Лимонад

Толя смотрел в заднее окно на дорогу. Дядя Ваня сидел за рулем. Ваня сидел рядом с ним, хотя ему еще нельзя было сидеть на переднем сиденье.
Толя переместился к боковому окну. Он смотрел на проезжающие мимо машины. Городские улицы сменились сельскими видами. На лугах паслись коровы, иногда встречались лошади. В неизменный восторг Толю приводили суслики. Стоило им показаться возле своих норок или совершить короткую пробежку, как он начинал кричать:
- Суслики! Суслики!
Еще ему нравилось смотреть на горы. Большие и величественные. Время от времени на них белели надписи вроде «Берегите лес» и все в таком роде.
Солнце уже стояло высоко. В машине становилось жарко. Толя покрутил ручку на двери и стекло немного опустилось. Подул свежий ветерок.
- Сейчас начнется, - сказал Ваня.
Толя отодвинулся от окна и сел по центру сидения. Впереди начинался крутой спуск. Дядя Ваня прибавил скорости. Машина поехала в низину. Толя схватился за живот. У него появилось тянущее чувство, защекотало низ живота. Ваня тоже держался за живот, он рассмеялся.
Спуск закончился, начался подъем. Старенькая шестерка с трудом поднималась вверх. Мотор гудел изо всех сил. В какой-то момент Толя подумал, что машина не сможет заехать на вершину. Но шестерка не подвела.

Машина подъехала к воротам. Они представляли собой деревянные столбы и балки. Дядя Ваня вышел из машины, подошел к воротам и сдвинул три балки вбок. Он сел в машину, и они проехали во двор.
На шум машины из дома вышли две старушки. Толя последним вышел из машины. В нос ему сразу ударили деревенские запахи: навоз и сено.
- Кто это у нас? – спросила полная старушка.
- Это Ваня, мой сын, - ответил Дядя Ваня.
- Сколько тебе лет? – спросила она.
- Восемь, - ответил Ваня.
- А тебя как зовут? - спросила она Толю.
Толя опустил голову и не ответил.
- Стесняется, - дядя Ваня потрепал его по голове. – Это Толя, племянник. За компанию с нами приехал.
- А сколько тебе лет?
- Должно быть шесть, - ответила седая старушка.
Толя с удивлением посмотрел на нее. «Откуда она знает?». Это, вроде, была какая-то дальняя родственница, но он не был уверен.
- Ладно, я пойду, - сказала полная старушка. – Покорми их хорошенько.

На столе стояла большая тарелка мяса с картошкой. От нее поднимался густой пар. Старушка воткнула деревянную ложку в центр тарелки.
- Накладывайте себе сколько хотите, - сказала пожилая старушка.
Толю уговаривать было не нужно. Он с аппетитом ел мясо с картошкой с хлебом с маслом. Все было свежим и очень вкусным. Его тарелка быстро опустела.

Толя с Ваней вышли во двор.
- Там лошадь есть, - сказал Ваня. – Пойдем, посмотрим.
Они пошли через двор. Мимо стога сена, мимо теплиц и огорода. В стороне от дорожки стоял туалет. Проход на заднюю часть двора отделяла калитка. Ваня отодвинул засов и прошел дальше. В загоне бегала лошадь. Коричневая, с белым пятном на морде. Толя осторожно подошел к загону.
- Она чужаков не любит, - сказал Ваня. – Видишь, как на тебя фыркает? Она больно кусается. Может запросто пальцы откусить.
Толя испугался и отошел подальше от загона.
- Хочешь ворота открою? – спросил Ваня, подходя к воротам загона.
- Нет, не надо, - сказал Толя жалобно.
- Сейчас открою.
- Не надо.
Толя побежал назад. Остановился он только возле дома. За ним прибежал Ваня, он смеялся.
Из дома вышел дядя Ваня.
- Я поехал, - сказал он. – Вы тут с бабушкой останьтесь.

Толя с Ваней сидели на воротах. Они смотрели на дорогу. На дороге появилось трое ребят. Они подошли к воротам. Ваня спрыгнул с ворот.
- Привет, - сказал лысый мальчик, пожимая руку Ване. – Давно приехал?
- Сегодня утром, - ответил Ваня.
- А это кто?
- Брат двоюродный.
- Мы тут на гору собрались. Пойдешь с нами?
- Пойду.
Толя спустился с ворот.
- Я тоже с вами пойду.
- Тебе с нами нельзя, - сказал лысый мальчик. – Ты еще маленький.
- Я не маленький.
- Останься здесь, - сказал Ваня.
Ребята с Ваней стали уходить. Толя пошел за ними.
- Побежали, - сказал лысый мальчик.
Они побежали. Толя побежал за ними. Он споткнулся и больно ударился коленкой. Он заплакал. Ваня с ребятами убежал. Их было уже не догнать.

