал:
- Да ладно тебе реветь! У меня тоже теперь мамы больше нет и ничего, не плачу. Нужно быть сильным и мужественным как наши солдаты, которые нас защищают от немцев. Думаешь им не страшно? Страшно. Но они знают, что если не они, то нас всех защитить от фашистов будет некому.
Валя, раскрыв рот, слушала пламенные речи старшего товарища, так вдохновенно рассказывающего о защитниках, что и забыла на мгновение про свою печаль, но стоило ему замолчать, снова разрыдалась.
- Ну, а теперь-то ты чего ревешь? - с досадой спросил Вадим.
- Животик болит. Кушать хочу!
Кушать и правда уже давно было пора. Он окинул взглядом остальных детей, жалостно смотревших на него и согласных с Валей.
- Спокойно! - Присёк истерику командир. - Будем искать еду на огородах, наверняка что-то да найдется. У нас даже при обычной уборке, что-то нет-нет да останется, а тут такое! Тонька, ты останешься с малышней, найдите место для ночлега, а остальные за мной!
На грядках, действительно удалось найти остатки фруктов и овощей, после торопливого сбора урожая.
В одном из домов Тоня обустроила место для ночлега: разбитые окна закрыли ставнями, чтобы не так сильно дуло, рассадила детей по кроватям, даже нашлись какие-то самодельные игрушки на потеху. Печь топить не стали, чтобы дым из трубы не привлек к ним ненужного внимания очередных бомбардировщиков.
Через некоторое время на пороге появились добытчики с едой.
- Ура! Еда! Еда! - подскочила ребятня и обступила пришедших в дом юнцов.
- Сегодня придется обойтись тем что есть. Стемнело уже, - Вадим замершими красными пальцами раздавал яблоки, морковку и горстки поздней малины, - а завтра разведем костёр, меня отец учил, чтобы дыма не было, - с гордым видом оповестил начальник. - И сварим похлёбку. Там ещё картошка есть, свекла, репа, пару луковиц найдется, но их надо еще выкопать.
Перекусив небогатым ужином и громыхая пустыми желудками, дети легли спать.
Утром встали рано и отправились шерстить по домам, ища все, что может сгодиться в еду. Малыши тоже помогали. У них лучше всего получалось находить закатившиеся луковицы или картошины по углам, в одном из домов удалось даже найти банку немецкой тушенки среди хлама! Вот это была удача!
На заднем дворе, в амбаре, Вадим развел небольшой костёр в вырытой ямке. А Тоня, как самая старшая из девочек, принялась стряпать на нём еду, по принципу "я тебя слепила из того, что было". Вышло довольно неплохо.
Так удалось продержаться несколько дней. Время от времени были слышны перестрелки и взрывы бомб, окрашивая ночное небо ярким заревом. А когда все стихало, то начинали выть волки, ища новую добычу. От того дети в страхе жались к Тоне, боясь, что это всё докатится и до их временного пристанища.
- Припасов надолго не хватит, - декларировал Вадим, уперев руки в бока и стараясь переключить внимание с негативных обстоятельств снаружи на более насущные проблемы внутри избы. Он с деловитым видом осматривал скромные запасы еды, собранные по крохам. - Придется идти дальше. Погода портится ещё больше. Морозов мы здесь не переживём. Да и немцы где-то рядом. Нам от наших красноармейцев никак нельзя отстать. Иначе беда будет.
Уходить в никуда никто не хотел, но пришлось согласиться с его доводами и авторитетом.
Вечером Тоня сварила реповую кашу на завтрак, чтобы утром не тратить времени на ее приготовление, а лишь слегка подогреть. И с первыми лучами солнца, собрав свои запасы, юный отряд двинулся в путь.
Идти по дорогам - небезопасно, ещё свежа память о недавней бомбёжке. Поэтому, снова пошли через лес и очень скоро вышли к широкому полю.
Открытая местность настораживала своей идеально ровной и хорошо просматриваемой поверхностью. Но делать нечего, нужно идти дальше.
Шли быстро, пригибаясь к земле, то и дело осматривая небо, стараясь при этом издавать как можно меньше звуков, чтобы было слышно приближение самолётов и вражеской пехоты.
Погода окончательно испортилась. Небо затянуло темными тучами, поднялся сильный ветер, ледяной дождь больно хлестал по лицу. Старенькие рваные покрывала, взятые из деревни, быстро промокли, а спрятаться-то и негде.
Один из мальчишек заметил овраг и зачем-то позвал с собой ещё двух ребят. Спустились туда, а минут через пятнадцать они вернулись и позвали за собой всех остальных детей, ожидающих на вершине.
В одной из "стенок" оврага была огромная дыра. Что это было никто не знал, то ли старый тоннель, то ли большая нора. Да и в тот момент это было неважно, главное укрыться от дождя.
Малышню сразу спрятали, а ребята постарше вернулись в поле и нарвали длинной высохшей травы, чтобы сделать хоть какое-то подобие подстилки.
Промокшие насквозь и трясущиеся от холода дети, сбились в кучу, греясь один об другого. Так и уснули.
***
Ночь выдалась холодная. Дождь, наконец-то, перестал лить. На небе появились звёзды. А на землю опустились первые заморозки. Весьма некстати. Поле покрылось белой нарядной пеленой. Обычно такой красоте глаз радуется, но не сейчас, когда ты мокрый, замерший и согреться никак не получается.
Вдруг, посреди ночи послышалось какое-то шуршание, хруст веток и недовольное фырчанье с рычанием вперемешку.
Открыв глаза, сироты увидели на "пороге" норы силуэты хозяев собственной персоной. Глаза светились, а оголённые белые клыки блестели в темноте. Бедные дети сжались ещё сильнее, чем прежде. Кто это был и сколько их, в потёмках определить было сложно, но всё же напоминали они волков.
Первый, видимо вожак, скалясь и тихонько рыча, двинулся вперёд и стал обнюхивать незваных гостей. Те сидели тихо, не шевелясь, понимая, что лишние крики и паника в замкнутом пространстве точно делу не помогут.
Осмотрев каждого, хозяин перестал рычать, щёлкнул зубами, облизнулся и стал укладываться рядом с детьми. Остальные члены стаи последовали его примеру и обложили ребят со всех сторон, создавая плотное кольцо.
Видя, что волки не против присутствия маленьких гостей и настроены весьма гостеприимно, ребята последовали их примеру и улеглись обратно по своим местам, теперь уже в компании новых знакомых. Теплая шерсть животных была лучше любого одеяла той холодной ночью и отлично согревала.
На рассвете стая ушла так же неожиданно как и появилась.
***
Валентина и по сей день уверена, что это была именно стая волков. Почему они так лояльно и даже заботливо подошли к маленьким сиротам, остаётся загадкой. Возможно, в трудные времена даже животные становятся миролюбивее и "человечнее", чего к сожалению, нельзя сказать о людях.
Основано на реальных событиях.
Продолжение следует...
P.S. Благодарим нашу читательницу за предоставленный материал, послуживший написанию данного рассказа.
Автор: Наталия Ковальска
Свидетельство о публикации №221101101567