Толя сидел на крыльце, уткнувшись головой в колени. Он плакал. Не столько от боли, сколько от обиды. Рядом раздался «мяу». Толя поднял голову. На нижней ступеньке сидел полосатый серый кот. Он поднялся по ступенькам и сел рядом. Толя погладил его по голове. Кот снова мяукнул, потом деловито забрался на руки к Толе. Он улыбнулся и вытер слезы.
На крыльцо вышла бабушка.
- Вот ты где, - сказала она. – А где Ваня?
- Он с ребятами на гору пошел, - ответил Толя. – А это чей кот?
- Соседский.
- А как его зовут?
- Барсик. Вообще странно, что он у тебя так на руках лежит. Обычно он в руки никому не дается. Тот еще вредина.
Барсик возмущенно мяукнул.
- Вот-вот, - сказала бабушка. – Я вам с Ваней лимонад купила. В холодильнике лежит. А вечером я вам пирожки сделаю.

Толя лежал на стоге сена и пил лимонад. Ванину бутылку он спрятал в сене. Бабушка позвала есть пирожки.
На столе стояли две большие миски. В одной были пирожки с картошкой, а в другой - с мясом. Толя начал с пирожков с картошкой. Бабушка налила ему чай с молоком.
- Ты ешь спокойно, - сказала она. - А я пойду смотреть свой сериал.
Толя съел пирожок с мясом.
Пришел Ваня. Он помыл руки и сел за стол.
Толя взял по пирожку из каждой миски и пошел на улицу. Он ходил по двору, высматривая Барсика. Пирожок с картошкой он уже съел, а с мясом оставил для нового друга. Толя еще походил по двору, но Барсик так и не объявился. Делать было нечего, и он съел пирожок с мясом.
Толя подошел к дому. Он осторожно заглянул в окно. Ваня сидел за столом и о чем-то говорил с бабушкой. Толя пошел к стогу сена.
Он достал бутылку лимонада. Железная крышка на ней поставила Толю в тупик. Домой за открывашкой идти было нельзя. Он попытался открыть ее рукой, но только ободрал ладошку. Он посмотрел вокруг, можно ли чем-то открыть бутылку. Толя пошел к забору. В одном из столбов торчал гвоздь. Толя приложил крышку и потянул вниз. Оттянулся только уголок крышки. Процедуру пришлось повторить несколько раз, но бутылку он все-таки открыл.
Толя сделал глоток. Он поморщился. Лимонад стал теплым и приторным на вкус. Он с трудом выпил половину бутылки. Остальное он вылил в траву.
На крыльце сидел Ваня. Толя подошел к нему с пустой бутылкой в руке.
- А бабушка нам лимонад купила, - сказал Толя. – Свою бутылку я днем выпил, а твою – сейчас.
- Вот захочешь ночью в туалет, а я с тобой не пойду. Придется самому идти через весь двор.
Толя переменился в лице.
- А тут по ночам еще призрак ходит, - продолжил Ваня. – Мне Петя рассказал, что весной возле горы дом сгорел. В нем жил одинокий старик. Он спал, когда случился пожар и так и не узнал, что умер. С тех пор он ходит по дворам.
Толя испугался.
- Пойдешь ночью в туалет, а он тебя схватит.
- Ты врешь.
- Не вру. Сам спроси у бабушки.

Ночь.
Толя проснулся. Ему очень хотелось писать. Он вылез из кровати. В темноте он не мог сообразить, где дверь. За окном гудел ветер. В окно скреблись ветки дерева. Ему стало страшно. Он переминался с ноги на ногу. Толя почувствовал себя очень маленьким посреди большого темного дома. Он заплакал.
- Ваня, - позвал Толя. – Ваня.
Толя подошел к нему и стал трясти. Ваня проснулся.
- Я писать хочу, - сказал Толя.
- Ладно, идем.
Ваня вылез из кровати. Он пошел вперед, Толя за ним. Они прошли через темный коридор. Ваня открыл дверь. Толя вышел на крыльцо. Он посмотрел на туалет. Ему казалось, что он очень далеко. Еще он боялся, что призрак старика схватит его.
- Ты с крыльца пописай, - сказал Ваня.
Толя пописал с крыльца. Они закрыли дверь и пошли спать.


Рецензии